Подвесной электрический

Подвесной электрический

Одно время увлекался рыбалкой с лодки. И потому решил сделать подвесной электромотор для ловли рыбы способом троллинга (с движущего плавсредства, оснащенного мотором, в большинстве случаев спиннингом на блесну). Предлагаю вниманию конструкцию, показавшуюся в следствии этого решения. В базу ее лег двигатель от печки отопителя салона ВАЗ-2121.

Фактически, для питания электромотора употребляется простая автомобильная аккумуляторная батарея на 12 вольт.

Электродвигатель был помещен вовнутрь «кокона», созданного из монтажной пены, которому придается требуемая обтекаемая форма способом обрезки лишнего. Позже целый узел оклеивается марлей на эпоксидном клее ЭДП в пять-шесть слоев. Наружу выведены лишь провода питания и вал двигателя.

Делать узел разъемным, для возможности замены либо ремонта двигателя я посчитал нецелесообразным, поскольку ресурс моторчика велик, а эксплуатация его не столь уж интенсивная.

Исходя из этого не пологаю, что замена электромотора когда-то пригодится (по крайней мере, за пять лет пока не потребовалась). Да и при таковой необходимости возможно скоро изготовить целый узел заново.

Лодочный подвесной электромотор:

1 — дейдвуд; 2 — кольцо: 3 винт (развёрнуто); 4 — дейдвудная труба; 5 — включатель; 6 — крепежная струбцина; 7 — румпель: 8 — провода с зажимами типа «крокодил»

Разработка изготовления двигательного блока (а — заливка корпуса, б — извлечение блока: в — придание формы):

1 — электродвигатель; 2 — пищевая пленка; 3 — картонная коробка; 4 баллон с монтажной пеной; 5 — нож: 6 — застывшая монтажная пена

Винтомоторный узел:

1 — корпус (ткань, пропитанная эпоксидным клеем); 2 — наполнитель (монтажная пена); 3 — электродвигатель (от «печки» автомобиля ВАЗ-2121); 4 — вал электродвигателя; 5 — демпфер (пружина); 6 — вал винта; 7 — хвостовик корпуса (горлышко от бутылки ПЭТ); 8 — сальник (войлок, пропитанный машинным маслом); 9 — пробка (от бутылки ПЭТ)

Герметизация вала винта осуществлена следующим образом: отрезано горлышко полиэтиленовой бутылкиот кока-колы, в нее вклеен сальник из войлока, через что и пропущен вал винта.

Горлышко вклеивается «намертво» в корпус мотора, войлок пропитывается подходящим смазочным материалом (я применял автомобильное моторное масло) и зажимается закручиванием крышки от той же бутылки, с просверленным по центру отверстием для вала винта. Дейдвуд подвесного мотора изготовлен из алюминиевой трубы, в которой проходят только провода питания.

На верхнем финише трубы расположены выключатель питания, струбцина для крепления мотора к транцу лодки и рукоятка управления (румпель). К аккумуляторной батарее провода питания крепятся быстросъемными зажимами типа «крокодил». Винт самодельный, четырехлопастный, изготовлен из АБС-пластика. Его диаметр — 220 мм. Отбалансирован винт по способу двух лезвий (подробнее об этом возможно определить в соответствующей литературе).

Балансировка допускает достаточно громадную погрешность, поскольку обороты мотора, как и масса винта, не громадны. Около винта я изготовил кольцевую насадку из полосы — для защиты от наматывания возможности управления и водной растительности лодкой без руля.

Установка подвесного мотора в ванну с водой с целью проведения опробования на тяговое упрочнения

Опробование лодочною подвесною электромотора: определение тягового упрочнения в ванне при помощи бытовых весов

Румпельный узел

Винтомоторный узел

При опробованиях тяговое упрочнение электромотора составило около трех килограмм, что вполне достаточно для обеспечения перемещения маленькой лодки на рыбалке.

Потом собираюсь вмонтировать в схему питания двигателя переменный резистор, дабы руководить оборотами винта и скоростью перемещения.

И. ПРОНИН

Кантователь подвесной электрический гп 8 т производства Гертек