Шесть этапов моей китайской десятки или на свободу с чистой совестью
8 марта 2013 года для меня был особый сутки. И дело не в том, что сутки данный был женский. А также не в том, что интернациональный, как кто-то имел возможность поразмыслить.
Особым он был по причине того, что в данный сутки исполнилось десять лет моему нахождению в Китае.
Имею ли я что-то сообщить по этому поводу? Не сомневайтесь. Имею большое количество, исходя из этого пост будет несколько.
Но для начала желаю обрисовать собственные шесть этапов Великого Китайского Пути.
Итак, десять лет назад я попал в Китай. Попал не через чур уникальным образом. Столичная компания, в которой я трудился, открыло представительство в Китае и, потому, что никто из Москвы в то время ехать в Китай не хотел, управление наняло начальником представительства китайца.
Что уже через три месяца брал откаты направо и налево во всю широту собственной китайской души.
И вот тогда обладатель компании решил послать в Китай меня. По причине занимаемой должности. Слетав в Китай несколько раз на разведку, я поразмыслил: «А из-за чего бы нет»?
Особенно учитывая то, что благодаря параноидальному отношению обладателя компании к Китаю, мне получалось выбить весьма хорошие условия для собственного нового места работы.
Вот так, 8 марта 2003 года я переехал в Шэньчжэнь. Что находится в южной провинции Гуандун и граничит с Гонконгом.
Кстати, этому упомянутому выше обладателю я благодарен на всегда за три главные вещи:
Благодаря ему я попал в Китай.
Благодаря ему я осознал, как нельзя вести бизнес и строить отношения с людьми в компании.
Работа с ним вынудила меня приложить все усилия к тому, дабы глав у меня больше не было ни при каких обстоятельствах в жизни.
Я, кстати, не ехидничаю. Без этих трех пунктов вряд ли бы у меня все сложилось так, как сложилось в итоге. Через несколько лет я осуществил собственную мечту и избавился от глав.
А вот в Китае задержался на долгое время.
Исходя из этого возвратимся к моему приезду в Китай.
Приезд в Китай – это шок. Шок с той точки зрения, что я, само собой разумеется, слышал до этого об чуде и экономическом росте, но Китай в моей голове так же, как и прежде ассоциировался с громадным грязноватым рынком недорогого ширпотреба и доходами населения на уровне чашки риса в сутки.
Исходя из этого, в то время, когда с этими ассоциациями я попал в Шэньчжэнь, то его небоскребы, широченные улицы с столичным числом респектабельных машин, современнейшая инфраструктура, чистота, скверы и парки наровне с южным климатом, пальмами, морепродуктами и морем произвели в моей голове мелкую, но термоядерную реакцию.
Добавьте к этому низкие стоимости (по крайней мере, они таковыми являлись 10 лет назад), безопасность (по улицам любого района возможно ходить, не опасаясь, самой глубокой ночью), отсутствие бытовых вопросов (домработница мне тогда обходилась в 40руб/час, такси и другое — копейки) и доброжелательное отношение аборигенов (к белым до сих пор имеется выраженно-подобострастное отношение) и вы осознаете, из-за чего сначала тут многим думается, что они появились в раю. Наряду с этим я приехал в Шэньчжэнь из Москвы. А представьте реакцию людей, скажем, из Благовещенска.
Так, мой первый этап судьбы в Китае возможно охарактеризовать как этап эйфории. И без того возможно обрисовать начальный этап судьбы тут большинства отечественных соотечественников.
Ты в первый раз ощущаешь, что свободен, у тебя в первый раз в жизни полнейшая денежная достаточность, ты избавлен от всех бытовых вопросов, тусишь по клубам и барам, питаешься лишь в ресторанах и передвигаешься лишь на такси, в первый раз не вспоминая о том, сколько ты тратишь денег, поскольку это в любом случае крайне мало на фоне твоих доходов. У тебя имеется море, пальмы и солнце и ты на десять лет моложе — что еще нужно человеку? Лично мне больше не нужно было ничего.
Такое состояние, в большинстве случаев, длится несколько лет. В действительности, что еще необходимо человеку, появлявшемуся в обрисованных выше условиях? Кроме того на данный момент, в то время, когда цены в Китае выросли в разы, тут все еще вероятно испытать те же эмоции, что были у меня в 2003-м году. И хотя бы для этого я бы дал совет ко мне приехать года на два.
Но лишь перед этим в обязательном порядке дочитайте пост до конца.
Второй этап моего присутствия в Китае был уже не столь лучезарным. Это был этап обнаружения Великой Китайской Стенки. Моя Великая Китайская Стенки, и она же Великое Китайское Болото – это совокупность китайской культуры, менталитета и языка.
В момент собственного приезда в Китай я думал, что совсем неправильно дистанцироваться от среды, в которую меня занесло. Исходя из этого направляться учить язык, дружить с аборигенами и изучать культуру страны, в которой находишься. «Нужно интегрироваться» — думал я, с презрением взирая на краснолицых потасканных америкосов предпенсионного возраста, сидящих лишь в экспатовских барах и шарящихся по городу только в сопровождении китаянок-переводчиц репутации и сомнительной свежести.
Осознайте меня верно – я не приехал в Китай с жаждой остаться тут окончательно. Не имел ни мельчайшего жажды отказываться от собственной Отчизны. Да это просто-напросто нереально сделать в Китае, имея европейскую наружность.
Легко я был уверен, что страну, куда ты приехал жить и трудиться на продолжительное время, нужно попытаться осознать. Осознать их ценности и людей. Осознать, чем они живут. И просто постараться стать чуть менее чужим для них.
Как раз исходя из этого с самого начала судьбы в Китае я с энтузиазмом бросился в изучение китайского языка, познавание китайской культуры, и ринулся искать друзей-китайцев.
Не могу заявить, что я был неправ. Но однако, через пара лет я поразмыслил, что потасканные америкосы не такие уж и дураки.
Начнем с китайского языка. Китайский язык не просто сложен. Он сложен неимоверно и катастрофически.
Он нелогичен, переусложнен и чужд европейской структуре мышления. Язык, в котором бедная фонетика и грамматика компенсируется тональностью, громоздкостью и интуитивностью. Плюс иероглифика, данный переросток наскальной живописи — по большому счету тема отдельного беседы.
Человек из России, закончивший языковой вуз по профессии «китайский язык» и не талантливый затем прочесть газету и не осознающий ни слова на улице – явление закономерное. Чего же при таком раскладе вы желаете от меня, человека с техническим образованием? Ну а самое увлекательное – китайский язык, благодаря его сложности, кроме того китайцы не знают на обычном уровне.
на данный момент наподобие как в мире стало актуальным учить китайский язык и бытует вывод, что это язык будущего. Склонен предполагать, что такое вывод муссируется в кругах людей, кроме того примерно не воображающих, что такое китайский язык. Китайский язык просто не может быть конкурентоспособен в мировом масштабе из-за собственной громоздкости, неэффективности и сложности.
Более того — глядя на то, какими темпами китайцы учат английский язык, я больше склоняюсь к мысли, что скорее Китай сделает действенный и довольно несложный британский вторым национальным, нежели китайский язык составит ему хоть где-то, хоть какую-то борьбу.
Исходя из этого в ходе изучения китайского языка ко мне пришел очевидный вопрос о том, что не совсем ясно, имеется ли у меня обоснованная мотивация чтобы тратить такие неимоверные упрочнения на изучение языка? (В случае если субъективно сравнивать китайский с английским, то первый сложнее раза в четыре). Учитывая то, что я — не гуманитарий–филолог, эстетически-оргазмического наслаждения от процесса изучения этого языка я не испытываю (не смотря на то, что по началу, это, непременно, прикольно) и язык мне нужен прежде всего для комфортного проживания. А на бытовой уровень китайского языка я в то время уже вышел.
Но самое основное – китайский язык учить мне было неинтересно. Было бы весьма интересно — продолжил бы, без оглядки на сложность. (В этот самый момент разговор медлено переходит на вопрос китайской культуры). Так как при изучении британского и французского языков много информации я потреблял и потребляю в виде книг, фильмов, увлекательного интернет – контента, телепередач и другого.
Благодаря чему изучение языка делается занимательным и прогрессирует хорошими темпами.
Так вот, оказалось, что ни китайская литература, ни мастерство, ни кино-телевидение меня просто не интересуют. живопись Китая довольно европейской школы – это легко детские разукрашки.
Позаниматься каллиграфией и китайской живописью в течение трех лет было прикольно, но это было что-то сродни лепки из пластилина – технику поставить возможно, но это не занятие мастерством благодаря спорной культурной ценности направления как такового. «Старокитайская» и хорошая китайская музыка примитивна (и тут мое неумелое вывод согласуется с мнением опытных музыкантов из Shenzhen Symphony Orchestra, с которыми меня связывают давешние дружеские отношения). Современная же китайская музыка – это уровень «поющих трусов» русском эстрады, лишь одежды чуть больше из-за коммунистических совершенств коммунистической же партии.
А что касается телевидения… В случае если в мире и существует телевидение хуже российского, то оно – в Китае. Лишь контент второй. Вместо будничной расчлененки канала НТВ тут вы станете перманентно замечать имбецильные ток-шоу вперемежку с сериалами о доблестных китайских воинах, одним взором убивающих коварных японцев. Либо сериалы про летающих на проволоке ушуистов, вдохновенно машущих клинками из фольги.
Отходя мало от темы, четыре года назад я отключил телевидение дома в Российской Федерации и в Китае, а единственным вопрос, что меня с того времени время от времени тревожит — «Из-за чего я это этого не сделал раньше?».
Среди китайской литературы и кино, но, видятся увлекательные вещи. Но они как раз «видятся». Как редкие жемчужины в море навоза.
И для меня количества этих жемчужин было совсем недостаточным, дабы для этого китайский язык стоило тащить до важного уровня.
По китайской архитектуре выскажусь так – я за десять лет объехал если не всё, то по крайней мере, все архитектурные достопримечательности и ключевые города Китая. И с позиций «хапнуть азиатской экзотики» многие места выглядят вправду привлекательно. Но в случае если проводить хоть какие-то параллели о красивом, то все, что я видел в Китае за эти десять лет, (и старая архитектура, и современная) — все это, совместно забранное, не следует одного-единственного Notre Dame De Paris.
Что, кстати, достаточно спорное сооружение с позиций красивого, грубо говоря. Особенно остро это чувствуется в таком городе, как Барселона, к примеру, где я и пишу эти строки. Кто видел, тот осознает, что именуется.
Что же касается китайского менталитета… Пожалуй, это через чур громадная тема чтобы тут ее раскрыть. Эта тема должна быть отдельной. на данный момент я сообщу лишь то, что отличие европейского и китайского менталитета так сильна и глубока, что настоящей дружбы между китайцем и европейцем за десять лет я не видел ни разу. И верных взаимоотношений в смешанных браках не видел также.
В случае если мы говорим как раз о верном значении слова «дружба» и о верных отношениях между женщиной и мужчиной. Грубо говоря, экспаты по большому счету стремятся жить в Китае по принципу «мы раздельно, Китай раздельно», но это не исключает обычного общения с обычными китайцами. Каковые, очевидно, существуют. И с ними возможно говорить о каких-то увлекательных вещах, ходить в рестораны, играться в футбол и еще как-то весьма интересно убивать время.
Но дружбы я не видел. Уровень по-настоящему дружеских взаимоотношений находится глубоко. И на этом уровне мы друг друга не понимаем совсем.
Второй этап для меня и многих есть не только этапом осознания масштаба обрисованных неприятностей, но и других, каковые на этапе эйфории были не совсем очевидны. Конечно же, какие-то начальные минусы Китая в виде, к примеру, галдящих, плюющихся и лезущих без очереди, китайцев, изначально пребывали на поверхности. Но лишь через какое-то время приходит осознание менее явных, но весьма значительных неприятностей. Неприятности осознаются по мере того, как с ними сталкиваешься.
К примеру, неприятность медобслуживания. В четырнадцатимиллионном современном городе уровень медобслуживания находится на беспрецедентно низком уровне. И хорошего эксперта отыскать нереально.
Другими словами нет ни за какие конкретно деньги, по причине того, что таковых нет в принципе.
Начинаешь вспоминать о вопросе экологии. В случае если сначала на это как-то наблюдаешь сквозь пальцы, то по мере того, как ездишь по индустриальным зонам и китайским фабрикам, начинаешь неспешно осознавать, чем ты в Китае дышишь и чем питаешься. Воздушное пространство недалеко от садового кольца в час пик – это квинтэссенция кристальной альпийской свежести если сравнивать с воздухом в Фошане, что в пригороде Гуанчжоу, к примеру.
А про условия, в которых выращиваются овощи-фрукты и чем они удобряются, кроме того упоминать нет жажды. Домыслите сами.
Ну а вдруг рождаются дети, как у меня, к примеру, то к еще более обострившимся вопросам экологии и медицины добавляются вопросы детского образования, детского окружения и большое количество чего еще.
Для тех же, кто, без оглядки на целый перечень негатива, все равно думаето том, как бы тут остаться, добавляется полная невозможность легализации нахождения в Китае на постоянной базе. Да-да. Независимо от того, сколько лет вы прожили в Китае и в каком статусе, вы не имеете права претендовать не только на китайский паспорт, но кроме того на вид на жительство. Исходя из этого каждый год вы станете проходить процедуру продления визы.
Получение которой может в один красивый момент стать безумно проблематичным, как продемонстрировала практика закручивания гаек во времена пекинской олимпиады, в то время, когда тысячи и тысячи экспатов вынуждены были покинуть Китай из-за неосуществимости продолжить визы типа F (так именуемые «бизнес-визы»), раздаваемые до этого направо и налево. Да и то, что для того чтобы не случится с продлением рабочих виз типа Z, никто обеспечивать не будет.
Третий этап судьбы наступил в момент всецело сложившейся картины хороших и отрицательных сторон проживания в Поднебесной (не обожаю это наименование, кстати). Третий этап – самый сложный. Это этап переосмысления себя и собственной жизни в Китае, на котором многие соотечественники и застревают, потому что интуитивно опасаются вероятных выводов и того, какие конкретно действия по окончании этих выводов будут напрашиваться.
Это этап самоопределения себя в Китае и собственного к нему отношения. Это трезвое осознание собственной жизни тут и собственных возможностей. И это непросто.
В большинстве случаев, к этому этапу человек приходит лет через пять-семь проживания в Китае. И именно на этом этапе люди разделяются, по моей классификации, на «китаистов» и «экспатов». «Китаист» в данном контексте не человек со специальным образованием и родом деятельности, а человек, совсем комфортно принимающий и не отторгающий Китай кроме того через много лет проживания в нем, и связывающий с ним всю собственную предстоящую судьбу. Но таких людей мало. Единицы.
Большая часть соотечественников по окончании пяти-семи лет проживания тут начинают относиться к разряду «экспатов». Другими словами к людям, каковые четко поймут, что приехали в Китай временно, сознательно не ассимилируются, а собственный будущее планируют вне Китая.
Сейчас осознаёте, из-за чего я поразмыслил, что америкосы не так уж и не правы?
Тут направляться отметить один принципиальнейший момент. Экспаты из большинства государств кардинально отличаются от отечественных соотечественников. Принципиальное их отличие в том, что за редким исключением они кроме того не вспоминают о том, стоит ли оставаться в Китае окончательно и куда им из Китая возвращаться.
У них же имеется дом. Имеется Отчизна, на которую они в обязательном порядке возвратятся, в то время, когда в Китае им надоест. А в Китае они как раз экспаты. Другими словами люди, приехавшие ко мне временно. Каковые не стремятся интегрироваться в общество и впитать ценности страны, куда они приехали.
Как раз исходя из этого они вольны не учить язык, живя тут годами.
Ну а отечественные соотечественники по окончании нескольких лет судьбе в Китае начинают осознавать, что находятся, по сути, в безнадёжной обстановке. Так как на Родину уже они возвращаться не желают. Так как осознали, что жизнь возможно совсем второй. Но и в Китае оставаться уже жажды нет из-за всего вышеперечисленного. Исходя из этого так много дискуссий среди «китайских русских» на тему «оставаться ли в Китае».
Действительно, все они сводятся к тому, что «так как в Российской Федерации еще хуже». Не склонен дискутировать на эту тему. Нескончаемые сравнения судьбы в Китае и России среди местной русского диаспоры похожи на дискуссию того, какая из двух разновидностей ежиков колется менее болезненно. И мне вот что весьма интересно – это лишь для меня одного разумеется, что они колются одинаково больно, и на фоне этого факта форма, расположение и длина иголок очень второстепенны?
Для чего спорить, что хуже – китайская непорядочность либо русская агрессия? Либо что лучше — загрязненный китайский воздушное пространство либо беспредел русских рейдеров-силовиков?
На все эти пересуды у меня ответ один. Поговорка «Из двух зол выбирают меньшее» — не отечественный способ. Значительно более верно мое жизненное кредо отображает выражение «Из двух зол выбирать не следует».
Третий этап моей китайской жизни закончился осознанием того, что я нахожусь в стране, которую не обожаю, о культуре которой у меня очень низкое вывод, ценности общества которой не разделяю, а мое отношение к подавляющей массе аборигенов, чей уровень морали и других людских качеств мною оценивается как очень вызывающий большие сомнения, описывается, по большей части, разными вариациями людской раздражения.
Учитывая, какими выводами закончился мой третий китайский этап, моим четвертым, и самым маленьким этапом судьбы было осознанное дистанцирование от Китая. Не изоляция, очевидно, попытки которой будут смотреться тут легко нелепо, но большое удаление от Китая. Как оно, само собой разумеется, быть может, если ты в этом самом Китае находишься.
Из-за чего этап был маленьким – весьма легко. Так как это было легко фиксирование уже сделанных мною выводов этапа прошлого. Я переехал в чисто экспатовский район – раз.
Всецело прекратил, к тому времени уже вялотекущее, изучение китайского языка — два. Дети, мало подросшие к тому времени, были «вынуты» из китайского окружения и пошли в американский детский сад — три. Я прекратил искать в общении и китайской культуре с китайцами то, чего не обнаружил и до этого – четыре.
Желаю раздельно подметить, что у меня не было никакого разочарования в Китае. Разочароваться возможно лишь в том, что идеализировал изначально. А у меня, перед поездкой в Китай, никакой идеализации и в помине не было. Не было тяги к изучению китайской искусства и культуры. Китайцы как люди – также интересовали мало.
Исходя из этого как возможно разочароваться в том, что не ни при каких обстоятельствах и не считал чем-то хорошим интереса? Однако по окончании приезда Китай очень сильно поразил громадным числом хороших сторон. А спустя время кроме этого поразил не меньшим числом отрицательных, тем самым вернув статус-кво.
Но разочарованием это назвать запрещено.
Пятым этапом моей «китайского периода» было определение нового «центра судьбы». Мне, как и практически всем моих соотечественников, на Родину возвращаться уже не хотелось. Но принципиальное отличие моей ситуации от других было в том, что в Китае я получил возможность выбирать, куда из него уехать.
И нет хуже ситуации, в которой многие тут оказываются – жить в том месте, где жить уже не нравится (да и нереально будет остаться окончательно, вероятнее), наряду с этим не хотя возвращаться на Родину и не имея возможности уехать куда-то еще. Пребывать в таком состоянии безысходности – не через чур забавно, обязан вам сообщить. Потому как жить днем сегодняшним – это хорошо, но перманентное чемоданное настроение в течение многих и многих лет может, капля за каплей, дотянуться кого угодно.
То, что я имел возможность выбирать, совсем не означало, что это было легко. Это был долгий процесс выбора между государствами, изучения возможностей переезда, консультации и большие затраты. И с момента принятия ответа о смене места жительства до переезда ушло пара лет.
Ну а на какой стране я в итоге остановился – ясно из заглавия моего издания, и об данной стране я еще напишу.
Ну а на данный момент я нахожусь на своем шестом этапе проживания в Китае. Сейчас я человек, так же, как и прежде проводящий в Китае достаточно большое количество времени в связи с работой, но уже совсем покинувший его психологически.
Что сообщить напоследок? В Китае чужестранцам жить легко. Этим он и превосходен. Но он мне довольно часто напоминает «Страну дураков» из сказки о Пиноккио. И не только простотой судьбы. И вдобавок и тем, что деградировать тут интеллектуально возможно весьма скоро, чем чужестранцы и отличаются.
А отечественные соотечественники – так в первых последовательностях. Отсутствие культурной жизни, однообразное окружение (около по большей части менеджеры по закупкам, небольшие воротилы типа приобрети в Китае — реализуй в Россию и т.д.) и бытовой комфорт приводят к тому, что отыскать увлекательный круг думающих, просматривающих, творческих личностей тут очень непросто. Около уже, в подавляющем большинстве, те самые ослики из упомянутой выше сказки.
Каковые смогут сказать уже лишь на своем ослином языке — лишь о деньгах, закупках каких-то товаров, тусовках и другой малоинтересной фигне и гнуть копытца перед такими же, как они сами.
Что же касается тех немногих людей, каковые являются «китаистами» и декларируют собственную любовь к Китаю, им я задавал один-единственный вопрос: «В случае если вам дать возможность выбора любой страны мира для постоянного проживания при условии обеспечения полного денежного и бытового, комфорта – вы уверены, что остались бы в Китае?». Понимаете, никто не ответил «ДА».
Исходя из этого, поверьте, данный мой текущий шестой этап китайской судьбе, в то время, когда я в Китае не живу, но приезжаю — самый комфортный этап за время всего моего тут нахождения.
Ну, за исключением, быть может, самого первого.
Алексей Лопаткин
Случайная запись:
- Китайская экспансия в средней азии грозит россии цивилизационным поражением
- Идеальный чиновник неукоснительно исполняет все требования традиционной морали
Разведопрос: Павел Перец про хождение интеллигенции в народ
Статьи по теме:
-
Китайская культура умерла, ее может воскресить встреча с христианством
Китай: весна Православия Православный священник о жизни в Поднебесной Об их нравах Я с детства интересовался Китаем. И одним из первых людей, которых мне…
-
Китайский менталитет: иероглифический, конфуцианский, культурно-революционный
Ну что же. Пришло время написать о столь объемном и волнующем понятии, как «китайский менталитет». Причем затронуть я желаю пара больного тему, а…
-
Как распознать в утюге китайского шпиона?
На данный момент уже никого не поразишь тотальной слежкой. За нами следят мобильные телефоны, уличные, подъездные, магазинные и другие камеры. Это уже…