Витте и дальневосточный капкан для россии

Витте и дальневосточный капкан для россии

Сергей Юльевич Витте, которого принято вычислять великим госдеятелем, принесшим России громадную пользу, при более внимательном рассмотрении оказывается деятелем, из разряда «агентов влияния».

Он не только совершил много вызывающих большие сомнения действий в области финансов и российско-германских взаимоотношений, но и был участником втягивания России в дальневосточный клубок неприятностей.

В первой половине 90-ых годов XIX века было издано постановление о постройке Транссибирской железной дороги (Транссиб). Её сооружение началось в один момент из Челябинска и Владивостока, велось на казенные средства и продемонстрировало невиданные до того времени темпы ЖД строительства — за 10 лет было выстроено 7,5 тыс. км новой ЖД магистрали. С запада ЖД дороги были доведены до Забайкалья.

С востока Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где работы затормозились из-за необходимости строительства огромного моста через Амур.

При начале работ над прокладкой Транссибирской железной дороги рассматривались две концепции её прохождения из Забайкалья на восток. По самоё разумному варианту дорога должна была пройти по русской территории — на протяжении берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска. По второму варианту дорога должна была идти через Маньчжурию к Тихому океану.

самый активным приверженцем маньчжурского варианта был глава МинФина С. Ю. Витте.

Приверженцы прокладки дороги по территории России, говорили о необходимости развития экономики русских областей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Транссиб должен был дать большой толчок формированию этих территорий. Одним из известный приверженцев строительства ЖД линии на протяжении Амура был Приамурский губернатора и командующий армиями Приамурского военного округа Сергей Михайлович Духовский (занимал данный пост в 1893 — 1898 гг.). Он показал себя энергичным управленцем: наладил регулярные пароходные рейсы между Дальним Востоком и Европейской Россией; при нём был оборудован Владивостокский порт; Владивосток соединен с Хабаровском железной дорогой; была начата колонизация северных областей края и налажено сообщение с этими окраинами по берегу Охотского моря и Камчатки и т. д.

Духовский подчёркивал, что «колонизационное и базоустроительное значение» железной дороги на протяжении Амура огромно, даже в том случае, если к Российской Федерации присоединят Маньчжурию. Генерал вычислял проект Витте легко страшным для России, обосновывая такие очевидные вещи, что железная дорога пройдёт по территории Китая, и не будет прочно связывать Приморье с Европейской Россией, будет более удачна китайскому населению, а не русскому.

Логичность рассуждений Духовского очевидна. Для чего строить русскую стратегическую железную дорогу по чужой пустыне? Да ещё и при условии, что эксплуатировать её на чужой территории позволяется не всегда, а 80 лет (вернее, 36 лет, т. к. через таковой срок китайцы имели возможность выкупить дорогу).

Но Витте мыслил глобально. Согласно его точке зрения, КВЖД должна была содействовать мирной колонизации Маньчжурии (это при собственных то фактически неосвоенных Восточной Сибири и Дальнем Востоке!). И, он утвержает, что маньчжурский вариант давал возможность выхода России на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Витте обосновывал, посредством КВЖД возможно будет перебрасывать войска России на восток; установить собственный контроль над постройкой железных дорог на Севере Китая, а в возможности и южнее; привести к перевороту в сообщениях между Европой и Азиатско-Тихоокеанском регионом; привлечь часть грузопотока идущего с Запада на Дальний Восток через Суэц; открыть для русской торговли внутренние области Китая, при помощи соединения его железных дорог с КВЖД; притянуть к Российской Федерации до половины китайского вывоза и сделать Китай рынком сбыта для русских железных и текстильных изделий; обеспечить России «господство над всем коммерческим перемещением на тихоокеанских водах…». Так, Витте мысли очень обширно, если не заявить, что был фантазёром, в случае если учесть настоящее положение дел в Азиатско-России и Тихоокеанском регионе.

В следствии Витте очаровал официальный Санкт-Петербург. Всю грандиозность данной неточности продемонстрировала уже Русско-японская война 1904-1905 гг. Не последнюю роль сыграли в данной авантюре и представители денежного мира.

Нужно сообщить, за Витте находились представители и российские банкиры «денежного интернационала». Для постройки КВЖД был привлечён личный капитал. В декабре 1895 года был создан Русско-Китайский банк с начальным капиталом 6 млн. рублей.

Для его формирования 3/8 средств передал Петербургский интернациональный банк (его директором был Адольф Ротштейн, доверенное лицо Витте), а остальные средства поступили от 4 французских банков.

В рамках тайного Российско-китайского соглашения о альянсе Китая и России против Японии, подписанного 22 мая (3 июня) 1896 года, Санкт-Петербург взял право на постройку КВЖД. В Москве контракт подписали С. Ю. Витте и министр инностранных дел А. Б. Лобанов-Ростовский, с китайской стороны — Ли Хунчжан.

В августе 1897 год началось строительство Китайско-Восточной железной дороги. Её строили сходу из трёх пунктов: станции Гродеково в Приморье, из Забайкалья и Порт-Артура. В июне 1898 года Россия взяла концессию на постройку южной ветки КВЖД (Южно-Манчжурской железной дороги), она должна была обеспечить выход к КВЖД портов Дальнего (Даляня) и Порт-Артура, расположенных на Ляодунском полуострове. КВЖД ещё не успели выстроить, как начались проблеме.

В Китае началось восстание «боксёров» (ихэтуаней). Партизаны напали на русских строителей и уничтожили большую часть дороги (они по большому счету все железные дороги в Китае громили). Убытки от их нападений составили 71,7 млн. рублей при неспециализированной стоимости дороги в 374,9 млн. рублей.

В следствии банкиры поживились на КВЖД весьма хорошо и несколько раз (за убытки платила русская казна, а не китайцы).

В июле 1901 года было открыто перевозки грузов и временное движение поездов на всей протяженности КВЖД. Российская Федерация принимала участие в подавлении восстания ихэтуаней и ввела войска в Северо-Восточный Китай. Но надежды на получение дополнительных преимуществ в этом регионе не оправдались, в соответствии с подписанной в Пекине 1902 году русско-китайской конвенции, Российская Федерация вывела войска, не взяв никакой пользы.

Официальной датой открытия КВЖД стало 1(14) июня 1903 года, в то время, когда Строительное управление КВЖД передало дорогу Эксплуатационному управлению. Нужно подчернуть, что сооружение КВЖД перевоплотило Маньчжурию, бывшую пустынную, отсталую территорию Китая в экономически развитую часть Поднебесной империи. В край начался приток населения, к 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии возросло с 8,1 до 15,8 млн. человек.

Развитие шло столь стремительными темпами, что Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали российские города Благовещенск, Владивосток и Хабаровск. Рост китайского населения в Маньчжурии привёл к тому, что летом десятки тысяч китайцев стали каждый год перебирались на доходы в русские области, где так же, как и прежде не хватало населения. Так, Санкт-Петербург вместо того, дабы развивать Русский Дальний Восток, содействовал формированию Китая.

Втянув Россию в китайские дела, Витте начал наводить тень на плетень, обеляя себя и обвиняя вторых. Так, 26 июня 1900 года Витте написал графу Сергею Шереметеву письмо, где писал: «В смерти графа Муравьева (Михаил Николаевич Муравьёв — глава министерства внешей политики России 1897 — 1900 годах, — создатель) было легко что-то роковое.

Четыре года назад по его совету, поддержанному генералом Ванновским (Пётр Семёнович Ванновский — министр обороны в 1881 — 1898 гг., — создатель), мы захватили Порт-Артур и Данлаван, вопреки моим настоятельным рекомендациям не делать этого шага. Действительно, пример (но, с отечественного ведома) дала нам Германия, с того времени в Китае каша…». Данный письмо легко шедевр обмана. Витте сумел свалить собственное участи в «маньчжурском проекте» на вторых, обелить себя. Причём очернил Германию и Россию, каковые заварили «кашу».

Не смотря на то, что «китайскую кашу», обильно сдобренную наркотиками, уже давно варили англичане.

Как мы знаем аренда Порт-Артура стала вероятной в следствии совместной военно-политической демонстрации России, Германии и Франции, каковые «заступились» за Китай по окончании пилотного Симоносекского договора, завершавшего китайско-японскую войну. Инициатором данной акции считается Российская Федерация.

А линию России в этом вопросе выяснило особенное заседание с участием главу МИД Лобанова-Ростовского, что председательствовал на нём, морского министра Чихачёва, министра обороны Ванновского и главы МинФина Витте. Как раз Витте особенно энергично отстаивал необходимость не допускать Японию в Маньчжурию и советовал функционировать в этом вопросе впредь до объявления войны.

Как информировал академик Е. В. Тарле: «…Витте настоял тогда (в 1895 г.), дабы Российская Федерация поддержала «принцип целостности Китайской империи» и ультимативно "настойчиво попросила" от Японии отказа от Ляодунского полуострова. Витте настаивал на немедленных действиях» (Тарле Е.В. Граф С.Ю.Витте. Опыт чёрта внешней политики).

Под давление Витте министр инностранных дел Лобанов-Ростовский привлёк к акции Германию и Францию.

Эта акция стала поворотной правильной в отношениях между японией и Россией. С этого момента японцы стали видеть в Российской Федерации неприятеля. Так, кроме того, что Витте стал причиной Санкт-Петербург начать строительство КВЖД, вместо того, дабы строить дорогу по русской почва, но был автором данной очень недальновидной акции. Лобанов-Ростовский был только фигурой прикрытия.

Витте выполнил задачу по закладке фундамента будущего русско-японского конфликта. Отобрав у японцев Порт-Артур на протяжении твёрдого давления якобы в защиту Китая, Витте после этого продавил идею сооружения КВЖД и сопутствующие проекты. Всё это вело к войне с Японией.

В России и в тот период были люди, каковые осознавали, что КВЖД и занятие Порт-Артура стали предлогами к войне с Японией. В частности, генерал Алексей Куропаткин (министр обороны в 1898—1904 гг.) отмечал, что «… ограничься мы на Дальнем Востоке лишь проведением через Маньчжурию северной магистрали – и войны с Японией не было бы. Что только занятие Порт-Артура, Мукдена и особенно деятельность в Корее послужили предлогом к войне…».

Он кроме этого отмечает, что соверши Российская Федерация железную дорогу по своим владениям, не показалось бы кроме того мысли занять южную часть Мукдена и Ляодунский полуостров, соответственно не было бы войны с Японией. Так, мысль прокладки КВЖД и занятия Порт-Артура, были как минимум преступной глупостью. Но учитывая связи Витте и его друзей с «денежным интернационалом», это была реализация прекрасно продуманного замысла по стратегическому ослаблению России и её стравливанию с Японией.

Самсонов Александр

Случайная запись:

Разбор темы \


Статьи по теме: