Миллионеры из шанхайских трущоб

Миллионеры из шанхайских трущоб

Один из последних еще свежих майских вечеров в Ханчжоу. Старбакс на берегу, возможно, самого поэтичного озера в Китае, Сиху. Сытая публика наслаждается огромными порциями кофейных напитков.

Пара попрошаек по-очереди обходит сидящих под зонтиками, иногда кидаясь к уходящим. Время от времени вместо мелочи они вытребывают половину пирожного…

В принципе, декорации смогут изменяться, но нищие, различной степени навязчивости, составляют важную часть судьбы развитого города в Китае. Их число на улицах возрастает с приходом весны, а на зимнее время они перемещаются в утепленные вагоны метро, где не обращая внимания на час пик настойчиво бренчат мелочью в пластиковом стакане перед лицами не успевших отвернуться пассажиров.

Количество нищих в Китае возрастает прямо пропорционально росту экономического благосостояния. В случае если раньше в шанхайском метро попрошайки ходили по вагонам поздним вечером, избегая столпотворения, то на данный момент их возможно встретить в любой час. В случае если еще недавно кроме того на протяжении продолжительной поездки шанс встретить более одного «дуэта» (по вагонам метро довольно часто ходят парами) был мал, то в последнее полугодие частота попрошаек так возросла, что время от времени одни еще не успевают скрыться за поясницами пассажиров, как другие уже появляются на горизонте, перебивая музыкальное оформление сотрудников.

Было бы наивным считать, что подающие мелочь китайцы верят в честность просящих, да и те не очень стараются. В китайском интернете же скорее возмущаются возросшими доходами нищих, месячный доход которых, по слухам, в далеком прошлом уже превышает 10 000 юаней, что весьма хорошо и среди офисных служащих.

Объяснение терпению и агрессивному поведению нищих со стороны окружающих возможно отыскать в культурно-исторических корнях данной особенной группы, неизменно существовавшей в Китае особняком.

Остаться в живых

Как и в других культурах, в Китае попрошайничество ассоциировалось с нищетой. Так, в соответствии с китайской поговорке: «Нет ничего хуже смерти и никого беднее бедного». Не смотря на то, что судьбой попрошайки пугали детей, для некоторых «сума» становилась не только временным подспорьем на протяжении денежной ямы, а кроме того в полной мере постоянным источником дохода.

В большинстве случаев попрошайничество связывают с муниципальный культурой: нищие, которых возможно было встретить на протяжении сельских дорог, чаще выяснялись разбойниками.

Как рассказывается в «Истории культуры китайских нищих», попрошайничество в течение многих столетий было методом выживания для тысяч людей, появлявшихся в центре природных катаклизм. Основное обстоятельством, заставляющей целые деревни оставлять собственные родные места и разбредаться по соседним уездам а также провинциям, был голод, вызванный наводнением, засухой, нашествием саранчи либо мятежами. В соответствии с историческим запискам, с 1766 по 1937 год в Китае зафиксировали 5258 природных бедствий.

Так, ежегодно в разных регионах тысячи и десятки тысяч крестьян оставались без урожая, а время от времени и крова, и были вынуждены искать спасения, надеясь на милосердие вторых. Само собой разумеется, большая часть таких стихийных нищих возвращались к земледелию при первой возможности, но кое-какие, вкусив свободы, решали не расставаться с сумой.

В некоторых регионах кроме того существовала традиция сезонного попрошайничества. К примеру, целые деревни, расположенные на протяжении течения Хуэйхэ, с окончанием сельскохозяйственного сезона перебирались в города северной части провинции Цзянсу, дабы до начала весны жить за счет подаяния.

Попрошайничество служило и дополнительным доходом для низших слоев муниципального населения. К примеру, рикша в полной мере имел возможность послать собственных детей либо жену ходить по улицам с кружкой. Но попрошайками становились не только низкооплачиваемые чернорабочие, среди них возможно было встретить и бывших врачей, владельцев и учителей магазинов.

В некоторых случаях, попрошайничество становилось домашним делом, в то время, когда пара поколений снабжали собственный существование за счет чужой милости.

Опытные нищие в Китае показались отнюдь не с развитием реформ в 80-х: в полной мере быть может, что они сопровождали китайское общество в течении всей истории. В разных этнографических записках второй половины XIX столетия видятся описание картин, в полной мере привычных и отечественному современнику. Нищие, планирующие около благопристойного магазина либо чайного дома, кидаются к визитёрам, каковые стремятся как возможно скорее кинуть что-то в чашку и отделаться от навязчивого сопровождения.

Как говорит американские миссионер Джон Невиус в собственной книге «китайцы и Китай», группы опытных нищих управлялись главарем, происхождение которого было очень туманно (по одним сведениям, главаря «ставили» местные госслужащие). Он договаривался с обладателями магазинов и других публичных заведений, что за определенную плату в месяц не только его «подопечные» не будут тревожить визитёров, но и чужим попрошайкам будут «растолковывать», какой стороны улицы стоит держаться. В случае если же не получалось достигнуть договоренность либо, хуже, кого-то из нищих хозяин обидел, то на несговорчивого хозяина обрушивалась многонедельная осада, что мгновенно сказывалось на доходе и количестве клиентов.

Люди без «лица»

Мысль, что попрошайничество есть социальной заболеванием и с ним нужно бороться, показалась в обществе только в годы Китайской республики (1912-1949), как часть реформы муниципального управления. До этого нищие занимали определенно более высокое положение по социальной лестнице, чем девушки легкого поведения, служки и актёры, и тем более, чем воры и бандиты. Другими словами кроме того к опытному попрошайке в Китае отношение было лучше, чем к человеку, приобретающему средства существования не самым глубокоуважаемым, но трудом.

Более того, в китайской культуре образ бедного окутывал кроме того определенной романтический ареол. Так, среди детей в начале прошлого века были популярно глиняные игрушки, изображающие попрошаек. А китайская поговорка утверждала, что «по окончании трех лет попрошайничества никто не согласится стать государственным служащим».

Основное, что отличало бедного от большей части китайского общества — отсутствие необходимости сохранять «лицо», тем самым, делая его более свободным, человеком мне норм и общественных догм.

Особенно контраст чувствовался в отношении дам. Как подмечала одна нищая практически столетие назад: «В отличие от какой-нибудь госпожи, вынужденной скрываться за занавесками паланкина далеко на протяжении театрального представления, я могу находиться в первом ряду и рассматривать жесты и грим актером, полностью не опасаясь быть заподозренной в неприличном». Не смотря на то, что, само собой разумеется, нельзя не признавать определенного лукавства: вряд ли у нищей был когда-либо подобный выбор, сидеть в паланкине в качестве госпожи либо находиться около сцены в качестве попрошайки.

Среди нищих возможно было встретить и достаточно образованных людей, каковые в следствии разорения семьи появились вынуждены содержать за счет милости вторых и так вживались в новом образе, что уже не могли расстаться с ним, не обращая внимания на возможность. Все-таки китайское общество с его ритуалами и необходимость соответствовать определенным нормам и в туалете, и в поведении, имело возможность появляться не таковой привлекательной альтернативой асоциального образа судьбы, не обремененного ни «лицом», ни необходимостью трудовой деятельности.

Как и в каждый части мира, для китайцев традиционно подаяние было проявлением милости: тем более, в то время, когда отсутствовали какие-либо социальные университеты, снабжающие помощь одиноких стариков, калек, сирот, да и просто людей, появлявшихся в тяжелом денежном положении, в то время, когда вопрос ставился о несложном выживании. Попрошайничество являлось той соломинкой, которая имела возможность вытянуть тех, у кого в полной мере на горизонте маячила смерть от голода.

Еще одним увлекательным мотивом, упоминание о котором видится и в китайской литературе, есть предотвращение правонарушений. Подавая милостыню, вы тем самым удерживаете бедного от в полной мере вероятного шага к воровству, грабежу а также убийству. Так, маленьким взносом человек как бы обезопасит не только собственный кошелек, но, быть может, и жизнь.

Так как человеку, утратившему «лицо», не так на большом растоянии и сделать ход в сторону антиобщественной деятельности.

Громадный бизнес

В современном Китае природные трагедии редко приводят к волнам беженцев, вынужденных поддерживать собственный существование милостыней. Не смотря на то, что до социального страны еще далеко, но существуют разные национальные и муниципальные программы, каковые предоставляют минимальную помощь нуждающимся. И как в других частях мира, попрошайничество в Китае чаще есть личным выбором аналогичного образа судьбы, или циничными бизнесом, связанным и с работорговлей , и с умышленным нанесением увечий.

Не обращая внимания на очевидную кроме того для обывателя организационную деятельность (стандартная экипировка, униформа, доставка к месту работы калек и т.п.), какой-то конкретной информации, не считая перечисления видимого, тяжело отыскать кроме того в научных статьях и исследованиях, посвященных проблеме. Большая часть данных основано на немногочисленных опросах самих попрошаек и вряд ли смогут принимать во внимание точным источником информации.

Оценить неспециализированное число нищих в Китае достаточно тяжело. Определенно, что трудовая миграция во многом содействовала росту настоящих нищих на улицах больших мегаполисов: оставшись без средств и работы существования, приезжие из центральных регионов страны в полной мере смогут переквалифицироваться в попрошаек, дабы продержаться до новой работы. По оценкам, подобные подлинные либо стихийные нищие составляют около 20%, солидная же часть приходится на специалистов, организованных и свободных.

В некоторых случаях «организация» складывается из односельчан, каковые выбираются в громадный город на доходы: открыв эту золотую жилу, разрешающую им обеспечить в полной мере приличное существование своим семьям без необходимости тяжелого физического труда, они делятся секретом собственного успеха с соседями. Лидирующие позиции по поставке нищих в Китае занимают провинции Аньхой, Хэнань и Шаньдун.

Само собой разумеется, правительство пробует принимать меры, но результаты неравномерности экономического и социального развития в Китае, наложенные на культурно-исторический фактор, скорее говорят, что в ближайщее время карьера бедного утратит собственную привлекательность. Отсутствие каких-либо соцгарантий для сельских обитателей (помощь старикам и инвалидам, прежде всего) не разрешит прекратить поток нищих, а необходимость сохранить «лицо» и показать определенное благородство, убежденность, что парой юаней ты удерживаешь человека от правонарушения, либо легко жалость не поспособствуют сокращению доходов попрошаек. Так как принимать какие-то радикальные меры борьбы, не имея возможность предложить более привлекательную альтернативу, очень смысла не имеет, не смотря на то, что какие-то разумные ограничения были бы нелишними.

Ольга Мерёкина

Случайная запись:

Миллионеры из трущоб: дети-побирушки содержат семью. Прямой эфир от 18.01.17


Статьи по теме: