Палубное сравнение. j-15 лучше су-33?

Палубное сравнение. j-15 лучше су-33?

Всего месяц назад в Китае на палубу авианосца «Ляонин» в первый раз в истории страны сел истребитель Shenyang J-15.

К концу ноября китайцы информировали уже о пяти успешных посадках. Похоже, такие удачи вскружили им голову и пару дней назад пришло еще более увлекательное сообщение, касающееся авианосной программы Китая. В интернет-издании People’s China Online показалась заметка, в которой новый китайский J-15 сравнивается с русским Су-33 и сравнение делается отнюдь не в пользу отечественного самолета.

Представитель китайского минобороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств превосходства собственного истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете некоторых информации о создании истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, неоднозначно. Давайте разберемся, соответствуют ли действительности слова товарища Гэна.

Вначале нужно отыскать в памяти историю разработки самолета J-15. По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, еще в конце девяностых годов Китай пробовал приобрести у России полсотни палубных истребителей Су-33. На протяжении переговоров по вероятному договору количество желаемых самолетов всегда уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц.

Нетрудно додуматься, что двумя истребителями не окажется вооружить кроме того один авианосец, но их возможно применять для реверс-инжиниринга с последующим развертыванием собственного производства копии. Не обращая внимания на тяжелое нужду и экономическое положение в новых договорах, русские авиастроители отказали Китаю и не реализовали ни одного Су-33. Мало позднее Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоей документации по нему.

Приблизительно в середине двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сказано о первом полете палубного истребителя J-15 «независимой» разработки. Необходимо подчеркнуть, что уже в то время китайцы именовали J-15 развитием прошлого J-11 (вначале лицензионная, а после этого контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33.

При таких условиях получается, что по каким-то непонятным обстоятельствам развитие проекта J-11 пошло совершенно верно по такому же пути, как это было с Су-27К, потом ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 практически не имеет заметных внешних отличий от русского Су-33. Быть может, какие-то подробности и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр двух самолетов. Так, конструктивные отличия планеров двух палубных истребителей, вероятнее, имеют лишь технологическую «природу». Сами китайцы говорят о неких более новых и идеальных материалах.

Вероятнее, какие-то подробности планера выполнены или из вторых сплавов, или из композитных материалов. Так или иначе, подобные трансформации конструкции смогут повлечь за собой облегчение и некоторое облегчение самолёта техобслуживания. Однако, весовых преимуществ наряду с этим не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33.

Другие показатели массы кроме этого различаются незначительно. Что касается аэродинамики либо летных черт, то J-15 вряд ли может побеждать в этом отношении лишь благодаря трансформации конструкции планера.

Куда более ответственным элементом самолета в контексте черт являются его двигатели. Как и приобретённые у Украины Т-10К, J-15 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, на J-15 устанавливаются двигатели Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу практически на тонну больше чем российские АЛ-31Ф. Именно поэтому китайский истребитель имеет большую скорость в М=2,4, что приблизительно на 200 км/ч выше подобного показателя Су-33.

В целом, заявленные летные эти китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по последовательности показателей и выше черт российского Су-33. Наряду с этим необходимо подчеркнуть таковой важный вопрос, как технологии изготовления двигателей и их ресурс. Потому, что семейство двигателей WS-10 имеет самое прямое отношение к русскому линейке АЛ-31, появляется сходу пара предположений.

К примеру, китайцы имели возможность скопировать не только конструкцию русских моторов, но и технологии изготовления их подробностей. Как раз технологическая часть современного авиационного двигателестроения есть одной из непростых задач. Похоже, полное копирование так и не удалось. Последние модификации двигателей WS-10, в соответствии с открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф данный параметр в пять раза больше.

Сравнительно не так давно китайцы заявляли, что нашли метод увеличивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тысяч часов, но их разработка подразумевает доработку моторов уже по окончании приобретения. Быть может, они смогут внедрить такие технологии в производство WS-10, но на данный момент ресурс этих моторов не радует и китайским самолетостроителям приходится массово закупать двигатели у России. В общем, двигатель WS-10A является не через чур успешный компромисс между живучестью и высокими характеристиками.

Китайская пресса в качестве преимущества собственного самолета указывает на возможности атаковать наземные цели. В номенклатуре оружий Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 неуправляемые ракеты и килограмм разных типов. На протяжении опробований предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», но серийные самолеты таковой возможности уже не имеют.

Фактически говоря, в концепции отечественного палубного истребителя первостепенное значение придавалось защите судов от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего лишь дополнительной возможностью. по поводу номенклатуры оружий китайского самолета J-15 до тех пор пока нет правильной информации, и исходя из этого имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле также ограниченны.

В случае если Китай примет решение развивать собственный авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на данный вопрос, то в полной мере вероятно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых оружий. Сейчас правильная информация об этом отсутствует и по факту все сведенья ограничиваются лишь словами Гэна Яньшэна.

При с бортовой электроникой J-15 информации не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет значительно лучшие характеристики если сравнивать с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Само собой разумеется, на первый взгляд такие заявления смотрятся многообещающе.

Но для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, среди них и бортового компьютера, нужна и вторая информация, впредь до характеристик и конкретных задач того либо иного элемента вычислительного комплекса. Помимо этого, кроме того сверхмощный компьютер не позволит ожидаемых возможностей, в случае если в БРЭО отсутствует вторая аппаратура с соответствующими чертями.

К примеру, нехорошая бортовая радиолокационная станция неспособна оказать помощь раскрытию всего потенциала замечательного компьютера. Примечательно, что до сих пор нет никакой конкретной информации довольно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но имеется предлог сомневаться в этом.

Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», в противном случае достижение высоких черт по определению нереально. Кроме этого нужно подметить, что большая часть самолетов последнего времени имеют развитую бортовую электронику среди них и для сотрудничества с новейшими управляемыми оружиями. Сейчас известно лишь о возможности применения истребителем J-15 управляемого оружия лишь класса «воздух-воздух».

Управляемое оружие для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.

И все же нельзя не согласиться с тем, что БРЭО истребителя J-15, в частности вычислительный комплекс, вероятнее вправду имеет более высокие характеристики, чем аппаратура Су-33. Обстоятельство для того чтобы отставания русского самолета несложна и очевидна. В августе исполнилось 25 лет со дня первого полета прототипа Т-10К. J-15, со своей стороны, поднялся в воздух всего несколько лет назад. Отличие в двадцать лет не имела возможности не сказаться на возможностях и составе оборудования.

Так что само сравнение Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на неудачу. С учетом громадной отличия в возрасте самолетов, а также в свете устаревания техники, такое сравнение есть в некоем смысле неудачным для китайского истребителя.

Кроме того в случае если J-15 вправду опережает Су-33 по всем чертям – чего, необходимо сообщить, не отмечается – то это говорит только о том, что Китай в технологическом замысле смог догнать не Россию, но еще СССР примера второй половины восьмидесятых. Подобная «победа в гонке» была бы почетной для страны третьего мира, а вот для без пяти мин. сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере вызывающе большие сомнения.

Ясно, что Су-33 был выбран «соперником» в сравнении лишь по причине того, что J-15 делался, как минимум, с применением документации по нему. Исходя из этого более новый самолет в некоторых нюансах может смотреться лучше. Но для большей справедливости следовало бы сравнивать не ветхий самолет с новым, а два новых. При таких условиях «соперником» J-15 имел возможность бы стать обновленный МиГ-29К либо его учебный вариант МиГ-29КУБ.

МиГ-29К последней версии практически является разработкойфиниша восьмидесятых – начала девяностых, существенно доработанную сейчас, чем мало похож на J-15. Само собой разумеется, Миг-29К и J-15 без шуток отличаются уже кроме того на уровне массогабаритных параметров: большой взлетный вес китайского истребителя чуть ли не в полтора раза больше подобного параметра российского.

Одновременно с этим, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высокую тяговооруженность (более единицы при обычной взлетной массе) и возможность применения управляемых оружий «воздух-поверхность». Так, русский разработка уже имеет все те преимущества, которыми хвалятся китайцы, сравнивая собственный новый самолет с нашим ветхим.

При сравнении вправду новых палубных самолетов возможно отыскать в памяти и про сроки начала работы. В соответствии с нынешним заявлениям китайских государственныхы служащих, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. В начале этого года российское минобороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ.

Срок выполнения заказа – 2015 год. Так, МиГ-29К и J-15 поступят в строй практически в один момент. Кроме этого нужно напомнить, что изначально сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется ломать по обстоятельству выработки ресурса.

На их место придут новые МиГ-29К. В следствии J-15 гарантированно сможет соревноваться с русскими палубными истребителями лишь по количеству. Но в этом случае важным ограничительным причиной для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого нужно будет отталкиваться при расчетах нужного количества истребителей.

Российская Федерация в течение ближайших лет будет располагать лишь одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Вряд ли новые суда с самолетами на борту войдут в строй раньше 2020 года. Китай, со своей стороны, также владея одним авианосцем, планирует строить новые, не смотря на то, что и в его случае до тех пор пока рано сказать о сроках и количестве.

Как видим, заявления китайских армейских о превосходстве истребителя Shenyang J-15 над Су-33, в случае если и правдивы, то только частично. К примеру, более высокие летные эти «компенсируются» малым ресурсом двигателя, а все преимущества в электронном оснащении легко объяснимы одной лишь новизной. И все же главная неприятность сравнения этих самолетов кроется в возрасте автомобилей.

Этот нюанс не только нивелирует все преимущества китайской автомобили, но и выставляет некоторых китайских граждан в не весьма хорошем свете, поскольку в сравнении с более новой русским машиной J-15 уже не выглядит современным, неповторимым и непобедимым.

postsovet

Случайная запись:

Китайский палубный истребитель


Статьи по теме: