Азия и украинский вопрос

Азия и украинский вопрос

Украинский кризис принципиально поменял уровень безопасности и геополитическую ситуацию не только в Центральной и Восточной Европе, но и на Дальнем Востоке.

Масштаб кризиса на Украине и российско-украинского конфликта стал причиной тому, что к восточноевропейским проблемам было нужно пара раз обратиться Совету безопасности ООН. Но по причине того, что Российская Федерация, другими словами постоянный член Совета, участвует в этом конфликте, ожидать действенных действий ООН не приходится.

Разделение участников Совета безопасности по линии Россия-Запад сначала конфликта было четким и ясным. В итоге особенное значение взяла позиция другого постоянного участника — Китая. В комментарии Nowa Europa Wschodnia доктор наук Ли Ксин, директор Центральной изучения Азии и Центра России шанхайской Академии интернациональных изучений, выделил, что Киев и Москва являются ответственными партнерами Пекина, а отношения с ними носят стратегический характер. «Исходя из этого необходимость выработки позиции по украинскому кризису, вылившемуся в открытый конфликт Украины с Россией, поставили Китай в непростое положение», — додаёт Ли Ксин.
Из «непростого положения» Китай выпутался предсказуемым методом: он воздержался в голосовании за резолюции ООН на тему территориальной целостности и аннексии Крыма Украины. С позиций пекинских заинтересованностей лучшим ответом было не поддерживать никого из сторон.

Китайская изюминка: выжидание

Нет сомнений, что не обращая внимания на акцентирование важности китайско-украинских контактов, пекинские власти ставят на первое место интересы, связывающие Китай с Россией. В контексте охлаждения взаимоотношений Москвы с западными государствами ей также было принципиально важно усилить собственный альянс с Китаем.

Недвусмысленный сигнал в этом замысле был дан, например, на майской встрече фаворитов двух государств в Шанхае, где был подписан 30-летний договор между Газпромом и китайской национальной нефтяной компанией CNPC на поставку 38 млрд кубов газа. Официально установленная цена остается бизнес-тайной и будет зависеть от стоимость бареля нефти на мировых рынках, но просто подсчитать, что она будет колебаться в рамках 350-390 долларов за 1000 кубов.

Так, китайцы заплатят значительно меньше, чем большая часть европейских клиентов газа ГазПрома. Согласно точке зрения ряда специалистов, цена поставок в Китай для Газпрома находится на границе рентабельности.

Но Путину ответственнее всего был сам факт подписания договора, дающий Евросоюзу ясный сигнал в отношении европейских попыток взять независимость от поставок русского сырья. Послание Путина было недвусмысленным: он желал продемонстрировать Брюсселю, что Российская Федерация не обречена на поставки газа только в ЕС, и может диверсифицировать собственных клиентов.

Намерения российского президента сложно трактовать в противном случае, раз решение по условиям и цене договора было принято им как раз на данный момент. Переговоры о поставках газа в Китай велись в течение 10 лет, а при планировании импорта на уровне нескольких десятков миллиардов кубов газа, любой американский доллар отличия в цене разрешал Пекину очень сильно сэкономить. Газпром продолжительно не желал идти на уступки в этом вопросе: понижение цены означало бы понижение рентабельности поставок, а помимо этого вело бы к усилению китайской экономики, а тем самым — геополитической позиции этой страны.
Но украинский кризис всецело поменял подход Кремля к данной теме. На протяжении переговоров в Шанхае их участники, как в прошлые годы, продолжительно не могли придти к соглашению по вопросу цены, но в последний момент к переговорам присоединился Путин, что решил пойти Китаю на уступки.

Так, украинские события напрямую оказали влияние на заключение очень важного с позиций китайской экономики соглашения. В соответствии с практически всем прогнозов, потребление газа в Китае будет быстро расти и в ближайщее время может преодолеть отметку в 300 миллиардов кубов. В соответствии с размещённому в июне Статистическому обзору всемирный энергетики компании BP, Китай произвел в прошедшем сезоне 117,1 млрд кубов газа, другими словами на 10% больше, чем в году прошлом.

Но количество потребления газа растет несоразмерно стремительнее, в том же самом году он составил 161,6 млрд кубов, это указывает, что за год потребление возросло на 15 млрд кубов (практически столько же потребляет в год Польша).

Пекин покрывает недостаток газа по большей части за счет импорта из Туркменистана (в 2013 году — 24,4 млрд кубов) и приобретения СПГ в количестве на уровне 24,5 млрд кубов. Принимая к сведенью упомянутые прогнозы, гарантии поставок из России в рамках договора с Газпромом усиливают энергобезопасность Китая и имеют громадное значение для его экономики.

Не сейчас и не на следующий день

В это же время китайские специалисты обращают внимание на расходы и реализации долгосрочные перспективы контракта, каковые нужно будет понести Газпрому для постройки нужной инфраструктуры (глава компании Алексей Миллер признал, что пригодится положить около 55 миллиардов долларов). Кое-какие эксперты кроме того объявили, что реализация договора в его современном виде может оказаться неосуществимой, а Российская Федерация попытается пересмотреть его условия.

Но таковой сценарий думается маловероятным. Кроме того в случае если установленная в контракте цена не думается Газпрому удовлетворительной, управление концерна разглядывает данный договор в долговременной возможности: он делает из русского монополиста ответственного энергетического партнера Китая и (принимая к сведенью предусмотренную договором возможность повышения количества импорта до 60 млрд кубов) может в будущем поставить китайский энергетический сектор в зависимость от России.

Благодаря постройке газопровода Газпром кроме этого гарантирует поставки промышленным и частным потребителям на русском Дальнем Востоке, а Путин сможет, наконец, выполнить много раз звучавшее обещание активизировать регион в экономическом замысле. Управление России и Китая кроме этого разглядывают возможность создания неспециализированной экономической территории между граничащими между собой территориями двух стран.

Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация в рамках совместного фонда планируют инвестировать около 400 миллионов долларов в постройку моста на реке Амур. Он соединит китайскую провинцию Хэйлунцзян и русского Иудейскую независимую область.

Энергетическое соглашение есть, но, только частью целого пакета экономических контрактов, каковые призваны активизировать двустороннее сотрудничество и существенно повысить количество товарооборота. Путин и Си Цзиньпин вправду заявили, что в ближайшие шесть лет он вырастет в два раза: в первой половине 20-ых годов XXI века его количество составит 200 млд дол.

Оба страны кроме этого ведут переговоры о создании нового рейтингового агентства. Его появление уничтожит господство американских агентств, как StandardPoor’s, Moody’s и Fitch. Вторым вызовом для США и Запада в экономическом замысле станут проекты создания совместного развития и банка помощи, что станет на интернациональном рынке соперником МВФ.

Не рой второму яму

Неоднозначная позиция Китая по поводу аннексии Крыма приводила к удивлению мэрии и горсовета Киева, потому, что ранее китайцы последовательно подчеркивали значение правил нерушимости национальных границ, невмешательства и территориальной целостности во внутренние дела вторых стран. Такая позиция проистекала из политики «единого Китая», и неприятностей с Тибетом и Синьцзян-Уйгурским независимым районом.

Особенно нестабилен второй, поскольку в том месте довольно часто происходят теракты, за которыми стоит Исламское перемещение Восточного Туркестана, стремящееся к отделению региона. Последний террористический акт случился в городе Урумчи в последних числахМая, в следствии чего погибли 30 человек. Мэрия и горсовет Киева предприняли тогда крупномасштабную антитеррористическую операцию, арестовав в течение нескольких суток более 200 человек, подозреваемых в помощи террористической деятельности.

Осмотрительная позиция Китая по поводу аннексии Крыма, может показаться многим необычной. направляться, но, посмотреть на данный вопрос через призму «realpolitik» и в более широком контексте: не следует забывать о территориальных спорах Китая с Японией, Вьетнамом, Филиппинами, Брунеем и Малайзией около островов Сенкаку, Спратли, Парасельских островов, и рифа Скарборо в Восточно-Китайском и Южно-Китайском море. поддержка России и Казус Крыма смогут стать в будущем важным «доводом» для трансформации статус-кво в регионе и навязывания Китаем собственного территориального контроля над богатыми энергетическими ресурсами и рыбой районами.

Негласное оружие

Наблюдающееся сейчас ухудшение взаимоотношений в восточноазиатском регионе стало причиной обмену обоюдными обвинениями между Китаем с одной стороны и Японией, Филиппинами и Вьетнамом с другой, и привело к резкой критике действий Пекина Вашингтоном. В контексте напряженности в американо-китайских отношениях Китаю принципиально важно склонить на собственную сторону поссорившуюся с западом Россию, а тесное сотрудничество между двумя странами возможно разглядывать как желание создать антиамериканский альянс и сократить влияние Америки в регионе.

Китайское управление, не обращая внимания на протесты Вьетнама, решило разместить буровую платформу в спорных водах Южно-Китайского моря в районе Парасельских островов. Более того, управление морской безопасности Китая сказало, что в связи с работой платформы до середины августа запрещается перемещение судов в радиусе 4,8 километров от данной территории.

Действия Пекина стали причиной вспышке антикитайских протестов во Вьетнаме. Прошли бессчётные демонстрации, участники которых нападали на фирмы с китайским капиталом, не обошлось без смертельных жертв. Вьетнам, ссылаясь на конвенцию по морскому праву от 1982 года и полагая спорные территории собственным континентальным шельфом, и необыкновенной экономической территорией, "настойчиво попросил" ухода Китая и остановки работ с данной территории.

Обстановка подверглась резкой критике США: глава МинОбороны Чак Хэйгел (Chuck Hagel) объявил, что китайские территориальные претензии дестабилизируют обстановку в регионе. Премьер Японии Синдзо Абэ, со своей стороны, заверил, что Токио поддерживает Филиппины и Вьетнам в их территориальных спорах с Китаем. Но, в связи с бессчётными авиационными инцидентами в районе спорных островов Сенкаку сейчас возросла напряженность и в китайско-японских отношениях.

Обеспокоенность в регионе вызывает кроме этого большой рост количества финансирования китайских армии, каковые проходят процесс модернизации и оснащаются современными оружиями. США обвиняют Китай в том, что тот занижает цифры собственных военных затрат: в конечном итоге они смогут быть на 20% выше тех, что находятся в официальной статистике. Согласно данным Пентагона, в 2013 году армейский бюджет Китая составлял приблизительно 145 млд дол, а не, как утверждают китайцы, 119,5 миллиарда.

Примирительные жесты: как продолжительно это продлится?

Так, украинский кризис повлиял на обстановку на Дальнем Востоке: в следствии ухудшения взаимоотношений между Западом и Россией активизировалось сотрудничество между Пекином и Москвой, и укрепился антиамериканский российско-китайский альянс. Его развитие событий и дальнейшее существование в регионе будут зависеть от характера контактов России с Западом. В ближайшее время они, но, не улучшатся, потому, что их продолжит определять нестабильная обстановка в восточной части Украины и обвинения в помощи сепаратистов, звучащие в адрес России.

В это же время американское управление поймёт вес российско-китайского альянса и исходя из этого сейчас сделало пара примирительных шагов в сторону Пекина. Перед шестым раундом стратегического и экономического диалога Китая и США (9-10 июля) американский президент заявил о жажде развивать сотрудничество и конструктивно решать существующие неприятности. С примирительными заявлениями выступил кроме этого Си Цзиньпин: китайский фаворит сообщил, кто конфронтация Китая и США была бы трагедией.

Дружелюбные позиции проистекают как из рвения к разрядке и деэскалации конфликта напряженной обстановке, так и из осознания стратегических экономических заинтересованностей обоих стран. Но последовательность последних событий продемонстрировал, что сохранить стабильную обстановку в восточноазиатском регионе будет весьма сложно. Споры за территорию и расхождение заинтересованностей соседствующих между собой стран делают территорию Дальнего Востока очень конфликтогенным регионом, и это только вопрос времени, в то время, когда в данной части мира снова возрастет напряженность и случится очередная эскалация конфликта.

Петр Байор

Случайная запись:

УКРАИНСКИЙ ВОПРОС (12.05.2017)


Статьи по теме: