«Династия цинь», или чему китайцы учат свою молодежь

«Династия цинь», или чему китайцы учат свою молодежь

Камрад Kornev пишет:

Поразительно, как китайский кинематограф «для собственных» отличается от той «рукомахательной» продукции, которую они гонят на внешний рынок. Взглянув исторический сериал «Семейство Цинь» (правильнее, его усеченную до 5 серий переводную версию), осознаёшь, что китайцы держат нас всех, все другое человечество, за стадо мартышек. По плану это что-то наподобие отечественного фильма «Российская Федерация юная», лишь умнее приблизительно на порядок.

Местный «Петр I» проводит реформы и формирует то государство, которое потом станет объединителем Китая. На протяжении этих реформ закладывается тот самый «дух китайской государственности», сокровище которого нынешние первые лица государства, по-видимому, желали бы донести до китайской молодежи и особенно — до подрастающей китайской элиты.

Центральным для этого фильма есть образ китайского интеллектуала Шан Яна (в фильме – Вэй Ян), что основал теорию «легизма» (концепция «правового страны» на китайский манер). Вот данный образ больше всего и поражает стороннего зрителя, привыкшего к совсем иному типу «китайского мудреца». Так как чем они кормят нас в «рукомахательной» продукции?

Типовой «китайский мудрец на экспорт» — это постаревший и впавший в маразм Расул Мирзаев, у которого под началом — целая школа Расулов Мирзаевых помоложе. Вот он сидит и изрекает «восточные истины» в духе дзен-буддизма либо даосизма. А вот вскакивает, умело машет ногами и руками, бьет учеников по балде бамбуковым посохом и т.п. «Так вот она какая, мудрость китайская!», — думает коварно одураченный россиянин. – «Нужно записать сыночка в школу китайских единоборств».

А выясняется, что «для собственных» образ совершенного китайца – это кабинетный интеллектуал в белых одеждах. «Шахматист». В фильме занудно и упорно доводится эта идея: китайскую государственность создавали не «бойцы», не «восточные мудрецы», не «спортивные чекисты», а цвет рационально мыслящей и нравственно безукоризненной китайской интеллигенции, в несколько с правителями, достаточно умными, дабы поставить собственную волю на работу превосходящей силе интеллекта.

Еще раз повторяю: за все пять серий фильма Вэй Ян ни разу никого не ударил и ни разу не опустился до высказывания какой-нибудь «восточной мудрости». Не смотря на то, что самих по себе боевых эпизодов в фильме предостаточно. Вся первая серия посвящена бесплодной попытке китайских «Чапаевых» шашкой «прорубить окно в Европу».

До тех пор пока, наконец, до них не доходит, что функционировать необходимо умом, а не силой, и что собственного ума у них на это не хватит – нужно привлечь интеллигенцию со всего Китая. Князь рассылает по всем углам Поднебесной собственных чекистов, чтобы те нашли и пригласили в княжество Дмитрия Евгеньевича Галковского самого умного китайца, талантливого «перевоплотить бедную голодную страну в цивилизованное страну».

Его и находят – в компьютерном шахматном клубе, где он обыграл в Galaxy+ Го какого-либо гроссмейстера и растолковывает публике стратегию игры. Любопытно, что по повадкам и складу ума, кинематографический Вэй Ян — это не «гуманитарий», и не «технарь», а скорее — специалист в компьютерных стратегических игрушках.

В течение фильма китайский интеллектуал занимается по большей части четырьмя вещами:

1) Мыслит. Причем только рационально, «по-американски», без всякой «китайщины» и «пелевинщины», без даосизма и буддизма, а также без привычной для россиян сиропистой «интеллигентщины». Появляется чувство, что всевозможную «китайщину» китайцы намерено отправляют нам на экспорт, чтобы прикинуться перед остальным миром «неопасными восточными дурачками».

А истина в том, что они очень умны, очень рациональны и исходя из этого — очень страшны.

2) Излагает ближайшим сотрудникам и правителю тонкости собственной теории. Большая часть его реформ была направлена на то, дабы сломать хребет местной военно-феодальной вершине, приучить ее к главенству закона и перевоплотить во что-то приличное.

3) Тыкает пальчиком и приказывает «сделать то, сделать это». А распоряжения у него – крутенькие. К примеру, такие:
— Придется, Ваше Величество, отрезать шнобель Вашему брату. Чтобы народ заметил, что правосудие у нас одинаково для всех. — А без этого никак запрещено? — К сожалению, никак.

И князь, проливая слезы, соглашается отрезать шнобель собственному горячо любимому старшему брату, что по сюжету – человек очень хороший и порядочный, но во бешенстве случайно совершить правонарушение.

4) Всемерно бережёт «преимущество интеллектуала». Мы в Российской Федерации привыкли к сервильной роли интеллекта. У нас культивируется «модель Левши», в то время, когда человек обязан сам прорываться к руководству с нужными идеями, а оно – шнобель воротит.

Люди отправляют послания Медведеву, дабы «открыть ему глаза на Правду», и т.п. Наоборот, китайский интеллектуал четко осознаёт, что метать бисер перед свиньями – это тщетное и вредное занятие. Так и себя унизишь, и поможешь свиньям сохранить собственную власть, если они все же частично прислушаются к твоим рекомендациям.

Пускай лучше начальственные свиньи сдохнут под грузом собственных неточностей, а на их место придет кто-то поумнее, лучше. Правитель сам сперва обязан показать понимания проблем и должный уровень интеллекта, дабы интеллектуал соизволил снизойти до него и поделиться собственными мыслями.

Иллюстрации этого правила посвящена чуть ли не целая серия (из пяти). Будучи представлен князю, Вэй Ян сперва тестирует его интеллект и пробует грузить популярными в те времена, но негодными для Цинь теориями: либерализмом в духе «Правого дела», конфуцианством, даосизмом, почвенничеством-толстовством и т.п. И лишь при третьей встрече, в то время, когда правитель прошел все «тесты», он, наконец, начинает сказать ему дело.

Правильнее, начинает с того, дает резкую выволочку глупым предкам князя, не сумевшим применять полностью богатые ресурсы собственной достоинства и страны ее превосходного народа.

Еще одна необычная для россиянина (и российского начальника) вещь в этом фильме – то, как Вэй Ян приступает к своим реформам. В качестве нужного условия реформ, он заставляет правительство практически заключить с народом «публичный соглашение». Основной пункт соглашения формулируется приблизительно так: «Вэй Ян гарантирует, что отныне и окончательно правительство будет держать эти обещания, без исключений и всяких оговорок».

И первые его действия призваны на деле доказать народу, что правительство больше не будет обманывать собственный народ, что ему возможно доверять, что оно сдержит собственные обещания любой ценой. В таком духе он и правил страной до самого финиша.

Я фактически не знаком с современной китайской культурой, не могу сообщить, есть данный сериал редким исключением, либо обычным образчиком новейшего китайского агитпропа. Но в случае если делать выводы по этому фильму, то послание китайской элиты собственному народу и собственному подрастающего поколению приблизительно таково:

1) Культ интеллектуализма. Интеллект — превыше всего. Интеллектуальные преимущества человека – самые полезные.

Страной должны править умнейшие, а не «примативы».

2) Подлинный интеллект неотделим от самоотверженности и щепетильной нравственности. «Интеллектуал-бессеребренник» — это самое полезное достояние нации, таких людей необходимо возвышать, в их руки необходимо отдавать деньги и власть.

3) Условие выживания страны – доверие между народом и элитой. Элита раз и окончательно обязана отказаться от желания обманывать собственный народ и нарушать собственные обещания.

4) База процветания страны – твёрдое соблюдение правил меритократии. Неприемлема обстановка, в то время, когда в стране хозяйничает корпоративно-клановая совокупность и все бонусы достаются вершине, без каких-либо заслуг с ее стороны, а простолюдины не приобретают продвижения и достойного вознаграждения в приз за заслуги и свой труд перед страной.

5) В деле управления народом и страной, «волюнтаризм» — это ничто, а все — это продуманные «правила игры», необходимые для всех.

В случае если русский элита, имея для того чтобы соседа, как и раньше будет тупить и делать народ все тупее, то граница Китая лет через 50 будет проходить по Днепру.

(Фактически сериал возможно обнаружитьторрентах)

P.S. Для очень настырных буквоедов поясняю, что этот текст — не об исторической теории легизма, а о том образе, что доносит до зрителей китайский сериал.

Случайная запись:

Кто в древнем Китае получал высшее образование?


Статьи по теме: