Успехи военного авиастроения поднебесной. кибершпионаж или эффективные реформы?

Успехи военного авиастроения поднебесной. кибершпионаж или эффективные реформы?

Подписанием 30 контрактов на поставку 202 самолетов разных типов общей стоимостью 11,8 миллиарда долларов завершился в китайском городе Чжухае (Южный Китай) 9-й интернациональный авиакосмический салон «Эйршоу Чайна-2012».

Сегодняшний смотр достижений всемирный авиаиндустрии на юге Поднебесной стал самым масштабным за всю историю проведения с 1996 года. В авиасалоне принимали участие 650 компаний из 39 регионов и стран мира, а также такие наибольшие самолетостроительные, как «Boeing», «Эрбас», «Бомбардье». Представлено свыше сотни летательных аппаратов, треть из которых совершали демонстрационные полеты.

Китайские новинки

Китай, как и предполагалось, был наибольшим участником выставки, представив на общее обозрение кое-какие образцы боевых и гражданских самолетов. Он продемонстрировал первый современный ударный вертолет WZ-10, новейший дистанционоуправляемый самолет (БЛА) «Илун-1» («Птеродактиль»), разные другие ракет-образцы и типы носителей авиационной и космической техники.

Множество новинок в области военной авиационной техники по понятным обстоятельствам на салоне не демонстрировался, но дозированная информация о новых разработках, распространяемая через сеть Интернет сейчас, являлась необычным месседжем мировому сообществу незадолго до открытия салона. Эти новые разработки и в первую очередь опытные образцы тяжелого и легкого истребителей пятого поколения «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-31» (J-31) показались в Китае в то время, в то время, когда российско-китайское военно-техническое сотрудничество, бывшее на подъеме в 90-х начале и годах прошлого десятилетия, больше напоминало период «стагнации».

Десять лет назад авиационная индустрия КНР не имела ни одного конкурентоспособного боевого истребителя собственной разработки. На данный момент в эксплуатации находятся китайские автомобили уже двух типов – JF-17 и «Цзянь-10» (J-10), возможно, сопоставимые с самыми современными в мире самолетами. И в один момент Китай продолжает поставки удешевленных истребителей, созданных на базе хорошего МиГ-21.

Китайская авиапромышленность кроме этого создала отечественную копию российского Су-27 («Цзянь-11В», J-11B) и осуществляет подобное «клонирование» палубного истребителя этого семейства – Су-33 («Цзянь-15», J-15). Помимо этого, эксперты двух соперничающих между собой авиастроительных компаний – «Чэнду» и «Шэньян» уже выстроили опытные образцы истребителей нового поколения – J-20 и J-31 с применением разработок обеспечения малозаметности (стелс-разработок). Для этих истребителей была расширена линейка авиационных ракет, и создано оборудование нового поколения, в числе которого бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) и инфракрасная поисково-прицельная совокупность.

Технологически J-10B может стать трамплином к реализации проектов создания истребителей J-20 и J-31. Статус китайской программы стелс-разработок не прояснился с момента неожиданного появления сверхтяжелого истребителя J-20 в конце 2010 года. Вместе с тем недавнее обнародование информации по истребителю меньших габаритов J-31, размеры которого соответствуют приблизительно американскому истребителю пятого поколения F-35, говорит о реализации двух взаимодополняющих, а не других проектов.

Не обращая внимания на габариты и разные конфигурации, J-20 и J-31 схожи тем, что они продвинулись дальше стадии демонстрации разработок. Оба прототипа имеют увеличенные если сравнивать с J-10 размеры, что может свидетельствовать о намерении ВВС НОАК организовать в возможности смешанный парк истребителей трех классов.

В ближайшие пара лет темпы развития китайских истребителей будут определять имеющиеся большое количество и ресурсы программ. В случае если в 2005 году Китай имел в реализации три главных проекта истребителей (JF-17, J-10 и J-11B), то сейчас кроме этого реализует программы J-10B и J-15, а корпорации «Чэнду» и «Шэньян» дополнительно трудятся в области стелс-разработок (J-20 и J-31).

В рамках интернациональной программы JF-17 «Тандер» (Thunder), реализуемой компанией «Чэнду» в сотрудничестве с Пакистаном на базе китайских изучений истребителя МиГ-21, создан совсем новый самолет, в первый раз представленный на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Сейчас, спустя более 10 лет данный истребитель производится не только в Китае, но и в Пакистане, и предлагается на экспорт.

Двигателестроение до тех пор пока в ступоре

Разбирая хорошую динамику развития армейского авиастроения в Китае, американские специалисты считают, что главными нужными составляющими для того чтобы развития являются кибершпионаж и двигателестроительные технологии. Причем хороший фактор – это интенсивная и, разумеется, очень действенная и целенаправленная кампания кибершпионажа Китая против западных индустрии, тогда как технологии двигателестроения являются ограничивающим причиной этого развития, потому, что сейчас все современные китайские боевые истребители оснащаются русскими авиадвигателями.

В какой степени кибершпионаж содействует научному прогрессу, не так легко оценить. Попытки проникновения в компьютерные сети, характеризуемые на Западе термином «усовершенствованная постоянная угроза» либо APT (Advanced Persistent на данный момент), свойственны, как подчеркивают американские специалисты, по большей части для Китая. Их не могли распознать на Западе до 2006 года, тогда как вооружения военные и китайские самолёты, информация о которых была опубликована сейчас, разрабатывались по большей части в предшествующий период.

Кстати, как раз в середине прошлого десятилетия одной из перспективных форм российско-китайского военно-технического сотрудничества в области боевой авиационной техники рассматривалась возможность совместного создания истребителя пятого поколения, цена разработки которого оценивалась в 12–15 млд дол. Россия много раз предлагала Китаю консолидировать силы в этом направлении, но он это предложение не поддержал.

Быть может, уже тогда особые киберподразделения китайских разведслужб удачно добывали нужную для экспертов данные, взламывая компьютерные сети ведущих американских компаний, участвующих в программах истребителей пятого поколения F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг». Не стали ли удачи КНР в области применения нового кибероружия обстоятельством того, что российское предложение было проигнорировано, по окончании чего Российская Федерация отыскала другого партнера по программе истребителя пятого поколения – Индию?

Западные специалисты обращают внимание на то, что Китаю стала известна подробная информация о новых технологиях и разработках создания малозаметных совокупностей с низким уровнем демаскирующих показателей – материалах, способах обработки контуров поверхностей, конструкциях апертуры и створок БРЛС с АФАР, используемых на истребителях J-20, J-31 и J-10B.

В полной мере разумеется, что наровне с радиоэлектронной разведкой кибершпионаж есть возможно самоё ценным дополнением к разведывательным самолетам. Приобретаемые эти смогут включать громадные количества подробной технической информации, которая вольно может направляться конечным пользователям – экспертам, разрабатывающим и внедряющим новые разработки. Относительная свобода передачи информации обусловлена тем фактом, что добывающие сведения лица находятся вне опасности, а техника и ПО, применяемые для проникновения в компьютерные сети, не предназначены для долгого срока работы, другими словами заблаговременно предопределено, что они будут найдены, им окажут противодействие и заменят новыми совокупностями.

Но в случае если дать согласие с мнением западных специалистов, что удачи китайского военного авиастроения последних лет в громадной степени обязаны прекрасно отлаженной и действенной совокупности кибершпионажа, то отчего же тогда яблоком раздора для китайской авиапромышленности являются разработке авиационного двигателестроения?

без сомнений, главная причина в том, что производство и разработка для армейских самолетов высокотехнологичных надежных двигателей в западных государствах опирается на комплексную разветвленную и жестко контролируемую базу поставщиков. Это смогли обеспечить лишь США, ведущие Россия и европейские страны – ведущие страны мира в сфере авиадвигателестроения, талантливые поставлять высокотехнологичные двигатели. Нужно подчернуть, что в случае если раньше опережающее развитие армейского двигателестроения содействовало формированию двигателей для гражданских самолетов, то сейчас рынок коммерческих моторов, где для обеспечения высоких черт и износостойкости употребляются те же критические разработки, что и в армейском двигателестроении, затмевает по количествам оборонный бизнес.

Китайские разработчики двигателей пока не смогут подключиться к цепочке поставщиков таких технологий и компетенций, и исходя из этого каким бы широким доступом к западной информации ни владел Китай, отставание в сфере авиадвигателестроения сохраняется и есть труднопреодолимым. Так считают аналитики США.

Американский еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» отмечает, например, что серийное производство китайского турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) WS-10A не ожидается ранее 2015 года. Согласно данным этого издания, Китай запросил в общем итоге 399 русских ТРДД АЛ-31ФН, причем последний заказ на поставку 123 двигателей сделан в 2011-м. По состоянию на 2011 год 276 силовых установок из неспециализированного заказанного количества были переданы клиенту.

Ими оснащены более чем 220 истребителей «Цзянь-10» (J-10), а кое-какие из АЛ-31ФН употребляются авиастроительной корпорацией «Шэньян» на истребителях «Цзянь-11В» (J-11B) и «Цзянь-15» (J-15) – пиратских копиях русских Су-27 и Су-33.

Китайский двигатель WS-10A «Тайхан» (Taihang) находится в стадии разработки и, как информируют кое-какие источники, установлен на опытные образцы истребителей J-10B и J-11B. Но заказ на 123 двигателя АЛ-31ФН от 2011 года, «покрывающий» четырехлетний количество производства «Цзянь-10», свидетельствует, что серийное производство китайского ТРДД WS-10A не ожидается ранее 2015 года, отмечает издание.

Интерес к русскому мотору

Ответ НПО «Сатурн» в первый раз представить собственный перспективный реактивный двигатель 117С на салоне «Эйршоу Чайна-2012» привело к широким спекуляциям в массмедиа около цели данной демонстрации. Высказываются предположения о вероятных потенциальных поставках изделия в Китае – или для применения в составе малозаметного истребителя J-20 разработки китайской компании «Чэнду», или как часть вероятной сделки по истребителю Су-35.

Двигатель 117С создан на базе АЛ-41Ф и устанавливается на истребитель Су-35 и перспективный летный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), кроме этого узнаваемый называющиеся истребитель пятого поколения. ВВС НОАК уже более двух лет высказывают заинтересованность в программе 117С, пока еще не достигшей соответствия поставленным требованиям, но опасения России довольно создания аналога и возможного копирования технологий китайской стороной блокируют продвижение этого вопроса.

Осложняется кроме этого задача поставки двигателей 117С в Китай в рамках программы Су-35. «Пекин и Москва обсуждали вероятный заказ на поставку 48 истребителей Су-35 и партии запасных двигателей 117С к ним, и мы ожидаем коммерческое предложение от китайской стороны приблизительно в декабре этого года», – заявил на выставке еженедельнику «Джейнс дифенс уикли» офпред русском Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В 2010 году занимаюший ранее пост министра обороны России Анатолий Сердюков виделся с официальными представителями китайской стороны в Пекине, дабы обсудить базисные вопросы предполагаемых закупок, каковые включали поставку громадного количества двигателей 117С. Но после этого Москва официально не отреагировала на предложение китайцев.

Однако промышленность Китая и ВВС НОАК сохраняют собственный интерес, что и обусловил демонстрацию двигателя в первый раз на «Эйршоу Чайна». Сейчас Российская Федерация не подписала ни одного соглашения и не реализовала ни одного двигателя 117С в Китай, а все изготовленные 117С до тех пор пока употребляются лишь на внутреннем рынке.

Русские госслужащие и Рособоронэкспорт так же, как и прежде озабочены вопросами интеллектуальной собственности по окончании осуществления сделки по лицензионному производству Су-27СК (известному называющиеся J-11 либо «Цзянь-11» в Китае), в рамках которой самолет был скопирован китайской корпорацией «Шэньян эйркрафт корп.» (Shenyang Aircraft Corporation).

Ранее представители индустрии России объявили, что будут настаивать на строгих обеспечениях от китайской стороны по защите интеллектуальных прав собственности на изделия Су-35, 117С и БРЛС «Ирбис-Э» разработки НИИ приборостроения (НИИП) и запрещении нелегальных копий, произведенных в Китае. Эти пункты включены в предмет переговоров с китайской индустрией.

«Мы полностью поймём, что китайцы желают в рамках сделки по Су-35 получить доступ к БРЛС «Ирбис-Э» разработки НИИП, двигателю 117С и перспективной авионике самолета, – выделил офпред ОДК. – Исходя из этого мы сосредоточимся на продаже этого самолета некоторым вторым отечественным клиентам в тех государствах, каковые не начнут пытаться скопировать либо похитить отечественные технологии, а не будем разглядывать Китай в качестве первостепенного экспортного клиента».

На кого похож «Миньшань»

Весьма интересно подчернуть, что возможности авиадвигателестроения Поднебесной очень критически оценивают и эксперты Украины. Китайская корпорация авиационной индустрии «Авик» (AVIC – Aviation Industry Corporation of China) показала на авиасалоне новый летный двигатель отечественной разработки – «Миньшань» (Minshan).

Характеристики мотора были опубликованы в сутки открытия авиасалона на пресс-брифинге, в котором кроме «Авик» учавствовали представители украинских двигателестроительных фирм – ОАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс». Как предполагается, «Миньшань» заменит турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) АИ-222-25, им оснащается на данный момент китайский учебно-тренировочный самолет (УТС) L-15 «Хунду» (Hongdu), созданный посредством российского ОКБ имени А. С. Яковлева.

«Миньшань» является двухвальный ТРДД с форсажной камерой и имеет большую тягу 4700 килограммов, что мало превышает подобный показатель (4200 кг) АИ-222-25Ф с форсажным режимом.

Согласно данным «Авик», «Миньшань» производится компанией «Лиян» (Liyang) в городе Гуйчжоу, но в его создании учавствовали компания «Лимин» (Liming) в Шэньяне, двигателестроительные фабрики в Чэнду и Дуньгань, и Университет совокупностей управления двигателями корпорации «Авик».

Как заявили еженедельнику «Джейнс дифенс уикли» украинские эксперты, они не принимали никакого участия в разработке «Миньшань». Одновременно с этим несколько китайских разработчиков создала данный двигатель, частично базируясь на конструкции ТВД DV-2, производимого на словацком двигателестроительном заводе в городе Поважска-Быстрица для самолета L-59, а двигатель DV-2 со своей стороны был создан на базе украинского мотора АИ-25.

Представители ГП «Ивченко-Прогресс» сказали, что в конструкции «Миньшань» заметны составляющие двигателя F124 разработки американской «Эллайд сигнал», которым оснащался легкий штурмовик L-159, китайское изделие является гибрид нескольких существующих моделей и в целом уступает им по нескольким позициям. В частности, топливная эффективность «Миньшань» на 20 процентов меньше, чем украинского двигателя, а последовательность элементов конструкции китайцев с очевидностью говорит о том, что в сфере авиадвигателестроения КНР так же, как и прежде отстает от мировых фаворитов.

«В случае если посмотреть на модуль цифровой совокупности управления двигателем FADEC на двигателе «Миньшань», его габариты намного больше нужных. Таковой модуль скорее подходит к двигателям класса GE90 компании «Дженерал электрик» либо «Трент» компании «Роллс-Ройс». Другими словами мы можем поздравить экспертов авиационного двигателестроения КНР с новым достижением и приветствовать их предстоящее продвижение в этом направлении, но пока нам нечего тревожиться относительно того, что отечественная ниша будет занята в скором будущем», – отметили в украинской компании.

Китай может предложить собственный двигатель для замены украинского АИ-222-25 на учебно-тренировочный самолет (УТС) L-15, но сделать предложение и принять его – две различные вещи, считают в ГП «Ивченко-Прогресс»: «Вы должны убедить летчиков, производителей самолетов, ВВС, экспортных клиентов и т. д. в том, что переход на китайские двигатели – умное ответ, но основываясь на том, что мы видели, возможно сообщить: реализовать китайский двигатель будет непросто».

И все же отстает

Итак, салон «Эйршоу Чайна-2012» продемонстрировал, что при наметившейся тенденции сокращения технологического разрыва между военным авиационной промышленностью и авиастроением Китая самые развитых государств КНР все-таки отстает от этих стран.

В полной мере возможно, что авиационная индустрия КНР сможет самостоятельно разрабатывать и создавать истребители четвертого поколения, современные истребители-бомбардировщики, многоцелевые вертолеты и турбореактивные двухконтурные двигатели, и вести работы по созданию умелых истребителей пятого поколения. Но большое отставание в области НИОКР и производственных возможностях все еще имеется. Наряду с этим другие страны и, например, США разрабатывают и ставят на вооружение более современные боевые авиационные совокупности.

Свойство армейского авиастроения Китая ликвидировать технологическое отставание от развитых армейских держав будет зависеть от нескольких факторов, среди которых существующие на сегодня производственные возможности, имеющиеся в наличии интеллектуальные и денежные ресурсы, экономическая ситуация в авиационной индустрии страны, уровень борьбы между китайскими авиастроительными компаниями, управление капиталом, трудовыми ресурсами, и рынками разработок, форма собственности фирм авиационной индустрии.

Николай Новичков, главред агентства АРМС-ТАСС

Случайная запись:

Мегазаводы. Airbus A380 (Аэробус А380). Самый большой пассажирский самолёт.


Статьи по теме: