Мстёра — жемчужина россии

29 июля в Общероссийском музее декоративно-прикладного и народного мастерства раскрывается выставка «Мстёра – жемчужина России», посвященная 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры. На выставке будет представлено более 200 работ из фондов Общероссийского музея декоративно-прикладного и народного мастерства

Мстёра - жемчужина россии

Мстёра — жемчужина России

Российская Федерация

Достопримечательности, Музеи, Экскурсии, События, Туристические Новости

29 июля в Общероссийском музее декоративно-прикладного и народного мастерства раскрывается выставка «Мстёра – жемчужина России», посвященная 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры. На выставке будет представлено более 200 работ из фондов Общероссийского музея декоративно-прикладного и народного мастерства, ассортиментного кабинета ПК «Центр классической Мстёрской личных» коллекций и миниатюры. Представленные в экспозиции работы отражают главные этапы развития Мстёрского художественного промысла.

Поселок Мстёра на Владимирской почва в прошлом был неповторимым иконописным центром, но воистину мировую известность он купил в двадцатом веке, в то время, когда на рубеже 1920-х – 1930-х годов тут появилось мастерство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Опираясь на личные иконописные традиции, миниатюристы Мстёры выработали неповторимый художественный стиль, в котором громадную роль играется шепетильно прописанный пейзажный фон с узкими цветовыми переходами и отказ от тёмного фона.

Датой рождения Мстёрского лакового промысла принято вычислять июнь 1931 года, в то время, когда бывшие иконописцы объединились в артель «Пролетарское мастерство» (с 1960 года – фабрика). Большую роль в становлении мастерства Мстёры сыграл народный лубок, что до революции издавался в местной типографии Голышева. Основоположником орнаментального направления в Мстёрской миниатюре стал Е.В.

Юрин («Орнамент с птицей), опирающийся на лучшие образцы древнерусского мастерства.

На выставке будут представлены работы самые ярких представителей промысла: Николай Прокопьевич Клыков («Около города Славянска»), Александр Иванович Брягин («Александр Невский собирает рать»), Александр Федорович Котягин («Взятие Измаила»), Василий Никифорович Овчинников, Иван Алексеевич Серебряков, Евгений Васильевич Юрин и ряд других мастеров, чье мастерство скоро взяло признание на Глобальной выставке Париже 1937 года, где живописцы были удостоены Гран-при и золотых медалей.

Представители второго поколения миниатюристов — Екатерина Николаевна Зонина («Сенокос закончился»), Антонида Михайловна Овчинникова («Провожают гармониста в университет»), Нина Александровна Любомудрова, Василий Иванович другие мастера и Корсаков – создали броские работы, проникнутые неподражаемым энтузиазмом послевоенной эры и в один момент сохраняющие лучшие черты Мстёрского искусства.
1960-е годы – особенный период в развитии Мстёрского искусства, начавшийся на волне «оттепели» и проникнутый духом настоящего новаторства. Сейчас сбыли созданы очень гениальные произведения: «Переписка Ивана IV с князем Курбским» и «Слово о полку Игореве» Льва Александровича Фомичева, «Петр Великий на стройке Санкт-Петербурга» и «1905 год» Николая Ивановича Шишакова, «Андрей «Боголюбский» и «Княжья охота» Юрия Михайловича Ваванова, «Кому в Киевской Руси жить прекрасно» Лидии Александровны Демидовой.

В 1970-е годы Мстёрский лаковый промысел пополнила целая плеяда творчески одаренных живописцев: Владислав Федорович Некосов («Владимирцы провожают Александра Невского в Орду»), Владимир Капельевич Мошкович («Дюк Степанович»), Владимир Николаевич Молодкин («Илья Калин и Муромец-царь»). В эти годы художественные образы работ Мстёрской лаковой миниатюры становятся более определенными, в них прекрасно прослеживается сообщение со всем художественным опытом древнего русского промысла.

Эстетика народной судьбе – основное, что стало отличительной изюминкой русских лаков. История страны, литературные произведения зарубежных писателей и русских, поэзия, русские сказки, как сконцентрированная мудрость народа, сложный мир людских устремлений – все это отыскало собственный отражение в русской лаковой живописи.

Случайная запись:

29 июля 2016 выставка «Мстёра – жемчужина России»


Статьи по теме: