Мечта китая об урбанизации и препятствия на ее пути («the diplomat», япония)

Мечта китая об урбанизации и препятствия на ее пути («the diplomat», япония)

Китай переживает революцию урбанизации, на протяжении которой много миллионов человек каждый год переезжают в города. Начиная с 2011 года, в первый раз в истории более половины китайского населения, составляющего 1,3 миллиарда человек (другими словами, 690 миллионов) живёт в городах. В ближайшие 15-20 лет в том направлении переедут еще 300-400 миллионов.

Новый премьер страны Ли Кецян (Li Keqiang) сравнительно не так давно внес предложение ускорить урбанизацию Китая и назвал ее «замечательным двигателем» китайского роста поизводства на возможность. Учитывая темпы и беспрецедентные масштабы китайской урбанизации, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) назвал ее одной из двух основных сил (вторая — это научно-технический прогресс в Соединенных Штатах), каковые будут вырабатывать вид мира в 21-м веке.

Но мечта Китая об урбанизации может оказаться несбыточной из-за отсутствия недорогого жилья в городах для новых обитателей, количество которых всегда растёт.

Практически полвека в китайских городах основное место занимало социальное жилье, сдаваемое в аренду. Его снабжало или государство, или национальные фирмы-работодатели. Острая дефицит жилья, перенаселенность в жилых зданиях, и ужасные жилищные условия были для городов общей и простой проблемой.

За последние двадцать лет китайские города пережили беспрецедентную приватизацию жилья, а китайское правительство реализовывает национальный арендный жилой фонд по сниженным стоимостям, подталкивая застройщиков к созданию нового частного жилого фонда и отказываясь от национального жилищного строительства.

В связи с ростом внутренних и внешних инвестиций в китайских городах начался невиданный строительный бум. Согласно данным Economist Intelligence Unit, за первое десятилетие 21-го века Китай выстроил приблизительно вдвое больше домов, чем сейчас имеется в Британии, либо приблизительно столько же, сколько в Японии.

Эти новые дома кроме этого намного больше и качественнее чем те, которым они пришли на смену. Жилая площадь на одного человека в городах увеличилась с 4 квадратных метров в первой половине 80-ых годов двадцатого века до 31,5 квадратных метра в 2010-м, не смотря на то, что это значительно меньше, чем в Соединенных Штатах (65 квадратных метров на человека). 75% семей в посёлках и городах (85% семей по всей стране) в 2010 году являлись собственниками жилья, тогда как в 1980-е годы такие семьи составляли всего 20%.

Темпы приобретения жилья в собственность в Китае выше, чем во многих развитых государствах.

В это же время, цены на жилье в городах быстро и без шуток подскочили, и это повышение во время с 2000 по 2010 годы в среднем по стране составило 250%. Соотношение цен на жилье и доходов людей говорит о том, что квартиры в стране непозволительно дороги. В больших городах типа Пекина либо Шанхая скромная квартира может стоить многие миллионы юаней, а аренда обходится в тысячи юаней.

По данной причине жилищный вопрос для большинства семей с низкими и средними доходами стал основной проблемой и головной болью.

В следствии миллионы мигрантов были за рамками «китайской грезы», потому, что мало кто из них обладает зданиями в городах, а большая часть живет весьма скученно, в зданиях нехорошего качества. В целом мигрантам тяжелее всех приходится на рынке жилья, потому, что у них низкие доходы, и на них распространяется правило прописки по месту жительства, именуемое «совокупностью на данный момент» (ее еще довольно часто именуют совокупностью внутренних паспортов).

В соответствии с этому правилу, мигранты не считаются «законными» обитателями городов, не смотря на то, что живут и трудятся в том месте долгое время. Не имея местной муниципальный прописки, мигранты лишены права на такие социальные льготы, как жилищные субсидии. Кроме того в Шэньчжэне, что именуют городом мигрантов, местная прописка есть необходимым условием для приобретения экономичного жилья.

В других городах, таких, как Пекин, нужно пара лет прожить с местной пропиской, перед тем как возможно будет претендовать на недорогое жилье.

Без национальных субсидий кроме того несложная аренда приличной квартиры на официальном рынке жилья практически всем мигрантов не по силам. В следствии большинство  вынуждено искать временное место для проживания, к примеру, заводские общежития, подвалы, и нелегальное жилье, которое строят сельские обитатели в пригородах. В итоге со временем в городах и в пригородах формируются «мигрантские анклавы».

Потому, что сельские обитатели обладают землей коллективно, они есть в праве строить жилье для собственного проживания. Но обычно они кроме этого возводят строения незаконно, а позже сдают их в аренду, приобретая дополнительные доходы.

Так как формально такие «мигрантские анклавы» являются незаконными и смогут быть снесены страной в любую секунду, обычно их строят из рук вон не хорошо с единственной целью разрешить войти в том направлении как возможно больше жильцов. Так,  мигранты вынужденно живут в поселениях, напоминающих трущобы, и находятся на задворках муниципального общества.

Жилье в городах есть непозволительной роскошью не только для простых бедных мигрантов из сельской местности. Оно не по средствам кроме того грамотным переселенцам, каковые кроме этого вынуждены жить в таких мигрантских анклавах.

К примеру, десятки тысяч жителей мигрантского анклава Танцзялин в Пекине — это недавние выпускники институтов, каковые не смогут себе позволить аренду либо приобретение жилья в городе, и исходя из этого живут в тесноте в мелких помещениях, каждый день тратя пара часов на дорогу к месту работы и к себе. В следствии этих мигрантов из «белых воротничков» довольно часто именуют «муравьиным племенем» (и цзу).

Потому, что такие мигрантские анклавы довольно часто находятся на городских окраинах и в пригородах далеко от центра, многие мигранты кроме этого живут в маленьких комнатушках в подвалах и бомбоубежищах многоквартирных домов и офисных строений, каковые по проекту являются складскими помещениями и парковками. Лишь в Пекине в подвалах живёт от одного до двух миллионов человек, в основном, мигранты. Они формируют целый подземный город.

Этих людей именуют «мышиным племенем» (шучжу).

Но в условиях стремительной урбанизации, модернизации и перестройки городов кроме того это немногочисленное дешёвое жилье для мигрантов оказывается на грани. Мигрантские анклавы сносят, застраивают, а подвалы освобождают от жителей. Беспрецедентная неприятность, с которой сталкивается китайское правительство, это поиск дорог для размещения мигрантов в городах – как уже приехавших, так и тех, кто обязан прибыть в грядущие годы.

До тех пор пока правительство не прилагает особенных упрочнений в этом направлении. Не обращая внимания на ужасающие жилищные условия во многих городах, Государственный совет только в 2006 году признал необходимость их улучшения. Но кроме того затем центральное правительство ограничилось только требованием к работодателям обеспечить собственных трудовых мигрантов жильем.

Так, власти сняли с себя всякую ответственность. В 2010 году Министерство жилищного строительства, сельского развития и городского предложило сделать дешёвым для квалифицированных мигрантов национальный арендный жилой фонд (гун цзу фан). Но из-за строгих ограничений он доступен только для малой части квалифицированных переселенцев.

А для большинства обстановка ничем не изменилась.

Отсутствие дешёвого жилья есть  значительной проблемой и для семей с низкими доходами, имеющих городскую прописку. Сталкиваясь с нарастающим потенциальной нестабильностью и недовольством в обществе, центральное правительство сейчас опять заговорило о постройке экономичного жилья, положив в него миллиарды юаней и поставив амбициозные цели по этому направлению строительства. К примеру, власти планируют во время с 2011 по 2015 год выстроить 36 миллионов недорогих квартир.

Пока остается под вопросом, сумеет ли Китай выполнить поставленную задачу, но мигрантов кроме того не включили в эту программу бюджетного жилищного строительства в качестве  целевого сегмента. Но в случае если в программе строительства игнорируется такая бессчётная часть общества как бедные мигранты, она начинает противоречить конечной цели политики строительства квартир для людей с низкими доходами и принципу социальной справедливости. Следовательно, она есть  неудачной.

До тех пор пока мигранты будут составлять треть муниципальных обитателей, не имея законных прав на проживание, урбанизация в Китае будет «незавершенной». Дабы обеспечить успех урбанизации, китайское правительство должно сделать строительство дешёвого жилья для мигрантов высшим приоритетом в собственной политике.

С целью достижения данной цели потребуется выстроить достаточное количество жилья для расселения растущего городского населения, положить финиш узаконенной политике дискриминации против мигрантов и включить их в совокупность жилищного строительства для людей с низкими доходами.

Наровне с этим правительство должно решительно мобилизовать частный сектор на обеспечение дешёвого жилья в громадных масштабах. На данный момент официальный рынок аренды жилья в китайских городах развит весьма слабо. Имея высокую прибыль в частном секторе и сталкиваясь с неопределенностью на рынке жилья, застройщики главное внимание уделяют постройке отличного частного жилья.

Весьма ограниченный по площади арендный жилой фонд, создаваемый застройщиками, это значительно чаще отличные квартиры для элиты. Правительству нужно создать стимулы, такие как налоговые каникулы, займы на льготной основе, и продажа недорогой почвы, дабы содействовать постройке более дешёвого арендного жилья для муниципальный мигрантов и бедноты.

Помимо этого,  государство должно всецело признать земельные права сельских обитателей и обеспечить им возможности и стимулы для вложения средств в приличное и дешёвое жилье. Потому, что в Китае существует двойная совокупность землепользования, лишь местные муниципалитеты смогут переводить сельские почвы в категорию муниципальных земель для их застройки. Такая монополия властей на перевод почвы из одной категории в другую должна быть отменена.

Помимо этого,  коллективные обладатели земель в пригородных сёлах должны получить возможность  для прямого участия на рынке жилищного строительства и земли, дабы пользоваться  преимуществами урбанизации. Приобретая громадную прибыль от долговременной землепользования и аренда земли, обитатели пригородов будут заинтересованы во вложении громадных средств в постройку качественного жилья и окружающей его инфраструктуры. Это не только значительно увеличит дешёвый жилой фонд, но и коренным образом улучшит жилищные условия в мигрантских анклавах.

Только при наличии много приличного и дешёвого жилья в национальном и частном секторе миллионы мигрантов в городах смогут осуществить собственную мечту о собственной квартире. Тогда будет осуществлена мечта Китая об урбанизации. Государство в течении десятилетий пользовалось недорогой рабочей силой в лице трудовых мигрантов, и сейчас ему пора взять на себя хотя бы какую-то часть ответственности за жилье для них.

В другом случае огромная часть населения, не имеющая возможности взять приличное и недорогое жилье, создаст препятствия на пути страны к предстоящей урбанизации и позовёт социально-политическую нестабильность.

Юцинь Хуан – планирования кафедры и доцент географии Национального университета штата Нью-Йорк в Олбани.

Случайная запись:

CGI | Russia Policy for the Next U.S. Administration (with Russian Subtitles)


Статьи по теме: