Соединённые штаты хотят сдерживать россию, но при этом — сотрудничать с китаем

Соединённые штаты хотят сдерживать россию, но при этом — сотрудничать с китаем

Похоже, что политика администрации Обамы в отношении кризиса на Украине ярко высвечивает те трудности, каковые она испытывает в ответе двух неприятностей: перебалансировке сил в Азиатско-сдерживании России и Тихоокеанском регионе.

Во-первых, военно-экономическая и политическая мощь Соединенных Штатов не соответствует их амбициям . При переносе собственного стратегического центра тяжести на восток либо перебалансировке сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для Пентагона весьма тяжело уравновесить законодательное ответ о сокращении армейских затрат на 1 триллион долларов за 10 правительственное представление и лет о том, что армейские возможности Китая растут очень быстро.

В то время, когда дело доходит до торговли объёмов и увеличения инвестиций, американские экономические игры с Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе кроме этого испытывают ограничивающее действие мало чем воодушевляющей экономической ситуации дома. При таких событиях широкомасштабное геополитическое противостояние с Россией в Восточной Европе ударило процесс перемещения центра тяжести на восток, и существенно подорвало национальную мощь Соединённых Штатов.

Во-вторых, по окончании экономического кризиса, правительство США в значительной мере понизило собственные оценки военно-экономической и политической мощи России и её интернационального влияния. В интервью от 24 июля 2009 года, на протяжении визита на Украину, вице-президент Джо Байден заявил, что население России уменьшается, экономика умирает, а её банковский и денежный секторы вряд ли выживут в последующие 15 лет.

По окончании вспышки кризиса на Украине, на саммите по ядерной безопасности, президент Обама заявил 25 марта, что Российская Федерация — всего лишь не сильный «региональная держава». А раз так, то Российская Федерация больше не может кинуть вызов американскому лидерству и Американо-центричному мировому порядку. Вследствие этого, хочется задать вопрос, — для чего тогда Соединённым Штатам пригодилось запускать ещё один раунд санкций, нацеленных на полномасштабное геополитическое сдерживание России, и применять их для борьбы с присоединением Украины к Евро-Азиатскому экономическому альянсу?

Соединённые Штаты отказываются от политики «перезагрузки» с Россией

Факт, что отказ Америки от политики «перезагрузки» с Россией и возвращение, на протяжении кризиса на Украине, к политике «сдерживания» случился не просто по обстоятельству оппортунизма, но основан на её (Америки) понимании русском дипломатической международного положения и культуры страны. Как раз такие глубинные факторы, включая национально-идентификационные позиции и выяснили значительные различия между американской политикой по отношению к Российской Федерации и по отношению к Китаю.

Для начала, правительство США считает, что, как наследница царской России и СССР, Российская Федерация владеет давешними экспансионистскими и гегемонистскими традициями, которых нет у Китая.

До «перезагрузки» двусторонних взаимоотношений в 2009 г., Соединенные Штаты противодействовали тому тому, дабы Российская Федерация руководила государствами Содружества Свободных Стран (СНГ) в стиле царских либо советских времен. По окончании того, как в октябре 2011-го Путин опубликовал «дорожную карту» строительства Евроазиатского альянса, правительство США восприняло это как замысел восстановления СССР и выразило собственное решительное осуждение таких намерений.

Это — одна из глубинных обстоятельств, из-за чего США поддержали, если не спровоцировали, действия Верховной Рады по отстранению от власти про-российского президента страны 22 февраля 2014 г., исключив тем самым самою возможность присоединения Украины к альянсу.

21 сентября 2005 года, тогдашний помощник государственного секретаря США Роберт Зеллик сформулировал типовое различие между политикой Соединённых Штатов в отношении России и — в отношении Китая: «В течение пятидесяти лет отечественная политика была в том, чтобы огораживать, обносить барьерами СССР, тогда как его личные внутренние несоответствия подрывали его. В течение тридцати лет отечественная политика была в том, чтобы вытянуть [из-за стены] КНР».

Кроме того в то время, когда США начали собственный стратегический поворот на восток, правительство США не принимало вызовы со стороны Китая как следствие экспансионистских устремлений либо как попытки господствовать над соседними государствами.

Перечисляя действия Китая, каковые вредят американским заинтересованностям, официальный документ «National Intelligence на данный момент 2009», размещённый в августе 2009 г., показывает: «У Соединенных Штатов имеется большое количество неспециализированных заинтересованностей с Китаем. Но дипломатия последнего, направленная на получение доступа к большему количеству природных ресурсов, и военная модернизация страны являются серьёзными факторами, каковые определяют происхождение серии мировых проблем.

Так, дипломатическая конфронтация Соединенными Штатами и Россией постоянно имеет более твёрдые формы, нежели Соединенными Штатами и Китаем, и несет на себе густой оттенок сдерживания.

Подобным образом, правительство США считает, что Российская Федерация постоянно проводит политику, которая бросает вызов существующему интернациональному порядоку и пробует его поменять, тогда как Китай никаких аналогичных действий не предпринимает. По многим позициям, Китай разглядывает себя как бенефициария существующего интернационального порядка.

Не обращая внимания на громадные перепады в отношениях США-Россия, появившиеся в следствии политики «перезагрузки», мартовский (2007) «Обзор внешней политики РФ», и «Концепция внешней политики РФ » (редакции 2008-го и 2013-го годов) содержат положение о намерении кинуть вызов и преобразовать существующий интернациональный порядок, что заставляет США, перемещающих центр собственных стратегических заинтересованностей в Азиатско-Тихоокеанский регион, быть весьма бдительными довольно русских шагов .

Иначе, замечание Зеллика 2005-го года о Китае в этом отношении все еще достаточно четко отражает вывод влиятельных американских политиков: «… самое основное — Китай не уверен в том, что его будущее зависит от ниспровержения фундаментальных баз интернационального порядка. Практически, совсем напротив: китайские фавориты сделали вывод, что их успех зависит от интеграции страны в структуру современного мира».

Исходя из этого, правительство Соединенных Штатов, веря что это быть может, и пробует встроить Китай в существующую интернациональную совокупность. Кроме того на протяжении стратегического поворота на восток, американская политика по отношению к Китаю, кроме факторов сдерживания, все еще сохраняет готовность сотрудничать.

«Китайские фавориты сделали вывод, что их успех зависит от интеграции страны в структуру современного мира »

И наконец, американские правительственные оценки текущего состояния, потенциалов и перспектив российского и китайского экономразвития очень отличаются друг от друга. Совершенно верно так же отличаются и оценки значения для США экономического и торгового сотрудничества с этими государствами.

Количество торговли США-Россия составил примерно $39 миллиардов в 2012 году и $38 миллиардов в 2013-м; одновременно с этим количество торговли США с Китаем составлял $536.2 миллиарда и $521 миллиард соответственно. Исходя из этого, учитывая, что сотрудничестве в области энергетики США-Россия неспешно сходит на нет, Соединенные Штаты больше не волнуются о том дабы причинить вред самим себе, налагая санкции на Россию. Но, в то время, когда дело доходит до Китая, картина вырисовывается совсем вторая.

Благодаря этого, проведение и выработка американской внешней политики по отношению к Китаю является более сложный процесс, чем те же действия по отношению к Российской Федерации, и кризис на Украине лишь ещё больше выделил эти различия.

Чжен Юй (Zheng Yu)
Доктор наук Китайской академии социальных наук, Пекин.

Случайная запись:

\


Статьи по теме: