Бизнес и конфуций. в китае принялись за воспитание своих предпринимателей

Бизнес и конфуций. в китае принялись за воспитание своих предпринимателей

Вопросы морали в капиталистическом обществе обычно задвигаются кроме того дальше, чем на второй план. Обстоятельство несложна и очевидна: нравственность и мораль не хорошо продаются и еще хуже покупаются, соответственно, по всем законам рынка, они должны уступить место жадности, порочности и жестокости, каковые удачно произрастают в произвольных условиях. Исключением из правила являются отечественные соседи из Поднебесной, каковые удачно строят капитализм, не забывая воспитывать собственных предпринимателей.

в течении всей многовековой истории в Китае считалось, что обладание всевозможными добродетелями определяет историческое развитие общества. Вопрос о соотношении материальных отношений и морали был поднят еще на заре рыночных преобразований в Китае в статье философа Ли Ци «общественные интересы и Мораль», размещённой в издании «Чжэсюэ яньцзю» («Философские изучения») в 1979-м.

Создатель статьи писал о том, что рабовладельческое общество порождает мораль, которая делает самое почетное занятие первобытного охотника уделом жалкого раба, для феодального общества принципиально важно «сохранение иерархического подчинения, характерного для феодального глав мистицизма и системы семей». А с происхождением рыночных взаимоотношений свободная борьба ведет к кризису патриархальности, выдвижению на первый замысел индивидуализма, рвения к личной пользе.

Статья Ли Ци во многом была пророческой для Китая эры Дэн Сяопина, потому, что борьба с духовным разложением, что несет рынок, стала одним из лейтмотивов деятельности «архитектора реформ».

Духовный вакуум, что появился по окончании разочарования в социалистических утопиях, нужно было чем-то заполнять, и Дэн Сяопин сделал собственный выбор в пользу классических китайских духовных сокровищ, в частности — конфуцианства.

В 1979-м он в первый раз упомянул о конфуцианской концепции «общества малой зажиточности» применительно к современному Китаю, что позднее вылилось в провозглашение курса на построение «конфуцианского социализма», либо «социализма с китайской спецификой», что подразумевал не только создание «непотребительского» общества, но и общества с высокой духовностью.

В 1981-м в Китае был провозглашен лозунг «Строить социалистическую духовную культуру». В первый раз он был сформулирован в открытом письме вице-президента Академии наук КНР Ли Чана к «руководящим товарищам» ЦК Компартии Китая. Базой для лозунга послужила мысль, раздавшаяся в отчетном докладе помощника Главы ЦК компартии китая маршала Е Цзяньина по случаю 30-й годовщины образования КНР.

Подразумевалось, что социалистическая духовная культура обязана включать «материальный нюанс»: развитое образование, науку, процветающее мастерство, и «состояние сознания»: мораль, традиции, стиль. «Иметь совершенства – значит проникнуться идеей служения народу, постройке социалистической отчизны; владеть нравственностью – значит выполнять единство народа и интересов личности, а при разногласия между ними – подчинять индивидуальные интересы народным, усиливать народовластие, самоотверженно трудиться, изучать культуру, овладевать наукой, быть вежливым и без того потом», — утверждал Ли Чан.

Совершенства социалистической духовной культуры начал деятельно пропагандировать и сам Дэн Сяопин. В апреле 1983-го он практически утвердил положение о необходимости построения социалистической культуры, придав ему важность национального масштаба.

Выступая на Всекитайской конференции КПК, прошедшей в сентябре 1985-го, фаворит страны растолковал обстоятельства собственного тревоги духовным видом нации: «Мы боремся за социализм не только вследствие того что при социализме производительные силы развиваются стремительнее, чем при капитализме, но и вследствие того что лишь социализм может изжить свойственные капитализму и вторым эксплуататорским совокупностям явления жадности, несправедливости и морального разложения. Без усиленного строительства духовной культуры строительство материальной культуры разрушается. Первостепенной задачей строительства духовной культуры на данный момент есть коренное улучшение общественных нравов и партийного стиля».

За Дэн Сяопином к пропаганде партийных превалирования и укреплению рядов публичных заинтересованностей над частными призывал и представитель третьего поколения управления КПК, генсек ЦК компартии китая Цзян Цзэминь. Он отмечал: «Нужно видеть да и то, что негативные факторы и пороки рынка смогут отразиться на идеологии людей и на отношениях между людьми, наряду с этим легко появляются такие явления, как финансовый фетишизм, гедонизм, конечный индивидуализм».

Исходя из этого Цзян Цзэминь призывал партийных работников к упрочнению идеологического образования и воспитания, к помощи культурным работникам. Дословно: «Деятельно помогать работникам искусства и литературы идти в гущу весов, в гущу судьбе, вырабатывать верные творческие взоры».

Заветы Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя реализовывались в форме разных культурных идеологических установок и мероприятий, пропагандировались классическая и современная культура, успехи современников и подвиги храбрецов прошлого. Кроме этого было опубликовано множество работ, посвященных идеологическому воспитанию широких слоёв и партийных работников населения, видное место среди которых занимает «Программа построения гражданской морали».

Отдельное направление идеологической пропаганды – культивирование и создание образа «конфуцианского предпринимателя» – жушана. Внимание партии к формированию морального вида предпринимателя в полной мере объяснимо, поскольку у социалистического поезда Компартии –рельсы и капиталистические колёса. Бум предпринимательства случился еще на заре рыночных реформ, но вряд ли Дэн Сяопин подозревал, какой размах это явление купит в будущем и как отодвинет Китай от заветного «общества малого благоденствия».

Дэн Сяопин, предостерегавший компартию от скатывания на путь капитализма, очевидно недооценивал угрозу, которую несли рыночные реформы вместе с свободой и желаемым обогащением предпринимательской деятельности.

Свидетельство тому – многие его высказывания. К примеру, в октябре 1984-го он сделал такое заявление: «Разрешишь вопрос о «дурных семечках» – вынудишь людей тревожиться, проку от этого никакого. Пускай «дурные семечки» какое-то время производятся.

Чего их опасаться? Разве они навредят социализму?».

«Дурные семечки» – торговая марка, зарегистрированная предпринимателем Нянь Гуанцзю, что начал карьеру с торговли присоленными семечками и сохранил собственный бизнес сейчас, с той только отличием, что за четверть века из небольшого лавочника он превратился в известного предпринимателя, обладателя большой торговой марки. За истекшие годы перемены случились не только в жизни Нянь Гуанцзю, изменился вид всего Китая, увеличилась пропасть между бедными и богатыми.

В апреле 2011-го китайская исследовательская организация «Хужун» заявила, что в стране насчитывается миллион долларовых миллионеров, наряду с этим, по состоянию на 2008-й, душевые доходы 60 процентов крестьянских дворов не достигали одного американского доллара в сутки.

Китайская печать признает: развитие и становление рыночных взаимоотношений требуют нового подхода к материальной пользе, потому что без этого нельзя повышать трудовую и предпринимательскую активность людей, пробуждать дух новаторства, инициативу. Но принцип борьбы, без которого не смогут строиться обычные рыночные отношения, обязан дополняться идеей взаимопомощи и сотрудничества. Рыночная экономика обязана развиваться, опираясь на этические нормы.

Распутное ведение хозяйства – не в интересах общества. Кроме того в то время, когда предприниматель действует в рамках закона, следование правовым нормам должно сочетаться с соблюдением этических установок, заповеданных Конфуцием и другими древними мудрецами. Конфуцианцы, подчеркивая значение моральных норм – человеколюбия, справедливости, доброты – прекрасно осознавали, что в природе человека изначально заложено желание стать богатым и знатным, что погоня за пользой неистребима.

Но наряду с этим они учили не отделять экономические интересы от моральных правил, думать не только о собственной пользе, но и о национальном и публичном благе, ставить интересы общества выше собственных. Как вычисляют китайские ученые, понятие «конфуцианский предприниматель» в полной мере отражает это рвение к гармоничному синтезу.

Термин изначально употреблялся для описания «хуйчжоуских купцов», промышлявших торговлей в эру семейств Мин и Цин. Их отличало то, что, не обращая внимания на вовлечение в торговлю, они оставались высокоморальными и порядочными людьми. Их нарекли «конфуцианскими предпринимателями» (жушанами), и в середине 1990-х данный термин стал обширно употребляться в официальной печати для провозглашения преимуществ китайских предпринимателей.

В соответствии с обширно пропагандируемым представлениям предприниматели данной категории являют собой пример конфуцианских «добропорядочных мужей». Они владеют всеми преимуществами чтобы руководить, соответственно – отвечают засобственные предприятия и собственных подчиненных, приобретая вместо преданность, уважение и почтительность. Предприниматель-жушан ставит во главу угла нравственное воспитание, личное совершенствование.

Выбирая между честью и нечестной прибылью, он ни при каких обстоятельствах не остановит выбор на первом, потому, что дорожит именем компании и своим именем. Жушан оказывает помощь вторым развивать собственный бизнес в целях обоюдной пользы и на условиях честной борьбе.

самые известные представители данной категории предпринимателей – советник бывшего премьера Сингапура Ли Куан Ю, нефтяной король Юго-Восточной Азии Тан Юй, что в один момент занимает пост главыИнтернациональной конфуцианской ассоциации, и ректор Сянганского университета конфуцианства Тан Эньцзя. Они оба систематично оказывают помощь всем конфуцианским начинаниям в Китае. К числу жушанов китайская печать относит и Чжан Жуйминя, президента корпорации «Хайер», что был назван «самым влиятельным человеком» страны по версии американского «Бизнес уик» в 2009-м.

Чжан Жуйминь получил известность благодаря своим высоким требованиям к качеству создаваемой продукции, строгим порядкам в возглавляемых им компаниях, где культивирует чувство коллективной ответственности за производство, и уважение и внимание к клиентам.

Многие примеры из его деятельности вошли в приобретшие мировую известность пособия по менеджменту. К данной же категории жушанов относится узнаваемый китайский менеджер Жэнь Байцзунь, в течении фактически полувека неизменно руководивший наибольшими ресторанными и отелямиШанхая. Как и при с другими жушанами, его слава зиждилась на высокой ответственности и принципиальности, которую Жэнь проявлял в отношении к клиентам и работникам.

Согласно точки зрения американского доктора наук Каролины Сюй, на данный момент в Китае под жушаном возможно осознавать не только «добропорядочного дельца», что ведет бизнес по законам совести, но и предпринимателя нового поколения, работника сферы образования, что формирует собственный дело, основываясь не на купле-перепродаже, а на реализации собственных инновационных изобретений и технологий. Он призван стать броским противовесом предпринимателям, каковые показались на заре «открытости и политики реформ» и представляли собой малообразованных авантюристов, много раз попадавших в колонию за собственную «чересчур активную» предпринимательскую деятельность.

Признавая тот факт, что заслуживающих подражания жушаней среди известных предпринимателей не так уж большое количество, китайская пресса, однако, систематично награждает этим почетным титулом воротил средней руки, каковые попадают на полосы газет как минимум вследствие того что уходят с работы в одно время с подчиненными.

Да и тех «храбрецов одной газетной полосы», честно говоря, не так уж большое количество, это скорее одиночки, которых местные СМИ выискивают и поднимают на щит в целях борьбы с аморальными нуворишами, каковые в собственной массе составляют солидную часть китайских предпринимателей.

Расстрел предпринимателей Гэн Цзипина и Чжан Юйцзюня как результат «молочного скандала» 2008-го – это вторая, менее привлекательная, но куда более реалистичная сторона китайского бизнеса.

Продукция, которую один из них производил, а второй реализовывал, стала причиной смерти 6 детей, еще 300 тысяч малышей взяли важные отравления из-за меланина в молоке. Историю эту в Китае не выпячивают, а кроме того напротив, пробуют скрыть. Равно как и другие малопривлекательные явления публичной судьбе: коррупцию в партии, совмещение коммерческих должностей и партийных …

Но, даже в том случае, если отбросить излишнюю идеализацию положения дел, нужно признать: сейчас Китай удивляет мир не только неповторимыми темпами экономразвития, но и являет мировому сообществу уникальный опыт построения духовной культуры в капиталистической стране.

Что считается совсем необязательным в тех странах, где полагают, словно бы «рука рынка сама все расставит на собственные места».

По данным выступления на конференции «государство и Общество в Китае» в Университете востоковедения РАН.

Евгений Матяш (ЖЖ автора тут)

Случайная запись:

Бизнес на миллион: фотосалон в Китае


Статьи по теме: