Михаил дроздов: визит патриарха кирилла вселяет надежду в православных китая

Михаил дроздов: визит патриарха кирилла вселяет надежду в православных китая

С 10 по 15 мая проходит поездка патриарха всея Руси Кирилла в КНР. Каковы особенности православия в Китае и как предположительно может воздействовать визит предстоятеля Русской православной церкви на ситуацию , «Интерфакс-Религия» попросил прокомментировать председателя Русского клуба в Шанхае и Координационного совета соотечественников в Китае Михаила Дроздова.

— Поведайте, прошу вас, об истории православия в Китае. Как в эту страну с совсем особенными религиозными корнями пробралась православная вера?

— В ноябре прошлого года мы отмечали 300 лет православия в Китае. В 1712 году по распоряжению Петра I в Пекин была послана официальная Русская духовная миссия, делавшая в один момент роль дипломатического представительства и содействовавшая становлению православной веры в Китае.

К слову, ту территорию, которая была отведена под Пекинскую миссию, сейчас занимает российское консульство. Сейчас это одно из самых громадных по территории зарубежных консульств в Пекине как раз вследствие того что в свое время православным в Китае был предоставлен большой надел земли в историческом центре города.

Вторым сильным толчком для развития православия в Китае стала революция 1917 года, по окончании которой русские стали в том направлении массово эмигрировать, и количество православных верующих снова увеличилось. Начали раскрываться храмы, причем прекрасные. В Харбине, в Шанхае они стали настоящим архитектурным украшением, завлекавшим внимание людей, а также китайцев.

В то время было рукоположено много и китайских священников. Но по окончании 1949 года обстановка с православием в Китае изменилась, потому, что к власти пришел Мао Цзэдун, а коммунистическая идеология неблагожелательно относилась к любой религии. В 1960-х годах, по окончании смерти последнего китайского епископа, Китайская независимая православная церковь, по сути, прекратила существование.

— А каково положение православия в Китае сейчас?

— На сегодня православие в Китае официально не признано – его нет в списке пяти религий, считающихся классическими для страны. И те богослужения, каковые проходят в Шанхае, совершаются на территории генконсульства России. Время от времени власти Китая дают нам разрешение проводить богослужения в шанхайском Свято-Николаевском храме, причем при условии, что на эти богослужения не будут допускаться китайские граждане.

Визит патриарха Кирилла в Китай, само собой разумеется, вселяет в нас определенную надежду. Как знаю, на пятницу у него намечена встреча с Си Цзиньпином – новым начальником Китая. Мы сохраняем надежду на харизму Святейшего и возможность оказать влияние на позицию большого управления КНР в отношении православной веры.

— Не могли бы Вы высказаться более детально о возможностях визита патриарха Кирилла в Китай? Что, с Вашей точки зрения, может реально измениться?

— В Китае трансформаций стремительных и кардинальных, возможно, ожидать не следует. Одновременно с этим за последнее десятилетие мы видим очевидный прогресс. В то время, когда я приехал в Шанхай 17 лет назад, оба православных храма в городе — собор в честь иконы Богоматери «Споручницы безнравственных» и Свято-Николаевская церковь — употреблялись не по назначению.

В соборе одно время размещалась фондовая биржа, после этого его забрала в аренду тайваньская компания, которая сделала в том месте ночной клуб, а в Свято-Николаевском храме размешался французский ресторан.

В 2002 году Русский клуб в Шанхае, что я управляю, составил коллективное письмо главе горадминистрации города прося вмешаться в обстановку и помочь в деле восстановления шанхайских православных храмов. Нежданно для нас об этом письме определил тогда еще митрополит Кирилл, что управлял Отделом внешних церковных связей Русской православной церкви.

Нам сказали, что митрополит Кирилл находится с визитом на Филиппинах и, в случае если мы не возражаем, готов приехать в Шанхай, дабы ознакомиться с обстановкой. Само собой разумеется, мы были весьма рады этому событию. Изначально митрополит Кирилл собирался сделать лишь краткую остановку в Шанхае, но в итоге пробыл тут практически четыре дня.

И все эти дни я сопровождал его с утра до вечера. Он ознакомился с обстановкой и, возвратившись в Москву, вывел ответ этих вопросов на большой межправительственный уровень. Как знаю, эта тема обсуждалась Председателем и президентом России КНР, и премьерами Китая и России.

В 2010 году, в то время, когда в Шанхае проводилась глобальная выставка «Экспо», власти дали нам использовать храм-святого Николая для богослужений, но лишь на время данной выставки. Около полугода каждое воскресенье совершалась литургия. А в то время, когда выставка закончилась, нам было нужно возвратиться к проведению богослужений в консульстве.

Но иногда на Рождество, Пасху, Троицу, другие двунадесятые праздничные дни власти все-таки дают разрешение на совершение богослужений в этом храме.

Что касается собора, то ночной клуб был из него выведен и за счет властей Китая сделан хороший ремонт. Примечательно, что наряду с этим в храме – на куполе, на барабане – обнаружились ветхие росписи, каковые считались потерянными. Однако богослужений в том месте еще не было – собор время от времени употреблялся с целью проведения разных художественных выставок.

И вот 15 мая патриарх Кирилл совершит в кафедральном соборе Божественную литургию – в первый раз за полвека.

Весьма хотелось бы сохранять надежду, что это событие послужит прецедентом, началом процесса возвращения кафедральному собору изначальных функций, поскольку собор превосходен тем, что в нем служил святитель Иоанн Шанхайский, в том месте венчался русский певец Александр Вертинский.

— Интересуются ли православием коренные китайцы?

— Сейчас я подмечаю возрастающую тягу к православию со стороны китайской молодежи. Полагаю, этому много содействует активная деятельность православного братства святых апостолов Петра и Павла в Гонконге, которое возглавляет папа Дионисий Поздняев. Братство делает огромную просветительскую работу, переводя на китайский язык массу катехизической и святоотеческой литературы.

Это приносит собственные плоды. Думаю, многих китайцев, каковые уже урегулировали вопросы материального благосостояния, все больше начинают тревожить духовные вопросы. Так что в целом у китайского православия очевидно имеется будущее.

А что касается его статуса, то это отдельный вопрос.

В то время, когда десять лет назад ко мне приезжал тогда еще митрополит Кирилл, у нас была встреча с православными верующими – это была маленькая несколько пожилых китайцев. на данный момент, думаю, в случае если организовывать подобную встречу, то она была бы уже второй. Аудитория была бы более бессчётной и юный.

Кстати, много китайцев прошли обучение в Троице-Сергиевой лавре.

К сожалению, власти Китая пока не дают возможности рукоположить этих выпускников семинарии. Я лично знаком с многими из них. Они вынуждены были поступить на работу в различные коммерческие компании. Но они, само собой разумеется, ожидают. И я пологаю, что в случае если на протяжении визита патриарха Кирилла удастся решить и данный вопрос, то это было бы самым серьёзным итогом его визита.

Нет ни одного китайского православного епископа, что имел возможность бы рукоположить новых священников. А рукоположенных ранее, еще в 1940—1950-х годах, всего трое, и всем им уже под 90 лет.

Обращение не только о том, дабы организовывать богослужения для зарубежных граждан (России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Греции и без того потом), но и о возможности воссоздать китайскую православную общину.

— Разумеется, тут вопрос не религиозный, а политический. Власти побаиваются зарубежного влияния на Китай?

— С одной стороны, да, побаиваются. А с другой, как мне думается, не хорошо знают, что такое православие. Но осознать пробуют. В последние два-три года, в то время, когда была восстановлена молитвенная судьба в Свято-Николаевском храме, на каждом богослужении находились представители правительства.

Время от времени приходили и с камерами, задавали вопросы. Как осознаю, изучали, что же это все-таки такое – Православная церковь, в чем суть православного богослужения. Надеюсь, они со временем осознают, что Православная церковь ничему нехорошему не учит — наоборот, это Церковь патриотическая.

И в случае если будет воссоздана Китайская независимая православная церковь, то она будет молиться о Китае, «о властех и воинстве» его. В то время, когда это познание придет, обстановка, возможно, и изменится.

Желал бы упомянуть интересный факт. На северо-западе Китая, в Синьцзян-Уйгурском провинции и автономном районе Внутренняя Монголия, за счет властей Китая сейчас было выстроено пара православных храмов. Из-за чего?

Православие в Китае официально не признано. Но китайцы поддерживают верования национальных меньшинств, а русские считаются одним из 56 народов КНР. Китайские граждане русской национальности живут именно в этих двух независимых районах. Вот из-за чего власти Китая выделили средства на постройку в том месте православных храмов. Но в том-то и неприятность, что священника нет. Строения выстроены, но богослужения в них не совершаются.

А вдруг и совершаются, то самими мирянами, мирским чином.

Словом, накопился целый клубок неприятностей. И мы, само собой разумеется, с громадной надеждой взираем на визит патриарха Кирилла. не забываю, в то время, когда он, будучи еще митрополитом, приезжал ко мне, в личном общении признавался, что китайцы и Китай весьма ему понравились.

Думаю, его теперешний визит – это весьма хороший момент для нового китайского управления, дабы сделать серьёзный ход, усиливающий хорошие отношения между отечественными двумя государствами.

russianshanghai

Случайная запись:

Проповедь Патриарха Кирилла за Литургией на Патриаршем холме в Бухаресте


Статьи по теме: