Куда перенесут пекин

Куда перенесут пекин

Сильный смог, душивший Пекин практически целый январь, наконец-то рассеялся. По статистике метеорологов, в первоначальный месяц 2013 года обитатели китайской столицы имели возможность видеть облака и голубое небо на нем только 4 дня из 31. Все остальные дни над городом висела нечистая пелена.

Передышка, без сомнений, временная. Так как обстоятельства появления смога некуда не убежали и не денутся, не смотря на то, что власти и заявляют о попытках их побороть. Уменьшают, например, число выездов машин, которыми владел госслужащим.

Либо в важных случаях загрязнения воздуха приостанавливают работу предприятий. Но все это меры кратковременные, и особенно заметного влияния на уровень качества пекинского воздуха они не оказывают.

Тем более в первых рядах лунный Новый год (либо Праздник весны), на протяжении которого в атмосферу над китайскими городами (особенно над Пекином) будет выкинуто неимоверное количество загрязнителей из-за фейерверков миллионов и запуска петард. Не смотря на то, что пекинские власти и обсуждают возможность запрета фейерверков, на мой взор, это попытка очистить воздушное пространство над столицей сравнима с замыслами вычерпать воду из моря ложками.

Экологическая трагедия в Пекине так важна, что меры по ее ликвидации займут продолжительные десятилетия. Нужно, как минимум, перевести все отопление пригородных районов и города с угля на газ, ввести еще более строгие меры по ограничению автотранспорта, а возможно, и срыть горы около Пекина.

Последнее, кстати, может оказаться несложнее, чем выполнить первые два пункта. Уголь – главное горючее китайской экономики, и значительное сокращение его доли в энергобалансе потребует перестройки всей китайской индустрии. переработки объемов угля и Сокращение добычи повысит импортозависимость китайской экономики, по причине того, что другие виды источников энергии в Китае в недостатке.

Соответственно, и цена китайских товаров, от экспорта которых живет страна.

Уж тем более нереально себе представить, что китайцы откажутся от собственных машин. Обстоятельство не только в недочётах инфраструктуры муниципального транспорта (не обращая внимания на самую протяженную сеть метро, город страдает от перегруженности подземки, которая закрывается к тому же в 11 вечера), какое количество в психологии. Обладание автомобилем – вещь статусная, свидетельствующая о жизненном успехе.

Неслучайно массовая автомобилизация обогатила китайский язык понятием «чэну» – дословно «раб автомобиля». Так сейчас неофициально именуют людей, забравших кредит на приобретение автомобиля. Мы вычисляем китайцев коллективистами.

Но в этом случае требуется поменять психологию нации – в этом отношении достаточно индивидуалистическую, довольно часто руководствующуюся рвением опередить, захватить, обойти.

Наконец, фактор населения. По последним данным, население Пекина увеличивается. По результатам 2012 года, учтенного населения в Пекине было 20,7 млн человек, а также неизменно живущих приезжих – 7,7 млн.

Это большое количество по любым меркам, и это многолюдство ощущается во всем. Ограничивать прирост населения и дальше, само собой разумеется, вероятно. Но как раз приезжие куют экономическое процветание китайской столицы.

На стройках, в ресторанах, во многих компаниях трудятся люди из регионов и других провинций, они довольно часто ютятся в фанзах и стареньких хибарах в пекинских пригородах, тратя по нескольку часов в сутки на дорогу до работы. Коренное же население Пекина богатеет и стареет.

Все эти факторы в далеком прошлом известны и влияниям, каковые, нужно дать им должное, знают, как сложно со всем этим совладать. Не смотря на то, что при смоге в городе включаются и агитационные механизмы – китайским репортерам рекомендовано при рассказе об экологической обстановке в городе упоминать то, что: а) власти предпринимают меры, б) смог не так долго осталось ждать рассеется, прямо вот-вот.

Исходя из этого неслучайно, что на протяжении смога в Пекине весьма глухо и весьма неофициально, в китайских блогах и микроблогах, в частных беседах, начала обсуждаться тема вероятного а также нужного переноса столицы. Город, дескать, задыхается, нужно спасаться.

Ясно, что эта мысль, вместе с микрочастицами грязи, пока только носится в воздухе и политические издержки переноса столицы из Пекина громадны. Но история Китая знает отнюдь не один случай переезда столичного города – в большинстве случаев, при смене семейств, кабинетов министров, режимов либо в следствии войн. Следы этих переездов остались в истории и китайской топонимике. Сегодняшний Пекин – не что иное, как «Северная столица», Бэйцзин.

Имеется еще и Нанкин, «Южная столица», Наньцзин. Японский город Токио – «Восточная столица», либо Дунцзин в китайском произношении, – забрал собственный нынешнее имя от китайского Кайфэна (когда-то, при династии Сун, именно он именовался Дунцзином).

В китайской культуре сохранились понятия «четырех великих китайских столиц» а также «семи великих китайских столиц». Это соответственно – Пекин, Нанкин, Лоян и Чанъань (сегодняшний Сиань) для «перечня четырех». Плюс Кайфэн, Ханчжоу и Аньян для «перечня семи».

Еще время от времени упоминают и город Чжэнчжоу как «восьмую столицу» – пара тысячелетий назад на месте города Чжэнчжоу был основной город семейства Шан.

Всего же столиц в Китае было значительно больше. Некоторых из этих городов уже нет, как, к примеру, Шанду, бывшего летней столицей при монгольской династии Юань. Сейчас на этом месте в монгольской степи только развалины, впечатляющие редких туристов.

Кое-какие города живут, но скучно и депрессивно, – Аньян либо Фэнхао, к примеру.

Не следует залезать глубоко в историю, достаточно прошлых десятилетий: только в ХХ веке Китай менял столицу пять раз. Пекин (столица Цинского Китая и первых лет республиканского), Ухань (1927), Нанкин (1927–1937, 1946–1949), Чунцин (1937–1945), снова Пекин (с 1949 года) а также Тайбэй как место нахождения – по сию пору – правительства гоминьдановской Китайской Республики.

В случае если пофантазировать на темы вероятного переноса столицы Китая в ХХI веке, то в этих условиях в полной мере логичным было бы создать новый основной город Китая где-то в глубине страны, в ее центральных либо западных регионах.

Вправду, не имеет смысла разглядывать северо-восток Китая. В первую очередь данный регион ассоциируется с маньчжурами – оккупантами, правившими Китаем с XVII до начала ХХ века. Тут через чур холодно для среднестатистического китайца, да и с экологией также не все прекрасно. Мне, само собой разумеется, в этом районе мил город Муданьцзян, но он через чур близко расположен к границам. Не смотря на то, что это город-миллионник, с университетом, с сельским хозяйством и промышленностью.

Не нужна столица и китайскому Югу. экономика и Промышленность тут и без того развиты (со всеми сопутствующими экологическими проблемами), регион многолюден. Ни одной неприятности переезд столицы на юг не примет решение.

Так что остается Центр и Запад. Во-первых, имя Западная столица, либо Сицзин, еще не занято. Во-вторых, перенос столицы на Запад лежит в русле правительства и политики партии по ускоренному формированию этих относительно отсталых, далеких и пустынных регионов – китайских аналогов Дальнего Востока и Сибири.

Новый столичный город привлечет инвестиции, власть, будет содействовать развитию экономики.

Это возможно, например, южная часть провинции Ганьсу (недалеко от города Тяньшуй). Либо восточная часть региона Цинхай (а также ее административный центр, город Синин). Вряд ли западнее – в том месте уже начинаются национальные районы – уйгурские и тибетские, куда китайскую столицу переносить не следует.

Не смотря на то, что мировая практика знает случаи переноса столиц в регионы с преобладающим некоренным населением. К примеру, из Алма-Аты в Астану. Данный переезд, по сообщениям СМИ и оценкам специалистов, именно был призван снизить риск откола русскоязычной части Казахстана и ослабить демографическое давление на Алма-Ату, куда, как и в Пекин, съезжались в отыскивании лучшей доли крестьяне.

Но это не совсем случай Китая. Тут на западе страны с условно заметным риском сецессии (к примеру, в Синьцзяне) уже накопилась значительная часть китайского (ханьского) населения, переселенцев из восточных регионов Китая. В на данный момент-Уйгурском независимом районе ханьцев уже практически столько же, сколько уйгуров: приблизительно 40% населения против 46%.

Возможно не трогать уже существующие города с их проблемами и выстроить новый столичный город с нуля. В отличие от соседней Республики Корея, где кроме этого имеется неприятности с переездом столицы, строительство нового города не доставит особенных трудностей современному Китаю. Тут – кстати, также на северо западе и-западе – строятся целые города-призраки, с ожидающими арендаторов и будущих покупателей кварталами квартир и офисов.

На этом фоне выстроить новую столицу – дело, в неспециализированном-то, пустяковое.

В новой столице будут широкие проспекты, современные дома, стопроцентное газовое отопление, эргономичная инфраструктура. А для привлечения туристов тут выстроят копию (в масштабе один к одному) пекинского императорского дворца, парка Ихэюань, Великой Китайской стенки и еще дюжины других достопримечательностей из вторых регионов. В Китае и без того обожают строить с нуля копии древних стен и башен, не весьма отличая их от настоящих исторических.

А тут по большому счету все будет новое, прекрасное и с иголочки.

Алексей Ефимов

Случайная запись:

Летим в Пекин Китай кушаем еду в самолёте и селимся в отеле с большой ванной в номере


Статьи по теме: