Роль португальских миссионеров в отношениях между россией и китаем

Роль португальских миссионеров в отношениях между россией и китаем

Тяжело недооценить вклад португальских миссионеров-католиков в ??установление взаимоотношений между Китаем и Россией.

Во второй половине 80-ых годов семнадцатого века представители двух огромных континентальных империй в Азии подписали в русском городе Нерчинске первый соглашение, очерчивавший границы между ними. Переводчиками для русских и китайцев были иезуиты — португалец папа Томаш Перейра (Tomas Pereira) и француз Франсуа Жербильон (Francois Gerbillon).

В русской историографии по большей части преобладают три позиции по поводу роли иезуитов в подписании Нерчинского контракта. Одна из них, принятая большинством русских историков советского периода, имеет тенденцию проигнорировать либо минимизировать роль католических священников, видя в них только «толмачей» [переводчиков] китайских дипломатов. Иезуиты общались с русскими дипломатами на латыни, переводили после этого их слова на китайский язык и напротив.

Приверженцы второй предположения находятся на противоположном полюсе, видя в иезуитах «подлинных посредников, воодушевлявших на политические действия». Такое представление кроме того вынудило некоторых авторов трактовать значение контракта для России на базе интерпретации роли иезуитов, которая для них была негативной: Нерчинск стал поражением для России из-за их знаний и присутствия иезуитов политики и географии. Об этом свидетельствуют последующие контракты, осуждённые с Китаем без помощи миссионеров, из-за которых Российская Федерация добилась больших территориальных приобретений.

Наконец, третья несколько историков обесценивает политическую роль иезуитов и вычисляет их по преимуществу распространителями западной научных знаний и культуры. Они были, быть может, первыми китаеведами в Российской Федерации и, напротив, специалистами по Западу на работе у Китая, в то время, когда о самом Западе было мало что известно.

Перейра и Жербильон, участвуя в заключении Нерчинского контракта, стремились к консолидации сил христиан в Китае: в первой половине 90-ых годов семнадцатого века был издан императорский указ, декларировавший отношение терпимости к христианству в Поднебесной. В это же время глава иезуитов в Пекине бельгиец Фердинанд Фербист (Ferdinand Verbiest), что рискнул вовлечь двух миссионеров принимать участие в сложных политических переговорах между империями, не смог достигнуть собственной основной цели. Столичный царь не разрешил разрешения установить надёжный наземный маршрут между Западом и Китаем через Сибирь, что бы стал альтернативой традиционно применяемому в то время морскому пути Лиссабон-Гоа либо Лиссабон-Макао, пребывавшему под только португальским контролем и в соответствии с правом Португальского Патроната на Востоке.

Иезуиты остались посредниками между русскими и китайцами при ответе политических вопросов, и расширили собственный влияние в науку, другие сферы и межличностное взаимодействие, что согласится и подчеркивается во всех источниках, написанных по окончании заключения Нерчинского контракта (финиш XVII и до середины XVIII века). Они помогли, к примеру, создать Русскую Православную Миссию в Пекине, которая снабжала духовной помощью живущих в том месте русских, и начать переписку между учеными членами Академии и миссионерами наук в Петербурге практически сразу после ее основания в первой половине 20-ых годов XVIII века. У истоков этих контактов стоял известный португалец Рибейру Санчес (Ribeiro Sanches).

Прямые контакты между католическими миссионерами Запада, например, португальскими иезуитами, и служителями Русской Православной Церкви стали широко распространены во время XVIII и XIX столетий.

РПЦ начала отправлять собственных клириков в Китай еще в XIII веке, дабы обеспечить духовную помощь русских, каковые появились в Поднебесной в качестве рабов либо военнопленных. Кроме всего другого, православные священники были поражены библиотеками участников Ордена Иисуса, что начал функционировать в Китае в первой половине 80-ых годов XVI века. Николай Вознесенский, член десятой православной миссии (1820-1830), писал в собственном издании о итогах работы иезуитов в Пекине: «Какие конкретно храмы!

Как украшены! Какие конкретно школы! Какая библиотека!»

Еще один член русской православной миссии, Тимковский, кроме этого предоставил множество свидетельств о контактах между русскими священниками с францисканцами и иезуитами, каковые были при пекинском дворе.

В 1805 году, в то время, когда католические священники были изгнаны из Китая, иезуиты реализовали собственную пекинскую библиотеку русским. Православный архимандрит Петр (в миру Павел Иванович Каменский), управлявший десятую русскую миссию (1820-1830), привез солидную часть этого наследия в Россию, и кое-какие из тех книг появились в Иркутском национальном университете в Сибири, где они числились в каталоге как «Книги португальской миссии иезуитов».

В данной библиотеке имеется книги, изданные в промежутке между XV и XVIII веком; они написаны на латыни, французском и португальском языках. Любопытно, что эта библиотека включает в себя не только работы иезуитской миссии в Китае, но и две книги из Японии, кроме этого принадлежавщие португальским иезуитам.

Но, если судить по сумме денег, отправленных императорским двором Петербурга русским священникам, это приобретение было не единственным. 6 февраля 1830 года глава министерства внешей политики России граф Нессельроде пишет архимандриту Петру: «В соответствии с Вашей просьбой, высылаем главе новой миссии 150 килограммов серебра для окончательных расчетов за имущество, купленное в Пекине у португальских монахов…»

Источник.

Случайная запись:

США против Китая — кто сыграл ключевую роль в ухудшении отношений двух стран


Статьи по теме:

  • Роль индии в противостоянии сша, россии и китая

    Аммериканскому президенту Обаме не дает спокойствия рвение Китая стать потенциальной сверхдержавой XXI века. Угрозы Исламского страны, обстановка в…

  • Православие по-китайски

    Годом ранее при храме Святителя Николая в Голутвине открылось Китайское Патриаршее подворье. До тех пор пока оно ничем не отличается от простого…

  • Как строить мосты между россией и китаем

    На фоне рекордных показателей товарооборота (практически 90 млрд. долл. в 2012 году), совместных военных учений, годов русского и китайского языков,…