На каждый день и в отпуск

На каждый день и в отпуск

Большое количество у нас в стране любителей водно-моторного спорта, правильнее, одной из его разновидностей — дальних спортивных путешествий. Для них лодка либо катер становятся не только транспортным средствам, но и собственного рода домом, причем время от времени на достаточно продолжительное время. А для обитателей населенных пунктов, расположенных на берегах рек либо водохранилищ, моторная лодка есть повседневным видом транспорта: нужно ли съездить за продуктами в соседний поселок, в райцентр к доктору, отправиться на рыбалку либо охоту — во многих местах это возможно осуществить лишь по воде.

В принципе, промышленность производит маломерные суда для хозяйственного и спортивного применения, но, не обращая внимания на это, сейчас все больше сельских жителей и горожан осваивают «профессию» судостроителя-любителя. Приведено к такому желанию не только повышенным недостатком, не смотря на то, что это и важный фактор, но и наличием своеобразных требований, соответствующих конкретным условиям эксплуатации.

Предлагаемый читателям проект мотолодки «Версия-2» — попытка создания несложной конструкции, которую возможно было бы повторить дома без особенных затрат, одновременно с этим, не обращая внимания на простоту, владеющую хорошими возможностью использования и гидродинамическими качествами и как хозяйственной разъездной, и как лодки для дальних походов.

Рис. 1. Мотолодка «Версия-2»:

1 — кормовой поручень (2 шт., труба O 20Х1 мм, нержавейка), 2 — утка кормовая (2 шт.), 3 — спинка сиденья (пенополиэтилен), 4 — стекло защитное (оргстекло толщиной 4 мм), 5 — фонарь топовый, 6 — штанга фонаря (труба O 18Х1 мм, нержавейка), 7 — комингс, 8 — носовой релинг (труба O 20Х1 мм, нержавейка), 9 — утка носовая (2 шт.), 10 — рым (уголок из нержавейки толщиной 4 мм), 11 — сиденье носовое, 12 — пайол (рейки 20X20 мм), 13 — фонарь сигнальный отмашечный (2 шт., правый — красный, левый — зеленый), 14 — сиденье водителя, 15 — планширь (фанера толщиной 16 мм), 16 — сиденье кормовое, 17 — транцевая емкость.

Для корпуса лодки выбраны современные обводы, обычные на данный момент для многих глиссирующих судов (см. «яхты и Катера» № 2 за 1989 г.: Д. Курбатов. «Катер «Мурена»). Умеренная килеватость днища (17° у транца) разрешает поддерживать высокую скорость и снабжает хорошую устойчивость на курсе. Перегрузки на беспокойстве, испытываемые таким корпусом, малы.

Продольные реданы повышают динамические особенности,сводят до минимума количество брызг, вырывающихся из-под дна. большая ширина и Высокие комингсы корпуса разрешают разместиться в судне четырем пассажирам. Сверху на поддерживающихтранец количествах имеется углубленные площадки, ограниченные фальшбортами, что делает более эргономичными и надёжными процедуры смены на воде винта либо шпонки на валу.

Лодка снабжена двухместным сиденьем пассажира и водителя,установленным в диаметральной плоскости. Пассажиры также будут разместиться на диване около транца либо в носовой части. Само собой разумеется, применять все посадочные места направляться с учетом неспециализированной загрузки так, дабы всегда был маленькой дифферент на корму.

Под средним и передним сиденьями оборудованы герметичные коробки для хранение багажа. А под кормовым — отсек, где находятся бензобак,запасные части для мотора и инструменты. На протяжении бортов изнутри закреплены держатели-ложементы для шеста, рыболовных удилищ и вёсел.

Управление двигателями осуществляется дистанционно с центрального поста. Тут же, на боковых поверхностях стойки управления, смонтированы сигнальные отмашечные фонари, а на маленькой штанге — топовый фонарь.

технология и Конструкция корпуса его изготовления достаточно обычны для любительского судостроения. Базу корпуса составляют поперечные (пять шпангоутов и транец) и продольные элементы (килевой и привальные брусья, скуловые стрингеры). Потому, что потом фанерный корпус оклеивается стеклотканью, то сечения применяемых реек, и толщина зашивки смогут быть намного меньше, чем у таких же по размерениям, но чисто древесных конструкций.

Рис.

2. Конструкция корпуса:
1 — планширь (фанера толщиной 16 мм), 2 — комингс (пенопласт марки ПС, оклеенный стеклотканью), 3 — привальный брус (15X30 мм), 4 — носовой брештук (доска толщиной 20 мм), 5 — килевой брус и форштевень (25X30 мм, склеить из 2—3 реек), 6 — скуловой стрингер (рейка 15X20 мм), 7 — коротыш (планка 20Х30X70 мм), 8 — коротыш крепления киля к шпангоутам (планка 20Х75Х120 мм), 9 — брештук скуловых стрингеров (доска толщиной 20 мм), 10 — временная планка для установки шпангоутов на стапель, 11 — шпангоут (фанера толщиной 10…12 мм), 12 — продольный редан (пенопласт марки ПС, приформованный полосами стеклоткани), 13 — палубный стрингер (рейка 15X20 мм), 14 — транец (фанера толщиной 25 мм).

Затевать работу направляться с изготовления шпангоутов. Они вырезаются в соответствии с теоретическим чертежом из 10…12-миллиметровой фанеры либо планируют из древесных дощечек той же толщины, каковые стыкуются вполдерева в районе скупы и фиксируются посредством древесных шипов и эпоксидного клея.

Самый дешёвый и качественный метод сборки каркаса — на несложном стапеле килем вверх. Стапель является рамойс размерами 500×3250 мм, собранную из досок сечением 20×150…200 мм.

К шпангоутам крепятся временные планки; они устанавливаются на стапель с шагом, равным длине шпации. На протяжении данной операции обратите внимание на размещение шергень-линии.

По сделанному в натуральную величину шаблону из двух-трех реек выклеивается килевой брус. Он устанавливается на поперечный комплект и стыкуется со шпангоутами на коротышах.

По окончании подгонки »негромок проверки и основных деталей каркаса на соответствие с теоретическим чертежом в шпангоуты врезаются рейки скуловых стрингеров н привальных брусьев. Нужная ширина скулового брызгоотбойника обеспечивается подклейкой к стрингеру в нужном месте полос пенопласта.

Места установки стрингера усиливаются коротышами, каковые фиксируются небольшими гвоздиками и эпоксидным клеем. По окончании сушки соединений с реек снимаются малки.

Эту операцию делают маленьким рубанком-«блошкой», неизменно осуществляя контроль место обработки прикладыванием к комплекту куска фанеры. На данной же стадии постройки между шпангоутами в носовой и кормовой частях вклеиваются пенопластовые блоки, и их поверхностям придается необходимая форма.

Обшивка комплекта выполняется в пара этапов.

Затевать ее необходимо с предварительной заготовки фанерных полос толщиной 3…5 мм и длиной в соответствии с длиной лодки и с учетом изгиба в носовой части. Так как в продаже бывают страницы длиной только до 2,5…3 метров, то полосы нужно будет делать сборными из нескольких кусков. Самый распространенный метод соединения — «на ус». Протяженность заусовки в 12…20 размеров толщины гарантирует большую прочность сращивания.Стыкуемые края обрабатываются совместно.

Для этого два куска фанеры укладываются «ступенью» у торца верстака так, дабы кромка верхнего отступала от кромки нижнего на выбранную величину перекрытия. От «ступени» по верхнему странице отмеряется такое же расстояние и прочерчивается линия — это начало скоса. Фанеру закрепляют струбцинами и парой гвоздей и прострагивают острым полуфуганком под нужным углом.

Вести инструмент направляться под маленьким углом к кромкам, дабы древесине из шпона не выкрашивалась, а срезалась.

При склеивании принципиально важно обеспечить надежную фиксацию обоих кусков обшивки. Сделать это возможно, скрепив их несколькими гвоздями, предохраняющими от смещения, и зажав после этого между двумя толстыми досками парой струбцин.

Среднюю часть соединения прижимают дополнительным грузом, содействующим более равномерному прижиму на всей протяженности стыка.

Сейчас, имея нужные заготовки, приступают к их раскройке. Неприятности из-за нестыковки отдельных полос будут исключены, в случае если предварительно сделать из толстого картона шаблоны и подготовку «по месту» отработать на них.

Начинается обшивка с установки бортов: фанерная полоса закрепляется на мидель-шпангоуте, а после этого подтягивается струбцинами к комплекту и крепится шурупами к шпангоутам, привальному брусу и скуповому стрингеру. Перед этим подробности комплекте смазываются водостойким клеем. В то время, когда клей высохнет, струбцины удаляются и с выступающих кромок фанеры снимается малка.

Кроме этого снимается малка и с килевого бруса, по окончании чего устанавливаются днищевые полосы. Они должны быть вырезаны с маленьким припуском на малку в месте стыковки со скуловым стрингером. Порядок закрепления дна подобен установке бортов.

База корпуса, задающая его форму, готова; по окончании сушки ее возможно снять со стапеля и перевернуть.

Комингсы кокпита являются объемно-декоративные элементы, изготовленные из пенопласта. Это формирует непотопляемости судна и дополнительную гарантию безопасности, кроме того всецело затопленного . Обработка пенопласта ведется вчерне рубанком и ножом, а после этого начисто, большой шкуркой.

Форма в сечениях контролируется по картонным шаблонам. В средней части судна комингсы усиливаются фанерными планширями, прикрепленными на эпоксидном клее к пенопласту и долгими шпильками к привальному брусу.

Сейчас нужно готовиться к следующей стадии — оклейке стеклопластиком, что придаст «полуфабрикату» прочность, долговечность и жёсткость.

Для работы пригодятся: армирующий материал (стеклоткань), связующее (полиэфирныеили эпоксидные смолы) и особый инструмент (ножницы и острый нож с долгими лезвиями для раскройки; шпатели и торцовые кисти для нанесения смолы; валик для прикатки и эмалированная емкость для изготовление связующего).

Прочность оклеенного корпуса лодки будет определяться толщиной стеклопластикового покрытия.

А потому, что существует много марок стеклоткани, различающихся толщиной и типом плетения, то для уменьшения трудоёмкости и экономии материалов самая оптимальная схема оклейки следующая: внутренний слой — ткань сатинового переплетения марки Т-11-ГВС-9; после этого — два слоя жгутовой ткани либо стеклорогожи ТР-056-ГВС-9 либо ТР-07-ГВС-9; снова прокладочный спой из сатиновой ткани, два слоя рогожи; слой сатиновой ткани и последний, отделочный слой из узкой стеклоткани полотняного переплетения — стеклосетки СЭ-01 для складывания неотёсанной текстуры прошлых слоев и выравнивание поверхности. Таковой «бутерброд» снабжает получение пластикового покрытия толщиной приблизительно 5 мм.

Связующее подготавливается перед оклейкой числом, вычисленном не более чем на 2 часа работы. Сейчас фанерный корпус должен быть уже подготовлен: зашкурены все шероховатости и неровности, скруглены острые кромки, счищены подтеки клея.

Работы по оклейке должны проводиться на открытом воздухе при температуре не ниже 18° С.

Оклеивается корпус полосами ткани. Перекрытие полос одного слоя выполняется в районе скупы, на величину 10…70 мм.

Места, подверженные ударам и истиранию (киль, форштевень, скула), усиливаются дополнительными полосами ткани шириной 80…120 мм. Дабы края разных слоев ткани были незаметны на готовом изделии, крайние продольные нитки из них выдергиваются.

Рис.

3. Теоретический чертеж обводов корпуса мотолодки.

Таблица ординат теоретического чертежа.

Накладывая слои ткани и прикатывая их валиком, нужно пристально смотреть за поверхностью и удалять из-под ткани пузырьки воздуха, прокалывая ее узким шипом и приторцовывая кистью. Чем тщательнее будет выполнена эта работа, тем чище окажется поверхность. Малоприятная изюминка пузырьков — возможность появления в наружном слое через 1…2 часа по окончании наклейки в следствии внутренних реакций на протяжении полимеризации.

Сушка длится как минимум несколько дней при температуре 20…30° С. После этого направляться вышкуривание бортов и поверхности днища. На собственные места устанавливаются продольные реданы, корпус грунтуется и по окончании трехсуточной просушки покрывается эмалью нужного цвета. Изнутри укладывается реечный пайол, и все древесные подробности пропитываются тёплой олифой.

Лодка оборудуется стандартными, продающимися в магазинах спорттоваров совокупностями дистанционного управления газом-направлением и реверсом перемещения. Возможно сделать их и собственными руками (к примеру, воспользовавшись описанием в «М-К» № 4 за 1974 год).Крайне полезно снабдить двигатель контрольными устройствами типа промышленного ДЛМ-1, в котором находится датчик и тахометр температуры, либо ТС — с указателем и тахометром скорости.

Питаются устройства от мотоциклетного аккумулятора либо блока батарей, размещенного в герметичном отсеке стойки управления. От него же запитаны сигнальные лампы.

Носовой и кормовой рейлинги изготавливаются из трубы 25…20 мм. Наилучший материал — нержавеющая сталь.

Герметичные багажники под сиденьями выполняются из фанеры толщиной 8…12 мм в виде коробок с тщательной проклейкой стыков.

Крышки этих отсеков, служащие кроме этого основаниями сидений, уплотняются резиновыми прокладками и снабжены защелками патефонного типа. Подушки сидений набираются из листового пенополиэтилена толщиной по 5…10 мм. Таковой материал, владея упругими особенностями, не впитывает влагу, что разрешает использовать его без дополнительной защиты.

На пульте управления закреплено стекло, предохраняющее от брызг и ветра.

Оно вырезается из оргстекла толщиной 4 мм.

Утки, швартовный рым и другие дельные вещи, применяемые на мотолодке,не имеют никаких отличий от существующих в обиходе у водномоторников.

Напоследок хочется предотвратить самодеятельных конструкторов о необходимости с опаской обращаться со эпоксидными смолами и стеклотканями. Трудиться необходимо в обязательном порядке в респираторе и резиновых перчатках.

Более детально о любительском судостроении возможно прочесть в книгах:

1. Дю Плесси X. Малотоннажные суда из стеклопластика. Оснащение, обслуживание, ремонт. Пер. с англ. Л., «Судостроение», 1978.

2. Курбатов Д. А. 15 проектов судов для любительской постройки. 3-е изд.

Л., «Судостроение», 1985.

Главное характеристики мотолодки «Версия-2»

Протяженность громаднейшая, мм: 4500

Ширина громаднейшая, мм: 1658

Ширина по скуле у транца, мм: 1300

Высота борта, мм: 670

Масса, кг: 130

Мощность ПМ, л. с.: 12—30

Скорость большая с ПМ «Вихрь» (30 л. с.), км/ч: до 50

П. ИВАНОВ, г. Ступино, Столичная обл.

Случайная запись:

видеокамера для поездки в отпуск, дляблогов, на каждый день…


Статьи по теме: