Сша поставили китай на место. надолго ли?

Сша поставили китай на место. надолго ли?

Два стратегических бомбардировщика Б-52 во вторник на этой неделе вылетели с базы ВВС Соеденненых Штатов «Андерсен» на острове Гуам и отправились, как позже было сообщено, в в далеком прошлом запланированный полет в рамках рутинных учений. Но эта миссия имела большие последствия и особое значение – она поставила в очень неловкое положение Китай, что перед этим постарался быстро усилить собственные позиции на Дальнем Востоке в ущерб их союзникам и американцам-японцам.

В субботу 23 ноября Пекин нежданно заявил об учреждении т.н. Опознавательной территории ПВО над интернациональными водами в части Восточно-Китайского моря. Размеры этого района особенного контроля соответствуют приблизительно двум третям площади Англии.

Минобороны КНР предотвратило, что вооруженные силы страны отныне есть в праве предпринимать т.н. «оборонительные чрезвычайные меры» в отношении любых воздушных судов в этом районе, если они не несут ответственность за запросы и не подчиняются китайским распоряжениям. Перед прохождением территории, как было заявлено, самолеты должны заблаговременно направлять во внешнеполитическом ведомстве КНР собственные полетные замыслы.

Особенную остроту обстановки придало то, что в пределы этого района Пекин умышленно включил необитаемую гряду Сэнкаку (Дяоюйдао). Острова находятся под контролем Токио, но Пекин вычисляет их собственными родными территориями, вероломно захваченными японцами еще в конце XIX века. Иными словами, Пекин светло разрешил понять, что готов сейчас сбивать и в том месте японские самолеты.

Если они, само собой разумеется, не покорятся провозглашенным китайцами правилам.

Обстановка начала развиваться быстро – испуганные японские компании JAL и ANA тут же подчинились приказу Пекина. Они каждый день имеют до 30 рейсов, проходящих через созданную 23 ноября территорию – по большей части в Гонконг и на Тайвань. Согласившись на новые правила, японские частные перевозчики молчаливо признали резкое расширение полномочий Китая в регионе.

Сделано это было, как заявили компании, «для обеспечения безопасности пассажиров».

Такое развитие событий позвало сперва шок, а позже взрыв негодования в высоких токийских кабинетах. Уже в понедельник все главные деятели правительства Японии стали метать молнии и громы в сторону Пекина. Глава правительства Синдзо Абэ припугнул до конца защищать воздушное пространство и территориальные воды страны.

Он кроме этого прямым текстом обвинил Китай в попытке силовыми способами переломить положение дел в регионе в собственную пользу.

В Токио скоро осознали, что затягивание вопроса может вправду дать под контроль Пекина сперва большую часть интернациональной территории в Восточно-Китайском море, а позже, смотришь, и новые районы. Кое-какие аналитики в Японии заметили в этом кроме того начало реализации долгосрочной стратегии установления господства КНР на Дальнем Востоке.

Меньше, в первую очередь власти выкрутили руки авиакомпаниям. По окончании серии бурных разбирательств они дали согласие с позицией правительства и объявили, что больше не будут воображать Пекину собственные замыслы полетов над интернациональными водами в Опознавательной территории ПВО КНР. Со среды японцы совершают рейсы на Тайвань и в Гонконг без исполнения требований Пекина – и ничего.

Китайцы до тех пор пока это проглотили.

Но основной щелчок по носу Пекин получил от американцев, не смотря на то, что он очевидно рассчитывал на то, что администрация Б. Обамы попытается остаться в стороне от конфликта. Либо поддержит японцев лишь на словах. Кстати, в споре об островах Сэнкаку Вашингтон занимает нейтралитет, не смотря на то, что и официально распространяет на эти острова сферу действия армейского контракта с Токио.

Но в Соединенных Штатах на данный момент очевидно осознали, что действия Пекина смогут иметь важные последствия. Госдеп и минобороны Соединенных Штатов выступили очень быстро – Пекин обвинили в односторонних шагах, каковые нагнетают страшную напряженность в регионе.

Тут-то и встали с базы «Андерсен» вышеупомянутые два стратегических бомбардировщика ВВС Соеденненых Штатов: они без предупреждения вошли в пределы Опознавательной территории ПВО КНР и тихо курсировали в том месте недалеко от часа. Никаких уведомлений Пекину американцы, очевидно, не делали, в радиоконтакт не вступали. Но о полете после этого официально сообщили в Вашингтоне.

В том месте же уведомили, что Б-52 прошлись и над островами Сэнкаку – это был прямой намек на готовность обезопасисть японских союзников. Само создание Опознавательной территории ПВО КНР Вашингтон, как было заявлено, не признает и будет проигнорировать.

На этот раз в шоке был Пекин. В китайской столице по окончании продолжительного молчания сделали заявление о том, что все это время вооруженные силы страны удачно отслеживали полет стратегических бомбардировщиков в пределах территории. Что, как было сообщено, говорит о том, что Пекин ее действенно осуществляет контроль.

Такое заявление американцы опровергли – по словам Пентагона, никакого слежения за Б-52 не было, а китайские истребители к ним не подлетали.

По окончании язвительных вопросов от западных журналистов представитель МИД КНР на официальном брифинге начал отыгрывать назад. Он разрешил понять, что при будущих вторжений в Опознавательную территорию ПВО не обязательно будут употребляться силовые способы. Ответ, по словам дипломата, будет приниматься «в зависимости от степени угрозы».

Реакция тут же последовала – в Опознавательную территорию без предупреждения залетели сейчас уже японские пограничные и армейские самолеты. В Токио выделили, что не планируют вносить коррективы в патрульную деятельность в этом районе и никаких разрешений у Пекина на данный счет задавать вопросы не планируют.

Кстати, у Японии также имеется личная Опознавательная территория за пределами национального воздушного пространства. Но Токио требует предоставлять полетные замыслы лишь те компании, каковые совершают рейсы в японские аэропорты. К тому же японцам ни при каких обстоятельствах кроме того в голову не приходило распространять собственную территорию, допустим, на воздушное пространство Южных Курил – какое количество бы они не называли их собственными исконными почвами.

В Токио знают, что в важных вопросах авиаперевозок и обороны надежнее руководствоваться настоящим, а не мнимым положением дел.

Пекин же решил пойти дальше – и был в неловком положении. На вышеупомянутой пресс-конференции во внешнеполитическом ведомстве КНР задиристый английский обозреватель кроме того сравнил Китай с «бумажным тигром». Это, само собой разумеется, важное унижение для страны, которая сейчас привыкла вычислять себя великой державой, талантливой на равных иметь дело, скажем, с США.

Ясно, что на такое развитие событий Китай обязан как-то ответить – в противном случае его угрозы принять «оборонительные чрезвычайные меры» в отношении не делающих приказания самолетов будут звучать все более довольно глупо. Но до тех пор пока, согласно точки зрения специалистов, тяжело кроме того предположить, каким возможно эта реакция. К тому же западные специалисты считают, что у Пекина, не обращая внимания на модернизацию и существенное наращивание его армии, пока нет потенциала для установления полного военного контроля за обозначенным участком Восточно-Китайского моря.

Но точка в ситуации около последних действий КНР, как представляется, пока не поставлена. В Китае идет активная агитационная кампания в поддержку ответа о создании Опознавательной территории, задиристые отставные армейские призывают сбивать залетающих в том направлении нарушителей. Размещённые на этой неделе в Китае эти опроса публичного мнения продемонстрировали, что до 60 процентов китайцев одобрили бы обстрел самолетов, не подчиняющихся новым правилам.

Некую ясность в обстановку, как представляется, может внести вице-американский президент Джо Байден. Через несколько дней он посетит Японию, Китай и южную Корею, где в обязательном порядке поднимет вопрос о введении Опознавательной территории ПВО.

Василий Головнин

Случайная запись:

\


Статьи по теме: