Арктическая стратегия китая

Арктическая стратегия китая

С того времени как Китай взял на майском саммите Арктического совета, проходившем в шведском городе Кируна, статус наблюдателя, он трудится, не покладая рук.

Вначале глава Народного политического консультативного совета Китая Юй Чженшэн (Yu Zhengsheng) посетил Финляндию, Данию и Швецию. Официальной целью его турне было укрепить сотрудничество и торговлю, в особенности в Арктике.

После этого Китай заявил о расширении НИИ, занимающегося Арктикой. Сейчас данный НИИ будет совместно со скандинавскими исследовательскими центрами изучать эффекты глобального потепления и разрабатывать советы по законодательству и арктической политике. Так, Пекин разрешил понять, что он не планирует быть пассивным участником Совета, а желает реально оказывать влияние на его будущую деятельность.

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation) в один момент заявила о сделке по разведке нефти у юго-восточной части прибрежной полосы Исландии, которую она заключила с исландской компанией Eykon Energy.

Принадлежащая стране компания Sichan Xinue Mining кроме этого дала согласие финансировать большой интернациональный горнодобывающий проект на гренландском железорудном месторождении Исуа. Если он окажется успешным, то подключатся и другие китайские компании – такие, как Jiangxi Zhongrun Mining и Jiangxi Union Mining, интересующиеся медью и золотом, проводившие разведку, но пока не начинавшие добычу. Имеется и другие проекты, например, связанные с производством алюминия, каковые уже обретают очертания либо будут начаты, в случае если проект в Исуа даст прекрасные результаты.

Кроме этого сравнительно не так давно было заявлено о соглашениях с Газпромом и Роснефтью по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике. На следующем российско-китайском саммите Китай заключил с Роснефтью договор, по условиям которого поставки нефти в Китай должны утроиться и дойти до 900 тысяч баррелей в день – другими словами до одного уровня с поставками в Китай из Саудовской Аравии, информирует последний номер Financial Times.

Дабы заключить это соглашение, Роснефти было нужно дать согласие на финансовые вливания в форме очередных огромных кредитов от Китая на сумму в 25-30 млд дол и давать слово уменьшить приобретение нефтегазовых активов в Российской Федерации китайской компанией Sinopec. Вторыми словами в рамках собственных огромных энергетических инициатив в Арктике и на Дальнем Востоке России китайцы сумели расширить и без того большой долг Роснефти перед Китаем, что восходит к временам заключенного в 2009 году соглашения о нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан». Эта задолженность и планируемый Роснефтью рост поставок должны обеспечить КНР большое влияние в регионе.

В будущем Роснефть собирается кроме этого решить вопрос об участии Sinopec в масштабном проекте на Дальнем Востоке России – Восточной нефтехимической компании, совместно основанной в 2007 году Роснефтью и соперничающей с Sinopec Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). В случае если Китай выделит Роснефти кредит в 2 миллиарда долларов в год под поставки нефти в течение 25 лет, Роснефть уже в текущем году увеличит экспорт нефти в Китай на 800 тысяч метрических тысячь киллограм. Ежегодные количества экспорта смогут дорасти до 31 миллиона тысячь киллограм либо до 620 тысяч баррелей в сутки, что практически в два раза превышает нынешние количества.

Игорь Сечин, правая рука и глава Роснефти Путина, кроме того намекнул на 50 миллионов тысячь киллограм в год. Еще одно соглашение Роснефти с CNPC, предполагающее добычу нефти в Арктике — в Печорском бассейне и на шельфе Баренцева моря, — кроме этого подчеркивает растущее значение CNPC на мировых рынках.

Газпром кроме этого заявил о собственном намерении заключить в 2013 году долгожданную газовую сделку с Китаем и подписал с китайцами меморандум о согласии. Эта сделка также, быть может, будет предусматривать авансовые выплаты все более уязвимому Газпрому со стороны Китая.

С учетом того, что Российская Федерация на данный момент столь же усиленно пробует разведывать и разрабатывать углеводородные и минеральные ресурсы Арктики, ясно, что эта китайская активность на фоне открытия Северного морского пути для торговли между Азией и Европой ее нервирует – как, быть может, и другие арктические государства. Москва, несомненно, встревожена, не смотря на то, что и вычисляет Пекин своим «стратегическим партнером».

Китай очевидно интересуется не только торговлей и инвестициями. Он стремитсяобеспечить себе такие каналы поставок энергетических и других ресурсов, каковые американский флот не сможет либо не захочет прерывать. Beijing Review говорит, что другие игроки пробовали оттеснить Китай, но благодаря огромным упрочнениям, солидным расходам на финансирование энергетической инфраструктуры в Российской Федерации и Канаде, и собственной научной программе по арктическим изучениям, «он в итоге сумел в рекордные сроки поменять баланс сил в Арктике».

Грубо говоря, Китай дорого заплатил за собственный новый статус, но это разрешит ему достигнуть некоторых в полной мере осязаемых целей. К примеру, сделка с Исландией не только обеспечит китайцам доступ к современным исландским разработкам в области экологически чистой энергетики, но и даст им влияние на саму Исландию, которое, в то время, когда Исландия вступит в Совет, обеспечит КНР определенные дополнительные возможности.

Не считая больших коммерческих, энергетических, инвестиционных и торговых преимуществ, Китай кроме этого взял стратегические преимущества – если не в Канаде, то, по крайней мере, в Северной Европе и в Российской Федерации. Сейчас у него появилась площадка, на которой он может деятельно принимать участие в рассмотрении неприятностей глобального потепления, которое, в случае если его не сдерживать, может сказаться на китайском климате и подорвать сельское хозяйство КНР либо стать обстоятельством наводнений на ее прибрежных низменностях.

Вдобавок на данный момент Северный морской путь неспешно делается более недорогой альтернативой для судоходства и трансконтинентальной торговли, и Российская Федерация фактически точно будет стремиться установить удачный ей режим пошлин. Сейчас Китай возможно уверен, что Российская Федерация будет учитывать его голос в этом вопросе.

Также, у Китая показался надежный плацдарм для защиты того, что он вычисляет собственными «законными правами» в Арктике. В полной мере быть может, что он им воспользуется, дабы "настойчиво попросить" право голоса при разрешении арктических споров за территорию. В 2009-2010 годах Китай утверждал, что суверенитета над Арктикой нет ни у кого, что напрямую шло вразрез с русскими претензиями.

Дабы присоединиться к Совету, он должен был отказаться от данной позиции и признать суверенитет всех государств, притязающих на арктические территории. Наряду с этим он сделал оговорку, что конкретные ответы будут приняты в будущем. Это быстро контрастирует с твёрдыми заявлениями Китая о его суверенитете над островами Сенкаку и Южно-Китайским морем и о его «главных заинтересованностях» в этих регионах.

С учетом собственных претензий на соседние моря, он, в сущности, не имел возможности не признавать существующие границы и необыкновенные экономические территории, в случае если желал стать участником Совета. Но, не обращая внимания на это он сейчас именует себя «околоарктической страной» и страной «с заинтересованностями в Арктике».

Возможно, именно это посильнее всего нервирует Россию. По сообщению ИА «Интерфакс», глава правительства Медведев без каких-либо очевидных предлогов заявил 4 июня интервьюеру в Норвегии, что «доверие к Китаю существует, но правила игры устанавливаем мы с вами, другими словами арктические страны».

Потом Медведев выделил, что, не смотря на то, что Москва пытается к продуктивному сотрудничеству со всеми участниками Совета, включая Китай, и ставит перед собой в регионе только «мирные и прагматичные» цели, лишь члены Арктического совета должны иметь определяющий голос в этих вопросах. «Это конечно, это отечественный регион, мы тут живем. Это отечественная родная почва», — добавил он.

К несчастью для Москвы, не только Китай, но и другие азиатские государства будут стремиться максимально расширить собственный влияние на Совет по множеству разных причин. Быть может, для России Арктика, — дом, но русским крепостью она больше быть не сможет.

Стивен Бланк — доктор наук-исследователь Университета стратегических изучений, эксперт по проблемам нацбезопасности.

Случайная запись:

Oriental Empires — БИТВА ЗА КИТАЙ! ОБЗОР И ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД!


Статьи по теме:

  • Геополитические стратегии у сша, китая и россии

    Во вторник 25 июня в лектории культурного центра ЗИЛ доктор наук магистратуры ВМС США, сотрудник Отдела нацбезопасности Центра современных распрей…

  • Лингвистическая стратегия китая

    До недавнего времени внешняя языковая политика КНР была направлена на продвижение за границей китайского языка. китайский язык и Иероглифическая…

  • Конец сша – это конец китая

    Уже через девять лет, в первой половине 20-ых годов XXI века, по окончании того, как Белый дом десятилетиями увеличивал бюджетный недостаток, кредиторы…