Москва и пекин перед обновлением тандемов

Москва и пекин перед обновлением тандемов

Си Цзиньпин встретился с Владимиром Путиным в Москве в 2010 году. Фото Рейтерс

В этом году случится смена начальников двух Китая и – соседних государств России. Подобные трансформации в большинстве случаев влекут за собой если не пересмотр, то коррекцию внешней политики. Стоит ли ожидать изменений в отношениях между Пекином и Москвой?

Уже стало расхожим выражение «Китая и отношения России находятся на самом большом в истории уровне». Его довольно часто применяют начальники обеих государств, специалисты и СМИ. Это вправду так, в случае если разглядывать не всю 400-летнюю историю российско-китайских контактов, а период приблизительно в 50 лет, в то время, когда практически сразу после ХХ съезда КПСС и критики на нем культа личности Сталина идеологические противоречия между Никитой Хрущевым и Мао Цзэдуном привели к охлаждению межправительственных связей.

Но это не совсем так а также вовсе не так, в случае если отыскать в памяти второй период – между провозглашением КНР во второй половине 40-ых годов XX века и началом «заморозков» в первой половине 60-ых годов двадцатого века. За это время были выстроены отношения, каковые в памяти нескольких китайцев и поколений русских остались как братские, а в исторических трудах как союзнические.

Альянс, скрепленный кровью

14 февраля 1950 года, спустя четыре месяца по окончании образования 1 октября 1949 года КНР, между двумя государствами был подписан «Соглашение о дружбе, взаимопомощи и союзе». Данный документ, подготовившийся при участии Иосифа Сталина и гостившего на его юбилее Мао Цзэдуна, оформлял военный альянс, что начал складываться еще в годы антияпонской войны 1937–1945 годов и укрепился во время гражданской войны 1945–1949 годов.

В соответствии с Контрактом и связанным с ним соглашениями СССР передал КНР собственные права по совместному управлению Китайско-Чанчуньской железной дорогой, вывел войска из совместной военно-морской базы Порт-Артур, передал собственный имущество в городе Дальний. В самые тяжелые послевоенные годы Москва предоставила Пекину льготный заем в 300 млн. долл. на постройку 50 больших промышленных объектов.

восстановлением и Созданием новых имевшихся фирм занимались тысячи советских экспертов, китайские студенты, специалисты и аспиранты отправились на учебу в советские институты. Уже в первой половине 50-ых годов двадцатого века на долю СССР приходилось более половины внешнеторгового оборота КНР.

Союзнические отношения Пекина и Москвы выдержали опробование в годы Корейской войны (1950–1953). «Китайские народные добровольцы» в битвах против американской ее союзников и армии утратили за это время более миллиона солдат и офицеров. Формально не участвуя в войне, СССР поддерживал китайско-северокорейские силы поставками вооружения, снарядов, амуниции. Москва направляла в действующие армии собственных военных специалистов, целые соединения отечественных ВВС принимали участие в воздушных битвах, закрывая наиболее значимые армейские объекты в Северной Корее и Северо-Восточном Китае. Это с тех лет живет шутка о китайском пилоте по фамилии ЛиСиЦын…

Не просто так как раз в 1953–1956 годах случилось идеологическое сближение начальников КПСС и КПК, окрепло политическое сотрудничество КНР и СССР. Тогда были достигнуты договоренности о содействии в строительных работах в Китае 156 больших индустриальных объектов, предоставлены соответствующие кредиты. Китаю было бесплатно передано 1400 проектов современных предприятий и еще более чем 24 000 наборов разной техдокументации.

Фактически во всех отраслях народного хозяйства, в особенности созданных на китайской почва в первый раз (автомобилестроение, авиастроение, тракторостроение, ядерная индустрия), трудились тысячи советских экспертов. Посредством советских разработок началось создание китайской ядерной бомбы, обсуждался вопрос об неспециализированном армейском флоте. То был беспрецедентный в истории двух суверенных стран количество армейского, политического, экономического и научного сотрудничества.

То был настоящий военный альянс.

От альянса к холодной войне

Жирная точка в славной, но недолгой истории союзнических взаимоотношений была поставлена в осеннюю пору 1960 года, в то время, когда СССР отозвал собственных экспертов, а Китай отказался от закупки советского комплектного оборудования. Это было следствием многих объективных и субъективных обстоятельств, а также нежелания советских начальников снабжать «зонтик» не согласованным с ними действиям китайских армии в Тайваньском проливе и на границе с Индией.

Результатом других результатов и массового голода провала «громадного скачка» стали беспокойства в Тибете, Внутренней Монголии и Синьцзяне, через границу с советскими республиками Средней Азии перешли около 60 тыс. обитателей сопредельных районов, начались нарушения границы и на вторых участках. Скоро началась советско-китайская холодная война, которая пара раз доходила к порогу войны настоящей во время культурной революции (1966–1976).

Наверстывая потерянные годы

Закончился данный страшный и противоестественный для двух соседних государств период лишь весной 1989 года. С 15 по 18 мая 1989 года состоялся визит в Китай Михаила Горбачева. Его результатом стала нормализация межправительственных взаимоотношений, что было зафиксировано в совместном коммюнике.

Данный визит имел возможность стать началом не только нормализации, но и «ускорения» двусторонних взаимоотношений. В условиях все более очевидной пробуксовки перестройки, в политикоформирующих кругах Москвы проявлялся растущий интерес к действенным реформам Дэн Сяопина, сделавшего выговор на кардинальные экономические преобразования при сохранении политической стабильности.

Одновременно с этим в управлении Компартии Китая влиятельные деятели во главе с генсеком ЦК компартии китая Чжао Цзыяном желали начать собственную перестройку с ее приоритетом «нового мышления», «гласности» и других политических трансформаций в ущерб экономическим реформам. Совпавшие с историческим визитом Горбачева события на площади Тяньаньмэнь положили финиш этим мечтам, а политическая практика доказала, какой из вариантов развития был успешный. «Ускорение» не произошло, но начался постепенный демонтаж военной и агитационной инфраструктуры холодной войны, открылись возможности для происхождения новых форм взаимоотношений между соседями.

Распад СССР и последовавшее «смутное время» не могли не сказаться на темпах Китая отношений и восстановления России. Но уже в первой половине 90-ых годов двадцатого века по результатам визита главы Российской Федерации Бориса Ельцина в Китай была подписана «Совместная декларация об базах согласия между Китаем и Россией». Данный документ обеспечил добротную базу для стремительного налаживания торговых, научных а также военных контактов.

В обеих государствах еще занимали влиятельные посты люди, не забывавшие ветхие хорошие времена. Они содействовали преодолению накопившегося в обществе обоюдного недоверия, договаривались об обменах учеными, приграничном сотрудничестве, закупках классических товаров. Недорогие, не смотря на то, что и не всегда качественные китайские изделия помогли удовлетворить товарный голод на русских рынках, дали пропитание десяткам тысяч «челноков».

Китай же начал получать такие нужные для собственной индустрии недорогие сырье и машиностроительную продукцию. Кроме того в таковой чувствительной области, как торговля оружием, были достигнуты невиданные результаты. Лишь с 1992 по 2008 год Китай закупил русских оружий на 25 млрд. долл.: 4 подводных лодок 12 и эсминца, около 200 боевых самолетов, вертолеты, ракетные совокупности.

Развернулось другой военных техники и производство самолётов по русским лицензиям, в военных академиях снова показались китайские слушатели, стали систематично проводиться совместные крупномасштабные учения. Между армейскими ведомствами установили линию тёплой связи, начальники генштабов стали систематично проводить консультации по проблемам стратегической безопасности. Венцом первого десятилетия восстановления двусторонних взаимоотношений стало подписание 16 июля 2001 года по инициативе Пекина «Контракта о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве».

Стратегическое партнерство

Как раз с этого документа принято вести отсчет «отношениям партнерства и стратегического взаимодействия». Действительно, похожая формулировка показалась еще в подписанной во второй половине 90-ых годов XX века Ельциным и Цзян Цзэминем «Совместной декларации», в которой провозглашалась решимость «развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое сотрудничество в ХХI веке».

В первый раз использованный тогда внешнеполитический термин вошел в моду и перекочевал в десятки вторых документов, подписанных Москвой с дальними странами и ближними, что, само собой разумеется, его частично девальвировало. Но, в Контракте 2001 года находились положения, придававшие словам «стратегическое партнерство» важное звучание. В статье 9 этого документа говорится: «При происхождения обстановки, которая, согласно точки зрения одной из договаривающихся сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир либо затронуть интересы безопасности, а также в случае происхождения угрозы агрессии против одной из договаривающихся сторон, договаривающиеся стороны без промедлений вступают в контакт между собой и выполняют консультации в целях устранения появившейся угрозы».

За практически 11 лет существования Соглашения эта статья ни разу не была применена на практике, не смотря на то, что, к примеру, конфликт между Тбилиси и Москвой 2008 года проходил в дни визита в Пекин Путина. Неизвестно о каких-либо консультациях Китая с Россией и на протяжении китайско-японского кризиса недалеко от островов Дяоюйдао (Сэнкаку), ухудшения китайско-американских взаимоотношений в связи с поставками вооружения на Тайвань и т.д. В словосочетании «стратегическое партнерство» обе стороны акцентируют как раз партнерство, оставляя стратегические нюансы до лучших (либо нехороших) времен.

Не употребляется кроме этого и потенциал регионального военного сотрудничества, заложенный в документах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая была создана фактически в один момент с подписанием Контракта 2001 года. Сначала ШОС расценили чуть ли не как «евразийскую НАТО», как российско-китайский ответ на продвижение евро-атлантического блока в Центральную Азию и на Ближний Восток. Но дальше создания Антитеррористического центра и нескольких учений дело не пошло. Так, на протяжении очередной вспышки гражданской войны в Киргизии в 2010 году ни в Москве, ни в Пекине не отыскали в памяти хорошие слова в Декларации о создании ШОС: «Страны – участники ШОС усиливают механизм консультаций и координируют действия по международной проблематике и региональным вопросам, оказывают обоюдную помощь и налаживают обоюдное сотрудничество по наиболее значимым интернациональным и региональным вопросам, совместно содействуют стабильности и укреплению мира в регионе…»

Количество не переходит в уровень качества

Практически 11 лет, прошедших по окончании подписания Соглашения 2001 года, были посвящены в основном наращиванию количественных параметров партнерства. Количество торговли вырос с 8 млрд. долл. в 2000 году до приблизительно 80 млрд. в 2011 году. Китай стал главным внешнеторговым партнером России. К 2015 году товарооборот может достигнуть 100 млрд. долл., а к 2020-му – 200 млрд. долл.

Значительную роль в достижении этих показателей призвана внести подписанная в 2009 году «Программа сотрудничества между регионами Восточной Сибири и Дальнего Востока с провинциями Северо-Востока Китая до 2018 года». Не считая данной масштабной программы подписано более чем 200 разных документов по двустороннему сотрудничеству.

В случае если сказать о параметрах качественных, то картина менее впечатляющая. Основное достижение, несомненно, это решение пограничного вопроса в 2005 году. Но возродить прежний интерес друг к другу и обоюдные симпатии не смогли ни ликвидация данной «мины замедленного действия», ни совершённые с громадной помпой Год молодежной дружбы, Национальные годы Китая в Российской Федерации и России в Китае, Годы русского и китайского языков.

Достаточно заявить, что число китайских студентов, изучающих русский язык, не достигает и 30 тыс. человек, тогда как британский изучают более чем 300 млн.! Быть может, более продуктивными станут Год русского туризма в Китае и китайского туризма в Российской Федерации (2012–2013). Так как количество обоюдных китайцев и поездок русских уже на данный момент образовывает около 3 млн. в год.

Собственную роль, возможно, играются последствия отечественной холодной войны. Среди несложных китайцев проявления симпатии к Российской Федерации ограничиваются выполнением русских песен в караоке-барах. У нас интерес к культуре открыто недружественной Японии превышает любопытство к достижениям цивилизации «стратегического партнера».

Среди китайских специалистов-русистов, в особенности молодых, падает уважение к современной России, ее политике и экономике. В особых изданиях и блогах России все чаще достаются нелестные определения, ее возможности не вызывают у авторов оптимизма. Отечественные китаеведы более лояльны, но среди них увеличивается раздражение новыми моментами в общении с дипломатами и коллегами из КНР, которым приписывают «головокружение от удач».

Начальники национальных монополий все чаще занимают на переговорах с партнерами из России невиданно твёрдую позицию.

Похоже, не все гладко и на уровне фаворитов. Москва до сих пор отказывает Пекину в закупке немногих все еще интересующих его образцов оружий, одновременно с этим реализовывая их Дели. Пекин считаетюжную часть Курильских островов японской территорией. Много лет длится спор о цене на газ, что Российская Федерация рассчитывает экспортировать в Поднебесную.

Представители китайской армии, внесшей большой вклад в разгром японских союзников гитлеровской Германии, в 2010 году не были приглашены на Парад по случаю 65-летия Победы. Спустя пара месяцев Медведеву «отсоветовали» посетить могилы русских солдат в Порт-Артуре, и он ограничился возложением венка лишь к мемориалу советским ветеранам1945–1953 годов.

Неувязки длятся – совсем сравнительно не так давно сорвался визит в Москву первого помощника премьера Государственного совета Ли Кэцяна, что через год возглавит правительство, – у президента Медведева и Владимира Путина не нашлось времени на встречу из-за «напряженности предвыборного графика». Но у аммериканского президента Б. Обамы и высших чинов его кабинета, не обращая внимания на грядущие в Соединенных Штатах выборы, нашлось время для серии встреч с вице-главой КНР Си Цзиньпином, что этой осенью возглавит правящую партию, а после этого и китайское государство, составив «тандем» с Ли Кэцяном. Оба деятеля, каковые по заведенному в Пекине обычаю будут быть у власти два срока по пять лет, совершают турне по главным государствам мира, и Ли Кэцян желал открыть его визитом в Москву…

Устоит ли «золотая середина»?

Достигнутый уровень российско-китайских взаимоотношений, с учетом опыта военно-политического альянса 50-х холодной войны и годов 70-х, стоит именовать не «самым высоким в истории взаимоотношений», а «золотой серединой». Таковой уровень до тех пор пока устраивает и Москву, и Пекин. Если судить по программным статьям возвращающегося в Кремль Владимира Владимировича Путина, романтические надежды его предшественника на поддержку Западом модернизации России в обмен на внешнеполитические уступки будут скорректированы.

Но эти корректировки, наверное, не планируется компенсировать качественными подвижками на китайском направлении. В статье о Евразийском альянсе это интеграционное объединение рассматривается как «обязательный атрибут Громадной Европы, объединенной едиными сокровищами свободы, рыночных законов и демократии». Наряду с этим сотрудничество ЕАС с Китаем не упоминается. В второй установочной статье с обзором уже всей внешней политики России Китаю посвящено сходу пара абзацев.

Но из них делается ясно, что при всем жажде «поймать китайский ветер в паруса отечественной экономики» речь заходит о относительно ограниченном применении «ветра с Востока»: «Мы должны активнее выстраивать новые кооперационные связи, сопрягая технологические и производственные возможности отечественных государств, задействуя – очевидно, с умом – китайский потенциал в целях хозяйственного Дальнего Востока и подъёма Сибири». Что касается политического сотрудничества, то оно останется в этих рамках: «Будем оказыватьдруг другу помощь в мире». Но, статья, написанная на избегающем местоимений языке, выдающем почерк МИДа, – это одно, а настоящая политика – совсем второе.

Внешнеполитические взоры идущего к власти китайского «тандема» пока остаются под вопросом. Собственные статьи, по крайней мере в открытой печати, они не публикуют. Действительно, в один раз на встрече с соотечественниками в Мексике Си Цзиньпин сообщил о западных критиках Китая такие слова: «Имеется кое-какие чужестранцы с сытыми желудками, каковые не находят ничего лучше, чем тыкать в нас пальцами.

Во-первых, Китай не занимается экспортом революций. Во-вторых, Китай не экспортирует голод и нищету. В-третьих, Китай не причиняет вам головной боли.

Чего еще вам нужно?» Будущий генсек КПК и глава КНР Си Цзиньпин в 2008–2011 годах совершил пара турне по государствам Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, южной Азии и Европы. В феврале этого года побывал в Соединенных Штатах. В 2010 году он посетил Москву, виделся с Путиным и Медведевым.

Его дочь под псевдонимом получает образование Гарварде. Будущий премьер Ли Кэцян имеет ограниченный опыт деятельности в мире (в 2010 году выступил в Давосе, совершил пара поездок в страны третьего мира), в Российской Федерации в каком-либо официальном качестве не бывал. Вероятнее сначала «тандем» продолжит нынешнюю политику, при которой России в совокупности приоритетов отводится второе место, сходу за Америкой.

Итак, ни Москва, ни Пекин пока не стремятся повышать уровень качества собственных взаимоотношений с нынешнего «стратегического партнерства» до более продвинутых уровней. Но может произойти, что их вынудят сделать именно это. Очень возможно, что реакцией Запада на возвращение Путина в корректировку и президентское кресло внешней политики России станет ужесточение сдерживания по всему спектру взаимоотношений – армейских, политических, экономическую, информационно-агитационных.

Объектом сдерживания на глазах делается и Китай. Отказ Пекина выполнить требование Запада – скоро поднять курс юаня и тем самым признать ограниченность собственного денежного, экономического и политического суверенитета – привёл к стратегическому пересмотру отношения к Китаю. Союзники Вашингтона еще ездят в Пекин за инвестициями и выгодными сделками, но на флагманском корабле западной эскадры уже поднят боевой вымпел.

Провозглашена новая стратегия переноса центра тяжести армейских приготовлений в Азиатско-Тихоокеанский бассейн, началось сколачивание направленных против Китая политических и военных альянсов, актуализируются действующие армейские соглашения, создаются новые армейские базы. Похоже, что два вероятных шестилетних срока президентства Путина и два пятилетних срока «тандема» Си Цзиньпин – Ли Кэцян состоятся в условиях Китая сдерживания и ужесточения России. Такое развитие событий способно подтолкнуть элиты и лидеров отечественных государств к наполнению формата «стратегического партнерства» новым содержанием, а после этого и к созданию новых договорных форм.

Юрий Вадимович Тавровский — политолог-востоковед.

Случайная запись:

Орел и решка. Перезагрузка — Пекин | Китай (1080p HD)


Статьи по теме: