Китайский император чжу юаньчжан: основатель династии мин

Китайский император чжу юаньчжан: основатель династии мин

А. Венедиктов? 18 минут и 10 часов в Москве, всем хороший вечер, это программа Наталии Ивановы Басовская. Наталия Ивановна, хороший вечер.

Н. Басовская? Здравствуйте.

А. Венедиктов? И Алексей Венедиктов. Вы просили нас увалить на Восток, мы сейчас увалим на Восток, аж в 14 век. И мы будем говорить о первом императоре из семейства Цин…

Н. Басовская? Из династии Мин.

А. Венедиктов? Вот у меня написано «Мин», просматриваю «Цин».

Н. Басовская? Я также тот еще китаист, исходя из этого…

А. Венедиктов? Да-да-да, из семейства Мин, из семейства Блестящих. Блестящие?

Н. Басовская? Да, прекрасная семейство Мин. В переводе так: «Законы Прекрасной (либо Великой) семействе Мин».

А. Венедиктов? И я поставлю вам вопрос. Что я разыграю? Я разыграю отечественных десять альманахов «Любителя» последнего года, десять громадных прекрасных книг.

И в том направлении мы добавим Оранжевый экскурсовод по Пекину, Наталия Ивановна, именно в том направлении, ровно в том направлении, да? Красиво, превосходно, мы весьма любим вот это вот самое «Эксмо», да?

Н. Басовская? Пускай впитывают дух Китая.

А. Венедиктов? Да.

Н. Басовская? Не смотря на то, что его столицей был Нанкин.

А. Венедиктов? Весьма несложный вопрос, он связан с ним. Я напомню, дабы победить вот десять лотов, где путеводитель по Пекину, Оранжевый экскурсовод, плюс отечественный альманах «Любителя», напомню телефон: +7-985-970-45-45 – это для SMS, в случае если понимаете, помните подписываться. Плюс аккаунт @vyzvon, что почему-то, по всей видимости, не работает, я вижу. Понимаете, возможно, не работает – так что, не присылайте.

Я не вижу ни одного сообщения с @vyzvon за пара часов, не работает. Значит, давайте обойдемся смсками: +7-985-970-45-45, помните подписываться. Либо через интернет.

А вопрос весьма простой. Вот в то время, когда отечественный храбрец стал императором, он один товар, то, что производилось в Китае, заявил – ну, как сообщить? – стратегическим. Его возможно было вывозить из Китая лишь в обмен на лошадей, лишь, на экспорт. Вот какой товар отечественный император, первый император семейства Мин, заявил стратегическим, экспорт был запрещен, лишь в обмен на лошадей за пределы страны. Если вы понимаете — +7-985-970-45-45, помните подписываться. Пришло два ответа, один верный, один неверный.

А мы переходим, фактически говоря… еще объявление Наталии Ивановны.

Н. Басовская? У меня два объявления. Первое – что у меня трудности со связками, это весьма преподавательская обстановка, в особенности в то время, когда пришли холода. В случае если что…

А. Венедиктов? … простите.

Н. Басовская? … простите, прошу у вас прощения.

А. Венедиктов? Я буду вашим врачом.

Н. Басовская? Благодарю. Телепат могучий. И второе.

Желаю сказать, что 23 декабря, во вторник, в 19-30 в Центральном доме писателей будет моя лекция о Шекспире. Прямо скажем: не замахнуться ли нам на старика на отечественного?.. Мне это будет в первый раз, и тема будет «Шекспир», но не просто пересказ биографии и была ли она, а тема – «Между добром и злом».

И мы переходим к нашему императору, которого кликали Чжу Юаньчжан. Непривычно…

А. Венедиктов? Господи! Как это вы его…

Н. Басовская? А я тренировалась. Чжу Юаньчжан. Позже делается легко, тяжело первую семь дней.

Кто он в истории – уже сообщил Алексей Алексеевич. Я добавлю к тому, что он сообщил, кроме основателя прекрасной, великой династии Мин, которая находилась у власти 276 лет (это без шуток), но, кроме этого, для меня вот как для историка, человека, выросшего в воздухе ленинизма и строгого марксизма в свое время, в молодости, поразительно то, что это был человек из народа.

Как довольно часто говорили о классовой борьбе, о народных восстаниях, они не смогут победить, Ленин все растолковал, и Маркс об этом писал, они не смогут партию организовать, программу, исходя из этого все крестьянские перемещения подавляются. Везде, не считая Китая, в Китае побеждали неоднократно. И вожди народных перемещений… вот она, мечта того примитивного, огрубленного марксизма – у власти крестьянин. И что оказалось?

Не будем забегать вперед.

А. Венедиктов? Да.

Н. Басовская? Но, по-моему, это самый увлекательный вопрос к его биографии. Потому, что материала большое количество, торопливо перехожу дальше. Как ни страно, о нем возможно кое-что почитать. У нас в стране, на мой взор, превосходные эксперты по истории Китая, до зарубежных я не дошла. Но это люди, к примеру, «Законы Великой семействе Мин», в 1997-м году изданная в нескольких частях, и в том месте изучения, комментарии, примечания Наталии Павловны Свистуновой.

По-моему, это легко сделано великолепно. А какая серия! «Монументы письменности Востока». Академично. Во времена, в то время, когда не было преследованийАкадемию наук. И труды Алексея Анатольевича Бокщанина, они просто подкупают, их большое количество, все не буду именовать. В соавторстве с Олегом Ефимовичем Непомниным, всем рекомендую, «Лики срединного царства». Научное издание, написанное изумительным броским русским языком. По-моему, так нужно писать о науке.

Москва, 2002-й.

Итак, он появился, как все. Это, возможно, не все, что он делал, как все. 21 октября 1328 года. Это Средневековье.

Сзади у Великой китайской империи огромная старая история. Китай – это целый мир, это одна из самых древних цивилизаций, речных равнин в равнинах Хуанхэ и Янцзыцзян, возможно сопоставлять с нильской, Тигром, Евфратом. Сзади огромная история.

Он появился в 1328-м в крестьянской семье. Папа – крестьянин Чжу. Это имя отца, оно останется позже у императора, а дальше будет его уже личное имя Юаньчжан. Из деревни Гуджун, приблизительно 15 километров от современного города Феньян и приблизительно 200 километров к юго-западу от Пекина.

Ну, дабы сориентироваться, где это. Равнина притоков реки Хуанхэ.

Детское имя такое милое, очаровательное – кто бы имел возможность представить, что вырастет? В Китае так как поменяли имена с возрастом, поразительное явление китайской культуры. По большому счету ее умом постичь, по-моему, запрещено. Просматриваешь китаистов – ее как раз сердцем постигают.

Чунба, был мелкий мальчик Чунба.

А. Венедиктов? Зайчик какой.

Н. Басовская? Да, обычный зайчик. А позже что будет…

А. Венедиктов? Младший сын.

Н. Басовская? Он то ли четвертый, то ли третий.

А. Венедиктов? Но не старший.

Н. Басовская? Их, по всей видимости, совершенно верно сосчитать тяжело, исходя из этого я встретила и третий, и четвертый. Не старший. Папа – небольшой крестьянин-арендатор. Это не крайняя степень, совсем жалкий закрепощенный. У них идет уже второе закрепощение крестьян.

Арендатор у богатого землевладельца. Мальчик в юные годы с отцом трудился в поле, другими словами, настоящий выходец из народа.

Дедушка по отцу – старатель, это повыше, промывал золото. Но это тяжёлый труд. А дедушка по матери – аж шаман. Другими словами, в нем соединилось большое количество всякого различного генетически.

Что мы знаем о генетике?

В то время, когда ему было 16 лет, в первой половине 40-ых годов XIV века, все его родные и близкие, и родители, и братья, погибли на протяжении эпидемии. Это катастрофа, это страшно. Возможно, это наложило, само собой разумеется, неизгладимый отпечаток на эту личность. Вот все погибли, остался один бедный сирота. Как все нищие сироты Средневековья, что на Востоке, что на Западе, он побежал в то единственное место, где имел возможность отыскать прибежище – в монастырь. Наряду с этим это был буддийский монастырь.

Став императором, он мягко подчеркивал, что он не придерживается строгого буддизма, а что он скорее близок к конфуцианству, что в Китае надежнее. Но это был буддийский монастырь.

А. Венедиктов? Он от голода что ли побежал?

Н. Басовская? От голода. Эпидемия, все вымерли, родных нет. Он побежал укрыться. Он ходил в школу, думается, пара месяцев, пробовал ходить в школу, другими словами, выучил, как пишут эксперты, пара иероглифов, но китайских – это непросто.

И вот в том месте в монастыре, времена страшные, он занимает самую низкую позицию – уборщик. Несчастья пришли и в монастырь: упадок, разграбление. Это тяжёлое время, тяжёлое время под бременем семейства, монгольской династии Юань…

А. Венедиктов? А нужно заявить, что это монголы, да.

Н. Басовская? Китай находится под иноземной властью. Нужно заявить, что в третьем веке до новой эры сложился Китай как империя.

Это человек, о котором мы говорили, был, семейство Цинь, Цинь Шихуанди, известный правитель, позже семейство Хань, вторая Хань, семейство Сунь, семейство Тан, семейство Сун (Сунь и Сун не путать). И, наконец, монгольская семейство Юань, она в тринадцатом веке утвердилась как первые завоеватели, Китай в первый раз был покорен чужестранцами. в первых рядах будут еще и другие завоевания. Но монголы назвали семейство Юань, что свидетельствует «начальное творение мира».

Ишь, как красиво! Основателем данной династии Юань был внук Чингисхана. Кругом известные персоны, но как-то мрачно известные. Хубилай, Столицу из Каракорум он перенес в Пекин. Они прекратили быть кочевниками, они осели, они что-то, как всякие завоеватели более отсталые, восприняли от Китая, но не так много. Еще Чингисхан сказал, что он не осознаёт, для чего существуют города. В том месте запрещено пасти скот, к примеру.

И, видя недовольство народа многим-многим, в первую очередь запретами… заставляли носить монгольские прически, монгольский костюм, а для Китая, этноса с таковой древней, таковой яркой историей, это весьма чувствительно и болезненно. Не говоря о том, что и голодно, и холодно. Более того, запретили народу хранить оружие, почувствовали опасность.

Скоро-скоро произойдёт то, что выдвинет отечественного персонажа, известное восстание Красных повязок. До тех пор пока нет восстания.

Более того, при дворе был проект истребления всех китайцев-обладателей самый распространенных в стране китайских фамилий – ну, сейчас сообщили бы, геноцид. В сущности, семейство, вот основателем которой стал Чжу Юаньчжан – это последняя китайская семейство, по причине того, что…

А. Венедиктов? Этнических китайцев.

Н. Басовская? Этнических китайцев. По причине того, что позже, вот до этого монгольская, а позже будет маньчжурская, которая доживет до 20 века.

Итак, Чжу Юаньчжан на самой низшей позиции – уборщик. Голод кругом. И монастырь так испытывает кошмары, что его, мальчика, парня, отправляют собирать подаяние.

А. Венедиктов? Попрошайничать.

Н. Басовская? Да. В то время, когда он станет императором (а он станет), неприятели (а их будет, и довольно много), будут время от времени разрешать себе тайком сказать: император-попрошайка. Такая колоритная подробность. Он ходил почему-то с таковой древесной рыбой, колотушкой. Китайцы, склонные к тому, дабы все предметы быта сделать изощренно, утонченно занимательными и красивыми, ну, не могли, дабы он просто стучал в молоток.

Вот это была колотушка древесная в форме рыбы, он ходил стучал, завлекая внимание людей, подайте что-нибудь. И плошечка, мисочка для подаяния. Вот с чего начинается перемещение к императорской позиции.

Поразительно.

И без того он совершил три года. Это время. В 1348-м, ему 20 лет, он возвратился в монастырь и пробыл в том месте еще 3 года. И вот сейчас он, по-видимому, более основательно обучался грамоте. Интеллектуалом он, само собой разумеется, не стал, не желал, не имел возможности. Интеллектуалов в будущем не обожал.

Но в Китае, снова же, имеется собственные традиции: грамотным быть нужно, и сказать, что грамотных ты одобряешь, нужно.

В первой половине 50-ых годов XIV века началось известное событие, которое вошло в историю как восстание Красных повязок. Ну, что это такое? Это освободительная война, в которую вовлекаются непременно против любых инопланетян различные слои любого общества.

Фактически это неизбежно. Легко вопрос, кто сколько протянет, кто ловчее…

А. Венедиктов? Так это освободительное либо крестьянское?

Н. Басовская? Освободительное. Алексей Алексеевич, руководили крестьянами не совсем крестьяне. Вот он был из крестьян, но имели возможность примкнуть и среднего положения люди, и воины, оно ширилось как все более и более народное. Весьма интересно об этом говорит таковой факт, очень важный для понимания таких событий.

Появилось тайное буддистское общество в середине 14 века.

А. Венедиктов? Буддистское.

Н. Басовская? Буддистское общество. Именовалось Общество белого лотоса.

И они стали призывать бороться с захватчиками, вырабатывать Красные войска. Для всевышнего, не путаем с коммунистическими. Такое историческое совпадение.

Красный цвет для них был знак Будды будущего. Ему кроме того дали имя – Майтрея. Тут я меньше тренировалась. Майтрея, что переводится приблизительно как «спаситель». Снова люди ожидают спасителя.

Боже мой, как мало новостей в данной многотысячной людской истории!

Окончательным толчком стали события самой середины века. В первой половине 50-ых годов четырнадцатого века эти юаньские власти согнали тысячи крестьян – их большое количество, а вот не нужно собирать в громадные кучи тысячи голодных – на постройку плотин на реке Хуанхэ. Дело наподобие хорошее, но в громадную массу собраны расстроенные, голодные, верящие в приход спасителя. Это как бы взрывчатый таковой материал, они смогут взорваться, и они взорвутся.

К ним стали присоединяться жители. Изгнать семейство завоевателей и вернуть… вот часто-часто в произвольных революционных событиях, сейчас, имеется лозунг, наблюдающий назад. Если не в чистый золотой век, то в какое-то определенное настоящее либо вымышленное событие.

Тут реально – вернуть семейство Сун. Ну, не вследствие того что она была так хороша, она была этнически китайской. Находятся вожди…

А. Венедиктов? Еще не забывают, сто лет назад их в том месте снесли.

Н. Басовская? В Китае постоянно помнят все.

А. Венедиктов? Ясно.

Н. Басовская? Это общество, страно склонное к поддержанию традиций. Сун – это у нас 10 – 13-й век.

А. Венедиктов? У нас на данный момент 14-й, сто лет назад.

Н. Басовская? Сто лет прошло.

А. Венедиктов? Другими словами, еще не забывают старики что-нибудь, рассказы…

Н. Басовская? В обязательном порядке. А позже, какая-то мифология неизменно, традиция. А основное, собственные. И тогда носили тот костюм.

Так как мы, Алексей Алексеевич, вот я с удовольствием просматривала труды экспертов по Китаю, и нисколько не считаю вероятным к ним примкнуть, я легко весьма радуюсь, что они так хороши, но так как они сходу отличат, в отличие от нас, других, монгольский костюм от китайского костюма, монгольскую прическу от китайской. Известная императрица Цыси, которая до 20 века дожила, она была из следующих завоевателей, из маньчжуров – и также разговор о ее прическе, она маньжурка, и без того потом. Другими словами, любой чужестранец, не этнический китаец, воспринимается напряженно.

И вот собрали тысячи людей. Раз собрались тысячи обиженных, к тому же голодных, по всей видимости, неизбежно восстание. И оно началось в первой половине 50-ых годов XIV века. Восставшие носили вправду красные повязки на голове и шли в бой под красными знамёнами.

Именовали себя Красные войска. Главная заточенность – против монгольской семейства Юань.

А. Венедиктов? Я такую забавную историю… Именно в эти годы, в первой половине 50-ых годов четырнадцатого века столичным князем стал Иван Второй Красный. Это так.

Н. Басовская? Вот какие конкретно бывают… а «будущее» в Китае – значение слова «красный». Красные отряды, Мао. Другими словами, тут… и мне неизменно китайская цивилизация напоминает какую-то движущуюся массу особого исторического вещества, окрашенного иероглифами, очень способными достижениями, безумной дисциплиной, сумасшедшим штатом государственныхы служащих, экзамены. Вот уже у них так как, уже учение Конфуция играет свою роль.

Общая дисциплина, порядок, подчинение главе. Как он сказал, папа имеется папа, сын имеется сын. на данный момент, ой, вот выпало… но, по крайней мере, все должно быть строго согласовано, любой обязан занимать собственный место.

Его то обожают, то не обожают, но он впитан в китайскую психологию.

И это должно было случиться, то, что случилось. Они с красными красными и повязками знамёнами против нехорошей монгольской семейства Юань. Вожди находятся, и несколько. Это громадные пространства, это равнины великих рек, это различные города, пока не светло, кто станет центром, кто станет центром. В начале 1352 года один из отрядов восставших занял город Ханчжоу, близко к отчизне Чжу Юаньчжана.

Он думал, как отреагировать. Вот на родине уже восставшие. До тех пор пока он думал, случилось то, что решило его думы. В борьбе, вот в данной борьбе был сожжен, разгромлен правительственными армиями его монастырь. Вот в то время, когда такое делают, человек идет к повстанцам.

Они еще не знают, что к ним идет броский харизматичный вождь.

А. Венедиктов? Наталия Ивановна Басовская в программе «Все так». Мы возвратимся в студию по окончании новостей.

НОВОСТИ

А. Венедиктов? Наталия Ивановна Басовская в программе «Все так». Я вас задал вопрос, став императором, отечественный храбрец как именно, какой товар он запретил к вывозу.

И было три варианта товара, то, что мне по большей части отправляли – это был шелк, чай и порох. Ну, само собой разумеется, не порох, по причине того, что это страшно вывозить из страны. Шелк не вывозился ни при каких обстоятельствах, его похитили. Это был чай. И отечественные победители, каковые приобретают книгу «наш» альманах и Пекин – это (именую последние цифры) Аркадий, телефон 689, Денис 946, Юрий 824, Светлана 485, Наталья 442, Павел 657, Владимир 195, Денис 008, Евгений 434 и Вера 772.

Вот они, отечественные победители.

Ну, отечественный мальчик до тех пор пока еще не император, он идет в армию.

Н. Басовская? Но он уже заметен. Он сходу выделился с началом этого восстания Красных повязок, либо перемещения. Я думаю, и благодаря личным качествам (глупым его не называл никто), и за счет того, что он был довольно грамотен. Не все вожди восставших имели возможность этим похвастать. И еще.

Сумел завоевать размещение одного из предводителей, их было много – Го Цысин, один из самый заметных предводителей. Так ему понравился отечественный Чжу Юаньчжан, что он дал ему в жены собственную приемную дочь Ма – это будущая императрица. А Ма – это приемная дочь полководца Красных повязок, погибшего приятеля.

Все так красиво, все так как бы от сердца отрезается. И дальше как-то вот везет ему, назовем такие вещи страшными словами, по причине того, что данный Го Цысин погибнет в 1355-м, и Чжу Юаньчжан примет на себя руководство его армиями.

А. Венедиктов? Как зять.

Н. Басовская? Да. Для него весьма своевременно он погиб.

Но тут наподобие никто не грешит, он к этому отношения не имел, в отличие от вторых вероятных обстановок. В 1356-м войска Чжу Юаньчжана переправились через Янцзы и забрали Наньцзин, либо Нанкин, и данный город стал его столицей. Он обратился с прекраснейшим воззванием к обитателям: я привел ко мне собственные войска, дабы избавить вас от смуты, все смогут тихо заниматься своим делом, госслужащим запрещается чинить произвол и притеснять народ.

Боже, во все века одно да и то же! Но народу требуется. Он не скоро осознает, что ничего этого не будет.

Итак, у него были соперники, вот в чем дело. Нанкин его, ему тут, в общем… Но имеется другие претенденты на лидерство в этом большом перемещении, и начинается борьба в перемещения Красных повязок. Это 1360 – 67-й годы, продолжительная борьба.

Особенно страшен был некто Лю Футун, заявленный потомком одного из полководцев империи Сун – это страшно. И был еще некто Хань Линьэр – это еще страшнее, по причине того, что утверждали, что он по большому счету возглавил возрожденное государство Сун и претендовал на родство с той семейством. Вот Лю Футун погиб, легко погиб, как по всей видимости, в битвах. А вот данный, Хань Линьэр, отправился на переговоры с Чжу Юаньчжанем, ну, как бы распределить… силы у них приблизительно равны.

Но по дороге утонул. Лодка перевернулась, в то время, когда он переплывал через Янцзы. И вот тут грешат на отечественного Чжу Юаньчжана, что к перевороту данной лодки должен был он иметь некое отношение.

И вот 23 января 1368 года его час, его счастье, он провозглашает себя сам основателем новой семействе, именует ее Мин. И именует себя прямо основателем. И что столицей его будет Наньцзин, либо Нанкин.

Последний император монгольской семействе Юань, последний из потомков Чингисхана далеких, бежал в монгольские степи, другими словами, на север. Ну, а куда еще ему бежать? Как раз в монгольские степи.

Первые шаги Чжу Юаньчжана весьма умные. Он запретил насильно навязанную монгольскую одежду носить, по большому счету запретил, и насильно навязанные прически. Ну, это стало причиной народное одобрение.

А народ, его же лишь восхитить нужно. Восстановлены фамилии и китайские имена. А был так как проект стереть с лица земли, ну, всех Ивановых, вот всех, у кого фамилия хороши ханьская, китайская…

А. Венедиктов? И Иванов, Сидоров, Кузнецов…

Н. Басовская? Всех, Михайлов и другое. Итак, весьма мягко намекнул, что он не возражает против буддизма. Он был в монастыре – куда он денется?

Со временем он весьма терпимо отнесся и к исламу. Но что все-таки он конфуцианец. И вот те слова Конфуция, каковые я желала огласить в первой части, на данный момент прочту, слова Конфуция. «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, папа – отцом, сын – сыном».

Как легко! Как строго!

А. Венедиктов? Строго.

Н. Басовская? Вот это и имеется для Чжу Юаньчжана управление к действию. Политика, которую он начинает осуществлять, она, само собой разумеется, говорит весьма о многом, и в первую очередь о том, что он твердо рассчитывал, что будет править продолжительно, а возможно, и жить всегда.

Вот преобразовываясь в безотносительного деспота – казни, репрессии и другое, я прочту еще его слова – преобразовываясь в этого зверя, деспота, которым вовсе с детства, по всей видимости, не был, он все больше, как все вот такие перерождающиеся жестокие правители, по всей видимости, собирается жить всегда. Прямо об этом не говорит, но что он формирует законы навеки, что в них нельзя менять ни одного слова. Законы семейства Мин опубликованы, я именовала на русском, это подвиг отечественных специалистов, замечательно издано с комментариями.

Он начинает совсем изменяться, не смотря на то, что приблизительно 20 лет он добиваетприверженцев монгольской данной юаньской династии. Другими словами, заявить, что все безоблачно – нет. Но внутри, в целом, заняв позиции, он занят одним – сделать собственную власть незыблемой и, нужно, вечной. У него появилось 25 сыновей.

При тогдашних гаремах дело весьма простое. Он сказал, кстати, интересные слова его, что во дворце не должно быть ревнивых дам, был строжайший график визита женами императора.

А. Венедиктов? Ну, гарем, как положено…

Н. Басовская? Да, все записывали, фиксировали. В следствии, 25 сыновей.

какое количество внуков – по всей видимости, никто не берется сосчитать. Но любопытно, что наследником по окончании продолжительных лет правления… а он правит с 1368-го по 1398-й, 30 лет. И безумно мне напоминает…

А. Венедиктов? Иван, крестьянский сын.

Н. Басовская? … одного советского правителя, безмерно напоминает. Он, в то время, когда начнется у него паранойя очевидная, поиск врагов народа – в том месте уже вопросов нет. Итак, что же он делает?

Между сыновьями, позже внуками, строго распределяет все ведущие посты в управлении великой империи.

А. Венедиктов? Ну, само собой разумеется, это же новая семейство.

Н. Басовская? Да.

А. Венедиктов? Где же забрать-то высших бюрократов?

Н. Басовская? Вот его слова: «В стране нет никого, надежнее детей и внуков». Они начнут грызться раньше, чем его похоронят.

В 1380?м он ликвидировал посты канцлеров цзайсян, каковые имели некие полномочия при императорах. Все, должности нет. Все главные ведомства подчинены лично императору. И крайняя централизация и наведение порядка до тех пор пока совсем поразительные.

К примеру, много раз он единовременно смещал всех глав.

А. Венедиктов? Единовременно.

Н. Басовская? Единовременно. Акция, сейчас сообщили бы, акция.

А. Венедиктов? Чистка.

Н. Басовская? По всем районам, по всем уделам, где сидят его сыновья. И не сходу замещал многие места.

И вот это ожидание другого начальника было, пожалуй, ужаснее, чем нахождение при какой-либо в том месте прошлой власти прошлого начальника. Таковой способ.

Отменил университет, изумительный китайский университет увещевателей императора. Одно наименование чего стоит!

А. Венедиктов? Это был превосходный университет. Может, мне ввести на «Эхе» таковой?

Н. Басовская? Алексей Алексеевич, и возможно я по совместительству?

А. Венедиктов? Да, легко, вам это легко удастся.

Н. Басовская? Я буду стараться. Итак, зародился он еще в 10-13 столетиях, в раннем Средневековье. Эти люди были обязаны показывать императорам на промахи и ошибки.

По большому счету смертники какие-то. Ну, кто как. Но это хотя бы делался вид, что имеется такие люди и имеется такая, ну, пускай кроме того практически теоретическая возможность на что-то намекнуть.

А. Венедиктов? Но было довольно много донесений из провинций, каковые… по причине того, что император-то в столице, в Нанкине, еще туда-сюда осознавал, а что происходило в провинции, было неясно. Так вот эти увещеватели императора, именно они по большей части докладывали провинциальные несправедливости.

Н. Басовская? Это возможно сравнить, ну, в европейской истории с народными трибунами, по крайней мере в Риме, с планом народных трибунов. Это возможно сравнить с теми, кого именовали в том месте уши императоров еще в Старом Египте.

А. Венедиктов? Увещевателей-то он отменил, а тайную полицию-то увеличил.

Н. Басовская? Конечно. По-моему, это прямо сообщающиеся сосуды.

А. Венедиктов? Бюджет был переброшен от увещевателей в полицию, скажем так.

Н. Басовская? И ее полномочия, само собой разумеется, стали огромными. И я зачитаю его слова, каковые говорят о том, как со временем, ход за шагом, им овладевает, по всей видимости, уже не совсем… об этом эксперты весьма бережно говорят, ну, параноидальные вот эти, характерные жестоким правителям в конце судьбы страхи. Ему вправду за каждым поворотом, на каждом углу мерещатся неприятели. Он об этом пишет, он об этом думает.

И во второй год правления, в 1369-м, он отдает приказ, указ Центральной правительственной палате. Она ничем не правит, но она делает его распоряжения. Подготовить то, что будет именоваться заветы родоначальника царствующей семействе Мин. Другими словами, подготовить комплекс каких-то морально-нравственных, юридических положений, правил.

Ну, вот, к примеру, в том месте имеется совсем поразительные моменты, я в этих законах просматривала. Ему стало известно, как он информирует, что вот к нему шел старик, старец, пожаловаться на несправедливость. На него напали разбойники.

Разбойников не просто казнить, отрубить последовательно кисти рук, ног. Дабы было видно: у нас стариков не обижают.

А. Венедиктов? Наталия Ивановна Басовская. На 120 секунд прервемся.

РЕКЛАМА

А. Венедиктов: 18?49, мы продолжаем. Наталия Ивановна Басовская.

Н. Басовская? Итак, он начал править под девизом наведения порядка. Это так конечно. Тем более по окончании долгой данной борьбы с иноземцами, он сказал, что сейчас все будет прекрасно и замечательно.

И вот приказ создать заветы, известные заветы, и дабы они были совершенны, дабы никто ни при каких обстоятельствах ничего в том месте не поменял. Цитирую, приводит это в одной из собственных статей названный мною Бокщанин: «Любой из моих сыновей и внуков с почтением примет мои распоряжения, ни одно слово в них не может быть поменяно». Какое прекрасное самомнение, какая самоуверенность!

Но, в неспециализированном-то, в случае если человеку, так поразмыслить, из того детства, которое он прожил, ковыряние на поле вместе с отцом, сиротство, собирание подаяния – и внезапно, ну, не внезапно, пускай война революционная, вера в приход мессии… Мессия не пришел, но он как бы вместо него. Другими словами, у него голова, само собой разумеется, закружилась.

А. Венедиктов? Я лишь желаю заявить, что все-таки я желаю дать ему должное, он не забывал до конца, и он, и его супруга не забывали до конца собственный крестьянское происхождение. Я искал что-нибудь хорошее, ну, такое хорошее, дабы возможно было растолковать по радио.

Вот я не знаю, как это было исторически хорошим, но его земельная реформа закрепила почвы за теми, кто их обрабатывает. И это подняло экономику по окончании гражданской войны.

Н. Басовская? И ввел некоторый земельный максимум, вершина была весьма обижена. Но наряду с этим личное положение крестьянства было предстоящее закрепощение.

Но это не лично он.

А. Венедиктов? Напротив, он запретил закрепощение, отпустил рабов и дал почву крестьянам.

Н. Басовская? Вы совсем правы. Ну, дал почву – звучно звучит…

А. Венедиктов? Закрепил.

Н. Басовская? Да, дал больше шансов быть не изгнанным с данной почвы.

А. Венедиктов? Да.

Н. Басовская? Но закрепощение наряду с этим шло. И весьма законы… он сам желает, дабы они были хорошими, но нахождение на таковой вершине власти в обязательном порядке не легко воздействует на натуру. Заберу цитату об отношении таких людей к любому недовольству, любой оппозиции.

Но он не про крестьян, он ненавидит знать, как все тираны. «В то время, когда при дворе нет честных сановников (кто бы не подписался под этим из прежних правителей?) и в стране появляется вероломство и зло, то циньваны (циньваны – это его сыновья в должности удельных князей, приблизительно герцог, князь, ван) должны дать своим армиям приказ и, в соответствии с тайным указом императора, для всех солдат под его главным руководством повести наказывающие армии и усмирять этих вероломных и зловредных людей». Все с оттенком наива, все-таки это средневековое общество.

А. Венедиктов? Но сам-то он вышел из этих людей.

Н. Басовская? Да, и он сам такой же. И вот начавшаяся… 30 лет у власти, в таковой огромной, в таковой сложной стране, добраться до каждого старичка, как он пробует сделать вид, что вот старичка обидели, я выполняю – реально-то это нереально. И у него начинается, само собой разумеется, ужасающая мания, такая нам узнаваемая из вторых сюжетов, к жестокости.

Он сначала не был кровавым никаким тираном. И неприятели, кругом неприятели.

А. Венедиктов? Паранойя. Возможно заявить, что это была больной история

Н. Басовская? Параноидальное что-то. Канцлер Ху Вэйюн заявлен изменником

А. Венедиктов? Ближайший соратник, сотрудник, соратник…

Н. Басовская? Ну, и, как сообщили бы в 20-м веке, агентом, а в том месте говорят сговор, с монголами. Ну, не с британцами либо немцами, с монголами.

А. Венедиктов? А имели возможность бы и с британцами сообщить.

Н. Басовская? В ответ на это, раз канцлер таковой плохой был, казни. Вот тут развернулся он.

Тысяч, где-то пишут, десятков тысяч. По всей видимости, в Китае весьма тяжело сосчитать и сейчас, сколько кого. Плюс высланные люди.

Казнили того, кого обвинили в связи с монголами, и всю семью. А вся семья в Китае – это не пять и не десять.

А. Венедиктов? Это не семья в однокомнатной квартире.

Н. Басовская? По одному сюжету зафиксировано около 800 человек.

А. Венедиктов? Ну, широкая семья.

Н. Басовская? Семья в широком смысле, все родственники. И нашли практически 800 человек. Стало страшно, весьма страшно.

Это по большей части были люди, вот данный Ху Вэйюн, он никакой не борец за народные интересы, возражал против растущей обособленности уделов, где правят сыновья императора, его тревожило, что это борьба с большими землевладельцами. Десять лет шло следствие над этим канцлером.

