Тайна малайзийского «боинга»: как можно так долго прятать самолет от всего мира

Тайна малайзийского «боинга»: как можно так долго прятать самолет от всего мира

Исчезновение самолета Boeing-777 компании Malaysia Airlines в ночь с 8 на 9 марта этого года уже стало одним из самых загадочных событий в истории авиации. И независимо от того, чем закончатся его поиски, один вопрос еще долго будет тревожить многих людей: как во втором десятилетии XXI века имел возможность бесследно и без того на долгое время пропасть громадный самолет?

Пропасть в эру, в то время, когда новости то и дело информируют нам, что тот либо другой человек был обнаружен легко по сигналу его сотового телефона. Таких телефонов на борту злосчастного рейса МН-370 Куала-Лумпур – Пекин было больше двухсот: 227 пассажиров и еще 12 членов экипажа. А где же спутники-шпионы, разрешающие рассмотреть отдельных людей, где радары ПВО?

Куда он пропал?

Это удивление стало хорошей почвой для разнообразных конспирологических теорий: от трусливого суицида до похищения американскими разведслужбами и необходимыми в таких случаях инопланетянами. Но, основания для теорий заговоров вправду были: самолет сперва прекратил передавать сигналы автоматической совокупности ACARS, которая ведет мониторинг параметров полета и передает данные диспечерским, а после этого выключились транспондеры – радиопередающие устройства, каковые отправляют на землю данные о расположении воздушного судна и его идентификацию (номер рейса).

Тонкость тут в том, что самолет отключался от связи с почвой последовательно, с промежутком в пятнадцать минут, а после этого, приблизительно через час, был засечен армейскими радарами. Это исключает версию мгновенной смерти воздушного судна. Летел МН-370 на запад, другими словами совсем в другую сторону, чем ему было положено.

Последними данными от него были сигналы, полученные спутником связи Inmarsat, они не несли информации о координатах, но по анализу сигнала появились две теоретические дуги его местонахождения: одна – над Азией, вторая – над Индийским океаном. Больше никакой навигационной информации о самолете не было.

В случае если отложить в сторону версию грандиозного сговора разведслужб во глобальном масштабе, то вывод напрашивается весьма простой: мы в состоянии достаточно с уверенностью засекать лишь то, что «пищит», другими словами деятельно излучает какие-либо радиосигналы. «Немногословное» тело кроме того размером 60 на 60 м в полной мере может потеряться либо быть запрятано.

Ослепшие радары

Радары в гражданской авиации бывают двух типов: первичные и вторичные. Это калька с британских терминов: primary и secondary radar, потому, что английский язык – интернациональный в авиации. Самые примитивные по принципу действия, но они же и самые качественные, – это первичные радары, изобретенные еще в 30-х годах прошлого века. Они отправляют направленный пучок радиоволн. Он достаточно узкий, его возможно сравнить с лучом прожектора.

Радиоволны отражаются от летящего самолета и возвращаются назад к принимающей антенне. Радар всегда вращается около собственной оси либо качается туда-сюда – так луч формирует определенную картину.

Радары этого типа одурачить сложно, нужна особая разработка, известная как «стелс», по причине того, что тут задействован базисный физический процесс – их отражение и падение волн. Но о самой отражающей точке сигнал сообщит мало – по причине того, что это легко отражение. А вот вторичный радар – дело второе. По сути дела, это совокупность опознания «собственный – чужой», и вот именно эта совокупность информирует запросившему ее радару данные о том, что в небе за бортом.

Ясное дело, это вероятно лишь , пока эта совокупность включена. В случае если ее отключить – небо делается безлюдным.

Пилот малайзийского самолета отключил эту совокупность, исходя из этого его имели возможность засечь лишь первичные радары. Но первичные радары аэропорта редко в то время, когда дотягиваются на расстояние, большее чем 240 км, а довольно часто их зоркости чуть хватает и на меньшую расстояние. Обстоятельство несложна – это кривизна земной поверхности. Чем более долгие волны вы используете, тем дальше уйдет сигнал, но тем меньше будет разрешающая свойство радара.

Это принципиальный момент – говоря несложным языком, это свойство радара рассмотреть два близколетящих самолета как отдельные цели, а не слепить их в одну.

На этом техническом нюансе выстроена одна из предположений исчезновения рейса МН-370. По данной теории, пилот МН-370 устроился сзади подобного сингапурского «Боинга-777» компании Singapore Airlines, что шел рейсом SA68 из Сингапура в Барселону. Приверженцы данной предположения считают, что малайзийцу достаточно было держаться с отключёнными излучающими устройствами приблизительно в 500 футов за сингапурцем и никакая первичная радиолокационная станция не поделила бы их – на экранах радара двигалась бы одна точка.

Пролетев над Пакистаном и Индией, МН-370 имел возможность уйти в независимый полет.

Белая линия – подтвержденный маршрут МН-370. светло синий сектор, ограниченный пунктиром, – вероятная акватория, над которой он пролетал. Зеленые линии – авиатрассы

Что же касается полета «боинга» на юг, то видно, что он шел в районе, где хоть и существуют регулярные авиалинии, но интенсивность авиадвижения низкая. Автострада предполагаемого полета существенно западнее явы и побережья Суматры, военной угрозы с того направления отродясь не было со времен Второй мировой войны. В том месте нет военных дальнобойных РЛС.

И пилот МН-370 это замечательно знал, в данной информации нет никаких секретов.

Морской наблюдатель

Иначе, возможно задать вопрос: как интенсивное в том месте судоходство? Имели возможность бы заметить самолет моряки визуально либо на экранах радаров? Судоходство в том месте имеется – это правда. От западной окрестности Австралии к Шри-Индии и Ланке, и от Африки в направлении Суматры и явы пролегают морские автострады.

Быть может, в том месте кто-то имел возможность заметить низколетящий самолет, по причине того, что на точку в небе никто совершенно верно бы не обратил внимания. Очевидно, если бы самолет летел очень низко, горел, тогда бы моряки тут же бы сами подали сигнал бедствия и поспешили к месту крушения. Но это было бы фантастическим совпадением.

Белая линия – подтвержденный маршрут МН-370. Малиновый сектор, ограниченный пунктиром, – вероятная акватория, над которой он пролетал. Многоцветные линии – морские автострады, чем бросче – тем активнее

Радар же морякам также вряд ли помог. Так называемая диаграмма направленности у морских радаров направлена горизонтально, как бы обшаривая поверхность земли и воды. Самолета в небе морской радар вовсе не заметит, разве что тот будет лететь на небольшой высоте. Мне приходилось видеть, как отражается сигнал от большого вертолета, летевшего в отдалении пересекавшимся курсом, – это было пара светящихся точек, и все.

Так что в этот самый момент возможность зафиксировать данный самолет была очень мелка.

Принципиально важно еще обратить внимание на то, что и автострады морских судов отнюдь не случайны. Они вычислены так, дабы оптимизировать расход топлива и сроки прибытия. Морские дороги, как и воздушные, невидимы, но в полной мере настоящи, и при авиаугона в полной мере вероятно проложить маршрут так, дабы не пересекаться с другими транспортными средствами.

Но спутники-то на что?

Способом Паганеля

Начнем с того, что многие почему-то уверенны, что приемные устройства пользователей (GPS, ГЛОНАСС либо Galileo) сами что-то излучают. К сожалению, для спасателей это не верно. Они только приемники, и обнаружить по ним расположение обладателя – все равно что искать расположение радиослушателя, вооруженного простым транзистором. Где он слушает нас – всевышний весть…

Другое дело, в случае если совместить совокупность GPS с радиопередатчиком, что мы имеем в отечественных смартфонах либо совокупностях удаленного поиска объектов. Но рейс МН-370, как мы не забываем, пребывал в режиме тотального радиомолчания. Практически тотального – раз в час срабатывало устройство совокупности спутниковой связи Inmarsat. Оно не дает координат – это легко сигнал о том, что самолет жив, но эксперты Inmarsata смогли по анализу сигнала узнать, под каким углом поступил сигнал на спутник, висящий над Индийским океаном.

Висит – это не фигура речи: пребывав на геостационарной орбите 36 тысяч км над Почвой, он вправду неподвижен довольно одной и той же точки на планете.

Сам факт определения приблизительного положения самолета по лишь одному сигналу уже считается беспримерным успехом

Не забывайте, в превосходном произведении Жюля Верна «Дети капитана Гранта» французский географ Жак Паганель вел спасательную экспедицию по 37-му градусу южной широты фактически около всей планеты? Эксперты Inmarsata сначала взяли как раз таковой громадный круг в 40 градусов отклонения от вертикали. Но анализ особенностей сигнала сперва продемонстрировал, что имеется суть сказать лишь о двух дугах: над Индийским океаном и Азией.

Позже северная дуга также была исключена из рассмотрения. Осталась лишь южная. И с учетом времени последнего «пинга» была выяснена область поисков. Кстати, ее площадь больше площади Ирландии.

Такова погрешность оценки, в то время, когда цель чуть слышно. Но ее должно было быть видно…

Мне сверху видно что?

Мы читаем о отличном разрешении современных спутниковых совокупностей. К примеру, у компании DigitalGlobe, которая выложила собственные снимки для общего поиска пропавшего самолета, разрешение от 41 до 82 см. Для коммерческих целей руководство США разрешает применять снимки с разрешением от 50 см и хуже, но и для того чтобы разрешения должно хватить, дабы прочесть цифры на плоскостях воздушного судна.

Если бы не одно «но».

Спутники DG летают на высоте 680 и 770 км. Дабы сделать качественный снимок, они применяют оптику, которая охватывает в один момент квадрат со стороной 15 на 15 км и более. То, что находится за пределами этого квадрата, остается незамеченным.

Дабы сканировать всю поверхность отечественной планеты, спутники летают по полярным орбитам, другими словами над полюсами Почвы. Она вращается, и спутник WorldView-2, совершая один оборот около планеты приблизительно за 100 мин., любой раз смещается на широте экватора более чем на 2700 км (см. рис. 4).

Два спутника уменьшают зазор в два раза, и все же между их проекциями на Земле образуются огромные безлюдные пространства.

Спутники, вращаясь, неспешно пролетают над всей планетой, но между сфотографированными маршрутами остаются громадные пробелы

А самолет же не следует на месте. Он движется со скоростью 700–900 км в час, соответственно, шансы сфотографировать его очень ничтожны. Тем более что спутник – не самолет, что может легко поменять курс.

Небесная механика заставляет двигаться тела по невидимым, но весьма твёрдым гравитационным рельсам, и эксперты совершенно верно смогут сообщить, в то время, когда тот либо другой спутник окажется над той либо другой точкой земной поверхности.

Игра в прятки

Получается, что до тех пор пока тот, кто желает спрятаться, в полной мере может это сделать. К примеру, армейские со собственными мобильными ракетными комплексами смогут тайно перемещаться – так как кроме того в случае если его нашли со спутника, у него имеется время скрыться. Причем удирать он будет не наобум, а зная, где шансы попасть в поле зрения небесного наблюдателя мельчайшие.

Основное – не выходить в эфир.

Но, как видно, не только армейские смогут исчезать в малоизвестном направлении. Мы не знаем, исчезновение малайзийского самолета было свободным либо невольным, но уже на данный момент ясно, что такие возможности имеется. А если они имеется – то ими, вероятнее, кто-то в обязательном порядке примет решение воспользоваться.

Пропажа рейса МН-370 – это грандиозная антиреклама всемирный гражданской авиации. Это увлекательная новость для маньяков и террористов. Ну а мировые супердержавы смогут убедиться, как предусмотрительны были китайцы, показавшие еще в 2007 году уничтожение спутников на орбитах, каковые применяют разведывательные аппараты.

Война XXI века может начаться и закончиться в космосе, в случае если одна из сторон сможет лишить более технологически развитого соперника его космического преимущества. Перефразируя известную американскую поговорку, китайцы смогут заявить, что «космические перехватчики уравнивают шансы». И в то время, когда все возвратятся в XX век, уже будет тяжело сообщить, на чьей стороне окажется правда.

Вот в какие конкретно футуристические дебри завели рассуждения о причине пропажи злополучного малайзийского самолета.

Константин Ранкс

Случайная запись:

Тайна пропавшего малазийского боинга. Документальный фильм


Статьи по теме: