Александр храмчихин. атака китайского авиапрома

Александр храмчихин. атака китайского авиапрома

В статье «Оверлорд» по-пекински» уже говорилось о составе ВВС НОАК. Но их развитие заслуживает более подробного рассмотрения. Сходу направляться оговориться, что Китай имеет вторую в мире по количеству боевых самолетов морскую авиацию (и это при отсутствии авианосцев), на вооружении которой состоят боевые самолеты тех же типов, что и в военно-воздушных силах, причем в сопоставимых количествах.

Исходя из этого потом под ВВС будет пониматься совокупность фактически ВВС и морской авиации.

Еще в середине 90-х на вооружении китайских ВВС оставалось пара сотен J-5 (МиГ-17). И еще в начале ХХI века больше половины боевых самолетов составляли J-6 (МиГ-19), а J-7 (МиГ-21) считались чуть ли не новыми и современными. Но за последнее десятилетие НОАК претерпела разительные перемены во всех собственных компонентах, включая ВВС.

Истребители: не добротностью, так числом

J-6 три года назад были сняты с оружия. Но, приблизительно две тысячи этих самолетов остаются на хранении и, по-видимому, переделываются в ударные беспилотники (быть может, они будут трудиться как камикадзе). J-7 «выведены из первой линии», не смотря на то, что в строевых частях остается от 700 до 800 автомобилей этого типа разных модификаций. Более того, J-7 до сих пор производятся в Китае.

Сейчас лишь на экспорт, но это не означает, что нереально возобновление их поставок в личные ВВС. МиГ-21 – машина по-настоящему выдающаяся, быть может, в Китае ее оценили больше, чем на родине. Китайцы забрали три производных от нее, создав экспортный истребитель 4-го поколения JF-17 (на данный момент поступает на вооружение ВВС Пакистана).

А также сам J-7, простой, недорогой и маневренный, может отлично создавать «эффект массы» на протяжении будущей широкомасштабной войны на просторах Евразии. Так что, возможно, история этого самолета отнюдь не окончена, а ее продолжение возможно весьма неожиданным. Особенно для той страны, где он когда-то появился.

Помимо этого, от прошлых времен у китайцев осталось приблизительно 200 истребителей J-8, в полной мере плохих самолетов, каковые в ближайшие лет 10–15, по всей видимости, отправятся на хранение либо кроме того на слом.

Знаком «новых времен» для ВВС НОАК стал истребитель Су-27, поставки которого в Китае начались в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Китай приобрел у России 76 готовых Су-27СК/УБК, а после этого произвел по лицензии 105 самолетов J-11А, по окончании чего отказался от производства еще 95, предусмотренных договором, чем нанес настоящий ущерб нескольким русским фирмам, задействованным в производстве самолета. С 2007 года китайцы развернули серийное производство безлицензионного J-11В.

Помимо этого, в начале ХХI века Китай купил в Российской Федерации 76 Су-30МКК и 25 Су-30МК2 (последние – для морской авиации), по окончании чего в 2012-м начал серийное производство безлицензионных J-16. На данный момент на вооружении ВВС НОАК (с учетом морской авиации) имеется от 240 до 300 Су-27/J-11 (как минимум в 13 авиаполках) и не меньше 110 Су-30/J-16 (как минимум в шести авиаполках). Эти цифры скоро возрастают за счет производства J-11В и J-16.

Так, по количеству тяжелых истребителей 4-го поколения Китай в ближайщее время с уверенностью выйдет на первое место в мире, обойдя как США, так и Россию (наряду с этим его автомобили будут физически новее и российских, и американских).

Помимо этого, семейство Су-27 и его производных пополнят новые истребители. Во-первых, это палубный J-15, скопированный с приобретённого на Украине Т-10К. Сейчас два экземпляра этого самолета проходят летные опробования на авианосце «Ляонин». Китай планировал купить с целью копирования два российских палубных истребителя Су-33 (его прототипом и был Т-10К), но Москве в первый раз хватило сил отказать Пекину.

Весьма похожая обстановка складывается с Су-35С, самый совершенным истребителем данного семейства. Китай желал приобрести четыре автомобили, Российская Федерация сохраняла надежду реализовать 48. По всей видимости, стороны сойдутся на 24, не смотря на то, что и тут ясно: китайцы будут копировать не столько сам самолет, сколько двигатели (с этим у них самые громадные неприятности).

Легким истребителем китайских ВВС есть J-10, созданный на базе несостоявшегося израильского «Лави» (в базе которого со своей стороны лежит F-16), но со многими русскими комплектующими. Сейчас в восьми либо девяти авиаполках имеется от 150 до 250 автомобилей этого типа, их производство длится, осваиваются новые модификации. Вероятнее будет создан палубный вариант этого истребителя.

Очень громадный интерес за границей привели к в Китае самолетов J-20 и J-31. В случае если делать выводы по их внешнему виду, они являются истребителями 5-го поколения: первый – как бы аналог F-22, второй – F-35. Наряду с этим известно, что китайские двигатели кроме того 4-му поколению не в полной мере соответствуют, имеется кроме этого громадные сомнения, что всем параметрам автомобилей 5-го поколения соответствует местная авионика. Следовательно, возможности двух этих самолетов не совсем ясны.

Иначе, американский опыт показывает, что вся их концепция истребителей 5-го поколения может оказаться тупиковой ветвью развития с позиций критерия «стоимость-эффективность». Исходя из этого Китаю может оказаться достаточно пары тысяч автомобилей 4-го поколения (лет через 8–10 у него будет как раз столько). С этим числом истребителей его ВВС выйдут на первое место в мире.

В Соединенных Штатах производство F/A-18E/F (уже практически закончившееся) и увязшего в бессчётных проблемах F-35 не покрывает списания F-15, F-16 и ранних модификаций F/А-18. И уж тем более в Российской Федерации закупки Су-35С никак не смогут компенсировать списания Су-27 и МиГ-29. Обстановку не исправит и запуск в серию Т-50, кроме того если он состоится. КНР обойдет и США, и Россию количественно, фактически не уступая как следует.

Наряду с этим средний возраст китайских истребителей будет существенно ниже, чем американских и российских. Сравнивать ВВС НОАК с авиацией каких-то других государств (кроме того Японии, Тайваня и Индии) бессмысленно уже на данный момент.

Ударная авиация: новизной и числом

Дела с ударной авиацией у Китая немного хуже, чем с истребительной, не смотря на то, что и тут положение скоро изменяется к лучшему. Только что завершилось производство штурмовиков Q-5, созданных на базе МиГ-19. Но, эта машина многократно модернизировалась, а также с применением западной авионики. на данный момент на вооружении ВВС НОАК имеется около 300 этих самолетов последних модификаций.

Это приблизительно столько же, сколько у США А-10 и у России Су-25. Китайские штурмовики хуже как следует, но физически новее.

Приблизительно сотня стратегических бомбардировщиков Н-6 (копия Ту-16) ранних модификаций – носителей атомного оружия (свободнопадающих бомб) прорвать кроме того очень плохую ПВО не сможет. Но в 90-е годы Китай взял с Украины советскую стратегическую КРВБ Х-55, а из Пакистана – американский «Томагавк». Благодаря их синтезу появилось семейство крылатых ракет, включая КРВБ СJ-10.

Ими вооружены последние модификации Н-6 – Н-6Н (несет две КРВБ), Н-6М (4) и Н-6К (6). Этих самолетов в ВВС НОАК от 60 до 70, причем производство Н-6М и Н-6К, по-видимому, возобновлено (для Н-6К приобретаются российские двигатели Д-30КП2). На первый взгляд подобный ход думается вздором (Ту-16 создан в 50-е годы). Иначе, строить «навороченный» новейший самолет в качестве «извозчика» КРВБ громадной дальности нет никакой необходимости.

В итоге В-52 никак не новее, но прослужит еще лет 30.

Главным фронтовым бомбардировщиком ВВС и морской авиации НОАК стал JH-7. Данный самолет ни с чего не скопирован, не смотря на то, что напоминает Су-24, и европейский «Торнадо». на данный момент в девяти авиаполках имеется 160–180 автомобилей этого типа, их производство длится.

JH-7 уступает как следует Су-24 и тем более Су-34 и F-15Е, но и тут китайцы заберут новизной и количеством (в физическом смысле).

Помимо этого, ударную авиацию дополняют бессчётные баллистические, а сейчас и крылатые ракеты разной дальности, входящие в состав или сухопутных армий, или «второй артиллерии» (тут счет идет на тысячи), и ударные беспилотники, каковые сейчас Китай демонстрирует весьма обширно и во множестве типов. Это «Илонг», сильно напоминающий американский «Предатор» (что США не реализовывали кроме того ближайшим союзникам), WJ-600, целое семейство БЛА СН (СН-3/4/91/92). Возможно, само собой разумеется, предполагать, что часть этих аппаратов есть макетами, но лучше не тешить себя иллюзиями.

Неожиданное превосходство

Иллюзий у нас, увы, довольно много. В частности, в Российской Федерации до сих пор распространена абсурдная уверенность, что Китай создаёт боевую технику (а также авиационную) в малых количествах и низкого качества. В действительности китайский армейский авиапром в далеком прошлом стал мировым фаворитом по своим производственным возможностям.

В Китае в год строится больше боевых самолетов, чем во всех 28 государствах НАТО (включая США) совместно забранных. В один момент выпускаются J-11B, J-16, J-10, JH-7, Н-6М/К, и на экспорт – J-7 и JF-17. В скором будущем данный перечень наверняка пополнят J-15 и, быть может, J-20 и/либо J-31. Помимо этого, производятся учебные К-8 и L-15, транспортный Y-8 (весьма удачно занимает в мире нишу собственного советского прообраза Ан-12), создан первый китайский тяжелый транспортный самолет Y-20, что станет соперником Ил-76.

Причем при ухудшения интернациональной обстановки китайский авиапром способен еще более нарастить производство боевых, транспортных и особых самолетов. Качественное отставание китайских автомобилей от самые современных западных и российских очень незначительно, оно не снабжает последним никакого принципиального превосходства. Тем более что, как было сообщено выше, Китай компенсирует это незначительное качественное отставание большим физической новизной и количественным превосходством автомобилей.

не меньше значительно обновилась за последние два десятилетия и наземная ПВО НОАК. Не смотря на то, что на вооружении ее до сих пор состоит ЗРК HQ-2 (копия С-75), Российская Федерация и тут помогла Пекину как следует обновить технику за счет поставок ЗРС С-300П.

Всего Китай купил один полк (два дивизиона) ЗРС С-300ПМУ (экспортная версия русском С-300ПТ), два полка (в каждом по четыре дивизиона) С-300ПМУ-1 (экспортная версия русском С-300ПС) и четыре полка (15 дивизионов: три полка по четыре дивизиона, один полк из трех дивизионов) С-300ПМУ-2 (экспортная версия русском С-300ПМ). К ним было приобретено 150 ЗУР 5В55Р и 897 ЗУР 48Н6 (часть этих ЗУР, по всей видимости, уже истрачена на протяжении учений и испытаний).

В некоторых источниках приводится в два раза большее число дивизионов всех указанных модификаций С-300, закупленных КНР в Российской Федерации, но тут вопрос в том, сколько вычислять ПУ в дивизионе. Общее число ПУ образовывает, разумеется, 160 единиц (по четыре ЗУР на каждой).

На базе «трехсотки», и взятого из Израиля американского «Пэтриота» Китай создал собственную ЗРС HQ-9, а на базе ЗРК «Бук» (не смотря на то, что в собственном «первозданном» виде он в Китай не экспортировался) оказался HQ-16. Обе эти совокупности находятся в производстве.

В целом китайские ПВО и ВВС как минимум фактически сравнялись по своим возможностям с русскими и с уверенностью догоняют американские. Причем в соревновании с обеими этими государствами (особенно, само собой разумеется, с Россией) тенденции конкретно говорят в пользу Китая благодаря его огромным производственным возможностям и весьма стремительному научно-технологическому формированию. Мир прекрасно знает о том, что КНР быстро идет к мировому экономическому лидерству.

Но почему-то не желает видеть подобных тенденций в военной области.

Александр Храмчихин,
помощник директора Университета политического и военного анализа

Случайная запись:

The energy revolution. An alternative to hydrocarbons


Статьи по теме: