Церемония прощания с патриотическим епископом в пекине отразила его двойственное положение

Церемония прощания с патриотическим епископом в пекине отразила его двойственное положение

Прошедшая пару дней назад в Пекине церемония прощания с погибшим начальником протестантского направления в “патриотической” религиозной совокупности материкового Китая четко распознала двойственное положение священников при однопартийном режиме. В силу принадлежности к религиозной общине епископ Дин Гуансюнь (Ting Kuang-hsun) не имел возможности стать авторитетным участником компартии, но как проводник маоистской идеологии в среде верующих пользовался статусом ответственного аппаратчика.

Почетный глава патриотического перемещения ‘трех самостоятельностей’ (TSPM) и почетный председатель совета китайских христиан (CCC) умер в 10 утра 22 ноября в возрасте 98 лет. Как отмечается в заметке Синьхуа, по поручению центрального управления на кремации, прошедшей в Наньцзине, столице провинции Цзянсу, 27 ноября, находились член правящей вершины полибюро Юй Чжэншэн (Yu Zhengsheng) и зампредседателя национального комитета народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) Чжэн Ваньтун (Zheng Wantong).

В посланиях соболезнования, направленных “в различной форме его родственникам” от имени всех 12 высших партийных бонз, включая Ху Цзиньтао, Си Цзиньпина и Цзян Цзэминя, его именовали «выдающимся патриотическим религиозным фаворитом» и «другом компартии Китая».

Официальные снимки с церемонии прощания, распространенные через портал SINA и другие материковые сайты, делятся на две серии. Первая несколько воображает мероприятие, совсем далекое от религии: тело епископа покрыто красным флагом, на портрете он в костюме с галстуком, а на транспаранте написано «Оплакиваем епископа Дин Гуансюня». Вторая несколько придает событию сакральный характер: на тело положили белое покрывало с крестом, повесили портрет в одеянии епископа, а на транспаранте слова «Епископ Дин Гуансюнь да упокоится в мире в длани Господней».

Дин Гуансюнь был активным защитником заинтересованностей однопартийного режима, продвигавшим прекрасно известную по советским временам практику социалистического клерикализма. Священник отвечает в основном за то, дабы в церковных общинах не было никакой дискуссии по поводу ответов партии, в противном случае он подвергается преследованиям, доходящим до заключения в под стражу. Тем же, кто готов пропагандировать мудрость партийных бонз на интернациональном уровне, надеются привилегии и льготы.

Будущий патриотический религиозный деятель появился в христианской семье в 1915 году, в 1942-м взял степень по теологии в респектабельном St John’s University в Шанхае и в том же году был рукоположен на должность викария Англиканской церкви. В 1954-м Дин Гуансюнь вошел в число 138 христианских фаворитов, обязавшихся во всем поддерживать компартию. Перемещение ‘трех самостоятельностей’ потребовало от всех материковых общин оборвать контакты с за рубежом и провозгласить лояльность партийной идеологии.

Mногие христиане открыто ненавидели его позицию, опиравшуюся на утверждения, что протестантская церковь «обязана подстраиваться под социализм», и что спасение души достигается лишь в тех общинах, каковые действуют в рамках партийной идеологии. Он кроме этого деятельно занимался «теологической перестройкой», в соответствии с которой христианство должно было превратиться в народную веру с китайскими чертями, никак не связанную с зарубежным происхождением.

«Он проповедовал то, что было удобно для распространения [пекинской] ветви социализма, к примеру, защищать правление компартии, снабжать стабильность, объединение страны», — приводит South China Morning Post нелицеприятную оценку, которую дал ему доктор наук Китайского университета Гонконга Ин Фук-цан (Ying Fuk-Tsang). По плану “патриотического” епископа протестантской церкви отводилась роль подобострастной прислуги партаппарата, пожертвовавшей главными христианскими сокровищами в обмен на государственную поддержку и другие льготы.

Как выделил пастор Цзинь Тяньмин из домашней церкви Shouwang, известной христианских общин Китая, Дин Гуансюнь придавал своеобразное значение идее «компромисса во имя веры». «Но это христианству направляться оказывать влияние на общество, а не вера обязана направляться [политическому] курсу», — отметил он.

Епископ Дин Гуансюнь в течение практически 20 лет занимал кроме этого пост помощника главы НПКСК и был делегатом всекитайского собрания народных представителей. Он управлял – фактически с момента основания в 1985-м — издательство Amity Foundation, производящее библейскую литературу, и был почетным президентом Наньцзинской теологической семинарии. Он располагал важными возможностями для сотрудничества с национально-партийными государственный служащими, но покинул по окончании себя только устаревшие схемы.

Достаточно бегло просканировать материковые новостные источники, дабы убедиться в том, что христианским общинам придется и потом следовать по пути “теологической перестройки”.

Совет китайских христиан и национальный комитет TSPM запланировали на период с 2013 по 2017 год кампанию по распространению “хорошего и верного теологического мышления”, по информации портала английской China Daily, ориентированной, кстати, еще и на внешнюю пропаганду. Группа из 16 прошедших особую переподготовку деятелей будет просматривать с церковных кафедр проповеди для верующих и пасторов, воспитывая христиан “в духе времени”. Объявляя 25 сентября о проведении кампании, президент CCC Гао Фэн (Gao Feng) заявил, что целью проекта есть “извлечение из Библии, церковных традиций и религиозных доктрин моральных баз, совместимых с текущим моментом, чтобы поощрять верующих делать больший вклад в развитие экономики страны, культурное процветание и социальную гармонию”.

Эта кампания станет «большим событием» в строительных работах китайской христианской теологии, заявил глава госуправления по делам религии Ван Цзоань, выделивший, что христианство “должно быть совместимым” с нормами социалистического общества.

Возможно, стоит подметить, что в религиозной практике советского социализма подобные формулы были неспециализированным местом, но все проповеди «чекистов без погон» скоро стали чем-то таким, о чем не очень приятно упоминать вслух.

wangpa

Случайная запись:

Как проходит прощание с Хворостовским 1000 людей выстроились в очередь


Статьи по теме: