Феномен китайского бизнеса остается неразгаданным

Феномен китайского бизнеса остается неразгаданным

Какое сочетание из трех британских слов самое популярное в мире? Made in China. За этим стоит бурное развитие Китая. За маленький отрезок времени из отсталого страны Поднебесная превратилась в мирового фаворита по многим показателям: первое место в мире по количеству экспорта, по масштабам валютных запасов, по количеству прямых зарубежных инвестиций, второе место по номинальному количеству ВВП и многие другие показатели говорят о большом рывке вперед.

А «синологический грипп» поразил многие сферы рабочий активности. Обладатели собственного бизнеса все чаще ищут выход в сотрудничестве с китайцами. Но феномен китайского бизнеса до сих пор остается непонятым, как таинственный Восток.

«У умного зайца три выхода из норы»

То, что Китай стал в прямом смысле этого слова фабрикой мира – ни для кого не секрет. Тяжело отыскать большую мировую компанию, у которой в этом государстве не размешалось бы производство. Но Поднебесная и сама деятельно присутствует в мире. Любой из нас обязательно имеет одежду, обувь, бытовую технику с пометкой «Made in China».

А как заявило правительство КНР, в двадцать первом веке страна будет реализовывать политику «транснационального хозяйствования». Это проявляется в том, что Китай наращивает зарубежные капиталовложения, развивает транснациональное предпринимательство, достаточно деятельно заявляет о собственных амбициозных замыслах наступления на мировых рынках. В частности, он проявляет заинтересованность в приобретении многих месторождений нефти и ряда вторых нужных ископаемых в развивающихся государствах.

Вкладываются деньги и в развитие производств «на местах». Имеется подобный пример и в Томской области – строительство в городе Асино лесоперерабатывающего комбината.

Но амбиции Китая сталкиваются с рядом неприятностей. К примеру, КНР значительно отстала в развитии фундаментальной науки. На то, дабы совладать с данной преградой, кинуты все вероятные силы. Да, население страны отличает низкий культурно-технический уровень. Институты и приравненные к ним высшие направления окончило всего около 3% населения (действительно, это порядка 40 млн человек). Но сейчас много китайцев приобретает образование за границей.

Для них с 2011 года начала функционировать программа «Тысяча молодых» для помощи молодых талантов, возвратившихся в Китай. Каждому ее участнику выделяется по 500 тысяч юаней на научно-исследовательскую деятельность. Весьма интересно, какие конкретно результаты имели возможность бы продемонстрировать томские юные ученые при таковой помощи от страны?

Китайцы осознали, что инновации требуют активного госучастия: к 2010 году часть затрат на разработки и научные исследования в ВВП КНР составила 1,5%, либо $100 млрд. По этому показателю Китай уступает только США и Японии. Кроме того, китайское правительство планирует к 2020 году расширить эти затраты до $300 млрд, другими словами до 2,5% ВВП.

Именно поэтому уже на данный момент возможно назвать много примеров технологических достижений последнего времени: выход в космос, строительство АЭС, создание и разработка скоростных поездов. К примеру, электровоз марки CRH380AL, созданный в Китае способен развивать скорость до 500 километров в час. Борьбу в этом вопросе китайцам образовывает только Япония с поездом Хаябуса.

«В случае если имеется деньги – возможно и с всевышними договориться»

В условиях бурного роста производства в Китае ключевую роль сыграл поток зарубежных технологий и инвестиций. Нужно сходу заявить, что инвестиционная обстановка в Китае легко несравнима с российской. Так как уже в 1980-х годах китайцы уловили такую тенденцию глобальной экономики, как глобализация, начав образовывать особые экономические территории и создавать льготные (в частности, беспошлинные) условия для зарубежного капитала.

К 2006 году количество практически привлеченных прямых зарубежных инвестиций превысил $70 млрд, что вывело КНР на первое место в мире по этому показателю. Для того чтобы резерва у России не было и нет.

В 2006 году Министерство Коммерции КНР сделало еще один ход навстречу зарубежным инвестициям: был упрощен порядок получения фирмами с зарубежными инвестициями прав на ведение торговой деятельности в Китае. Сейчас правом на выдачу разрешений на ведение торговой деятельности большинством товаров наделены местные управления по коммерции. Протяженность бюрократической цепочки сведена к минимуму.

Благодаря такому отношению Поднебесная остаётсяглавным центром притяжения прямых инвестиций из других государств. В 2011 году они достигли рекордных $124 млрд. Неудивительно, поскольку в случае если планируется размещение производства на территории Китая, то нужно только пристально подобрать верный регион и свободную экономическую территорию с самые выгодными условиями.

Наряду с этим главным и, пожалуй, единственным препятствием для ведения бизнеса остается недочёт квалифицированных экспертов.

«Громадной лавке необходимы мелкие лотки, громадному кораблю – мелкие лодки»

Экономическая важность Китая для России велика, и в будущем она будет возрастать. Сейчас КНР занимает ведущую плозицию среди внешнеторговых партнеров России. Одновременно с этим наша страна занимает среди внешнеторговых партнеров Китая только 13-е место. Важным причиной стало то, что за последние годы военно-техническое сотрудничество РФ – КНР практически сошло на «нет».

Главными статьями русского экспорта в Китай остаются нефть, лес и химические удобрения-кругляк.

Все особенности и перекосы превосходно видны, в случае если взглянуть, какого именно рода бизнес строят в Китае россияне. Продажи русском продукции –

минимальны. В Пекине, к примеру, большая часть русских предпринимателей ориентированы или на помощь соотечественникам в закупках через популярные китайские веб-магазины, или на оптовые поставки в Россию китайских товаров, или и вовсе на транспортные услуги для русских предпринимателей, каковые закупают те же китайские товары для реализации самостоятельно.

На известной пекинской торговой улице Ябаолу китайские воротилы ищут потенциальных партнеров в Российской Федерации. И снова же – для организации реализации собственных товаров у нас. Русские предприниматели для них подобны мелким лодкам, каковые оказывают помощь развести товары по просторам громадного соседнего страны.

Организации сотрудничества на более удачных условиях двум сторонам часто мешает обоюдное нежелание осознать друг друга.

«В Поднебесной нет тяжёлых дел, нужно лишь, чтобы были люди с головой»

Китайцы – весьма шумная и достаточно эмоциональная нация. Они обожают торговаться, обмениваться аргументами и приобретают подлинное наслаждение от аргументированных баталий и словесных поединков.

– Наряду с этим, к счастью для нас, церемонии, обряды и все другое в Китае соблюдается значительно меньше, чем в других государствах Азии. Все другое – уважение к старшим по возрасту, к старшим по должности зависит от общего культурного уровня, – отмечает Андрей, предприниматель из Пекина. – В полной мере логично кроме этого, что в случае если кто-то кланяется тебе – поклониться и ему в ответ. Никто в Китае поклоны в пояс ломить не будет, так что шансов пояснице растянуть мало.

Действительно, это все не отменяет отличие в менталитете. У каждого народа собственные особенности ведения делового общения.

– Русские, к примеру, патологически обожают корректировать заказ. Додавать, переставлять позиции, отменять, а позже удивляются: «из-за чего китайцы что-то не то отправили»? Китайцы – поточники, они не привыкли поштучно набирать товар для отправки.

Это сложно осознать русскому потребителю, – отмечает Андрей.

Еще одна особенность, за которой иногда тянется целая цепочка недопониманий, связана с боязнью китайцев «утратить лицо». К примеру, китаец скорее откажется от заказа, чем будет уточнять подробности, каковые он не осознал либо каковые вызывают у него трудности в текущей обстановке. «Утрата лица» русской стороной, кстати, также может стать обстоятельством провала переговоров. Чтобы этого не допустить, имеется пара табу.

Во-первых, ни за что нельзя ругаться, пререкаться и что-то шумно обсуждать между собой. Если вы повысили голос на кого-то из собственной команды – или уходите с переговоров, или больше ни при каких обстоятельствах не приводите его к этим партнерам. В случае если человек, что ниже вас в иерархии, повысил голос, либо разрешил понять, что не согласен с вами так, что это стало видно агенту – ищи ветра в поле. Все это – хорошие случаи «утраты лица» или вами, или участниками вашей команды.

Конечно явное подтверждение того, что над вами одержали победу: так как у вас в стане начались конфликты.

– Китайцы по большому счету сложные переговорщики. Они не терпят суеты. Одновременно с этим русские довольно часто желают забрать все и наскоком, в малейшие сроки.

С Китаем это буксует, – поделился собственными наблюдениями Андрей. – Совет возможно лишь один – выполнять в общении с китайской стороной самообладание, выдержанность и придерживаться вежливой манеры поведения.

Само собой разумеется, поколение молодых китайцев благодаря влиянию Интернета, телевидения, фильмов, музыки, моды делается более продвинутым и понятным. Но, оставаясь подлинными «иудеями Азии», китайцы весьма скоро знают, как на чем-то получить, и применяют эти возможности по полной программе. Русскому бизнесу остается только показать смекалку и искать варианты, удачные не только партнерам из Поднебесной, но и приносящие прибыль им.

Справка

На данный момент Китай лидирует в мире по добыче угля, металлических, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, и древесины; есть наибольшим в мире производителем кокса, чугуна, стальных труб и стали, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, мобильных телефонов и радиоприёмников, стиральных и швейных автомобилей, мотоциклов и велосипедов, фотоаппаратов и часов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет наибольшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, и лидирует по вылову рыбы. Помимо этого, КНР есть наибольшим мировым автопроизводителем. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

В 2010 году Китай произвел 19,8% продукции обрабатывающей индустрии в мире и стал наибольшим производителем по окончании того, как США занимали эту позицию в течение 110 лет.

Елена Реутова

h2

Сколько можно заработать на трусах и носках, привезенных из Китая? Заробітчани Ч.21 — 06.10.2016