Путешествие к древним иероглифам

Путешествие к древним иероглифам

Поезд из Пекина в город Аньян, где сто с лишним лет назад были обнаружены цзягувэнь – старейшие иероглифические надписи на костях животных и черепашьих панцирях, отправляется с самого громадного в стране Южного вокзала. Из этого отправляется поезд, что интерьером и формами напоминает «Сапсан». Медлено проплыв по столичным окраинам, вырываемся на простор.

На электронном табло изменяются показатели скорости – 160, 180, 200. В Аньяне поезд, идущий дальше на юг, делает недолгую остановку.

«Драконьи кости» на месте старой столицы

Пустынно в Музее-парке Иньсюй, созданном в первой половине 60-ых годов XX века на месте развалин Инь – последней столицы старого царства Шан. Предположительно в 1300 году до н.э. город был основан правителем Пань Гэном в районе к северу от великой реки Хуанхэ. В этих местах современной провинции Хэнань крестьяне с покон веков обнаружили «драконьи кости» с загадочными символами и, не догадываясь о научной ценности собственных находок, применяли их полностью либо в истолченном виде в лечебных целях.

Лишь в конце XIX века обломки «драконьих костей» случайно попали в руки образованного человека, выявившего в непонятных, время от времени напоминающих детские картинки символах старейшие иероглифы. С конца 1920-х годов на развалинах стольного града Инь, простоявшего два с половиной века, начались долгие археологические раскопки. на данный момент остатки старого города заботливо укрыты от вандалов и воздействия стихии.

Над ними возведены простые, но достаточно прекрасные павильоны либо стеклянные футляры, кое-какие раскопы снова аккуратно засыпаны почвой. Археологи нашли 80 фундаментов из утрамбованной глины и земли, на которых находились дворец, храмы для поклонения предкам, жертвенные алтари, мастерские. В том месте же нашли захоронения царей и живьем погребенных вместе с ними советников, солдат, слуг и наложниц.

И, самое основное, были обнаружены древние «архивы» – ямы, в каковые жрецы по окончании применения складывали черепашьи панцири и кости крупного скотасо сделанными на них надписями.

Посмотреть в будущее было непросто. На обработанной поверхности черепашьего панциря либо кости животного, значительно чаще лопатке, писали сообщение, после этого втыкали раскаленный штырь, дабы появились трещины. Вот тут и наступало время растолковать суть показавшихся линий судьбы. Вопросы задавались самые различные. Будет ли год урожайным?

Стоит ли царю отправиться на охоту в такой-то сутки? Совладает ли войско с неприятелями, показавшимися на границе? Гадание на костях было непростым делом и оставалось привилегией высшей аристократии.

Вниз по ступеням тысячелетий

В залах музея, созданных глубоко под почвой на уровне культурного слоя финиша эры Шан, выставлены витрины с черепашьими панцирями, прочими костями и лопатками, испещренными цзягувэнь. В центре зала – громадный квадратный медный ритуальный сосуд, самый большой из отысканных в Поднебесной.

Визитёры почтительно рассматривают другие драгоценные экспонаты, среди которых чаши и бронзовые кубки размером мельче – кое-какие также с надписями, изделия из нефрита, боевые колесницы, с наслаждением фотографируются на фоне висящих на известный местах табличек. На одной написано: «Среди четырех старейших цивилизаций мира лишь китайская ни при каких обстоятельствах не прерывала собственного развития». Вторая гласит: «Из трех старейших письменных совокупностей мира лишь цзягувэнь взяли развитие в письменность, применяемую сейчас».

Заявленный ЮНЕСКО «Глобальным культурным достоянием» в 2006-м и в 2010-м включенный в перечень национальных археологических парков КНР, городище Иньсюй думается бескрайним. Раскопки не только подтвердили существование семейства Шан, которую кое-какие ученые вычисляли мифической, но и показали тонкий вкус и высокое мастерство древних литейщиков, резчиков по нефриту, оружейников, строителей.

Множество дорожек и аллей ведут от одного павильона над раскопами к второму, от стоящей в парке копии огромного медного сосуда величиной в два человеческих роста к красивым валунам с надписями, сделанными известными современными каллиграфами. Хочется посмотреть в любой уголок парка, но нужно успеть в еще один музей города Аньян.

Старая письменность в формате 4D

«Новый музей? Это на северной стороне восточной части Народного проспекта». Такие чисто китайские ориентиры дал приветливый прохожий. Трехъярусный основной павильон с крышей золотого императорского цвета и киноварными круглыми колоннами виден с далека. Снаружи он воспроизводит стиль пришедшей на смену Шан эры Чжоу, в же музея использованы успехи европейской архитектуры XXI века.

Перед главным строением музейного комплекса установлена золотая арка в форме символа цзы – «иероглиф», написанного в стиле цзягувэнь. Каллиграфическая вывеска «Музей китайской письменности» выполнена бывшим генсеком ЦК компартии китая Цзян Цзэминем.

Он, как и его предшественник Дэн Сяопин и многие другие властители Китая от императоров до «красного солнышка» Мао Цзэдуна, по праздничным случаям делали каллиграфические надписи, каковые после этого в назидание потомству высекались на камне, вырезались на древесных досках, копировались на бумаге. Открытый в 2009 году музей имеет общегосударственный статус и содержит в собственной коллекции 11 300 экспонатов.

Среди очень полезных кроме цзягувэнь кроме этого древние иероглифические надписи на латуни, шелке, бамбуковых планках, печатях и монетах, шедевры китайской каллиграфии различных стилей и эпох, образцы письменностей национальных меньшинств Китая. Просторные залы насыщены самыми современными чудесами техники – интерактивными панелями, залами для просмотра фильмов в форматах 3D и 4D. Музей по плану его создателей будет еще и интернациональным центром продвижения и изучения китайской письменности.

Духовный потенциал Китая: от музея к музею

современности и Симбиоз древности обычен не только для музея письменности в Аньяне. В конструкциях нового строения известного Шанхайского музея бетон, стекло и сталь воспроизводят древнекитайские представления о строении мира – круглое Небо возвышается над квадратной Почвой и находящимся в центре Срединным страной (варвары обитают по углам квадрата и лишены покровительства небесных сил). В просторных залах с изменяющейся подсветкой и иными техническими ухищрениями размещены неповторимые коллекции каллиграфии, изделий из латуни с древними надписями, фарфора, личных и официальных печатей с иероглифами особенного начертания, монет…

Совершенно верно так же самые современные технологии и архитектурные формы использованы при сооружении огромной кровли над восьмитысячной терракотовой армией в самом, пожалуй, популярном среди зарубежных туристов музее рядом от Сиани в соседней провинции Шэньси. Выстроенный на месте сенсационных археологических находок 1970-х годов, данный музей переносит нас на тысячу лет по окончании Шан – в империю Цинь.

Прогресс человечества налицо: вместо закапываемой заживо свиты императора Цинь Шихуана сопровождают на Небо терракотовые фигуры. На смену примитивным символам на костях и панцирях в тот период уже пришла унифицированная для всей империи совокупность строгих и прекрасных иероглифов.

Без возвышения культуры нет «мирного возвышения» державы

Эти и другие новые музеи, скоро пополняющие перечень из 3200 аналогичных заведений Китая, являются символом выделенного уважения нынешней власти к культуре, ее носителям и творцам – интеллигенции. В близкой мне области языкознания это проявляется в том, что в 2001 году был принят первый в истории Китая закон о письменности и языке. языковая наука и языковая политика стали частью безграничных преобразований экономики, социальной сферы, культуры и науки.

В июне 2011 года получил юридическую силу закон об охране нематериального культурного наследия, в соответствии с которым государство осуществляет экспертизу, каталогизацию и регистрацию объектов нематериального культурного наследия, а также связанных с письменностью и языком, занимается их распространением и пропагандой. К драгоценному нематериальному наследию относят не только хорошие, вместе с тем и каждые другие письменные монументы, диалекты и любые варианты иероглифов китайского языка. Хороший язык вэньянь опять изучают в школе.

Сравнительно не так давно восстановлен обычай публичной декламации канонических текстов, каковые древние китайцы вычисляли написанными на «изысканном языке». Обсуждается создание музеев китайских диалектов и китайского языка. Развитие языка, письменности, языкознания не только связывается с успешным развитием страны, вместе с тем интерпретируется как составная часть «культурной безопасности благоприятного» образа и государства страны в мировом публичном мнении.

Эти вопросы обсуждались, например, на особом пленуме ЦК компартии китая, прошедшем в октябре 2011 года.

Побывав на глубине культурного слоя эры Шан и после этого взглянуть в формате 4D фильм о китайской письменности, лучше видишь масштабы переживающей период «мирного возвышения» китайской цивилизации, символом и стержнем которой были, имеется и будут иероглифы.

Ольга Исааковна Завьялова — профессор филологии , Университет Дальнего Востока РАН.

Случайная запись:

НЕВЕРОЯТНЫЕ факты о Древнем Египте


Статьи по теме: