Традиционное недоверие и нарастающее презрение

Традиционное недоверие и нарастающее презрение

Узнаваемый шведский исследовательский институт СИПРИ опубликовал доклад «Отношения Китая с Россией в области безопасности и энергетики. Надежды, неопределённости и разочарования». При подготовке труда его авторы опирались прежде всего на вывод специалистов Поднебесной, большое число которых они опросили.

Исходя из этого представлен по большей части китайский взор на «стратегическое партнерство» КНР и РФ, и, очевидно, западный анализ обстановки.

Показательные выводы

Сначала придется кратко изложить содержание работы.

Китайские эксперты утверждают, что в отношениях с Россией имеет место «тепло на уровне верхов и мороз на уровне корней травы». Китайцы не доверяют России, им нечему обучаться у РФ, чья мощь падает, тогда как Поднебесной растет.

Обе стороны до сих пор не осознали, что же такое «стратегическое партнерство», каковы его перспективы и основы. Оно сводится к перечислению и официальной риторике фаворитами обеих государств обоюдных польз от него. По окончании соглашения 2001 года ни на какой Москва уровень и новый Пекин так и не перешли.

И Российская Федерация, и Китай противостоят США, но наряду с этим выделяют, что они не неприятели Соединенных Штатов.

Однако РФ и КНР не хотят предстоящего расширения НАТО (Поднебесная опасается, что в Североатлантическом альянсе будут включены Корея и япония), защищают в Совбезе ООН Иран, КНДР, другие страны с авторитарными режимами, выступают против совершения «цветных революций». В Пекине поддерживают действия русских федеральных правительства в Чечне, а те со своей стороны – политику управления КНР в Тибете.

Но китайцы вычисляют препятствием к сотрудничеству с российской федерацией слабость ее экономики. Российская Федерация – всего лишь десятый по значимости торговый партнер Китая, но Поднебесная – основной торговый партнер России. Вдобавок, с китайской точки зрения, наша страна вычисляет себя частью Европы, исходя из этого никакого антагонизма с Западом у Москвы в действительности нет.

Пекин не принял независимость Южной Осетии и Абхазии, потому, что вычисляет это страшным прецедентом, что может распространиться на Тайвань, Синьцзян-Уйгурский Тибет и автономный район. Более того, Ху Цзиньтао лично получал, дабы ШОС не поддерживала Россию в данном вопросе. Иначе, Москва усиливает собственный влияние в Центральной Азии через структуры, в каковые не входит Поднебесная (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ).

В общем, Китай и Россия действуют рука об руку только в тех случаях, в то время, когда их интересы совпадают.

Вместе с тем китайцы подозреваютРоссию в великодержавном шовинизме и в том, что она опасается роста КНР и не желает этого. Приводятся слова одного из китайских ученых: «Мы не будем неприятелями, но и не станем приятелями».

Наконец, обе страны при всем рвении сдержать влияние США собственные отношения с Вашингтоном вычисляют более ответственными, чем между собой.

Западные аналитики утверждают, что необычной изюминкой «стратегического партнерства» КНР и РФ есть отсутствие армейского альянса между ними.

В 90-х и частично в 2000-х годах 90 процентов китайского импорта оружия поступило из России. Но с 2007-го началось падение этого показателя. В 2010 году на Китай было нужно всего 10 процентов российского оружейного экспорта. Закупки в 90-х (техника ВВС, ВМС и ПВО) носили очевидно антиамериканский и антитайваньский темперамент.

Действительно, больше ни у кого купить ВВТ Китай не имел возможности, а российской «оборонке» в ту пору были весьма необходимы деньги.

Но на данный момент технологический уровень ОПК РФ падает, Российская Федерация начинает сама импортировать оружие из Израиля и Западной Европы. Китайский же оборонно-промышленный комплекс, напротив, скоро начинается. Плюс к тому Пекин может закупать в Европе продукцию двойного назначения и последовательность армейских разработок.

Падает уровень качества продукции российского ОПК, оснащению его фирм требуется радикальное обновление.

РФ не есть эксклюзивным партнером КНР в проведении совместных армейских учений. В 2002–2010 годах Народно-освободительная армия Китая принимала участие в 44 маневрах с вооруженными силами других государств, из них всего пять – с русскими ВС. На протяжении визита начальника генерального штаба НОАК Чэнь Бинде в Москву в августе его российский сотрудник Николай Макаров сказал о том, что предполагается организовать российско-китайские военно-морские учения.

Но в итоговом совместном заявлении об этом ничего не было сообщено, оно состояло только из комплекта неспециализированных слов.

Маневры «Мирная миссия», каковые проводились в 2005 и 2009 годах в двустороннем формате, а в 2007 и 2010-м – совместно с другими государствами ШОС, принесли НОАК значительно больше пользы, чем армиям РФ и стран СНГ, потому, что она смогла ознакомиться с их тактикой. Причем учения 2010 года стали явной демонстрацией растущей мощи НОАК, а также китайских ВВС, продемонстрировавших свойство проецировать силу на большие расстояния за пределами границ Поднебесной.

Поднебесная сомневается

Думается очевидной взаимодополняемость Китая и России в энергетической сфере. Так, в 2010 году КНР была наибольшим в мире импортером источников энергии, а РФ есть их наибольшим экспортером. Но не обращая внимания на то, что две государства имеют неспециализированную границу протяженностью 4,3 тысячи километров, в том же 2010-м русский часть в нефтяном импорте Поднебесной равнялась всего шести процентам (в 2000-м – 2%), в импорте сжиженного газа – четырем.

Десятилетний российско-китайский энергетический диалог фактически не дает результатов и, согласно точке зрения многих специалистов КНР, данный факт подчеркивает бесполезность «стратегического партнерства». Российская Федерация предпочла значительно более затратный и долгий по выполнению проект строительства нефтепровода из Восточной Сибири до тихоокеанского порта Козьмино (район Находки), а не прямо в Китай из Забайкалья, дабы не зависеть от одного клиента.

Наряду с этим Пекин подозревает, что Москва по отношению к нему может функционировать так же, как к Украине: применять поставки углеводородного сырья в качестве политического оружия, и уверен в том, что Российская Федерация постоянно предпочтёт реализовывать «тёмное золото» в Европу. Попутно китайцы обращают внимание на очень пренебрежительное отношение РФ к договорам и законам. Стороны никак не смогут прийти к согласию относительно стоимости газа.

Китай исходит из стоимостей собственного внутреннего рынка, Российская Федерация – европейского.

КНР пытается к большой диверсификации импорта источников энергии. Не просто так РФ среди поставщиков углеводородов Поднебесной занимает только пятое место по нефти и шестое – по сжиженному газу (СПГ). Китай деятельно занимается постройкой трубопроводов из государств Центральной Азии.

Поставки «голубого горючего» из этого региона и СПГ из Австралии, с Ближнего Востока, начало разработки собственных месторождений сланцевого газа снижают потребности КНР в русском сырье.

В Поднебесной кроме этого сомневаются, что Российская Федерация способна удовлетворять потребности в газе и нефти Китая и Европы в один момент, потому, что добыча обоих этих продуктов в Российской Федерации в далеком прошлом не растет. Все менее привлекательными становятся для КНР российские разработки строительства ядерных реакторов, потому, что она удачно развивает личные на базе западных аналогов.

Не смотря на то, что обе государства декларируют неприемлемость развертывания ПРО США, Российская Федерация в отличие от Китая готова принимать участие в создании совместной противоракетной обороны с Соединенными Штатами и НАТО.

Москва предлагает Пекину присоединиться к предстоящим переговорам по сокращению ядерного оружия, что для Поднебесной совсем неприемлемо. Наровне с этим Китай именует «самыми ответственными двусторонними отношениями в мире» собственные отношения с США, а отнюдь не с российской федерацией. Пекин быстро сократил закупки оружия в Российской Федерации, но деятельно получает отмены эмбарго Европейского союза на поставки ВВТ Китаю.

По-видимому, Россия и Китай останутся партнерами, потому что не заинтересованы в росте напряженности на собственных границах. Но это партнерство будет реально иметь место лишь при Москвы интересов и совпадения Пекина, коими они для кого бы то ни было не планируют поступаться. Значение РФ для Поднебесной станет неизбежно понижаться, отношения между ними осложнятся разными вызовами и все более нередкими трениями.

Потерянные иллюзии

Возможно заявить, что в целом выводы СИПРИ в полной мере адекватны. Посмотрев на проблему «китайскими глазами», они заметили, какой фикцией есть в действительности «стратегическое партнерство» России и КНР. Думается, авторы доклада были адекватнее весьма большой части русских экспертов и политиков, массы несложных россиян, честно вычисляющих, что у нас с Китаем строится настоящий альянс против США.

В это же время большая отличие в подходах Пекина и Москвы к взаимоотношениям между ними существовала изначально, причем кроме того на уровне формулировок.

Россия определяла темперамент взаимоотношений с Поднебесной как «стратегическое партнерство». В Китае же предпочитали сказать о «партнерстве, направленном на стратегическое сотрудничество», неизменно подчеркивая, что Москва и Пекин не являются союзниками и не дружат против третьих государств, а в их отношениях по большому счету нет никакой эксклюзивности, потому, что какая-либо форма «партнерства» у Китая имеется со всеми большими странами. Кстати, в число «партнеров» Поднебесной входят кроме того США и Индия, которых, но, Пекин вычисляет неприятелями.

Но, сейчас фиктивность «стратегического партнерства» КНР и РФ стала весьма явной. В политической сфере оно содержится в объявлениях о том, что отношения между государствами находятся на весьма большом уровне. В экономической сфере – сводится к простой торговле: Российская Федерация получает промышленные товары и китайский ширпотреб, Поднебесная – российские источники энергии и древесину.

Обоюдные инвестиции находятся на очень низком, практически пренебрежимо малом уровне.

Программа сотрудничества между регионами Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР (2009–2018 годы) в значительной мере не выполняется. По всей видимости, в Кремле осознали, что в случае если ее реализовать полностью, это будет конкретно означать потерю Россией всей территории к востоку от Байкала. Китайцев же не устраивает инвестиционный климат в Российской Федерации (в чем они не одиноки).

Военно-техническое сотрудничество фактически закончилось. Китай получает в Российской Федерации лишь некое количество авиационных двигателей, и транспортные вертолеты, каковые по сути можно считать гражданской продукцией.

В это же время неспешно в российско-китайских отношениях появляется все больше моментов, порождающих обоюдную напряженность. Так, прошлогодние стратегические учения ВС РФ «Восток-2010» носили открыто антикитайскую направленность, очевидно став ответом на китайские маневры в 2006 и 2009 годах, на протяжении которых НОАК открыто отрабатывала агрессию против России. А отдельные влиятельные русские армейские заявляют, что начинают разглядывать Китай в качестве потенциального соперника.

Москва наращивает поставки самого современного оружия Индии и Вьетнаму, что вызывает все большее раздражение Пекина. К примеру, Китай выразил крайнее недовольство продажей Россией Вьетнаму дополнительной партии береговых ПКРК «Бастион» с крылатыми ракетами «Яхонт», каковые разрешают вьетнамцам простреливать солидную часть Южно-Китайского моря, притом что ВМС НОАК не имеют никаких средств борьбы с этими ПКР.

Данное событие воспринимается в Пекине особенно болезненно из-за недавнего ухудшения взаимоотношений с Ханоем как раз по проблемам разграничения акватории в Южно-Китайском море. Наличие у Вьетнама данного ПКРК в значительной мере нивелирует безотносительное превосходство китайского флота над ВМФ СРВ.

Российская Федерация отказывается в какой-либо форме сотрудничать с Китаем в области разработки истребителя пятого поколения, но формирует таковой самолет совместно с Индией и что особенно примечательно – сравнительно не так давно внесла предложение купить Т-50 Южной Корее.

Со своей стороны Поднебесная продолжает практику безлицензионного копирования русском бронетехники, что приводит к открытому недовольству Москвы. Китай усиливает активность на территории бывшего СССР, которое Российская Федерация разглядывает как территорию собственных особенных заинтересованностей и очень отрицательно относится к появлению тут каких-либо третьих государств.

Принципиально новым моментом, практически прямым вызовом Москве со стороны Пекина стало недавнее заключение между Белоруссией ряда и Китаем соглашений об экономическом сотрудничестве, включая предоставление Минску большого кредита и участие КНР в приватизации белорусских фирм, в чем Лукашенко до сих пор отказывает России. Так, политика Китая в СНГ оказывается для России кроме того более вызывающей, чем американская.

Беспрецедентным событием явился арест в Российской Федерации китайского шпиона и информация об этом Центра публичных связей ФСБ, распространенная конкретно незадолго до визита Владимира Владимировича Путина в Пекин. Причем было прямо заявлено, что арестованный трудился по заданию МГБ Китая. Ранее граждане КНР много раз задерживались в Российской Федерации за попытки шпионажа, но об этом ни при каких обстоятельствах официально не сообщалось, а сами шпионы всего лишь депортировались на родину.

Ничего необычного в таком развитии событий нет. Китай с его быстро растущей экономической и военной мощью, весьма характерным менталитетом в принципе не планирует дружить с кем-либо на равных. Помимо этого, Пекин не интересует конфронтация с США как самоцель. Управление Поднебесной не против Америки, оно за Китай.

К Российской Федерации КНР относится с классическим недоверием и нарастающим презрением. Мы для Китая сейчас можем быть только младшим партнером. Да и то лишь до тех пор пока.

Александр Храмчихин, помощник директора Университета политического и военного анализа

Случайная запись:

Тим Минчин и The Heritage Orchestra — Концерт в The Royal Albert Hall


Статьи по теме: