Китай «завоевывает» африку

Китай «завоевывает» африку

В последнее десятилетие мы стали свидетелями беспрецедентной активности Китая в Африке. Китай удачно теснит в Африки ветхих акторов, лидирует и среди набирающих силу на континенте новых игроков, например, государств БРИКС. Что побуждает Китай наращивать упрочнения на континенте?

Что дает Африке китайская политика и что в ней не устраивает африканцев?

Для чего Китаю Африка?

Рвение овладеть источниками сырья, отыскать сферы приложения инвестиций и рынки сбыта для бурно развивающейся индустрии – главные мотивы китайской экономической экспансии, которой ознаменовался ХХI век. Интерес Китая к Африке связан и с возросшей ролью африканских государств во всемирной международных отношениях и экономике. С одной стороны, Африка – кладезь природных ресурсов: по различным оценкам, на нее приходится 30–40% разведанных мировых запасов сырья.

Наряду с этим в новом тысячелетии тут отмечается самый долгий период устойчивого роста за целый период независимости. Средний рост Африки к югу от Сахары составил в 2010 г. 5%, в 2011 г. – 5,5% и обещает вырасти до 6% в 2012 г. [1] Иначе, Африка – это конгломерат «отстающих» стран, на примере которых Китай демонстрирует готовность и желание сделать то, чего не смог сделать Запад.

Внимание Китая к Африке разъясняется и растущим политическим весом региона на мировой арене. Отношения с Африкой – часть пекинской стратегии создания нового мирового порядка. Китай испытывает недостаток в помощи в интернациональных организациях.

Ему требуются союзники в противоборстве с США, а также в достижении цели, сущность которой отражает формула: «в мире имеется только один Тайвань и Китай – его обязательный атрибут». Рассчитывает он на Африку и в вопросе прав человека – предмета постоянных дискуссий с Западом. Исходя из этого страны континента, многие из которых не забывают о помощи Пекина в борьбе за становление государственности и национальную независимость, заняли ответственное место в китайской стратегии создания блока государств «Юга» как механизма противостояния вызовам глобализации.

Дипломатия как инструмент реализации целей Пекина

Китай проявляет готовность к сотрудничеству, ограничивая его только одним требованием к партнерам: непризнание Тайваня. Компонент «мягкой силы» внешней политики – принцип невмешательства – открывает ему двери в государства, подвергаемые остракизму Западом (Судан, Зимбабве). Как и на заре взаимоотношений с Африкой, в ходу тезис об общности задач и судеб развивающихся государств, а сейчас деятельно популяризируется лозунг «стратегического партнерства».

Дипотношения с КНР имеют 50 стран Африки. Только 4 страны: Буркина-Фасо, Гамбия, Свазиленд, Сан-Томе и Принсипи сохраняют верность Тайваню. Последним сделало выбор в пользу Китая новая страна – Южный Судан.

К этому ответу его подтолкнула активная деятельность Пекина в регионе задолго перед тем, как судьбу последнего решил референдум, а уже в апреле 2012 г. Пекин на высоком уровне принимал президента Южного Судана Салву Киира.

В активе китайской политики – обмен визитами большого уровня, контакты по партийной, женской, молодежной и другим линиям. В Африке побывали, причем много раз, все фавориты КНР. Так, Ху Цзиньтао посетил ее шесть раз: два раза как помощник главы и четыре – как глава КНР.

Установилась традиция затевать новый год с визита в Африку главу МИД КНР. Довольно часто посещают африканские лидеры и Китай; их принимают с почестями, каковые призваны показать Африке, что Китай высоко ценит отношения с ней и отдает должное ее роли в современных интернациональных отношениях.

Африка и Китай в мире

Китай позиционирует себя на мировой арене как страна третьего мира, что наглядно проявляется в ООН и Совете Безопасности, где он, в большинстве случаев, выступает солидарно с африканскими государствами. Африка находит помощь Китая в вопросе реформирования ООН, в рвении сделать честными условия всемирный торговли и добиться от развитых государств действенных мер по борьбе с изменением климата.

Расширяется сотрудничество Китая с Африканским Альянсом, субрегиональными организациями континента. Новое явление в китайской политике – участие в миротворческих операциях ООН, в которых, по состоянию на октябрь 2011 г., было задействовано 1936 человек (36% приходилось на районы южного Судана и Судана [2]).

Участие в миротворчестве призвано убедить африканские страны принимать Китай как великую, но мирную державу, защищающую их интересы, и в один момент – как противовес влиянию Запада. Позиция Пекина на мировой арене, во многом совпадающая с позициями африканских государств, побуждает данные государства видеть в нем союзника.

Форум «Китай – Африка» как фактор влияния

В арсенале «мягкой силы» КНР в Африке – основанный в 2000 г. Форум «Китай – Африка». Совещания Форума проводятся в формате министерских конференций, сейчас – в формате саммитов с участием глав стран (раз в три года поочередно в Китае и в государствах Африки). Последний, четвертый саммит прошёл в ноябре 2009 г. в Шарм-эш-Шейхе (Египет).

параметры и Основные направления экономической помощи Китая Африке находят отражение в ответах Форума, на совещаниях которого обнародуются программы сотрудничества, реализуемые в течение следующих трех лет. Так, на четвертом саммите были обещаны низкопроцентные займы в 10 млрд долл., займы для среднего и малого бизнеса в 1 млрд долл., списание оставшихся долгов наименее развитым государствам континента, понижение до нуля импортных тарифов для 95% товаров этих государств.

Как Китай оказывает помощь Африке

В последнее десятилетие китайские программы помощи расширились, включив списание долгов, техническое и гуманитарное сотрудничество, обучение персонала. Китайская помощь не прозрачна, ее цифры, в большинстве случаев, не афишируются, публикуемые эти очень противоречивы. Однако, разумеется, что Пекин делается заметным донором государств Африки, каждый год предоставляя им в среднем 1–2 млрд долл. помощи.

Китай осуществляет контроль целевое освоение кредитов на местах, делая упор на реализацию проектов развития экономики. Как сказал премьер-министр Государственного совета КНР Вэнь Цзябао, в общем итоге государствам континента оказано содействие в осуществлении более 1000 проектов в сельском хозяйстве, индустрии, энергетике, инфраструктуре и в других сферах. Большой проект, реализованный сейчас «в дар» Африке, – Центр конференций Африканского Альянса в Аддис-Абебе, праздничное открытие которого прошло в январе 2012 г.

Как приоритетное направление сотрудничества с Африкой Китай разглядывает помощь в развитии сельского хозяйства. 10 тыс. китайских экспертов в данной области помогли 40 государствам в осуществлении 200 проектов. Популярностью в Африке пользуется китайская помощь в сфере здравоохранения.

С 1963 г. по 2009 г. Китай направил в 47 государств континента 18 тыс. медицинских работников [3].

Торгово-инвестиционное сотрудничество

В рамках программы «выхода за предел» управление КНР наращивает торгово-инвестиционное сотрудничество с Африкой. Количество китайско-африканской торговли составил в 2010 г. 126,9 млрд долл. [4], а в 2011 г. – уже 150 млрд долл. [3] В ряде государств действуют китайские торговые миссии, трудятся биржи с участием местных и китайских предпринимателей, в Пекине функционирует китайско-африканская торговая палата.

По подобию и образу китайских особых экономических территорий (СЭЗ) в шести государствах Африки создаются такие территории. Открытие первой территории – замбийско-китайского экономического сотрудничества в Лусаке – прошло в феврале 2009 г. В зону положили более 700 миллионов. 10 китайских фирм; она предлагает населению 3500 рабочих мест.

Более 2 тыс. китайских компаний инвестировали в государства континента. Согласно данным министерства коммерции КНР, китайские прямые зарубежные инвестиции (ПИИ) в Африку составили в 2009 г. 9,33 млрд долл. [5] Но, как пишут Р. Каплинский и М. Моррис, китайская официальная статистика практически в любое время занижает размеры инвестиций [6]. Время от времени нереально отделить ПИИ от двусторонней поступлений и помощи по договорам.

В 2010 г. китайские инвестиции лишь в Нигерии превысили 7 млрд долл. [7] Это дает основания дать согласие с южноафриканским «Standard Bank», оценивающим объем китайских инвестиций в Африку на 2010 г. в 30–40 млрд долл. [8] А по данным ЮНКТАД, они достигли 50 млрд долл., причем получателями инвестиций стали 48 стран [9].

В 2007 г. на средства «China Development Bank» создан Китайско-африканский фонд развития (CADF) со стартовым капиталом 1 млрд долл., позднее увеличенным до 5 млрд долл.; 2 млрд долл. из фонда уже выделены компаниям и китайским предприятиям, инвестирующим в Африку. В Африке действуют 11 торговли и центров инвестиций.

В фокусе заинтересованностей китайских компаний – минералы и нефть; самые большие получатели инвестиций и займов – богатые ресурсами страны (ЮАР, Ангола, Замбия, Судан). Наряду с этим действует принцип «сырье в обмен на инфраструктуру». Но, Китай реализует инфраструктурные проекты и в государствах, не владеющих богатыми ресурсами. Но кроме того в богатых сырьем государствах китайские ПИИ концентрируются не только в ресурсных секторах, что, к примеру, демонстрирует Замбия.

Тут благодаря либеральному инвестиционному климату, довольно низкой внутренней конкуренции зарегистрированы более 200 китайских компаний в производстве текстильных изделий, постройке, розничной торговле [10]. ПИИ все чаще направляются в сферу высоких разработок. Так, компания «Huawei Technologies» снабжает сотовой связью Кению, Зимбабве, Нигерию, а компания ZTE положила 400 миллионов. в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в Африке.

Культурное и научное сотрудничество как механизм «мягкой силы»

Ответственный компонент китайской политики – культурное и научное сотрудничество. В 2000-х годах произошло пара сотен обменов художественными коллективами, сторонами направлено около 10 тыс. артистов. В 2009 г. принят план на три года «стратегического партнерства в науке, высшем образовании и технологиях». В конце 2010 г. в Китае состоялся первый китайско-африканский «мозговой» форум (China–Africa Think Tanks Forum – CATTF) с целью обмена идеями в области китайско-африканских взаимоотношений [11].

В декабре 2011 г. китайские предприниматели взялись за реализацию проекта «Надежда», предусматривающего создание в Африке 1000 начальных школ. Серьёзное средство «борьбы за умы» – пекинские «университеты Конфуция» в Африке, где изучаются история, китайский язык и культура Китая. (В 2010 г. в 21 стране было уже 28 таких университетов). Ответственное место отводится подготовке экспертов разного профиля; эта задача возложена на Фонд развития людских ресурсов в Африке.

Растет число африканских студентов в Китае. В 2010/2011 учебном году правительство КНР выделило африканцам 5710 стипендий. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся на Китай, – долговременная цель пекинской политики.

В чем секрет удач Китая?

Растущая материльная поддержка, торговый и инвестиционный бум, защита заинтересованностей Африки в интернациональных организациях сделали Китай привлекательной для африканцев альтернативой Западу. Удачам Китая содействует то, что он не обусловливает сотрудничество трансформацией политического курса страны, соблюдением демократических норм и прав человека; в числе его партнеров – страны, являющиеся мишенью западных санкций (Судан, Зимбабве); его компании идут на риски, действуя в пострадавших от распрей странах (Либерия, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне).

Принципиальный момент – обмен визитами большого уровня. Видя интерес, что проявляют к их государствам фавориты КНР, африканцы охотнее идут на контакты с китайскими партнерами.

Росту престижа КНР в Африке, как уже отмечалось, содействует Форум «Китай – Африка» и его помпезные саммиты с участием управления африканских государств.

Инвестируя в добычу сырья, Китай в один момент делается главным игроком в сфере африканской инфраструктуры, остро нуждающейся в инвестициях.

Китайские компании приобретают помощь от правительства КНР, которое не вмешивается в их инвестиционную деятельность, но оказывает им денежную и дипломатическую помощь.

Подготовка африканского персонала, практика создания «университетов Конфуция» содействуют формированию хорошего имиджа Китая и оказывают помощь китайским компаниям в Африке снабжать себя квалифицированными кадрами.Играют роль и такие факторы, как наличие у Китая богатых золото-валючных резервов и низкая стоимость китайской рабочей силы.

С какими проблемами сталкивается Китай?

Рост влияния Китая в Африке вызывает растущую озабоченность классических акторов на африканской сцене. Напряженность подпитывает и борьба среди больших развивающихся рынков за экспорт, инвестиции, глобальное влияние и рабочие места.

Нарекания в адрес Китая высказываются и в африканских государствах. Сетуют, что в погоне за ресурсами Китай обрекает Африку на роль сырьевого придатка собственной скоро растущей экономики, что приток китайского недорогого импорта мешает Африке развивать собственную индустрию, замедляет процессы ее индустриализации. Представители африканской элиты вынуждены обращать внимание пекинского управления на «теневые» стороны его политики.

В частности, это сделал экспрезидент ЮАР Табо Мбеки, добившийся от Китая сокращения ввоза в страну китайских текстильных изделий.

Африканцы обиженны тем, что большинство экспертов ввозится из Китая. Учитывая критику, Китай расширяет подготовку специалистов в самой Африке. В 2009 г. в Эфиопии был открыт профессионально-технический колледж – наибольшее учебное заведение, выстроенное с китайским участием.

Компания «Huawei Technologies» открыла 5 учебных центров – в Египте, Тунисе, Кении, Нигерии, ЮАР.

Ущерб имиджу Китая причиняет приток китайских мигрантов, а также нелегалов. Китайские уличные торговцы занимают места местных продавцов; обстановку усугубляет рвение китайцев жить в изоляции, не контактируя с местным населением.

Нужен ли Китай Африке?

Не смотря на то, что интерес Китая к природным достаткам континента сомнений не вызывает, Китай делает большое количество нужного для африканской экономики. Что же касается растущей борьбе за африканские ресурсы, то она устраивает тех, кто этими ресурсами обладает, потому, что дает им шанс получать более удачных соглашений и реализовывать проекты развития по льготным стоимостям.

Согласно точки зрения экономистов, такие страны, как Китай, не только поменяли совокупность классических торговых и инвестиционных взаимоотношений государств Африки, но и создали новые возможности для африканских экономик: своим ростом в 2011 г. Африка во многом обязана этим государствам. В 2010 г. в докладе ООН Китай был назван вторым многообещающим глобальным инвестором [12].

Не все в китайской политике устраивает африканцев. Опасения приводит к напору, с которым Китай действует в Африке, как угроза воспринимаются растущее наплыв и присутствие китайцев китайских товаров в государства континента. Но плюсов для Африки в политике Китая больше, чем минусов.

По окончании окончания «холодной войны» Запад ослабил внимание к Африке; Китай заставил развитые государства обратить внимание на проблему маргинализации континента и сам сделал решительные шаги в направлении реализации целей развития тысячелетия.

***

1. World Economic Outlook: Tensions from Two-Speed Recovery. IMF, April 2011.

2. China and Conflict-Affected States. Between Principle and Pragmatism. L.: Safeworld, 2012. P. 15.

3. Shinn D.H. Emerging Powers in Africa. Introduction to African Security Issues. Africa какое количество for Strategic Studies. National Defence University. Wash. D.C., 2012.

4. Direction of Trade Statistics. Yearbook. IMF. Wash., 2011.

5. Shanghai Daily.com, 22.12.2011.

6. Kaplinsky R., Morris М. Chinese FDI in Sub-Saharan Africa. Engaging with Large Dragon // European Journal of Development Research. 2009. Vol. 21. № 4. Pp. 551–559.

7. The Telegraph (London), 24.02.2011.

8. Economic Strategy. BRIC and Africa. Beyond the Diplomatic Applause: Threats and Opportunities Underlying South Africa’s BRIC Invitation. Johannesburg. Standard Bank. 26.01.2011.

9. Mody R., Shekhavat S. Indian and Chinese Investment in Africa // Africa Quarterly (New Delhi). Dec.-Jan. 2009/2010.

10. Mlachila M., Takebe M. FDI from BRICs to LICs: Emerging Growth Driver? International Monetary Fund. IMF Working Paper 11/178. African Department. July 2011. Р. 28.

11. China – Africa. Vol. 3. Sept. 2011.

12. UNCTAD. Geneva. 2010.

Татьяна Дейч К.и.н., ведущий научный сотрудник Университета Африки РАН

Случайная запись:

С. Михеев. Что делает Китай в Африке. Железная логика 23.01.17 ч10


Статьи по теме: