Как медведев потопил китайскую подводную лодку

Как медведев потопил китайскую подводную лодку

Услышав наименование «К-10», кто-то, быть может, отыщет в памяти железные двери – так именуется марка одной из них; кто-то – конденсаторы керамические; кто-то – процессоры: у некоторых из них та же сокращение… Моряки-подводники сразу же поразмыслят об атомоходе Тихоокеанского флота, которым руководил капитан 1-го ранга Валерий Медведев. И, конечно же, сходу отыщут в памяти слухи о том, как Медведев потопил китайскую подлодку, в следствии чего якобы погибли примерно сто человек.

Не пробуйте «гуглить» просторы Интернета – в том месте подробностей данной трагедии не отыщете. По причине того, что ни в статьях, ни в документах сколь-нибудь заметных следов она не покинула. И китайцы конкретно о ней не информировали миру. И русские предпочли сделать вид, что ничего для того чтобы не было. В лучшем случае вам попадётся на глаза статья в «Википедии», где имеется таковой абзац: «21.01.1983. К-10. Проект 675, Echo-II. СССР.

Ядерная ракетная подлодка. В подводном положении столкнулась с малоизвестным объектом. По окончании всплытия ничего, не считая пятен соляра, найдено не было. Никто из государств Тихоокеанского региона об авариях собственных ПЛ не информировал. Лишь через два года в китайской прессе показался некролог по поводу смерти в данный сутки группы учёных на ПЛ.

Официально эти события не сопоставлялись».

Мы постараемся сопоставить. Хотя бы вследствие того что сам Медведев вот уже 28 лет живёт с этим воспоминанием.

Секреты холодной войны

Сравнительно не так давно мы встретились с бывшим капитаном АПЛ «К-10» Валерием Николаевичем. Подмосковный Обнинск. Простая квартира с простой обстановкой. Картины на стенах с изображением моря и подлодок информируют, что тут живёт семья моряка. На журнальном столике показывается толстый кусок металла – часть обшивки прочного корпуса: видно, начальник подготовился к встрече с журналистом. Валерий Николаевич в офицерском мундире.

Для смелости?

Для начала вспоминаем, что столкновение «К-10» с «какой-то» лодкой не было ни первым, ни последним. В случае если перечислять все подводные столкновения, то может сложиться чувство, что Всемирный океан кишит плавающими в нём подлодками, как суп минестрони – варёными овощами. Кстати, в числе недавних предположений аварии пассажирского лайнера «Конкордия» у итальянских берегов также присутствует версия столкновения с подлодкой.

Из вторых памятных слухов: американцев неоднократно обвиняли в том, что это как раз по их вине случилась трагедия «Курска»: мол, две штатовские подлодки проекта Los Angeles – Memphis и Toledo – находились недалеко от учений Северного флота 12 августа 2000 года. А по окончании трагедии Memphis зашла в норвежский порт Берген на ремонт. Но Минобороны США не разрешило России осмотреть эти суда, дабы убедиться, что ни один из них не повреждён.

Герой Советского Союза адмирал Евгений Чернов вспоминал случай, в то время, когда отечественная «К-306» так протаранила американскую «Патрик Генри», что та всплыла, и её экипаж начал энергично бороться за живучесть.

Адмирал Игорь Касатонов в своих мемуарах «Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в основном по вине американцев, случилось в последнии месяцы. самые тяжёлым был таран «К-19» 15 ноября 1969 года, уложивший американскую лодку «Гэтоу» на дно Баренцева моря. Тогда лишь чудо спасло американцев от смерти».

…Таких примеров – десятки, если не много. катастрофы и Аварии, в большинстве случаев, не описывались в прессе – во времена холодной войны, да и по окончании них было принято всё засекречивать. И тогда не было Интернета и Викиликса. Да и моряки в силу привычки не склонны к тому, дабы ворошить прошлое. Но хоть и с громадным опозданием, а правда пробует всплыть наружу.

Так всплывает маслянистое пятно, сигнализируя о том, что где-то в глубине моря случилась авария. И лишь недальновидный отмахнётся, глядя на это пятно. Правда нужна так как не чтобы покопаться в ветхой ране.

Она нужна хотя бы чтобы извлечь уроки и не допустить повторения катастрофы.

Мой знакомый подводник, сейчас пенсионер, Анатолий Сафонов в собственном сайте написал: «…капитан 1-го ранга Валерий Медведев есть патриотом собственной страны, которой он всю собственную жизнь безусловно служил. Собственную любовь к Отчизне он показал в примерном выполнении служебных обязанностей…»

Похоже на строке из партийной чёрта. Но, по словам самого Сафонова, не склонного ни к сентиментальности, ни к громадному уважению к партийно-политическим органам, слова эти применительно к Медведеву честны и правильны.

Единственное, что не клеилось у Сафонова в образцовой чёрте бравого моряка, – немой вопрос истории: из-за чего так продолжительно молчал и не решался сообщить правду о случившемся? Забегая наперёд, отмечу: мне показалось, что на протяжении отечественной беседы Валерий Николаевич сообщил отнюдь не всё.

Итак, передо мной сидел низкого роста крепкий пенсионер. Сказал он негромко, не так, как в большинстве случаев на флоте говорят начальники.

Валерий Николаевич вспоминал…

Китайский таран

22 января 1983 года «К-10» пребывала в Южно-Китайском море. Боевая работа шла своим чередом, и, как пишут в таких случаях, «нет ничего, что предсказывало беды». Глубина под килем – 4500 метров (подводники шутят: «Пять мин. езды на автобусе»). Была суббота.

По окончании помывки персональный состав подлодки наблюдал художественный фильм в первом отсеке.

К назначенному для выхода на сообщение району подошли на восемь часов раньше установленного срока. В сам район требовалось войти в строго назначенное время.

Начальник Медведев решил проверить отсутствие слежения со стороны противолодочных сил США и Японии. При развороте на обратный курс взял соответствующие доклады от гидроакустиков. Всё было чисто!

Глубина погружения – 54 метра.

Внезапно случился толчок: чувство, словно бы лодка столкнулась с каким-то препятствием. Удар был мягким, но замечательным. От столкновения очень сильно содрогнулся целый корпус подлодки. «К-10», словно бы сцепившись с малоизвестным объектом, в течение некоего времени двигалась вместе с ним. После этого они расцепились. Мгновенно была заявлена аварийная тревога.

Первые носовые три отсека были загерметизированы вместе с пребывавшими в них людьми.

По крикливой связи Медведев запросил первый отсек. В ответ – тишина. Оглушительная. Возможно представить себе эмоции начальника в эти 60 секунд.

В это же время лодка шла заданной глубиной и своим курсом, с маленьким падением скорости. Чуть-чуть увеличился дифферент на шнобель.

Медведев говорит: «Я всегда запрашивал первый отсек. От удара при столкновении матросы точно взяли сильный стресс, нужно было узнать обстановку… Через 120 секунд, показавшиеся мне вечностью, из первого прошёл доклад: отсек герметичен!»

В 21 час 31 60 секунд всплыли в надводное положение. Над морем свирепствовал тайфун. Ужасной силы огромные волны и ветер бросали лодку, как мелкую щепку. Ночи в тех широтах чёрные, может, исходя из этого, осматривая через перископную оптику море, Медведев, он утвержает, что ничего не заметил.

Разрешил команду вернуться в точку столкновения. Прибыв в том направлении, они со сигнальщиком и штурманом заметили оранжевый проблесковый пламя удалявшейся подлодки. Примерно через 30–40 секунд пламя провалился сквозь землю.

Медведев пара раз повторил: «Об замеченных проблесковых огнях подлодки я говорю на данный момент в первый раз…»

Валерий Николаевич замолчал. По всей видимости, он вспоминал те тяжёлые 60 секунд. Он много раз в мыслях возвращался в тот район и пробовал осознать, с какой как раз лодкой случилось столкновение. Заключил, что с китайской. И вот из-за чего.

В соответствии с Распоряжением Правительства СССР от 9.01.1959 в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959 года были подготовлены рабочие техническая документация и чертежи по проекту 629 с комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ для передачи их Китайской Народной Республике. К осени 1960 года на судостроительном заводе в Даляне (КНР, бывший г. Дальний) состоялась закладка первой из китайских ПЛ проекта 629.

Для ускорения её постройки обширно употреблялись советские конструкции, и механизмы и оборудование с ПЛ «К-139» (построена в мае 1960 года). Постройка китайской ПЛ была закончена в конце 1961 года и взяла бортовой номер 200. В один момент в г. Комсомольск-на-Амуре заложили ПЛ под заводским номером 138.

По окончании постройки корабль по частям перевезли в Китае и в конце 1962 года ввели в строй под номером 208. Позднее, года через два по окончании случая с «К-10», поступила информация, что в первой половине 80-ых годов XX века эта китайская ПЛ № 208 погибла со группой учёных и всем экипажем и инженеров на протяжении опробований китайской баллистической ракеты JL-1.

Учитывая, что на лодках проекта 629 экипаж образовывает около 100 человек и что была ещё несколько гражданских экспертов, возможно лишь предполагать правильное количество жертв.

Любопытно, что китайская сторона официально так и не связала столкновение с смертью данной лодки. на данный момент возможно практически со стопроцентной уверенностью заявить, что подлодка КНР погибла в следствии столкновения с «К-10». Появляйся подлодка «К-10» в точке столкновения на пять секунд раньше, быть может, она лежала бы на данный момент на глубине 4500 метров.

…О столкновении Медведев, очевидно, сразу же доложил на флот. В ответ было приказано направляться надводном положении на базу Камрань, пребывавшую в Южном Вьетнаме. Эскортировал их подошедший БПК «Петропавловск».

При осмотре лодки (для этого был создан дифферент на корму) стало известно, что её носовая часть имеет сильнейшие повреждения. Среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла. Килевая металлическая дорожка «К-10» толщиной 30 мм и длиной порядка 32 метров при столкновении была срезана, как бритвой.

По окончании осмотра подлодки руководство флота сделала вывод, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до основной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Само собой разумеется, это было практически сумасшествием: при таких-то повреждениях – и в подводном положении! Но приказ имеется приказ.

Без звуковых станций, фактически на ощупь, но 4500 км прошли нормально. Медведев верил всобственном экипаже. И экипаж не подвёл собственного начальника.

За таковой переход в другой ситуации морякам светили бы награды.

Но не сейчас. Сейчас Главноком ВМФ СССР С.Г. Горшков заявил Медведеву взыскание.

«Слепые» и «мёртвые»

Сами собой всплывают не только подробности того случая, но и вопросы: как такое имело возможность произойти? Сложная гидрология в районе? Нехорошие возможности гидроакустических станций?

Нехорошая подготовка гидроакустиков? Наличие так называемых слепых либо мёртвых территорий? Из-за чего те же неточности совершил и экипаж лодки КНР?

Как мы знаем, что было расследование обстоятельств аварии экспертами рабочей группы технического управления ТОФ и ВМФ. Из-за чего при таких условиях кроме того подводники ТОФ о нём не знали?

Имеется вывод участника тех событий. Александр Доброгорский служил на «К-10», и в тот сутки он выполнял обязанности вахтенного инженера-механика. Вот что он написал мне: «Как я не забываю – а времени прошло много, – мы начали циркуляцию влево, и последовал удар. Другими словами столкновение. Значит, они (китайская ПЛ. – Прим. авт.) сидели у нас на хвосте.

Или это роковая случайность, во что я не верю: через чур велик Всемирный океан для аналогичных случайностей.

…Из-за чего китайцы не разгадали отечественный маневр, т.е. циркуляцию? Одному Всевышнему известно. Вероятнее у них были не хорошо подготовлены гидроакустики.

Как я знаю, при слежении ПЛ за ПЛ глубины должны быть различными и должно быть определённое расстояние до объекта, дабы при чего возможно было успеть совершить противоманевр. Но в тот раз этого не произошло: две песчинки встретились в безбрежных глубинах, это легко феномен какой-то…

…По прибытии в Камрань нас уже ожидали члены Государственной комиссии. К пирсу нас не разрешили войти, поставили на якорь. Подошёл катер с водолазами и членами комиссии. Никого наверх не пускали. Спецы всё осмотрели.

Выводы осмотра нам не докладывали. Медведеву наподобие задробили академию, не дали капраза (звание капитана 1-го ранга. – Ред.) и заявили выговор от имени Главнокомандующего флотом.

…По окончании возвращения в Павловск у нас начали вырезать покалеченные торпедные аппараты, крышки которых поотрывало в момент удара, а в том месте так как были торпеды с ЯБП (ядерными снарядами).

По окончании общения с некоторыми вторыми подводниками стало известно, что старшим на борту «К-10» был начальник штаба 29-1 дивизии ПЛ капитан 2-го ранга Крылов. По окончании столкновения лодок сотрудник особенного отдела арестовал вахтенные издания штурмана и центрального поста. Крылов продолжительно общался с особистом.

В следствии приватного беседы было решено переписать эти издания. Переписали кроме того издание основной энергетической установки, т.к. скоростной режим АПЛ при следовании её в район боевого дежурства был очень сильно нарушен и лодка пришла в район на 3 часа раньше. Войти в район дежурства раньше не было возможности.

Исходя из этого болтались около него, пока не столкнулись с китайцами».

А вот вывод бывшего начальника АПЛ Виктора Бондаренко, с которым мы встретились в том месте же, в Обнинске:

– Валерий Николаевич всё делал верно. Из-за чего он подошёл к району раньше на 8 часов, по всей видимости, на это были какие-то основания, но это его неприятности. Не хорошо то, что нет временных параметров – в то время, когда столкнулись, в то время, когда возвратились на место столкновения, какие конкретно были скорости и т.д.

Слежение китайской дизельной подлодки за атомоходом – так может рассуждать лишь любитель. Китайцы проводили очередной этап опробований, экипаж не отработан, им по большому счету не разрещаеться отвлекаться на несвойственные задачи, не считая опробований. Кроме того если они нашли коммунистический атомоход, то должны были передать об этом по радио на берег и продолжить собственную работу.

Общее у подводных лодок было то, что по характеристикам у них были фактически однообразные звуковые станции.

Экипаж на «К-10» был отработан, а маневр на диагностику кормовых курсовых углов весьма важен, и акустики весьма пристально к этому относятся.

Позволяйте думать. Раз лодки столкнулись, значит, они пребывали на одной глубине – 54 метра. Потом Медведев говорит, что сейчас наверху свирепствовал шторм.

А раз так, то шумы обеих подводных лодок маскировались шумами моря. В данной ситуации кроме того отличник и хорошая акустика-гидроакустик не выделят шум подлодки от шума моря – это теорема.

Медведев отмечает, что по окончании всплытия он нашёл оранжевый проблесковый пламя. Значит, лодка китайцев также всплыла, а из-за чего затем она утонула – это вопрос. Если она не утонула по окончании столкновения, а всплыла, а позже утонула, то это уже совсем неясно. Значит, что-то они сделали неправильно, по причине того, что чудес не бывает, если бы всё было так сложно, то по окончании столкновения они бы камнем ушли на дно, поминая Мао.

Так что Валерию Николаевичу незачем на себя вывешивать всех псов.

Звуковая тень

В первой половине 80-ых годов XX века на одном из полигонов Северного флота неподалеку от Кольского залива случилось столкновение советской и американской ядерной подводных лодок. Тогда американская субмарина собственной рубкой протаранила кормовую часть советского новейшего ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-211», только что вошедшего в состав Северного флота и отрабатывавшего элементы боевой подготовки. Американская лодка недалеко от столкновения не всплыла.

Но через пара дней в районе британской военно-морской базы Холи-Лох показалась ядерная лодка США с сильно выраженными повреждениями рубки. Отечественная лодка всплыла и своим ходом пришла на базу. Тут её ожидала рабочая группа, складывавшаяся из экспертов флота, индустрии, проектанта и науки.

Рабочая группа, смоделировав обстановку маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что американская лодка смотрела за отечественной лодкой в её кормовых секторах, оставаясь для неё в звуковой тени. Когда отечественная лодка поменяла курс, американская лодка утратила контакт и вслепую врезалась собственной рубкой в корму советской лодки.

Её поставили в док, и в том месте при осмотре были найдены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение горизонтального правого стабилизатора и лопастей винта. В повреждённых цистернах главного балласта были отысканы болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки американской субмарины. Более того, по отдельным подробностям рабочей группы удалось установить, что столкновение случилось как раз с американской подлодкой класса «Стёрджен», что позже и подтвердилось возникновением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой как раз этого класса.

…Проецируя данный случай на случай столкновения с китайской лодкой, нечайно приходишь к версии о том, что обстоятельством столкновения имели возможность стать эти пресловутые «кормовые сектора с звуковыми тенями».

Возможно кроме этого отыскать в памяти и второй случай – столкновение ядерной подлодки класса «Сиерра» (Северный флот) с ядерной подлодкой «Батон Руж» (ВМС США) 11 февраля 1992 года. Советская ядерная торпедная подлодка (предположительно это была «К-239» «Карп») пребывала в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в акватории России. Руководил субмариной капитан 2-го ранга И. Локтев. Лодка следовала на глубине 22,8 метра.

Американский атомоход осуществлял слежение за своим русским «собратом», следуя на глубине около 15 метров. В ходе маневрирования акустики американской лодки утратили контакт с «Сиеррой», и без того как в районе пребывали пять рыбацких судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то начальник «Батон Руж» решил в 20 часов 8 мин. всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке.

Русский лодка сейчас была ниже американской и кроме этого начала всплытие с целью проведения сеанса связи с берегом. Случилось столкновение субмарин. При столкновении «Сиерра» собственной рубкой протаранила дне американской ПЛ.

Только маленькая малая русской глубина и скорость лодки при всплытии разрешили американской подводной лодке избежать смерти.

…Это пример помой-му случайности. Но случайностей в море, как мы знаем, не бывает. Статистика свидетельствует: с 1968 по 2000 год случилось около 25 столкновений зарубежных АПЛ (по большей части американских) с советскими и русскими субмаринами в подводном положении.

Из них 12 – у отечественных берегов, на подходах к главным пунктам базирования АПЛ на Северном (девять столкновений) и Тихоокеанском флотах (три столкновения). В большинстве случаев, инциденты случались в полигонах боевой подготовки (БП), где подводные лодки по окончании смены части экипажа отрабатывают задачи курса боевой подготовки.

Согласно данным исследовательского центра Defense Express, в истории флота зафиксировано семь случаев затопления ядерных подводных лодок: двух американских («Трешер» и «Скорпион») и пяти советских («К-8», «К-219», «К-278» «Комсомолец», «К-27», АПЛ «Курск»). Четыре ядерные подводные лодки СССР погибли в следствии аварии, и одна была затоплена в Карском море согласно решению важных национальных ведомств из-за дороговизны утилизации и невозможности восстановления.

Как правило, в случае если точно не получалось найти причины смерти какой-либо субмарины, виновные предпочитали отрицать собственную причастность к этому. Причём иногда кроме того не обращая внимания на очевидные доказательства, пользуясь ветхим хорошим принципом «Не пойман –не преступник».

Фигура умолчания

в один раз я познакомился с военно-морским атташе США в Российской Федерации. Невысокого роста, крепенький, с кучей наградных планок на белой как снег форменной рубахе… Казалось, он излучал радость от удавшейся собственной жизни. Расправленные плечи эту радость, фактически, и демонстрировали.

Оказалось, что он – бывший начальник ядерной подлодки типа «Лос-Анджелес». «Я был начальником аж четыре года!» – с неподдельной гордостью сообщил он. «Поразмыслишь, четыре года, – ответил я, – у нас вон по 8–9 лет начальниками…» Он с недоверием взглянуть на меня. Но я подозвал привычного адмирала, также бывшего начальника АПЛ, и попросил его подтвердить мои слова. Тот подтвердил.

Американец был очень сильно удивлён. «Как же, – не имел возможности он поверить до конца, – так как я же знаю, как это не легко… Восемь лет… Это нереально».

Ну да, ну да… Что немцу (американцу в этом случае) смерть, то русскому в полной мере вероятно.

И я отыскал в памяти Медведева, что начальником АПЛ был девять (!) лет. Смотрелся пенсионер Медведев прекрасно. Но плечи его в моменты отечественного беседы о престиже работы не были развёрнуты от эмоции гордости.

Это я прекрасно не забываю. Как да и то, что чего-то бывший начальник мне про то столкновение так и не сообщил…

Григорий ПАСЬКО

Случайная запись:

Курск подводная лодка в мутной воде(Запрещён к показу в России)


Статьи по теме: