Александр храмчихин. логика китайской морской стены

Александр храмчихин. логика китайской морской стены

По окончании долгих опытов в Китае развернуто массовое строительство эсминцев проекта 052С/D, фрегатов проекта 054А, корветов проекта 056. Благодаря наибольшим в мире кораблестроительным мощностям это скоро приведет к созданию второго в мире флота. как следует он будет хоть и незначительно, но уступать самым передовым сейчас в мире военно-морским силам – США, Японии и Южной Кореи.

Предстоящее развитие ВМС НОАК неизбежно отправится по пути строительства авианосцев.

Если бы Китай не планировал строить авианосцы, он не получал бы «Варяг», достроенный как «Ляонин». Из-за изюминок собственной конструкции данный корабль не есть полноценным авианосцем и будет употребляться в ВМС НОАК как учебно-экспериментальный. После этого последует строительство серии «обычных» авианосцев в самом Китае по китайским проектам, в противном случае экспериментальный корабль был бы не нужен.

Нет сомнений, что Пекин начнет строить громадные авианосцы, превосходящие по размерам «Ляонин» и, быть может, сравнимые с американскими. Строительство авианосцев меньшего размера не имеет смысла, потому, что суда этого класса будут создаваться или для операций в дальней морской и океанской территории, или для сражений с весьма сильным соперником (ВМС США и Японии), или кроме того для применения против важного соперника на большом удалении от китайских берегов (ВМС тех же США либо Индии). В любом случае на каждом таком корабле нужно иметь как возможно больше самолетов, боезапаса и топлива.

Количество авианосцев, которое предполагается выстроить, очевидно, на данный момент выяснить совершенно верно нереально. Вероятнее их будет шесть (не считая «Ляонина») – по два на любой китайский флот (Северный, Восточный, Южный), столько же, сколько входит в состав ТОФа США. В авианосную эскадру войдут, не считая самого авианосца, два – четыре эсминца проекта 052С/D и столько же фрегатов проекта 054А (либо в будущем фрегаты и эсминцы новых типов), и два-три вспомогательных судна.

Нужное число эскортных судов для всех авианосцев гарантированно обеспечат уже к моменту ввода в строй первого из них.

Придется создавать личный

Неприятность Китая – отсутствие опыта строительства аналогичных судов. «Варяг»-«Ляонин» и тем более приобретённые ранее советские «Минск» и «Киев», и австралийский «Мельбурн» не обеспечат китайских ученых и инженеров нужными разработками из-за общей архаичности и малых размеров конструкции данных судов. По-видимому, китайские инженеры детально изучат бразильский авианосец «Сан-Паулу» (бывший французский «Фош»), но его сокровище кроме этого ограниченна: данный корабль меньше по размерам, чем «Ляонин», наряду с этим выстроен намного раньше.

Интерес смогут воображать только его катапульты. Соответственно Китаю нужно будет создавать личный авианосец, не смотря на то, что и с заимствованием зарубежных ответов.

Наиболее значимый вопрос – энергетическая установка для нового авианосца, другими словами будет она простой либо ядерной. Сейчас в Китае из всех отраслей ВПК самые значительные неприятности как раз в двигателестроении (танковом, авиационном, корабельном). Решить задачу создания кроме того простой ЭУ для авианосца ему очень сложно, тем более непросто создать ядерный реактор.

Но, Пекин уже давно создал ЯЭУ для ПЛАРБ и ПЛА, исходя из этого выстроить реактор для надводных судов ему в полной мере по силам.

не меньше ответственный вопрос – выбор типа палубного самолета для нового авианосца. Это смогут быть не только уже имеющийся в двух экземплярах J-15, скопированный с первого прототипа Су-33, вместе с тем палубные варианты J-10 и нового J-31, претендующего на право именоваться истребителем пятого поколения. До тех пор пока этих вариантов не существует, но работа над их созданием идет. Вероятна и смесь этих вариантов.

Помимо этого, в Китае в обязательном порядке будет разрабатываться палубный самолет ДРЛО. Это достаточно непростая задача, пока ее удалось решить лишь в Соединенных Штатах.

Как показывает всемирный опыт, все страны, имеющие «обычные» авианосцы, начинают со строительства авианосцев с простой ЭУ, а после этого строят ядерные. Но, опыт данный очень ограничен, потому, что во второй половине ХХ века стали популярны малые авианосцы с СВВП «Харриер» вместо простых самолетов. Такие суда делали в Англии (один из них после этого реализован в Индию), Испании и Италии (для собственных ВМС и для ВМС Таиланда).

Очевидно: подобные суда Китаю не необходимы, тем более что у него нет СВВП.

С кого пример брать

Конечно, главным примером для Китая в строительных работах «обычных» авианосцев являются США, где в послевоенные годы выстроено 10 громадных (два типа «Мидуэй», по четыре типов «Форрестол» и «Китти Хок») с простой ЭУ, а после этого 11 ядерных («Энтерпрайз» и 10 типа «Нимиц») судов для того чтобы класса. Во Франции за двумя громадными простыми авианосцами («Клемансо» и «Фош», что на данный момент стал бразильским «Сан-Паулу») последовал ядерный «Шарль де Голль».

СССР последовательно реализовывал все указанные концепции. Сперва были выстроены четыре авианесущих крейсера типа «Киев» (проекта 1143) с СВВП Як-38. на данный момент единственный сохранившийся корабль этого типа переделывается для Индии в авианосец с обычными посадкой и взлётом под истребители МиГ-29К.

После этого началось строительство двух громадных «обычных» авианосцев (авианесущих крейсеров) «Адмирал Кузнецов» (проекта 1143.5) и «Варяг» (проекта 1143.6), по окончании чего заложили ядерный авианосц «Ульяновск» (проекта 1143.7), что уже должен был иметь катапульты, а не трамплин. Но из-за распада СССР России достался только «Кузнецов». «Ульяновск» и «Варяг» (его готовность в начале 1992 года составляла пять процентов) остались на Украине. Первый стал «Ляонином», второй разрезан на металл.

Классификация советских судов как авианесущих крейсеров (а не авианосцев) была не безосновательна. Они строились в СССР не как ядро АУГ с целью проведения операций в открытом океане, а для ПВО районов развертывания РПК СН, другими словами в относительной близости от собственных берегов. Авианесущие крейсеры не имели ударных самолетов, их роль делали ПКР «Базальт» либо «Гранит».

Благодаря наличию таких ПКР (подобными ракетами вооружены ядерные ракетные крейсеры проекта 1144 и многоцелевые АПЛ проекта 949) суда проекта 1143 не могли принимать во внимание хорошими авианосцами, потому, что они не имеют собственного ударного оружия, а только средства ПВО для самообороны.

Конечно, что в момент запуска ПКР корабль неимеетвозможности ни принимать, ни производить самолеты, более того, все воздушные суда сейчас должны пребывать в подпалубном ангаре. Ответственной изюминкой проекта 1143.5 есть наличие носового трамплина вместо катапульты. Это уникальные суда, каковые применяют данный трамплин для взлета самолетов с классическими посадкой и взлётом.

За границей такие трамплины используются только на легких авианосцах, оснащенных СВВП «Харриер». Соответственно проект 1143.5 реализован без катапульты, что ограничивает возможности судов с позиций темпа выпуска самолета в атмосферу и не разрешает осуществить их взлет при одновременной посадке другого (американские авианосцы, имеющие две катапульты, смогут производить и принимать воздушные суда в один момент). По-настоящему обычным авианосцем должен был стать ядерный «Ульяновск».

В случае если Китай последует по тому же пути, что США, Франция и СССР, он может выстроить сперва два-три авианосца с простой ЭУ, а после этого три-четыре с ЯЭУ. Вероятны, но, крайние варианты: все шесть авианосцев с простой ЭУ (вариант довольно недорогой и стремительный) либо все шесть с ЯЭУ (вариант продолжительный, дорогой и не имеющий аналогов во всемирной практике).

Выбор зависит от того, как будет решаться неприятность ЭУ (как простой, так и ядерной) и как скоро китайское руководство захочет взять авианосцы. Имеется, само собой разумеется, еще неприятность палубных самолетов, но ее Китай заведомо примет решение стремительнее, чем выстроит первый полноценный корабль этого класса.

В случае если сказать о зарубежном опыте строительства ядерных авианосцев, то его имеют лишь США и Франция. Причем французский опыт сложно вычислять успешным: авианосец «Шарль де Голль» в течении всех 12 лет собственной эксплуатации испытывает значительные технические неприятности, среди них и с реакторами. Как это ни парадоксально, во Франции действительно рассматривается вариант строительства авианосца с простой ЭУ для замены «Шарля де Голля».

Помимо этого, наличие в ВМС всего одного авианосца не нужно, потому, что большую часть времени он проводит в ремонте, сейчас флот по большому счету не имеет авианосца (о том же свидетельствует и сегодняшний российский опыт). Соответственно единственный успешный пример в данной сфере показали США.

Что касается неавианосных боевых надводных судов с ЯЭУ, то ядерные ракетные крейсеры строили те же США (девять единиц) и СССР/Российская Федерация (четыре единицы). Но данный опыт нельзя считать успешным. Все американские ядерные крейсеры к настоящему времени уже списаны и разобраны.

Из российских ядерных крейсеров в строю лишь один («Петр Великий»), остальные три законсервированы, возможность их возвращения в строй мала, не смотря на то, что время от времени такие проекты обсуждаются.

Так, копировать Китай может американские реакторы, не смотря на то, что не исключен вариант русских (для упомянутых крейсеров проекта 1144). Очевидно, ни США, ни Российская Федерация официально такие технологии Китаю не передадут, но нельзя исключать вариант их получения нелегальным методом. В случае если это не окажется, Пекин может избрать вариант строительства авианосцев с простой ЭУ, тем более что тут вероятен вариант ее легальной приобретения (вероятнее на Украине).

Или попросту поставят на авианосец лодочные реакторы. В целом неприятность двигателей замедлит, но уж точно не отменит китайскую авианосную программу.

Усиление позиций

В составе ВМС НОАК авианосцы смогут решить следующие тесно связанные между собой главные задачи:

  • недопущение удара со стороны ВМС и ВВС США по территории КНР и прорыва вероятной ближней и дальней морской блокады Китая американским флотом;
  • обеспечение безопасности морских коммуникаций из государств – поставщиков сырья в Китай на всем их протяжении;
  • силовое и психотерапевтическое действие на государства – поставщики сырья в Китай при нежелательных для Пекина политических процессов в этих государствах, и, быть может, завоевание новых источников сырья.

КНР способна в достаточно маленький срок выстроить ВМС, приблизительно равные ТОФу Соединенных Штатов, причем имеющие примерно схожие с ним ударные возможности. До тех пор пока китайцы существенно отстают от американцев в сфере ПЛО, но так как и по ПВО они еще совсем сравнительно не так давно также очень сильно отставали, но скоро это отставание уменьшают.

Само собой разумеется, боевой опыт ВМС США и Китая совсем несопоставим, но нынешние американские моряки в итоге на море ни с кем не вести войну, как и их китайские сотрудники. Всего лет 10 назад американский флот имел возможность учинить китайскому безнаказанный разгром у его родных берегов. Сейчас Соединенные Штаты заведомо победят у Китая в открытом океане, а вот у берегов КНР все уже неоднозначно.

По окончании того как в состав ВМС НОАК войдут «обычные» авианосцы, США будут сражаться разве что при прямой агрессии со стороны Китая против них самих, что в высшей степени маловероятно.

Наличие авианосцев значительно усилит позиции КНР при происхождении конфликта с Японией, потому, что покажется возможность для нанесения ударов по данной стране не только с запада, но и с востока, причем удары возможно будет наносить по всей территории Японии, впредь до Хоккайдо. При войны с Россией ВМС на данный момент, имея авианосцы, возьмут возможность наносить удары по Сахалину, Камчатке и Курильским островам а также высаживать в том месте десанты.

Наличие авианосцев еще более усилит позиции Китая в споре со государствами АСЕАН за принадлежность Южно-Китайского моря. В будущем громадна возможность применения авианосцев для давления на Индию. Нью-Дели деятельно сооружает океанский флот, но сравниться с Китаем индусам будет сложно, а правильнее – невозможно.

Избыток самообороны

Довольно операции по захвату Тайваня направляться подчернуть, что из-за близости острова к материку участие в ней авианосцев необязательно. Китаю уже на данный момент в полной мере хватит авиации берегового базирования. Однако наличие авианосцев усиливает для Пекина условия проведения аналогичной операции.

Они будут развернуты к востоку от Тайваня для нанесения по нему ударов с этого направления (это еще более усложнит деятельность тайваньской ПВО из-за необходимости отражать удары со всех азимутов), осуществления дальней морской гарантированного предотвращения и блокады острова вмешательства в конфликт США. Для решения этих задач ВМС НОАК хватит двух-трех авианосцев, причем одним из них возможно кроме того «Ляонин».

Но маловероятно, что китайские ВМС возьмут первый полноценный авианосец ранее 2020 года, а все шесть – до 2030–2035-го. Наряду с этим тайваньскую проблему Пекин заведомо попытается решить раньше этих сроков. Исходя из этого возможно с полной уверенностью утверждать: авианосцы в Китае будут строиться не для захвата Тайваня, а для ответа тех задач, каковые станут актуальными по окончании включения острова в состав КНР.

Тем более данный захват обеспечит Китаю свободное развертывание флота в открытый океане.

Наряду с этим не смотря на точку зрения большинства западных специалистов ВМС не являются для Китая особенным приоритетом. Легко для Запада этот нюанс китайского военного строительства самый занимателен, потому, что столкнуться с НОАК на суше шансов у ВС НАТО нет. В Российской Федерации, где принято западные источники в том, что касается развития НОАК, нужно осознавать: ВВС и сухопутные армии Китая усовершенствуются столь же ударными темпами.

Китайская военная мощь уже давно сверхизбыточна для самообороны.

Александр Храмчихин,
помощник директора Университета политического и военного анализа

Случайная запись:

Ламинария ПОЛЬЗА И ВРЕД | ламинария противопоказания, все о морской капусте


Статьи по теме: