Советские и российские военные технологии попадают из украины в китай по дешевке

Советские и российские военные технологии попадают из украины в китай по дешевке

Ставшие дешёвыми сейчас материалы разрешают составить более полное представление о роли Украины в модернизации и техническом перевооружении китайской армии и военно-промышленного комплекса КНР. "Наверное," у нас эта роль продолжительное время недооценивалась, а степень ущерба, наносившегося русским заинтересованностям, не в полной мере осознавалась. Новые эти разрешают в противном случае посмотреть на неприятности военно-технического сотрудничества КНР и РФ в постсоветские годы, верно оценить риски и скорректировать подходы к ВТС.

Выдвижение Украины в число ведущих поставщиков армейских разработок в Китае случилось в середине 90-х. Под давлением США Израиль прекратил ВТС с Поднебесной, и В первую очередь 2000-х Украина, по-видимому, есть вторым по окончании России экспортером армейских разработок. Со стороны Киева это сотрудничество характеризуется отсутствием долговременного планирования и рвением взять большой доход в малейшие сроки, независимо от последствий для собственного положения на рынке, не говоря уже об отдаленных военно-политических возможностях.

Тотальная распродажа

Украинские фирмы оборонной индустрии вынуждены браться за каждые экспортные заказы, дабы продержаться еще один квартал либо год. Только отдельные, самые сильные из них, такие как «Мотор Сич», смогут позволить себе долговременное планирование, но и у них зависимость от экспорта близка к безотносительной. Китай же есть главным рынком, что дает его представителям возможность навязывать удачные для себя условия сотрудничества.

В следствии в китайско-украинском ВТС часть серийных конечных продуктов минимальна. Преобладают поставки отдельных образцов техники для изучения, передача инженерно-технической документации и проведение НИОКР в интересах клиента. Заметными поставщиками продукции в Китай являются только украинские производители авиационных, судовых и танковых двигателей – АО «Мотор Сич», ГП «НПКГ «Зоря-Машпроект», ГП «Завод им. Малышева».

Но и тут экспорт сопровождается масштабной передачей разработок и в течение текущего десятилетия, возможно, будет полностью замещен китайскими аналогами.

К примеру, ГП «НПКГ «Зоря-Машпроект» сыграло ключевую роль в ключевой для китайского флота программе строительства серий эсминцев нового поколения проектов 052C и 052D, создав для них газотурбинные энергетические установки по соглашению, заключенному в конце 90-х. Лишь два первых эсминца проекта 052C (170 Lanzhou и 171 Haikou, введены в строй в 2004 и 2005-м) были оснащены украинскими агрегатами ДA80. На последующих судах устанавливался их лицензионный вариант QC-280.

Причем в 2010 году китайцы достигли полной локализации производства этих агрегатов, в последующем их усовершенствовав. Серия проекта 052C насчитывает шесть судов. Что касается новейших эсминцев 052D, то в различных стадиях испытаний и строительства находится не меньше 12 судов, и серия, разумеется, не будет прекращена.

Продукция украинских двигателестроителей снабжает конкурентоспособность последовательности китайских экспортных изделий. В частности, моторно-трансмиссионное отделение с дизелем 6ТД-2Е производства ГП «Завод им. Малышева» устанавливается на китайских экспортных танках MBT-2000 (VT1A), причем Т-90 рассматривается как их главный соперник.

Созданный при русском содействии учебно-боевой самолет L-15, являющийся аналогом Як-130, равно как и его русский прототип, оснащается двигателями семейства АИ-222-25 производства «Мотор Сич».

Украина систематически реализовывает в Китае полные наборы техдокументации и передает штучные образцы изделий, права интеллектуальной собственности на каковые принадлежат русским компаниям. Издержки китайцев оказываются многократно меньшими, чем были бы при приобретения подобных изделий в Российской Федерации.

На протяжении переговоров 2005–2007 годов о поставке партии малых десантных судов на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» Россия настаивала на приобретении Пекином 10–15 единиц как условии передачи техдокументации. Вместо этого в 2008-м КНР подписала с ГК «Укрспецэкспорт» договор на приобретение четырех «Зубров».

Два корабля должны были быть выстроены на судостроительном заводе «Море» (Феодосия), еще два – собраны в Китае, наряду с этим клиентам передавался полный набор конструкторской документации. Потому, что конструкция судов являлась интеллектуальной собственностью ЦМКБ «Бриллиант», Украиной были внесены минимальные трансформации, в следствии чего показался якобы «украинский» проект 958 «Бизон».

Участие разработчиков из незалежной разрешает китайцам решать непростые научные задачи при ограниченных издержках. Наиболее серьезным в плане конкурентной угрозы есть тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, разрабатываемый при помощи ГП «Антонов» и на базе его прошлых проектов.

При успехе данной доведения и программы до серийного производства китайцы возьмут функциональный аналог производимого в Ульяновске Ил-76МД-90А, причем превосходящий его по отдельным параметрам (к примеру габаритам грузовой кабины). Киевский НИИ «Орион» и одесский НИИ «Шторм» осуществляли НИОКР по заказу КНР, разрабатывая отдельные агрегаты для новых типов китайских ЗРК.

Значительную долю украинских поставок в Китае составляют техническая документация и отдельные образцы на агрегаты и изделия к советской технике, каковые не производятся в стране, но предлагаютсяна внешнем рынке русскими производителями. Широкий доступ к таким материалам связан с тем, что осталось большое количество ремонтных фирм, испытательных полигонов, воинских частей, где осуществлялись работы с соответствующими примерами. Во многих случаях украинские эксперты сознательно консультируют китайцев, занятых нелицензионным копированием изделий, права интеллектуальной собственности на каковые принадлежат русским фирмам.

В частности, украинские фабрики сыграли значительную роль в развертывании в Китае серийного производства созданных на базе Су-27СК истребителей J-11B и налаживании их эксплуатации в армиях. «МиГремонт» (Запорожье) предоставил полный набор техдокументации по Су-27 как в электронном, так и в бумажном виде, и передал компании China Taly Aviation Technologies образцы наземного оборудования для обслуживания и диагностики этих самолетов. Луцкий авиаремонтный завод передал полный набор документации по обслуживанию и ремонту двигателей АЛ-31Ф.

Что еще хуже, завод кроме этого поставил полный набор материалов и по двигателю РД-33. Модификация этого двигателя, известная как РД-93, употребляется экспортным китайским истребителем FC-1. В случае если обширно используемый в ВВС НОАК двигатель АЛ-31Ф китайцы стремятся заменить собственным WS-10A, то РД-93 – это объект программы по прямому копированию (двигатель WS-13 «Тайшань», находится в стадии летных опробований).

Харьковское ГП «Завод ФЭД» остается ответственным поставщиком гидравлических систем и топливного оборудования, предназначенных для семейства Су-27 и их китайских аналогов.

Свернуть всякое сотрудничество

Возможности украинского его спецслужб и государства мешать работе китайской научно-технической разведки на собственной территории вызывает большие сомнения. Опубликованные информацию об открытых уголовных делах по фактам шпионажа говорят о том, что СБУ неспособна помешать утечке разработок из национальных научных центров. Она не пользуется поддержкой и авторитетом населения, ее политический вес мал.

О ее слабости говорит эпизод 1996 года, в то время, когда сотрудники работы с поличным забрали группу из трех китайских разведчиков, каковые купили у сотрудника днепропетровского КБ «Южное» тайную документацию по двигателям межконтинентальных баллистических ракет. Под давлением китайского консульства власти Украины вынудили СБУ высвободить арестованных уже на следующий сутки. А руководившие операцией первый помощник главы Службы безопасности Украины Андрей Хомич и глава днепропетровского управления работы Владимир Слободенюк были обвинены в провоцировании и «самоуправстве интернационального инцидента».

Украинское общество по большому счету не склонно принимать действительно общеизвестный во всем мире факт активного китайского научного шпионажа, настроено очень благодушно. Как следствие у правительства отсутствует политическая воля к активной контрразведывательной борьбе. Новый период политической нестабильности, возможно, только упростит для китайцев работу по приобретению нужных разработок.

Наглядным примером отсутствия у Украины действенной совокупности экспортного контроля стала история с передачей Китаю в апреле 2000 года 20 стратегических авиационных крылатых ракет Х-55 производства СССР (еще 12 ракет были переданы в Иран). Сделка нарушала интернациональный режим контроля за ракетными разработками и привела к крупному скандалу. Но необходимо заметить, что она не единична – в 2003, 2004 и 2007-м АО «Мотор Сич» поставило китайской компании Poly Technologies маленькие партии двигателей МС400 – аналогов Р95, применяемых на ракетах Х-55 (всего девять штук).

В целом фактически каждая имеющаяся у Украины разработка оборонного назначения возможно взята КНР с минимальным риском и при издержках, составляющих малого долю затрат на русском рынке. Официальный Киев чуть ли способен и вряд ли пытается жестко осуществлять контроль сотрудничество собственных фирм в сфере высоких разработок оборонного назначения. Как следствие каждые еще сохраняющиеся проекты производственной кооперации с украинскими фирмами в сфере оборонной индустрии должны рассматриваться как потенциальные каналы утечки.

Наряду с этим Китай неспешно преобразовывается в главного соперника России в мире ВВТ. Военное планирование РФ кроме этого учитывает вероятные в долговременной возможности конфликты с данной страной. Потенциальная угроза перепродажи либо технологий и утечки информации обязана рассматриваться и оцениваться при дискуссии любых совместных с Украиной военно-технических проектов как очень высокая.

Возможность влияния по дипломатическим каналам с целью сократить активность Киева в экспорте оружия вызывает большие сомнения. Как мы знаем, что США стремятся пресекать поставки чувствительных армейских разработок в Китае из государств, находящихся под американским влиянием. Однако неизвестно об успешном срыве американцами каких-либо сделок во время правления на Украине прозападного «оранжевого» режима в 2005–2010 годах.

Так, сохраняющийся у украинских фирм большой доступ к информации о новых разработках русском оборонной индустрии несет большие риски. Нужно стремиться к форсированному свертыванию любого сотрудничества в сфере оборонной индустрии с научными центрами и украинскими предприятиями и замене их одолжений и продуктов русскими аналогами кроме того в том случае, если последние заметно проигрывают по соотношению «цена-качество».

Василий Кашин

Случайная запись:

БУДУ ПОМНИТЬ, ОтличныЙ ВоенныЙ фильм, ОСНОВАН НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ


Статьи по теме: