Китай в арктике: союзник или противник россии?

Китай в арктике: союзник или противник россии?

Споры за дележ Арктики заметно усиливаются. Не считая классических держав, имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану (Российская Федерация, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия) и других арктических стран (Швеция и Финляндия), все увереннее собственные амбиции на освоение арктического бассейна заявляет Китай, что, казалось бы, не имеет к Арктике никакого отношения хотя бы в силу собственного расположения. Как его притязания страшны для России?

Либо мы можем сыграть с Китаем в одной команде?

Острота споров неудивительна: борьба в мире за источники сырья неуклонно накаляется. Причем по расчетам последовательности специалистов, в этом районе ориентировочно сосредоточена четверть мировых запасов углеводородов. А по уточненным оценкам американских геологов, в арктическом бассейне сосредоточено до 13 процентов неоткрытых процентов и запасов 30 нефти мировых запасов газа, и большие месторождения других видов энергоносителей, цветных, драгоценных металлов и важные рыбные запасы.

До сих пор воспользоваться большей частью этих достатков было нереально, но глобальное потепление, приведшее к таянию арктических льдов, породило споры за начавшие раскрываться богатства Арктики. Согласно данным ученых, с 1995 г. толщина ледяного покрова в Арктике уменьшилась практически на треть. По их прогнозам, уже в 2013 г. Арктика все лето будет свободна ото льда, а к 2030 г. от него может очиститься и целый Северный Ледовитый океан.

Так, к этому времени она станет открыта для широкой хозяйственной деятельности.

Заинтересованные в ее освоении страны готовятся к этому заблаговременно. Причем Китай идет чуть ли не в первых последовательностях. Определенным индикатором помогает и все более уделяемое внимание этому вопросу китайскими СМИ.

Начало китайской программе полярных изучений было положено еще в 1981 г. Примечательно, что Поднебесная продвинулась в плане научного освоения Арктики кроме того дальше многих арктических держав, включая Россию. Обращение, например, идет о ледокольном флоте. Уже с 1994 г. китайцы начали изучать арктический бассейн на самом громадном в мире неатомном ледоколе Xuelong («Снежный дракон») водоизмещением 21 тысяча тысячь киллограм, приобретённом годом ранее у Украины.

Помимо этого, они и сами приступили к постройке собственного ледокольного флота. По словам помощника главы Национального океанологического управления Чэнь Ляньцзэна, в 2013 г. КНР спустит на воду сверхмощный ледокол, талантливый проходить льды толщиной до 4,5 метров (у Xuelong возможности значительно скромнее – только полтора метра). Причем новое судно будет намерено оборудовано для изучений океанического дна помощью подводных батискафов и роботов.

И как заявляет глава комитета Компартии Китая по арктическим и антарктическим изучениям Кин Вейиа, к 2015 г. Пекин обзаведется постоянным «полярным» флотом. Одновременно с этим с судами аналогичного класса остальные державы наподобие Дании, США и России испытывают неприятности.

Помимо этого, КНР рассчитывает обзавестись особой авиацией, талантливой приземляться на Северном полюсе.

Параллельно китайская сторона стремительными темпами модернизирует базу проведения арктических изучений, перестраивая ледокольный порт в Шанхае и возводя новые корпуса для обработки данных, хранилищ полярного льда и др.

И это событие Китай кроме этого применяет для доказательства весомости собственных арктических амбиций. на данный момент Пекин деятельно скупает голоса ученых, каковые подозрительно горячо уверяют всю землю в том, что он победит от прихода КНР в Арктику. Слушая некоторых из них, создается чувство, что никто не считая китайцев с их «неповторимым оборудованием», включая ледоколы, больше неимеетвозможности изучить те же климатические трансформации.

О серьезности намерений Китая говорит наличие в его структуре властей особенной Арктической и Антарктической администрации (KYAA. Chinese Arctic and Antarctic Administration). Она и несёт ответственность за исполнение научных программ и неспешно наращивает активность на этих направлениях.

Увидим, что с 1998 г. Пекин начал проводить регулярные арктические экспедиции. В общем итоге он осуществил четыре аналогичных изучения. Завершается подготовка к пятой арктической экспедиции, намеченной на июль 2012 г. и уже подготавливаются две следующие, проведение которых ожидается до 2016 г.

Но Пекин не исчерпывается только научной стороной и деятельно ведет политическую работу. Достаточно указать на прошедший в апреле визит премьера Китая Вэнь Цзябао в Швецию и Исландию. Китайская сторона кроме того и не скрывала его целей, открыто признав, что Поднебесную интересует совместное с этими государствами освоение Арктики.

Выбор государств для визита не случаен: Исландия для Пекина ответственна как плацдарм для рывка в Арктику, а позиция Швеции как нынешнего председателя Арктического Совета имеет для Китая не меньше серьёзное значение.

Интрига около Арктического Совета

Для выдвижения кроме того малых претензий Китаю сперва необходимо хотя бы приобрести статус постоянного наблюдателя в Арктическом Совете, что даст ему определенные политические рамки и правовую базу для освоения региона. Возможно, например, хоть как-то оправдать соответствующие намерения таких «северных» государств как Швеция и Финляндия, пускай и не имеющих прямого выхода в Северный Ледовитый океан, но для Китая это куда более проблематично.

Дело в том, что значение членства Арктическом Совете, неспешно преобразовывающимся в наиболее значимую арену для интернациональных действий в регионе, растет.

Отметим, что целью Арктического совета, созданного в 1996 г., было заявлено взаимодействие и сотрудничество в области охраны и устойчивого развития региона внешней среды. Его постоянными участниками являются восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США). Еще шесть государств (Франция, Польша, Голландия, Испания, Великобритания и Германия) имеют статус постоянных наблюдателей.

Китай вместе с южной Кореей и Италией ограничиваются мало что значащим статусом временного наблюдателя.

В 2008 г. Китай подал заявку на получение статуса постоянного наблюдателя Арктического совета (до сих пор по этому запросу нет окончательного ответа). Однако, он пробует деятельно лоббировать собственные интересы в данной организации, блокируясь со относительно малыми державами, каковые смогут получить от него не только деньги за реализацию взаимовыгодных проектов, но и защиту от вторых соперников.

Так, как раз Осло призывал дать Пекину статус постоянного наблюдателя при Арктическом совете, что разрешило бы последнему деятельно продвигать собственные проекты в регионе. И не смотря на то, что на данный момент с Норвегией и КНР наступило временное охлаждение, Китаю, в соответствии с заявлениям его СМИ, удалось заручиться соответствующей помощью со Швеции и стороны Исландии.

Еще одной «сторонницей» присутствия Китая в Арктике есть Дания. Ранее датский посол в Пекине Фриис Арне Петерсон заявлял, что у КНР «естественные и законные интересы в Арктике», поддержав рвение КНР приобрести статус постоянного наблюдателя Арктического совета. Одной из обстоятельств столь необычного поведения есть не только рвение приобрести помощь в споре с громадными государствами, но и желание взять китайские инвестиции при разработке природных ресурсов Гренландии, например, месторождений нефти и газа на шельфе.

Но, пока закрепиться в Совете ему будет очень сложно, потому, что для этого требуется согласие всех его участников, многие из которых показали нежелание расширять собственный состав. Причем ранее отказ приобретал кроме того ЕС.

Тем более, что для утверждения заявки на вступление должен быть неспециализированный консенсус, до которого до тех пор пока весьма на большом растоянии. Например, обстановку с той же Норвегией, с которой Китай и развивал арктические изучения. Их «арктическую дружбу» нарушило в 2010 г. ответ норвежского Комитета присудить Нобелевскую премию мира китайскому инакомыслящему Ли Сяобо, по окончании чего Пекин практически заморозил отношения с Осло.

А это, со своей стороны, делает тщетной заявку Китая на членство в Арктическом Совете, попросту он отказывается говорить с Норвегией. Но, потом все может еще измениться.

Исландский плацдарм

Пока же, осознавая географическую уязвимость собственной позиции, а также не входя в Арктический совет, Китай предпочитает блокироваться по арктическому вопросу со государствами, чьи позиции не так сильны перед лицом таких больших держав региона как США, Канада и Россия. Так, не обращая внимания на собственные несоответствия с Норвегией, он заключал с ней ранее соглашения по освоению Арктической территории.

Верность данной стратегии лишний раз показал апрельский визит влиятельного китайского премьера в Швецию и Исландию, ставший заметным прорывом КНР на арктическом направлении. Китайскую сторону не смутил прошлогодний провал, в то время, когда китайский миллиардер Хуанг Нубо, а в 1980-е гг. партработник департамента пропаганды КПК через девелоперскую компанию Zhongkun Investment Group пробовал «по-негромкому» выкупить земельный надел площадью 300 кв. км (практически четверть площади Гонконга) на северо-востоке Исландии за 8,3 миллионов долларов «для постройки элитного курорта с полем для игры в гольф».

Под нажимом Запада, усмотревшего в этом желание Китая взять территорию для опорного пункта для поползновения на Арктику, Рейкъявик отказался реализовать китайской стороне интересующий ее участок кроме того за 100 миллионов долларов. Срыв сделки Хуан Нубо назвал проявлением антикитайских настроений на Западе.

Но усугубляющийся претензии и кризис кредиторов к стране с многомиллиардным долгом сделали Исландию более уступчивой. Уже в первых числах Декабря министр индустрии, энергетики и туризма Исландии Катрин Юлиусдоттир заявила о намерении оказать содействие этим проектам. И в соответствии с последовательности источников, в последних числахАпреля Рейкьявик дал согласие на сделку с Пекином за 200 миллионов долларов.

"Наверное," как раз из этого Поднебесная будет вести исследования Арктики, что разрешит ей в будущем претендовать на ту часть региона, которая не входит формально в эксклюзивную экономическую территорию остальных держав.

Получение базы в Исландии Китаю было очень нужно по окончании ссоры с Норвегией. Отметим, что первая китайская научная станция Хуанхэ («Желтая река») в Арктике открылась еще 28 июля 2004 г. в местечке Ню-Олесунн на норвежском Шпицбергене. Данный объект занимал площадь полкилометра, на котором пребывало двухэтажное строение с жилыми помещениями и современными лабораториями, вычисленными на единовременное нахождение до 25 полярников.

Тут же КНР демонстрировал собственную новейшую технику, включая оборудование для особенных глубоководных роботов. К 2008 г. китайцы совершили восемь подледных и подводных изучений, в которых задействовали автоматического подводного робота «Арктика-ROV», оснащенного гидролокатором и видеокамерой и талантливого трудиться на глубине до 50 метров. А с 2008 г. они стали применять нового робота типа «Арктика» с дистанционным управлением, созданного Шэньянским университетом автоматики по особому госзаказу и талантливого трудиться на глубинах до 100 метров в радиусе трех километров от собственного погружения.

Причем Норвегия предоставила Китаю не только территорию, но и техническую базу: так, станция «Хуанхэ» была выстроена норвежской стороной, кроме этого снабжающей ее сервисное обслуживание.

Так, как показывает опыт, ставить на одну страну, не имея собственного выхода в Арктику, опрометчиво. Недавнее обоюдное охлаждение взаимоотношений с Норвегией является наглядным тому подтверждением.

Цели Китая в Арктике

Отчего же Поднебесная рвется в эту гонку, в которой, казалось бы, ей изначально мало что светит? Для растущего Китая задача обеспечения себя природными ресурсами делается первостепенной. В другом случае его экономику ожидает коллапс.

Вот исходя из этого КНР и проявляет столь повышенную активность на всех континентах и океанах.

Заметно изменилась и сфера заинтересованностей изучений. В случае если раньше она касалась в основном экологии, к примеру, таяния льдов, то сейчас кидается в глаза намерение развивать изучение океанской донных отложений и ихтиофауны.

Но его интересует не только возможность получения контроля над частью сырьевых запасов фактически нетронутой Арктики, но и активизация судоходства через Северный морской путь, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой почвы на западе, что на 6400 км меньше и существенно дешевле южного маршрута из Шанхая до Гамбурга. Помимо этого, его удешевляет и отсутствие рисков наподобие пиратства, которое особенно очень сильно угрожает китайским судам недалеко от Аденского залива.

По оценке китайских специалистов, один «северный» рейс контейнеровоза либо корабля может сэкономить от 0,5 до 3,5 миллионов долларов. Исходя из этого данный путь по высвобожденной от льда Арктики способен всецело поменять всю мировую торговлю.

Не просто так, что уже в 2007 г. правительство КНР захотело сотрудничать с арктическими государствами в области развития транспортировки грузов в регионе. Вследствие этого Пекин будет всячески получать для себя самые благоприятных условий для прохождения его судов по Северному морскому пути.

Причем обозримой перспективе арктические изучения Китая будут идти по нарастающей, потому, что научные, экономические, технические и армейские возможности у Китая уже имеется и с каждым годом они будут лишь возрастать. Так Китай не на словах, а на деле обосновывает то, что он делается новой глобальной державой, талантливой кинуть вызов остальным государствам мира, не кроме и США.

Влияние Китая на споры за Арктику

В это же время, появление Китая формирует серьёзную интригу в споре за Арктику. С одной стороны, у арктических держав имеется познание, что появление в регионе державы, формально не имеющей на его освоение никаких прав, может вызвать соответствующие претензии со стороны вторых держав. Увидим, что примеру Китая готовы последовать кроме этого Япония, Индия и южная Корея.

Первая уже больше века проводит изучения и участвует в разведке месторождений природных ресурсов. Республика Корея изучает возможность строительства в Арктике терминала сжиженного газа (СПГ).

Так, главным претендентам на нее в лице России, Канады и США придется что-то делать и с растущими претензиями на освоение этого бассейна со стороны Китая. Но смогут ли они объединиться против «чужаков»? Это во многом будет зависеть от их поведения.

на данный момент Пекин открыто не предъявляет собственных явных политических претензий на Арктику, что и ясно: чрезмерная активность может только привести к тому, что мы замечаем в Южно-Китайском море в споре по Спратли, где против него США сколотили целую коалицию. Так что до тех пор пока активных агрессивных действий с его стороны на этом направлении ожидать не следует. Куда продуктивнее подготовиться к схватке, не влезая в нее напрямую и замечая за тем, как остальные «дерущиеся тигры» тратят силы в борьбе между собой.

Китайские амбиции в Арктике кроме этого стимулирует то, что формально с интернационально-правовой точки зрения Арктика есть «ничьей». И это не обращая внимания на принятие Конвенции ООН 1982 г., которая во многом только запутала обстановку. Однако, на интернациональном уровне вопрос о разделе Арктики так и не решен, чем и пользуются страны наподобие Китая, стремящиеся доказать, что ни у кого нет необыкновенных прав на освоение этого региона.

Как заявил в 2010 г. китайский адмирал Инь Чжо, «Арктика в собственности всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти». Интернационализация вопроса есть ответственным методом привлечь интерес других держав, чтобы получить более весомые козыри в споре за арктические достатки.

А до тех пор пока Китай использует тут различные подходы. С одной стороны, как уже говорилось выше, он получает польз, деятельно трудясь с «малыми» государствами. Иначе, он не против воспользоваться несоответствиями остальных больших держав. И, очевидно, тут неимеетвозможности обойтись без России.

Пекин показывает , что возможности взаимовыгодных проектов перед лицом угроз со стороны Запада заставят Москву стать более сговорчивой.

Отметим, что Российская Федерация претендует на 1,2 млн квадратных километров Арктики, против чего быстро против выступают другие страны. Они не признают рвение России установить контроль над большой частью территории «треугольника» между Северным полюсом, Чукоткой и Мурманском. В этом случае остальные страны говорят о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., дающую арктическим странам право на разработку недр в границах собственных необыкновенных экономических территорий (на расстоянии до 200 миль от их берегов).

Российская Федерация же пытается доказать, что Ломоносова и подводные хребты Менделеева являются продолжением ее континентального шельфа. В случае если ей удастся это сделать, то русский территория в Арктике будет заметно расширена. Соответствующая заявка будет рассмотрена в ООН в 2014 г. И остальные участники арктической гонки собираются сделать все, дабы она не была удовлетворена. Для Москвы определенное значение имел бы голос Пекина.

Так как не смотря на то, что китайские эксперты не входят в число специалистов рабочей группы ООН, определяющей границы континентального шельфа, но оказать влияние на решение этого органа они смогут. Но при таких условиях ему нужно будет пообещать что-то «весьма важное» и возможно предугадать, что его устроила бы уступка по арктическому вопросу, что разрешит снизить давление на Россию остальных держав.

С одной стороны в случае если Москва возьмёт в собственный распоряжение подводную территорию между хребтами Менделеева и Ломоносова, то Китай, как и остальные страны мира, окажутся в невыгодном положении. Не просто так он пристально отслеживает все действия России в Арктике: от него не ускользнуло ни возобновление над ней в 2007 г. полетов отечественных стратегических бомбардировщиков, ни установка русского флага на дне Северного Ледовитого океана.

Запрещено исключать, что в будущем, по мере усиления КНР и вероятного ослабления России Пекин потребует предоставления Северному проходу статуса нейтральных вод. Неслучайно, что представитель Даляньского морского университета Ли Чжэнфу признает, что взявший «контроль над арктическим маршрутом будет осуществлять контроль новый путь глобальной экономики». Подобными заявлениями нас приучают к мысли о том, что за территории, каковые мы вычисляем собственными, нам еще предстоит побороться.

Не просто так доктор наук Го Пэйцин из Китайского университета океана именует споры арктических держав на шельф региона «вызовом» интернациональному праву, среди них и со стороны России.

В соответствии с экспертизе Стокгольмского Университета изучения проблем мира (SIPRI), Поднебесная опасается стать в этом случае заложником настроений Москвы, которая может по собственному усмотрению увеличивать сборы за проход судов по ее необыкновенной экономической территории.

Начало важного спора Китая и России отвечало бы заинтересованностям Запада, забравшего курс на сырьевое сдерживание КНР. Тем более, что появление в Арктическом бассейне Китая есть кроме того менее желаемой возможностью, чем все российские арктические претензии. Не просто так, что многие западные специалисты всячески пробуют доказать, что появление Китая в Арктике формирует угрозу в первую очередь для России.

Но китайское управление не так простодушно, дабы попасться на уловку . Его стратегия в отношении Москвы примерно такая: упорно доводить до слабеющей России идея, что она желает заглотить через чур большой кусок и что для этого она не владеет ни разработками, ни капиталом для добычи природных достатков. А раз так, то предлагают собственные инвестиции с целью создания трехсторонних совместных фирм с привлечением передовых западных (в основном, норвежских) разработок, без которых ни КНР, ни Российская Федерация ни в состоянии вести добычу сырья с громадных глубин.

Что же касается характера «китайских угроз», то появление в арктическом бассейне КНР невыгодно никому. Обратим внимание на то, что очень интенсивно китайцы выполняют изучения в Беринговом и Чукотском морях. А это территория стратегических заинтересованностей не только России, но и США.

Но, китайцев интересует большинство бассейна, потому, что изучения проводятся как в тихоокеанском, так и в атлантическом секторах Северного Ледовитого океана. Так, в той либо другой мере китайские амбиции в Арктике смогут затронуть всех участников арктической гонки.

Неслучайно, что американские специалисты, включая бывшего капитана ВМФ США, доктора наук международного права в Военно-морском колледже США в Ньюпорте Джеймса Краска, все чаще призывают «остерегаться» КНР: «Было бы разумно настороженно относиться к Китаю – стране, мало неуклюжей в бравировании своим растущим экономическим весом и иногда склонной к неотёсанному поведению».

Так, многое будет зависеть от позиции Соеденых Штатов.

Вывод эксперта:

«Очевидно, появление Китая в Арктическом регионе настораживает американцев, которым и без того не нравится возросшая тут активность других государств, прежде всего Канады и России, — расказал журналистам «Доводам.ру» помощник директора Университета США и Канады Павел Золотарев. — Но они знают, что кроме того в самом нехорошем варианте китайцы не смогут выдвинуть важных претензий на Арктику потому, что они географически находятся от нее на большом удалении.

Иначе, имеется познание, что обозримой перспективе ни одна из государств не владеет разработками добычи природных ресурсов в столь сложном регионе, тем более, что в таких условиях работы вызывающе большие сомнения, что кто-то сможет извлечь из этого громадную прибыль. Исходя из этого я не пологаю, что в ближайшие десятилетия тут может случиться какой-то важный конфликт». 

Случайная запись:

Китай — смертельный друг России


Статьи по теме: