«Антикитайский» разворот владимира путина

«Антикитайский» разворот владимира путина

Российская Федерация принимает защитные меры в отношении собственного «стратегического союзника» – Китая. Свидетельством тому стали последние действия российского президента Владимира Владимировича Путина, что в течении ноября подписал с фаворитами соседних с КНР стран (Казахстан, Вьетнам, Республика Корея) множество соглашений, к чему в Поднебесной отнеслись настороженно: Пекин разглядывает их как объекты собственной экспансии (Казахстан и Вьетнам) либо экономических соперников и возможно недружественных государств (Республика Корея).

В этом же ключе направляться разглядывать и наметившееся российско-японское потепление, выразившееся в усилении политических экономического сотрудничества и контактов. Осуждённые благодаря активности Владимира Владимировича Путина их контракты с Россией затрагивают стратегические интересы КНР, касающиеся энергетики и транспорта (и транспортировки сырья), военно-технического сотрудничества (ВТС) и геополитики.

Энергетика

Прежде всего нужно указать на заключенное с Астаной соглашение о поставках казахстанской нефти в Россию (на ее перераспределение рассчитывала Поднебесная), которая, со своей стороны, будет отправлять в обратном направлении горючее.

Расширение работы российско-вьетнамской энергетической компании «Вьетсовпетро» на шельфе Южно-Китайского моря кроме этого противоречит китайским заинтересованностям, учитывая то, что Ханой находится в конфронтации с Пекином из-за освоения местных сырья. А также этим обусловлена жесткость споров за архипелаг Спратли.

К этому еще нужно добавить то, что Москва готова проложить конкурентный по отношению к Пекину газопровод в Сеул через северокорейскую территорию.

Со своей стороны, заключенные соглашения с Республикой Корея и ведущиеся переговоры с Японией относительно предоставления компаниям этих государств (особенно энергетическим) более широких возможностей для работы в Российской Федерации направлены на лишение Китая монопольного допуска к русскому сырью Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Более того – готовность Москвы дать южнокорейским и японским бизнес-структурам преференции по формированию Дальнего Востока и а также по созданию производства сжиженного газа (СПГ) минимизирует возможности закрепления в этом регионе Китая. Что традиционно вычисляет его «несправедливо забранным во времена царизма».

Параллельно Япония увеличивает сырьевые закупки в Российской Федерации. К примеру, речь заходит об угле. Так, в 2013 г. если сравнивать с 2012 годом она в два раза увеличила закупки русского угля (до 400 млн кг).

Кроме этого Токио не исключает предстоящего повышения доли русского угля в его потреблении до 10 процентов (680 млн кг в год).

Так, складывается обстановка, при которой Москва забирает энергетические ресурсы, на каковые уже практически «положил глаз» Китай либо реализовывает их вторым игрокам, среди них и его соперникам.

Тем самым Кремль показал то, что Российская Федерация не собирается играться для Китая ту же самую роль, какую играется Канада для США, по сути, являясь для них огромным сырьевым резервуаром, во многом обусловившим нынешнюю американскую мощь.

ВТС

Со своей стороны, достигнутые в последние семь дней соглашения в сфере ВТС делают соседние с Китаем страны менее уязвимыми от силового китайского давления, которое особенно очевидно выражено в отношении Вьетнама из-за спора по архипелагу Спратли. Они касаются договоренностей по лицензионному производству русского оружия на вьетнамской территории и создания единой совокупности ПВО для государств, входящих в Таможенный Альянс. А это напрямую касается того же Казахстана.

Неимеетвозможности не злить тот факт и Китай, что Российская Федерация наладила сотрудничество по линии ВТС и с Республикой Корея. Она обучает в собственных военных академиях южнокорейские офицерские кадры, в том числе и в сфере ПВО, за что Сеул снабжает Москву современными микросхемами, каковые употребляются при производстве и создании русских оружий ввиду деградации русском отрасли микроэлектроники.

Геополитика

Кроме этого Владимир Владимирович Путин выступил с собственными глобальными внешнеполитическими концепциями, выбивающими землю из-под ног Китая, стремящегося увеличить собственное жизненное пространство за счет соседей. Влияние аналогичных проектов отмечается пропорционально как в экономике, так и в громадной политике. Это применимо к северным (Корейский полуостров), западным (Казахстан) и южным границам КНР (Индокитай).

Особенно неприятным для Китая моментом стала открытая демонстрация со стороны России, что она не собирается мириться с прежде второстепенной ролью в переговорах по ядерной программе КНДР, на которых практически ключевую роль игрался Китай, владевший экономическими рычагами для действия на северокорейскую позицию.

И не смотря на то, что с учетом глобальной отличия их политических и экономических совокупностей вброшенная Владимиром Путиным мысль об объединении двух Корей в в обозримом будущем представляется фантастичной, договоренности о создании трансевразийского транспортного коридора от Республики Корея через территорию КНДР и России в Европу будут одним из залогов мирного межкорейского сосуществования.

Это разрешит значительно стремительнее и дешевле доставлять товары, в следствии чего побеждают все стороны. Это кроме этого разрешит возможность «кормиться» КНДР, что снизит угрозу повторения с её стороны прошлой политики шантажа соседей. Проигрывает только Китай, потому, что практически данный маршрут должен быть проложен в обход его.

На протяжении этих встреч «в верхах» по понятным обстоятельствам была затронута и тема предстоящего упрочнения пророссийского проекта Таможенного Альянса. И эта тема не ограничивалась рамками только предстоящим развитием успеха с Казахстаном.

Любопытно, что Владимир Владимирович Путин в собственной ноябрьской программной статье «Российская Федерация — Вьетнам: совместно к новым пределам сотрудничества» внес предложение данной стране развивать связи в рамках Таможенного Альянса через создание между ними территории свободной торговли.

Нужно подчернуть, что Индокитай – территория стратегически серьёзных заинтересованностей КНР. Исходя из этого одним из самых вызывающих с позиций китайского управления есть обращение Владимира Владимировича Путина к историческим связям между Москвой и Ханоем. В частности, он указал, что в течении ХХ века Москва неоднократно помогала Вьетнаму в сложные для него моменты.

Обращение в этом случае идет не только об агрессивных действиях Франции и США, но и Китая, что в 1979 г. предпринял попыткузахвата данной страны. без сомнений, ключевую роль тогда сыграли не только смелые действия вьетнамских ополченцев и пограничников, каковые задержали продвижение вглубь страны 600-тысячной китайской армии, но и помощь транспортной авиации СССР, благодаря которой на север Индокитая были экстренно переброшены подразделения вьетнамской армии из Кампучии, что вынудило Пекин отказаться от продолжения агрессии.

Китая и Отношения России на современном этапе

Необходимо заметить, что подобный «антикитайский поворот» отмечается в момент наивысшего пика сотрудничества в области энергетики между Пекином и Москвой. Об этом свидетельствовали соглашения 2013 г. между «Роснефтью» и китайской стороной. Кремль в течение 25 лет обеспечивал Поднебесной поставки «нефти» (900 тысяч баррелей каждый день – главную часть российского нефтяного экспорта) по заниженным стоимостям (другими словами ниже 100 долларов за баррель, учитывая выторгованную китайской стороной «возвратную» рабочую группу в 2.5 процента).

В соответствии с заключенными договоренностями, обращение, практически, шла о выделении со стороны Китая инвестиций на десятки млд дол «вперед» в освоение еще не созданных труднодоступных русских месторождений.

Вопрос, не прогадает ли в следствии Российская Федерация. В том случае, если на рынке случатся колебания стоимостей, добиться их пересмотра будет весьма не легко и это будет сопряжено с настоящей возможностью ухудшения взаимоотношений с КНР, к чему Российская Федерация пока не готова.

А до тех пор пока китайская сторона пробует развить данный нефтяной успех потом и повторить его в отношении газа. Таким действиям Пекина содействует и «внешний фон» — сокращение для Москвы европейского газового рынка из-за повышения поставок сырья из Норвегии и Катара, и поднятой шумихи в массмедиа о «сланцевой революции».

Обстоятельство аналогичного поведения обусловлена тем, что в первые годы президентства Владимира Владимировича Путина мысль «азиатского разворота» стала популярной в Российской Федерации из-за давления на нее Запада. Видя это, китайское управление постаралось извлечь из этого пользу, навязывая Москве собственные условия на поставку русских энергоносителей.

Обстоятельства раздражения Кремля

С попытками выкручивания рук по стоимостям на энергоресурсы Москва еще имела возможность мириться. Но попытки осуществления китайской активности в зоне стратегических заинтересованностей России на бывшем постсоветском пространстве позвали совсем иную реакцию. И это неслучайно: его объединение в рамках Таможенного Альянса под руководством Кремля стало главным геополитическим проектом Владимира Владимировича Путина.

Российское управление рассчитывало в будущем трансформировать в его новое политическое объединение, благодаря чему позиции России на мировой арене должны заметно усилиться.

Не просто так, что о бывших республиках СССР Кремль фактически открыто заявляет как о сфере собственных жизненных заинтересованностей. Однако, Российская Федерация с удивлением поняла, что ее «стратегический» дальневосточный партнер, с которым она выступала единым фронтом по наиболее значимым проблемам всемирный политики без приглашения обосновывается в её «владениях».

Наряду с этим развитие взаимоотношений с Казахстаном, главным игроком в Центральной Азии, есть для обеих государств основа продвижения собственных геополитических заинтересованностей в регионе. В зависимости от обстановки он может стать связующим звеном между КНР и Россией либо буфером между ними. И не просто так, что именно ко мне сейчас всё активнее проникал Китай.

И активизация в последние месяцы внешнеполитических упрочнений Владимира Владимировича Путина на данном направлении во многом была обусловлена усилением влияния в Астане КНР. Этому предшествовал сентябрьский визит китайского премьера Си Цзиньпиня в государства региона, что лишь с одной Астаной подписал соглашений на 30 миллиардов долларов, что не имело возможности не встревожить Москву, потому, что последствия аналогичных экономических соглашений скоро сказываются и в политике. Это соответствующий индикатор того, что местные правители все больше связывают собственное будущее с КНР, а не с Россией.

не меньше вызывающими стали попытки Пекина внедриться в экономику самые ценных с позиций Кремля бывших постсоветских Украины – и республик Белоруссии.

Обращение шла не только о попытках создания на территории первой «чайна тауна», но и косвенном участии в недавней «калийной войне» между Минском и Москвой. Китайская сторона показала готовность выделить попавшей в затруднительное денежное положение Белоруссии льготные кредиты и купить ведущее белорусское предприятие «Беларуськалий», захватить что кроме этого пробовали русские олигархи.

Это не в последнюю очередь предопределило готовность Минска сопротивляться им и в конечном счете сорвать их замыслы. И не смотря на то, что до тех пор пока «захватить» «Беларуськалий» китайским предпринимателям не удалось, они приблизилась к цели, добившись перераспределения в октябре его продукции по заниженной в следствии «калийной войны» цены в собственную пользу. Белорусская сторона договорилась с китайской компанией Sinofert о поставках Китаю калийных удобрений до 350 млн кг в год в обход русских соперников.

Еще более вызывающим стало поведение Поднебесной в отношении Украины. Москва, продавливавшая вступление Киева в Таможенный Альянс посредством экономических рычагов, столкнулась с тем, что, как и в белорусском случае, её давление было минимизировано Пекином, предложившем ему большую сумму за приобретение украинских сельскохозяйственных земель. Подобные предложения создавали для Украины дополнительные возможности для маневра перед Кремлем и практически срывали его стратегические интеграционные замыслы.

Неимеетвозможности не злить поведение и Россию КНР применительно к Арктике, второй территории стратегических заинтересованностей Москвы. По окончании получения Пекином в мае 2013 г. статуса наблюдателя Арктического совета он усилил собственную активность в регионе на всех направлениях. Ответственным индикатором усиления активности Китая помогает то, что множество китайских сырьевых компаний выполняют в Арктике геологоразведку нужных ископаемых.

К примеру, нефтяная China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) и горнорудные Jiangxi Zhongrun Mining и Jiangxi Union Mining, специализирующиеся на добыче цветных и драгоценных металлов. А компания Sichan Xinue Mining уже вкладывает средства в добычу металлической руды на месторождении Исуа в Гренландии.

Тревогу по поводу китайских амбиций в Арктике не скрывают и русские фавориты. Так, 4 июня 2013 г. премьер-министр РФ Медведев указал на то, что «доверие к Китаю существует, но правила игры устанавливают… арктические страны…, лишь члены Арктического совета должны иметь определяющий голос в этих вопросах».

Но с этим Пекин не согласен. По оценке японского доктора политических наук Хироси Кимура, «В 2009-2010 годах Китай утверждал, что суверенитета над Арктикой нет ни у кого, что напрямую шло вразрез с русскими претензиями. Дабы присоединиться к Совету, он должен был отказаться от данной позиции и признать суверенитет всех государств, притязающих на арктические территории».

Но «наряду с этим он сделал оговорку, что конкретные ответы будут приняты в будущем… Он сейчас именует себя «околоарктической страной» и страной «с заинтересованностями в Арктике».

Существуют и другие индикаторы, наглядно свидетельствующие о понижении конфиденциальных отношений Москвы и стратегического взаимодействия и Пекина между ними. Так, уровень ВТС между двумя государствами сейчас заметно упал. В случае если всего пара лет назад как раз Китай занимал в соответствующих сделках с Россией 1-е место, то сейчас он выбыл из главных партнеров из России в данной сфере.

Основной обстоятельством послужило то, что, выкупив интересовавшие его образцы русских оружий, Пекин скопировал их и пробует по более недорогим стоимостям (не смотря на то, что и с пониженными характеристиками) наладить продажи в мире. В следствии Китай и Россия все чаще соперничают между собой в данной сфере.

Обстоятельства аналогичного поведения Китая

Не обращая внимания на то, что Кремль всячески демонстрировал Китаю собственную честность, говоря «о стратегическом партнерстве» двух государств, а также посредством передачи последовательности стратегически ответственных островов на Амуре по границе, в ответ мы приобретаем сугубо прагматичный подход, касающийся исцеления собственных польз.

Стоит ли в данной связи обманыватьсебя подобным «альянсом»? Чем при таких условиях КНР отличается от той же Турции, прошлого исторического соперника России, которая, как как и Китай, потребляет большую часть русского сырья? Наряду с этим мы не строим воздушные замки и не обманываем себя «дружбой» с этим страной.

Для понимания действий КНР нужно отдавать отчет в том, что она пытается стать всемирный державы, которая уже будет мало принимать во внимание с соседями. Для этого ей нужны бессчётные ресурсы. Учитывая нестабильную обстановку на Ближнем Востоке и в Африке, рассчитывать на бесперебойность их поставок оттуда нереально.

Исходя из этого первостепенное значение для неё имеет гарантированное получение сырья из соседних государств, включая Россию, на которую он наблюдает не как равноправного партнера, для которого он готов выполнять его геополитические интересы, а как на сырьевой резервуар для собственного развития. Учитывая темперамент отечественного сотрудничества с Китаем, это неудивительно.

Исходя из нынешних задач и китайских целей, мы для него воображаем практически ту же самую сокровище, что и другие страны наподобие Бразилии либо Канады, с которыми он кроме этого реализует большие сырьевые проекты. Уже на данный момент 58% русского экспорта в Китае составляют газ и нефть, за которыми направляться цветные и драгоценные металлы (прежде всего палладий и никель), потом – металлическая руда.

И в следствии Российская Федерация рискует практически неизбежно появляться в роли Канады, снабжая предстоящий и небезопасный для себя китайский рост. Вопрос в том, уподобится ли наряду с этим Китай США, сохранившие для неё относительную возможность для совершения тех либо иных политических маневров.

Наряду с этим нельзя исключать того, что в будущем принимаемые Россией контрмеры смогут привести к обратному эффекту и уже более выраженному осложнению с Китаем. определенной степени уже важный вызов. Тем более, что на данный момент в Китае популярны идеи «реалистов» в духе китайской «реал политик», поборником которых еще в десятнадцатом веке выступил идеолог Вэй Юань. Его идеи довольно самоусиления и стравливания соперников Китая сейчас широко используются на практике (а также модернизация китайских армии и создание сети зарубежных армейских баз).

И уже на данный момент Пекин с бдительностью наблюдает на российские инициативы с тем же Таможенным Альянсом. В китайской прессе кроме этого появляются соответствующие индикаторы. Так, к примеру, в газете «Хуаньцю шибао» от 5 июля 2013 г. была опубликована статьяпрофессора политологии Ли Сина, посвященная замыслам Москвы по созданию собственного варианта «ЕС».

Создатель статьи пишет: «возможности создания для того чтобы альянса туманны… В данной ситуации Китаю направляться сохранять бдительность, но не оставлять происходящее без внимания… На востоке мы видим классические угрозы безопасности, обернувшиеся тупиками (прежде всего речь заходит о противостоянии с Японией – ред.), в том месте мы меряемся настоящей военной мощью. На западе же Китай (другими словами, регион Центральной Азии – ред.) сталкивается с новыми угрозами, и ответственнее всего в том месте — экономическое влияние.

На текущем этапе военная мощь есть не сильный местом КНР, а экономическая мощь — так же, как и прежде предмет отечественной гордости. Нам направляться… сперва упрочить и привести в порядок отечественные сухопутные границы, а уже после этого бороться на востоке, обзаведясь гарантиями и опорой для существования в качестве державы, сильной как на суше, так и на море».

Исходя из этого, согласно точки зрения Ли Сина, «Китаю направляться деятельно принимать участие в жизни этого альянса (Таможенного и Евразийского – ред.) от имени ШОС. Создание территории свободной торговли ШОС — одна из задач Китая, а большая часть государств-участников альянса являются участниками ШОС… Не должно появляться ощущения, словно бы бы ШОС — это Китай, а Евразийский альянс — Российская Федерация… Китаю надлежит с одобрением смотреть за его удачами, видеть возможность и строить на этом основании далеко идущие замыслы».

Так, китайский доктор наук, к точке зрения которого прислушиваются в Пекине, предлагает сперва закрепить за КНР стратегически серьёзные для России районы экономически, дабы применять позже их ресурсы для расширения жизненного пространства Поднебесной на востоке. В этих условиях политические договоренности управления центрально-азиатских государств с Россией уже не будут иметь решающего веса.

Со своей стороны, Ли Син предлагает китайскому управлению применять собственный влияние в Центральной Азии как инструмент для получения более привлекательных ценовых условий на русского сырье и продавливания льготного допуска китайских товаров на рынки других стран и России, входящих в Таможенный Альянс.

И тут китайскому политологу удалось нащупать еще одну «Ахиллесову пяту» Кремля. Российские сложности с формированием Евразийского и Таможенного альянсов наблюдаются и ввиду некоей запоздалости данной идеи, в то время, когда страны региона в значительной мере были «подсажены» на недорогие китайские товары, чего ни при каком раскладе в в обозримом будущем им неимеетвозможности дать Российская Федерация.

Предстоящие возможности

Необходимо заметить, что при усиливающейся конкуренции с Пекином Москва уже проигрывает. В случае если суммировать последние успехи Владимира Владимировича Путина, то заключенные многомиллиардные соглашения отдаляют страны наподобие того же Казахстана и Вьетнама от экономического поглощения со стороны Поднебесной и соответственно, создают больше шансов для политических маневров в обход неё.

Но отчаянная попытка Владимира Владимировича Путина, нацеленная на минимизацию китайского влияния в регионе, в случае если проанализировать информацию о китайских и русских достижениях, не достигла поставленных целей. В случае если отечественные сделки с тем же Казахстаном измеряются миллиардами американских долларов, то китайские – десятками миллиардов.

Не просто так, что Марта Олкотт из Фонда Карнеги не сомневается в том, что результаты вояжа Си Цзиньпиня символизируют то, что «Китай пришел в Центральную Азию, дабы заменить по влиянию и США, и Россию. Вряд ли второму фавориту получалось добиться таких удач в столь незначительный временной промежуток. Ввиду того, что Российская Федерация связывает собственный экономическое будущее с сырьевыми аппетитами Китая, ее возможность противопоставить что-то Пекину в регионе ограничена».

Учитывая то, что мы уже, по сути, стали китайским сырьевым придатком и потому отечественные политические маневры в лучшем случае будут иметь на него только кратковременное влияние. Этим во многом и обусловлено уверенное поведение КНР на русском и «околороссийском» направлениях.

И не смотря на то, что до тех пор пока сказать об «антикитайском развороте» России, как о состоявшемся факте, вряд ли стоит, утверждать о наличии Китая «и стратегического союза России» уже не приходится. Это во многом предопределено во многом полярными экономическими и геополитическими заинтересованностями двух громадных держав.

Случившееся с отечественной ставкой на «альянс» с Китаем наглядно показывает опасность резких разворотов во внешней политике и необходимость соблюдения сбалансированного курса по отношению ко всем его партнерам. В другом случае будет практически неизбежно создаваться обстановка, при которой мы, хотя переориентироваться на другие «центры силы», проиграем и в том месте, и в том месте.

Сергей Балмасов

Случайная запись:

Отдых Владимира Путина в южной Сибири. Полное видео


Статьи по теме:

  • Проблема с разворотом

    Роберт Росс – доктор политических наук в Бостонском колледже и доктор наук Центра китайских изучений имени Джона Кинга Фэйрбэнка при Гарвардском…

  • Путин бьется головой о (китайскую) стену («nowa europa wschodnia», польша)

    По логике Путина, 30-летний договор с Китаем — это презент Пекину в размере 100 млд дол. Что еще сделает русский президент, дабы продемонстрировать…

  • Путин сдает козыри китаю

    Дабы оказывать открытое неповиновение своим неприятелям на западе, Владимир Владимирович Путин может столкнуться с необходимостью помогать усилению…