А. Венедиктов? какое количество людей было привлечено, сколько людей было казнено…

Н. Басовская? Ну, вот тысячи и, говорят, десятки тысяч. И из этого дела прямо вырастает следующее. Ой, снова что-то слышится трагически привычное. Прямо следующее дело – дело изменника полководца Лань Юя. Известно было, что Лань Юй – гениальный человек. Так как все время длилась борьба со приверженцами последней монгольской семействе. И пребывали, это же граница, это огромная граница на севере, и в имеется приверженцы.

И данный человек был серьёзен как полководец. Боже мой, что-то слышится привычное. И вот это ужасное дело, снова казни, снова ужас.

В этих делах император покончил, как говорят, со всеми собственными прежними соратниками по Красным повязкам.

А. Венедиктов? Вот это крайне важно, что вот прошло какое количество лет, его соратники заняли посты, его соратники заняли посты в армии прежде всего.

Н. Басовская? А как же!

А. Венедиктов? В провинции. Вырезали всех, причем в один момент. Это весьма интересно.

Не было же никаких средств связи. Это значит, что тайная полиция, вестники в необходимый момент, в то время, когда взойдет солнце либо, в том месте, в то время, когда зайдет солнце, в один момент войти… да, они пришли и брали их, десятки тысяч людей.

Н. Басовская? Это была ужасная резня. Общество ветхих коммунистов. Ой, что я говорю? Но это все произошло. И, само собой разумеется, как не сообщить, вот это все припомнив: вот он вам, человек из народа. Свидетельства его паранойи, я прочесть еще пара слов, они весьма броские. Цитирую.

Цитирую по статье Бокщанина «Императорский Китай», в начале 15-го века, в том месте в преамбуле Чжу Юаньчжан. «В прошлые времена сановники имели возможность идти с правителем одним методом. Сейчас сановники не таковы. Они затуманивают правителю разум, приводят к государеву гневу. Группировки с коварными планами действуют без перерыва друг за другом». И еще. «правители и Императоры уделов должны жить в безопасности, неизменно волнуясь о мерах предосторожности.

Днем следить за тем, что люди говорят и делают. Ночью самым тщательным образом ходить дозором и выполнять запреты, дабы коварные люди не смогли пробраться во дворец. Кроме того стражи не должны приближаться к особе императора ближе, чем на расстояние 10 чжанов (30 метров)». Он идет на данный риск, ну, в противном случае внезапно страж предатель.

Меньше, это жизнь в полном кошмаре.

Частенько подобные правители, подобные… ну, не довольно часто, нет, но бывали случаи, когда они становились жертвой собственных линия страшных, политика их всецело проваливалась. Про этого Чжу Юаньчжана этого не сообщишь. И интернациональное его поведение – мне все время думается, что я про другую страну – оно было неглупым, было много успехов, он умел договориться и со приверженцами ислама, и с другими народами.

Действительно, с позиций известного китайского гордости имперского, сформировавшегося еще в древности, всех именовал подчинёнными, кто бы к нему ни прибывал. Он имел возможность наряду с этим дарить драгоценные подарки, но они подчинённые. А они не знают, им не очень переводят. Так появляются контакты, и не весьма кроме того ясно, что он-то их назвал подчинёнными. Китай – центр мира. То же самое у средневековой Японии.

Все народы им подвластны. Дал законы вечные, он верит, что они окончательно. Неприятели истреблены.

Но вот подступают заболевании, естественный уход и старость из судьбы. Он умер естественным методом.

А. Венедиктов? Уникальность громадная для отечественных мальчиков.

Н. Басовская? Сильно мучаясь, кого сделать наследником.

А. Венедиктов? Да, неприятность.

Н. Басовская? Старший сын от основной жены погиб, погиб либо погиб, не помню, естественной смертью. Имеется следующие сыновья, их какое количество желаешь, причем и от основной жены.

Он будет следующим императором, но не сходу, через одного. Почему-то он решается дать престол внуку, юному внуку. Это любовь к внукам.

Юный внук будет править всего три года, вечно сражаясь с собственным дядей, сыном Чжу Юаньчжана, до 1402 года, и станет императором сын от законной жены Чжу Юаньчжана Чжу Ди, и также будет большой правитель.

Могила, гробница Чжу Юаньчжана в Нанкине весьма роскошная, цела, его почитают, кругом скульптуры. Он ушел, помой-му и поражения какие-то, но, иначе, пускай не знал, но он покинул эту семейство на долгое время. Маленькая гражданская война по окончании смерти, а после этого семейство весьма на долгое время.

Мин – это славные времена Китая.

А. Венедиктов? Наталия Ивановна Басовская.

echo

Случайная запись:

Китайский император Чжу Юаньчжан — основатель династии Мин (рассказывает Наталия Басовская)


Статьи по теме: