Что означают чистки в китайских спецслужбах

Что означают чистки в китайских спецслужбах

Беспрецедентная антикоррупционная кампания, которая разворачивается в Китае в последние пара лет, полностью затронула не только госаппарат и армию, но и значительно более щекотливую сферу – разведслужбы. Арестовано, выгнано с работы либо перемещено на должности вне особых работ такое число влиятельных начальников, какого именно не наблюдалось, возможно, со времен Мао Цзэдуна.

Сам по себе арест лидеров разведслужб – событие для Китая достаточно простое. К примеру, во второй половине 90-ых годов двадцатого века был снят с должности, арестован и приговорен к смертной казни с отсрочкой (позднее решение суда заменили на пожизненный тюремный срок, а позже и вовсе смягчили до 20 лет) генерал Цзи Шэндэ, глава Второго управления Генштаба НОАК, основной военной структуры, несущей ответственность за агентурную разведку (HUMINT).

Обстоятельством была причастность Цзи к масштабному каналу контрабанды, организованному предпринимателем Лай Чансином. Но в том случае обращение шла об аресте одной влиятельной фигуры в военной структуре.

На данный момент мы имеем дело с чисткой, которая происходит синхронно и в военных, и в гражданских разведслужбах Китая, относящихся к совсем различным частям китайского национального механизма и делающих различные функции. Чистка затрагивает много руководящих работников. Аресты сопровождаются трансформациями в организации работы разных китайских особых органов.

Среди недавних примеров таких чисток – арест заместитель министра госбезопасности Ма Цзяня и бывшего начальника Управления внешних связей (???) Главного политического управления НОАК генерала Синь Юньмина. В соответствии с целому последовательности сообщений, показавшихся ранее, в осеннюю пору 2014 года под следствие попала еще более ответственная фигура – глава Управления безопасности(???)генерал Юй Шаньцзюнь. Оказались кроме этого сообщения о уголовных и большом числе увольнений дел против сотрудников разведслужб более низкого уровня.

Наконец, 10 марта South China Morning Post сказала о больших кадровых перемещениях еще в одной главной структуре – Центральном бюро охраны (?????). Его глава генерал Цао Цин переведен на пост замкомандующего Пекинским армейским округом. Новым главой управления стал бывший зам Цао генерал майор Ван Шаоцзюнь.

Второй бывший помощник Цао, Ван Цин, переведен на работу в Технический университет НОАК.

Разглядим случившиеся трансформации подробнее. Ма Цзянь, как это известно, был главным помощником министра госбезопасности, курировавшим вопросы внутренней безопасности и контрразведки. Его увольнение связывают с его отношениями с бывшим ассистентом Ху Цзиньтао, Лин Цзихуа, не смотря на то, что прошлый опыт учит нас с осторожностью принимать слухи о взаимоотношениях в китайских верхах.

Вторая возможная версия – его сообщение с бывшим секретарем политико-правовой рабочей ЦК компартии китая Чжоу Юнканом, кроме этого находящимся под следствием.

По крайней мере, твердо как мы знаем, что человек, нёсший ответственность за внутреннюю политическую безопасность в рамках министерства, находится под подозрением по обвинению в коррупционных правонарушениях. МГБ КНР ни за что не следует принимать по аналогии с КГБ СССР, это ведомство имеет более узкую сферу деятельности и более ограниченные полномочия, в особенности во всем, что касается китайской политический элиты. Однако это ответственный элемент Китайского страны, которое переживает важные трансформации.

Управление внешних связей (УВС) Главного политического управления НОАК – неповторимая разведывательная работа, специализирующаяся на скрытой пропаганде и операциях влияния в зарубежных странах. Она находится в тени главной работы разведки – Второго управления Генштаба НОАК, но ее редкие упоминания не отражают ее настоящей значимости.

УВС и Второе управление входят в состав различных Основных управлений НОАК (ГПУ и Генштаб), но на уровне Центрального военного совета замыкаются, как полагают, на одного из помощников главы совета, курирующего разведку. При всем недостатке информации возможно предположить достаточно глубокую вовлеченность УВС в политику легко в силу специфики его работы.

Управление безопасности Главного политического управления НОАК владеет эксклюзивными правами по ведению контрразведывательной работы и борьбе с преступностью в армии (в отличие от СССР в Китае полномочия МГБ на армию не распространяются). Эта только влиятельная и авторитетная (и наряду с этим неизвестная) структура делает и последовательность ответственных функций, выходящих за рамки военной контрразведки.

Биографии отдельных ее известных деятелей показывают, что она занимает важное место в обеспечении безопасности ядерного комплекса. Быть может, она несет на себе и последовательность функций по безопасности китайского управления.

Наконец, Центральное управление охраны – главной элемент китайской совокупности разведслужб, основной задачей которого есть охрана постоянных участников Политбюро ЦК компартии китая (менее серьёзных представителей китайской партийной элиты защищает специальное Восьмое управление Министерства публичной безопасности КНР). Подобно русскому ФСО, Центральное управление охраны имеет собственную войсковую часть – Центральный полк охраны.

Но охраной деятельность управления, как полагают, не исчерпывается. Речь заходит скорее о полноценной политической работе безопасности с собственными сильными своевременными подразделениями. Управление находится в двойном подчинении Генштаба (в вопросах кадров, боевой подготовки и материально-технического обеспечения) и Канцелярии ЦК компартии китая.

Назначение его начальников всегда было прерогативой первого лица в стране.

Все происходящие перестановки выглядят как попытка, с одной стороны, обуздать коррупцию, очень развившуюся в Китае в 2000-е годы, в том числе и в китайских разведслужбах, контрразведках и разведках, а с другой – избавиться от кадрового наследия прошлых поколений фаворитов и замкнуть вопросы назначения начальников разведслужб конкретно на нового главу Китая – Си Цзиньпина, минуя бессчётные согласования и бюрократические прокладки. Схожим образом выглядят и трансформации в армейском правосудии.

К примеру, ранее совокупность военных прокуратур и военных судов со стороны армии пребывала под надзором Главного политического управления НОАК, но, если судить по сравнительно не так давно опубликованным Global Times схемам, сейчас они находятся под прямым контролем Центрального военного совета. В целом происходящее выглядит как важная попытка сконцентрировать контроль над особыми работами в руках одного фаворита. Речь заходит практически о демонтаже одной из несущих конструкций прошлой совокупности коллективного управления страной.

Василий Кашин

Случайная запись:

Разведопрос: Евгений Колесов о Китае — политике, менталитете и массовых расстрелах


Статьи по теме: