Другая планета с триллионами долларов

Другая планета с триллионами долларов

Необычные люди зачем-то ищут жизнь на вторых планетах, но совсем не догадываются, что совсем рядом с ними имеется развитые миры, по многим параметрам существенно превосходящие отечественный привычный американо-европейский мир «золотого миллиарда». Мы привыкли, что наибольший интернет-бизнес — это Гугл, Яху, Facebook, Amazon, Twitter, eBay. Для кого-то и Яндекс либо ВКонтакте — большие интернет-компании.

Но что вы сообщите о рынке размером в 600 млн активных пользователей всемирной сети, стартапах, выходящих на миллиардные IPO, национальных расходах на образование более $250 млрд в год и вебмагазинах, чья выручка превышает совокупную выручку Amazon и eBay? Вы сообщите, что это Китай. Верно: это Планета Китай.

Хьюго Барра до недавних пор был одним из топ-менеджеров Гугл, трудившимся в команде разработчиков флагманского продукта компании — ОС Android. Но ему не повезло (либо напротив): женщина, с которой он виделся (также сотрудница Гугл), Аманда Розенберг, сделала вывод, что ей намного больше нравится совладелец и босс компании Сергей Брин, что для неё кроме того разошёлся с женой.

Доподлинно неизвестно, повлияло ли это событие на решение Хьюго уйти из Google, но так или иначе сразу после обнародования «жёлтых» подробностей прекрасной судьбе в компании, Барра заявил о переходе в китайскую корпорацию Xiaomi (произносится «шаоми» с ударением на первый слог), производящую сотовые телефоны на базе Android и другую технику. Среди семерых основателей компании — два бывших «гуглоида», а сам Барра взял должность вице-президента по операциям в «остальном мире» (не в Китае). Сложно сообщить, для чего вам это знать, но знак компании — заяц в ушанке с красной звездой на ней.

В декабре 2013 года Хьюго Барра выступил на технологической конференции в Париже, поведав о том, что такое китайский интернет-рынок. Полная запись его беседы с Лоиком Ле Мёром (основателем конференции Le Web) — ниже и лишь для тех, кто владеет английским, но RUAT подготовил для собственных читателей подборку слайдов, представленных Баррой, с их переводом на русский и комментариями. Это стоит взглянуть, дабы лучше осознавать, в каком мире мы живём в действительности.

Китай из года в год делается всё более грамотным страной. на данный момент приблизительно каждый шестой выпускник колледжа (либо его аналога) в мире — китаец, наряду с этим часть США на этом рынке устойчиво понижается (см. первый график). Но, нужно осознавать, что речь заходит как раз о доле: в случае если в 1970-е годы «практически высшее» образование возможно было взять лишь в развитых западных государствах и в соцлагере, то на данный момент скоро растёт число выпускников колледжей в Китае, Индии, Южной Америке а также в Африке.

В безотносительном выражении число американских вузов и выпускников колледжей однако растёт, но в Китае за счёт «результата низкой базы» и другой возрастной структуры населения оно растёт намного стремительнее (см. второй график). Китай на данный момент производит около 8 млн более либо менее образованных парней ежегодно, а США — лишь 3 млн. Увидим, что напрямую сравнивать первый и второй графики запрещено: на первом — лишь выпускники колледжей, на втором к ним добавлены выпускники институтов.

Но тенденция в целом понятна.

Она подтверждается и третьим графиком: национальные затраты Китая на образование выросли с 2004 по 2011 гг. в пять раз до 250 миллиардов долларов в год. Продолжения графика Хьюго Барра не продемонстрировал, но в случае если тренд продолжился, то в 2013 году затраты должны были составить в среднем приблизительно миллиард долларов в сутки. В Российской Федерации, кстати, формально, данный показатель не хуже — 3 трлн рублей (приблизительно $90 млрд) за 2013 год (будем помнить, что население России в разы меньше китайского), да и скорость увеличения сопоставимы.

Наряду с этим считается, что в Российской Федерации образование разрушается — по всей видимости, деньги идут куда-то не в том направлении.

Население Китая в среднем всегда богатеет. Правильнее, скоро выбирается из нищеты в приличную бедность. 25 тыс. юаней в год — это приблизительно $4 тыс. либо 130-140 тыс. рублей в год. Сумма, в полной мере сравнимая с располагаемыми доходами обитателей русском провинции. Но, тут также имеется одна тонкость: в Китае большая отличие в бедных и доходах богатых: коэффициент Джини образовывает 0,474 согласно данным на 2012 год, что больше, чем кроме того в Российской Федерации.

Несложнее говоря, деньги сосредоточены у довольно маленького количества людей (всего-то от силы пол-миллиарда человек), а большая часть населения влачит жалкое существование кроме того по русским меркам. Иначе, это не верно не хорошо для интернет-бизнеса: если бы $4 тыс. в год равномерно распределялись по всем китайцам, то брать довольно дорогие и не весьма необходимые в реальности гаджеты было бы некому.

Китай — вторая страна мира по количеству миллиардеров, на 2013 год их тут насчитывалось 122 человека, по крайней мере, согласно данным Forbes. Не обращая внимания на всю сомнительность аналогичных перечней — как по персоналиям, так и по цифрам — в целом возможно заявить, что Китай движется в сторону большей «капиталистичности», другими словами формирования больших капиталов в руках отдельных людей, групп и «семей товарищей».

Увидим, кстати, что китайские миллиардеры по мировым меркам достаточно «бедные» — самый богатый человек великой державы занимает только 86 место в общемировом перечне, а второй — воображает уже вторую сотню. Но, цифры и имена в этом случае особенного значения не имеют: китайская экономика вторая в мире по размерам, в полной мере логично, что в ней появились много точек «концентрации» денег. Через 10-20 лет тут будет столько же миллиардеров, сколько во всём остальном мире совместно забранном (не считая США, пожалуй).

Количество пользователей интернета в Китае в конце 2013 года преодолело отметку 600 млн человек и увеличивается . Это уже больше, чем в Соединенных Штатах и Евросоюзе совместно забранных, притом что в развитых государствах проникновение интернета образовывает 70-80% (другими словами расти ему фактически некуда), а в Китае — меньше 50%. Причём большинство китайских пользователей выходит в интернет не только с простых компьютеров, но и со смартфонов — это около 500 млн человек, это число удвоилось за последние 6 месяцев 2013 года.

Легко представьте: помимо этого интернета, что мы знаем (английский плюс русскоязычный), имеется ещё один интернет — для того чтобы же размера либо кроме того больше. И, в отличие от «отечественного», данный интернет продолжает бурно расти не только «вглубь» (по количеству и приложений и сложности сайтов), но и «вширь» (по количеству пользователей). А параллельно с ним уже сформировался ещё один интернет — мобильный, основанный на приложениях. И его размер приближается к web-интернету.

И всё это в одной стране, на одном языке, в рамках одного рынка.

Размер рынка отражается на размере компаний: наибольший китайский поисковик Baidu стоит на бирже $62 млрд (четыре Яндекса). В осеннюю пору 2013 года много миллионов долларов привлекли на биржах компании Qunar.com (поисковик по туристическим сайтам) и 58.com (доска объявлений). В общем итоге лишь за последний год китайские интернет-бизнесы получили от биржевых инвесторов пара млд дол на протяжении первичного размещения акций (эти на картине уже пара устарели, но отражают верный порядок цифр).

Ещё мало о масштабах китайского рынка. Слева на картине — самые популярные приложения для Android и iOS. В Китае развиты местные магазины для Android-приложений, в которых пользователи смогут скачать местные же приложения.

В первой десятке самых популярных мобильных приложений в стране нет ни одного западного.

Что касается cоциальных сервисов, то тут поражает количество пользователей. Месячная аудитория местной социальной сети QZone превышает 600 млн человек, интернет-мессенджера QQ — 500 млн, мобильный мессенджер WeChat — 270 млн. Кстати, все три сервиса принадлежат одной компании Tencent.

Это одна из наибольших в мире интернет-компаний по капитализации, её биржевая цена образовывает $120 млрд.

Потом Хьюго Барра поведал о некоторых приложениях и отдельных сайтах, популярных в Китае. Перечислим их кратко.

Taobao (является собственностью фирмы Alibaba) — наибольшая торговая площадка, предоставляющая возможность реализовывать товары как бизнесам, так и частным лицам. Годовой количество продаж товаров согласно данным на конец марта 2013 года (финиш отчётного года для компании) составил 1 триллион юаней ($170 млрд), что больше, чем у наибольших западных интернет-торговцев eBay и Amazon совместно забранных. Как говорит Барра, на этом сайте продаётся по большому счету всё, что лишь возможно представить, и с его помощью оплачиваются счета (к примеру, за телефон), ведётся личная бухгалтерия и т.д.

В качестве забавного факта Хьюго приводит сведения о продажах в «Сутки одиночек». Это таковой особый праздник в Китае, собственного рода «анти-день Св. Валентина», т.е. сутки, в то время, когда люди радуются, что они живут сами по себе, без пары.

И, само собой разумеется, в честь этого берут в сети всякие вещи, что делает данный сутки самым удачным для интернет-торговцев. С данной точки зрения он сравним с «кибер-понедельником» в Соединенных Штатах — классическим днём приобретений разной техники, сейчас уже по большей части в сети. В кибер-понедельник в 2013 году американцы израсходовали во всех онлайн-магазинах $2 млрд.

Выручка лишь одного Taobao (и его «филиала» TMall) в «Сутки одиночек» составила $5,75 млрд. Из них практически $1 млрд пришёлся на приобретения, сделанные с сотовых телефонов.

JD (бывший 360buy.com) — второй по масштабам интернет-ритейлер в Китае, значительно меньше, чем Taobao. Его фишка — сверхбыстрая доставка. Стандартно товар доставляется на следующий сутки, но в случае если заказ делается до 3 часов дня, возможно рассчитывать на доставку вечером.

А в некоторых случаях гарантируется доставка товара в течение трёх часов по окончании заказа. Наряду с этим пользователь может прямо со собственного телефона отслеживать перемещение приобретённого товара по улицам города.

Alipay (в собственности Alibaba) — сервис платежей типа Paypal, через что проходит 1 триллион долларов в год, многократно больше, чем через «глобальный» Paypal. Нужно ли что-то ещё сказать?

Weibo — социальный сервис, аналог твиттера. Снова всё дело в масштабе. По словам Барры, в твиттере у него было 6,5 тыс. фолловеров (подписчиков), накопленных за годы активного писания. А в Weibo всего за два месяца на него подписались 200 тыс. человек. И это с учётом того, что Хьюго пишет по-английски, а в Китае его по большому счету мало кто знает. Честно говоря, 6,5 тыс. фолловеров в твиттере для английского публичного человека из Гугл как-то совсем не впечатляют, это открыто мало.

Т.е. сравнивать напрямую два числа не следует. Однако, разумеется, что потенциальная аудитория в китайской «чирикалке» намного больше и, возможно, более отзывчива, чем в американской.

WeChat — уже упоминавшийся коммуникационный сервис. В Китае он заменяет многим аську, почту, скайп, телефон и все остальные средства связи. А заодно и средство сообщений и получения новостей от брендов — через «каналы», на каковые возможно подписаться.

Помимо этого, прямо из приложения возможно оплачивать приобретения.

DIDI — что-то наподобие Uber по-китайски, другими словами работа заказа такси. Местная изюминка: в приложение встроена возможность голосом растолковать водителю, где вас искать. Дело в том, что в Китае, как и в Японии, весьма сложная и запутанная совокупность адресов, и привычные нам координаты «улица — номер дома» не окажут помощь.

Исходя из этого клиент, заказавший машину, говорит водителю, где его забрать.

MoMo — приложение, которое по GPS определяет ваши координаты и связывает вас с людьми, находящимися рядом. Вы имеете возможность с ними познакомиться, поболтать, выпить и т.п. Несложная мысль, которая неоднократно запускалась на Западе, но «не взлетела».

В Китае она также «не весьма успешна» — всего 100 млн пользователей.

В Китае запрещён Гугл Play — фирменный магазин приложений для Android. Исходя из этого тут показалась неповторимая, не существующая в остальном мире совокупность свободных андроид-маркетов — более ста больших магазинов приложений, десять из них главные. О масштабах бизнеса говорит, к примеру, тот факт, что практически за месяц до этого интервью поисковик Baidu приобрел 57% акций наибольшего из таких андроид-маркетов называющиеся «91» за миллиард долларов и собирается выкупить остальные акции.

Планета Китай с населением 1,3 млрд человек, второй экономикой мира и всё ещё не до конца заполненным интернет-рынком выглядит для западного бизнеса когда чуть тронутая трактором целина. В Китае уже имеется много миллионов пользователей, готовых тратить в сети, и уже в ближайщее время у них покажутся на это деньги. До тех пор пока нереально представить, как это поменяет существующий интернет, но то, что глобальные перемены грядут, возможно не сомневаться.

ruat.livejournal.com

Случайная запись:

Афера на триллион. Самая дорогая армия мира


Статьи по теме: