Прощание с конфуцием, или позвоните родителям

Прощание с конфуцием, или позвоните родителям

Китай переживает историческую семь дней: в понедельник был введен в воздействие закон об обязанности детей посещать своих родителей и всячески о них заботиться, и кроме того был вынесен первый решение суда. на данный момент, к середине семь дней, стало ясно, что закон не всем в стране нравится и уже привёл к массе неудовольствия. И еще одно светло – что за переменами в китайском обществе американский политический класс следит так же пристально, как за пекинской программой строительства авианосного флота.

Мысль хорошая, но не весьма выполнимая

Имеется первое судебное ответ, вынесено в провинции Цзянсу. Мама жила в семье дочери, они поссорились, мама ушла жить к сыну и подала на дочь в суд. Суд приговорил дочь к посещению матери минимум раз в два месяца и оказанию ей финпомощи.

Исторический прецедент создан.

Сам закон именуется «Защита прав и заинтересованностей пожилых людей», предписывает систематично посещать своих родителей (если они старше 60 лет) и слать им поздравления. И – что серьёзнее – обязывает работодателя предоставлять людям для этого кратковременные отпуска. Как видим, в колонию осужденную по первому суду не посадили, но ясно, что за невыполнение ответа суда вероятны всякие карательные меры.

И самое необычное, что в Китае – где по предлогу закона идет активная дискуссия, в национальных, частных СМИ и в микроблогах – довольно много обиженных им. Популярный писатель Го Чжэн говорит: это смешно – делать законом часть людской природы. Все равно что предписывать в судебном порядке гармоничную сексуальную судьбу.

А охранник Шэн из пекинского отеля уверен в том, что мысль закона хороша, но не хорошо выполнима. Он – временный работник, а такому выходные не весьма положены, не удается посещать своих родителей кроме того два раза в год.

Фактически, высказывание точек зрения по этому предлогу – часть национальной кампании «в первую очередь – сыновняя мораль». Участвуют в ней школьники, студенты, СМИ и все другие. Причем ясно, что в данном случае нет ничего чрезмерного и неестественного в этом обычном для ветхого Китая занятии – ведении кампаний: тема задевает всех.

Америка пристально наблюдает

Но, пожалуй, самое занимательное в том, что тема эта задевает кое-кого и за пределами Китая: в США. И обсуждение того, что происходит в китайского общества, идет с редкой интенсивностью в Америке.

New York Times, к примеру, за последние месяцы опубликовала пара материалов на эту тему. Включая данный, где цитируется шестисотлетней давности трактат Го Цзюцзина, что включен в школьную программу – 24 примера сыновней почтительности. Один из примеров говорит про парня, что просидел всю ночь рядом со дремлющими родителями полуголый, дабы комары слетались к нему, а не к ним.

Имеется подвиги и важнее.

Данный феномен по-своему кроме того увлекательнее того, что происходит в китайского общества: тщательная оценка просматривающим политическим классом США слабости и силы Китая.

Америке как мы знаем, что еще пара десятилетий Китай не сможет кинуть ей вызов по части стратегического баланса (авианосцы, ядерные боеголовки и другое). Но, также, анализируется все другое. Экономика, отношения с национальными меньшинствами (Тибет и Синьцзян), и более всего «человеческий материал».

Многие умные американцы на данный момент стали китаеведами.

И не лишь ими. Возможно напомнить об подобном подходе специалистов в тех же США к России. В качестве достаточно случайного и не единственного примера возможно назвать недавнюю книгу американцев Клиффорда Гэдди и Барри Икеса «Медвежьи капканы на пути России к модернизации».

В том месте анализируются не лишь технологии и производства, но и тот факт, что представления о уменьшающемся населении России устарели. Приблизительно с 2011-го года специалисты производят перерасмотрение собственные прогнозы роста населения в сторону увеличения. И тем хуже для тех, кто этого своевременно не увидел.

Закон как симптом бессилия

Возвращаясь к Китаю, увижу: неприятность с «сыновним законом» в том, что он показывает слабость общества, либо как минимум непредсказуемость происходящих в стране изменений.

По причине того, что еще недавно никто в мире не имел возможность и высказать предположение, что в Китае может пригодиться закон – другими словами использование национального принуждения – в таковой сфере, как помощь родителям. Потому, что имеется вещи, каковые и безо всяких законов являются сутью национального характера.

В Китае еще Кун Цзы, он же Конфуций, живший в 6-5 столетиях до отечественной эры, выстроил красивую конструкцию общества и соответственно страны: его пронизывают и держат совместно две главные вертикальные конструкции, сверху вниз и снизу вверх. Родители (и главы, включая главу страны) относятся к детям (и младшим по статусу в обществе) с благосклонностью. А дети и подчиненные относятся с почтением к родителям и вышестоящим.

И самое увлекательное, что эта конструкция – которая при Конфуции, кстати, уже существовала, он просто описал то, что имеется – продержалась до отечественных дней. Любой Новый год по лунному календарю добрая половина Китая снимается с места и едет посещать своих родителей. Об этом транспортном кошмаре снимают и пишут репортажи.

Но в случае если появилась необходимость в законе, значит – прощай, Конфуций, совокупность больше не трудится сама по себе. И неясно, прекрасно это либо не хорошо. Фактически, сущность китайской дискуссии в том, возможно либо нельзя вставлять национальные подпорки в конструкцию, которая рушится. Чего больше от для того чтобы закона – пользы либо вреда.

Общество само производит сокровище, время от времени возможно ему в этом оказать помощь, но чаще – нет. Будет хуже.

В этом же сущность и российской дискуссии на весьма похожие темы. Вот закон по поводу матерно-ненормативной лексики: в случае если это тот язык, на котором говорит и думает узнаваемая часть населения, то какой суть в том, дабы отрывать от данной действительности кино, театр либо СМИ? Основная опасность в том, что такие случаи создают неуважение не лишь к кино либо газете, а к государству и законам в целом.

А перемены в китайском обществе, каковые стали причиной нынешнему положению дел, весьма несложны и понятны вот из каких цифр: практически добрая половина из 185 – 200 миллионов людей, которым за 60, уже не живут с детьми. Это обстановка, немыслимая еще полвека назад. Дети уезжают на доходы в громадные города, и кроме того преуспевают, но тогда им физически сложно разрываться между ветхой и новой судьбой.

А пенсионную совокупность в Китае лишь создают – медлительно и настойчиво. Раньше в ней не было необходимости, потому, что помощь детей родителям считалась само собой разумеющейся.

Дмитрий Косырев, политический корреспондент РИА Новости.

Случайная запись:

Прощание с Дмитрием Хворостовским пройдет в Москве


Статьи по теме: