«Алапаевские мученики» в пекине

«Алапаевские мученики» в пекине

Перепост с дружественного сайта ????:

В книге  «Повседневная жизнь «русского» Китая» (М.: Молодая гвардия, 2006. — 376 с.) Наталья Старосельская ссылаясь на Г.В.Мелихова приводит необычную и ужасную по собственному содержанию историю захоронения на территории русской духовной миссии в Пекине «алапаевских мучеников».

Речь заходит об убитых (казнённых) представителями советской власти 17 июля 1918 г. (через день после расстрела членов царской фамилии) в Пермской губернии князей Сергея Михайловича, Игоря и Иоанна Константиновичей, великих княгинь Елизаветы Фёдоровны, Елены Петровны, князя Владимира Павловича Палея, барона Фёдора Семёновича Ремиза, монахини Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой.

Их всех живьём скинули в шахту Алапаевского рудника, забросали взрывчаткой и гранатами, в надежде, что по окончании взрыва в шахте случится обвал, что и скроет результаты страшного злодеяния. По какой-то случайности обвала не случилось.

Несчастные искалеченные люди в течение нескольких суток мучительно умирали от ран, голода и жажды. Это подтвердила медицинская экспертиза, которую совершили белые войска адмирала Колчака спустя более трёх месяцев, в то время, когда ими был захвачен Алапаевск.

В октябре 1918 г. тела жертв достали из шахты, освидетельствовали, опознали и временно захоронили в склепе под алтарём Свято-Троицкого Алапаевского собора.

В июне 19919 г. под натиском красных армий белые вынуждены были покинуть Алапаевск. Дабы спасти тела убиенных от глумления, было решено эксгумировать их и вывезти в надёжное место.

Но где возможно было отыскать надёжное место в воюющей везде России? Из доклада игумена Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии отца Серафима (Кузнецова) как мы знаем, что из Алапаевска до Тюмени он, подвергая себя и двух послушников смертельной опасности, без документов на проезд, инкогнито в течение 10 дней в отдельном вагоне сопровождал 8 гробов по территории, которую осуществляли контроль местные коммунисты.

В это еле смогповерить кроме того генерал М.К.Дитерикс, ставка которого пребывала тогда в Ишиме, куда и смог добраться папа Серафим со своим скорбным грузом.

По окончании личного осмотра гробов генерал М.К.Дитерикс вознёс хвалу Всевышнему за его помощь в праведном деле и выписал отцу Серафиму сопроводительные документы как на груз армейского назначения. Это пара облегчило задачу перевоза гробов с телами убиенных.

В Омске, где в большинстве случаев досматривали все вагоны, груз армейского назначения отца Серафима не досматривали,  и он смог продолжить собственный скорбный путь.

29 августа 1919 г. поезд прибыл в Читу, где попал в крушение. Но и в этом случае вагон с гробами не взял повреждений.

При содействии атамана Семёнова Г.М. и японских военных гробы тайно были вывезены в Покровский монастырь . В том месте они пребывали в течение 6 месяцев  под полом кельи, в которой жил папа Серафим.

5 марта 1920 года все 8 гробов были вывезены отцом Серафимом по КВЖД в Хайлар (Внутренняя Монголия). Бывшая супруга атамана Семёнова Мария Михайловна помогла денежно в оплате проезда. Она применяла для этого золотые слитки, полученные при разводе в виде отступного.

При содействии атамана Семёнова и генерала Дитерикса отцом Серафимом были взяты новые сопроводительные документы на сопровождение груза. В документах он был уполномочен «хранить гробы, отыскать им место временного спокойствия и, при благоприятном условии, в своё время возвратиться с ними в Россию».

В Хайларе, что был захвачен коммунистами, один из гробов был вскрыт. Дабы избежать надругательства над останками, папа Серафим был должен обратиться к китайскому руководству, которое выделило охранников.

На станции Куаньчэнцзы Южно-Маньчжурской железной дороги к китайской охране прибавилась ещё и японская. В первых числах Марта 1920 г. вагон прибыл в Харбин, где был встречен епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) и последним официальным посланником императора Николая II в Китае князем Кудашевым Н.А.

16 апреля 1920 года поезд благополучно Пекина, где был встречен крестным ходом Православной духовной миссии в Китае.

Ещё до прибытия поезда епископ Мефодий направил весточку епископу Иннокентию о том, что останки «алапаевских мучеников» следуют из Харбина в Пекин. Весточка была кроме этого продемонстрирована  послу России в Китае Кудашеву Н.А.

Но Кудашев высказался против захоронения останков в Пекине и настаивал на погребении их в Мукдене, где, согласно его точке зрения, была «пригодная для захоронения часовня». Согласно точки зрения посла, гробы следовало бы вывезти в Европу либо иное надёжное место.

Как мы знаем, миссия в Пекине пользовалась громадным авторитетом в православном мире. Члены миссии не вели активной миссионерской работы. Они сконцентрировали внимание на потомках албазинских казаков в Китае и на культурной и благотворительной деятельности.

Миссия имела собственную типографию. В первой половине 20-ых годов XX века в том месте начал издаваться первый в Китае «толстый» публично-литературный издание «Русское обозрение».

Миссия размещалась на территории «Бэйгуань», которая ещё в начале 18 века была навечно подарена России императором Китая Канси.

Но предать тела «алапаевских мучеников» русской почва выяснилось нереально. В Китае существовал закон, по которому мёртвые тела запрещалось вносить в Пекин. Помимо этого, офпред Русского консульства Кудашев Н.А. был категорически против этого.

По окончании праздничной встречи поезда в Пекине, в которой ни посол, ни его представители не принимали участие, гробы с останками были установлены в церкви Серафима Саровского на Русском кладбище.

В ноябре 1920 г. по просьбе сестры Елизаветы Фёдоровны принцессы Виктории Баттенбергской папа Серафим сумел перевезти два гроба с прахом великой княгини Елизаветы Фёдоровны и монахини Варвары Яковлевой в Иерусалим в Гефсиманскую Марфо-Мариинскую обитель.

Это совпадало с прижизненным жаждой Елизаветы Федоровны: она желала, дабы ее   похоронили в Святой почва. Сначала гробы перевезли в Тяньцзинь, после этого в Шанхай.  Потом морским путём через Суэцкий канал гробы доставили в Египет, и лишь позже в Иерусалим.

Перед отъездом папа Серафим передал ключи от склепа епископу Иннокентию (Фигуровскому), тогдашнему главе духовной миссии в Пекине.

Так, в склепе на Русском кладбище осталось шесть  гробов. Во второй половине 30-ых годов XX века  было однако получено разрешение от властей Китая перенести прах «алапаевских мучеников» на территорию миссии в церковь Всех Святых Мучеников. Церковь была воздвигнута по окончании восстания ихэтуаней («боксёрского восстания» 1900 г.).

Как мы знаем, это восстание было в основном направлено против христианства, и, первым делом, в самом Китае.  «Боксёры» замучили 222 православных китайца, каковые стали первыми святыми мучениками, в честь которых в апреле 1902 г. по ходатайству главы русской духовной миссии и во выполнение Указа Святейшего Синода №2874 от 22 апреля 2002 г. был сооружён храм Всех Святых Мучеников.

Казалось бы, останки получили, наконец, вечный упокой. Но в первой половине 50-ых годов XX века Русская духовная миссия была закрыта по инициативе властей Китая. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века её территория была передана под строительство нового комплекса консульства СССР.

До тех пор пока шло строительство консульства, в церкви ещё длились работы. Последняя Пасхальная работа прошла в первой половине 60-ых годов двадцатого века. В начале 1964 года строительство закончилось, и гробы с прахом «алапаевских мучеников» снова перевезли на Русское кладбище.

На протяжении «культурной революции» Русское кладбище было разгромлено хунвэйбинами. Потомки албазинцев свидетельствовали, что могилы с захоронениями раскапывались, а кости погибших сбрасывались в ближайшее озеро. Наверное, эта же участь постигла и останки «алапаевских мучеников».

Во второй половине 80-ых годов XX века власти Китая запретили  каждые захоронения в Пекине. На месте Русского кладбища был создан Парк Молодёжного озера. Неестественный водоём скрыл фактически всю территорию ветхого кладбища.

По словам Мелихова Г.В., существует предание, которое гласит, что при создании парка, либо кроме того раньше, склеп под уничтоженной церковью чтобы не было предстоящих глумлений над останками был залит бетоном, а,  возможно, кроме того намеренно перемещён на дно нового водоёма  под толщу воды.

К сожалению, никаких документальных свидетельств этому нет. Остаётся большое количество вопросов, остаётся надежда. В это же время, многострадальный  прах  «алапаевских мучеников» до сих пор остаётся в старой почва Китая.

В 2004 году на 10 дней в Москву были привезены святые мощи великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Ей одной из «алапаевских мучеников» довелось хоть на время возвратиться на Родину, которая в силу  через чур сложных внутренних противоречий так сурово с ней обошлась.

Толпы прихожан, легко россиян имели   возможность поклониться мощам той, которая когда-то давно-давно создала в Замоскворечье Марфо-Мариинскую обитель и приняла мученическую смерть.

Во второй половине 80-ых годов XX века, в то время, когда в Российской Федерации уже началась перестройка, в том числе и в умах, был явный шанс положить конец многострадальным скитаниям праха «алапаевских мучеников», дать им упокой и долгожданное успокоение на родной почва. очевидно был, но Российская Федерация им не воспользовалась.

Ещё большего сожаления приводит к тому факту, что на протяжении  визита в Китай в мае 2013 года Митрополита Всея Руси Кирилла и его службы на той самой территории консульства России, мы ничего не услышали  об истории «алапаевских мучеников». Говорилось очень многое об истории христианства в Китае, о судьбах албазинцев, дружбе китайского и русского народов.

Возможно,  в случае если выражаться словами ранееупомянутого посла России Кудашева, данный факт так и остаётся для России   «щекотливым вопросом».

Справедливости для, необходимо подчеркнуть, что Генпрокуратура России в 2009 г. реабилитировала посмертно всех убитых в Алапаевске.

РПЦ за границей канонизировала всех убитых (не считая Ф.Ремеза). А вот РПЦ удостоила данной чести лишь двух из них — великую княгиню Елизавету инокиню и Федоровну Варвару.

Может, потому и не были упомянуты  «алапаевские мученики», что останки двух канонизированных из них уже давно были не в Китае?

Более подробную данные возможно отыскать в книгах:

Старосельская Н. Повседневная жизнь «русского» Китая. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 376 с.

Янчевецкий Д.Г. 1900. Русские штурмуют Пекин. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. -640 с.

Усов В.Н. Советская разведка в Китае в 20-е годы XX века. — М.: «Дом Конфуция», 2011. -384 с.

Случайная запись:

Алапаевских мучеников вернут из Китая?


Статьи по теме: