Дорога в шанхай

Дорога в шанхай

По результатам российско-китайских переговоров в Шанхае президент Российской Федерации В. В. Путин сделал 20 мая заявление для прессы, в котором, например, сказал:

«Особенное внимание на протяжении переговоров уделили экономике. Китай прочно занимает позицию ведущего внешнеторгового партнёра России. В прошедшем сезоне товарооборот между отечественными государствами составил практически 90 миллиардов, будем стремиться расширить его до 100 млд дол США.

Для этого имеется всё нужное.

Создан Российско-китайский инвестиционный комитет, что будет продолжать работу по расширению инвестиционных потоков. Наибольшие бизнес-инициативы – в энергетике. Мы трудимся по всем направлениям.

И по всем направлениям у нас большое перемещение вперёд.

На протяжении встречи кроме этого обсуждались методы диверсификации отечественной торговли, понижение ее зависимости от внешней экономической конъюнктуры. Будем поощрять сотрудничество в высокотехнологичных отраслях. К ним относится гражданская авиация.

У нас тут хорошие возможности, хорошие проекты и по созданию широкофюзеляжного самолёта, и тяжёлого гражданского вертолёта. Начинается сотрудничество в автомобилестроении.

Углубляется межбанковская кооперация. Будем в дальнейшем развивать денежную инфраструктуру. Ведется активная работа по повышению обоюдных расчётов в национальных валютах.

Будем думать над новыми инструментами в денежной сфере.

Отдельная тема – это контакты по линии военно-технического сотрудничества, по линии министерств обороны отечественных государств. Такое сотрудничество – безопасности и важный фактор стабильности в регионе и во всем мире» (жирный шрифт мой — Т.В.).

Отечественные алармисты сомневаются в пользе сотрудничества с КНР в энергетической и в военно-технической сферах. За этими мыслями сложно усмотреть какие конкретно бы то ни было разумные основания. Позваны они, по всей видимости, с одной стороны, расовыми предрассудками, а с другой — неосведомлённостью о настоящем положении вещей.

В постсоветской России главным инициатором расширения энергетического сотрудничества с Китаем выступил М. Б. Ходорковский — и дорого поплатился за это. Его и его бизнес «заказали». В то время В. В. Путин воспользовался этим американским заказом для усиления положения собственной группировки в русском олигархии.

Благодаря создавшемуся в следствии положению у группы Путина хватило сил продавить это в далеком прошлом назревшее ответ сейчас.

Это ему удалось в силу, с одной стороны, главного по окончании разгрома компании «ЮКОС» положения его группы, с другой — большого личного рейтинга в следствии аннексии Крыма. Так обе предпосылки, создавшие возможность расширения русского сотрудничества с КНР, появились по инициативе США. «Роснефть» укрепилась благодаря американскому «сдерживанию Китая», а рейтинг Путина — в следствии американского «сдерживания России». Через пара месяцев уровень его популярности в народе скорректируется книзу, исходя из этого Путину приходится спешить.

Популярная теория о будущем китайском захвате Сибири — не более, чем ксенофобская страшилка, напоминающая байки о захвате Москвы таджикскими дворниками и азербайджанскими коммерсантами. По контрасту с США, КНР может служить примером продуманного, взвешенного и важного поведения в интернациональных отношениях.

В отличие от Индии, Пакистана либо, скажем, Сингапура, Китай не страдает от перенаселения, и располагает большим резервом неосвоенных и пустынных земель. Плотность населения в Китае ниже, чем в Англии, Германии, Нидерландах, Италии, Бельгии, Швейцарии и некоторых вторых европейских государствах, от которых мы не ожидаем попыток расширения на Восток для завоевания «жизненного пространства» — разве что для захвата рынков для американских неликвидов.

Происхождения китайской зависимости от развития и российских энергоносителей связанной с этим напряжённости беспокоиться кроме этого не приходится, поскольку Китай заблаговременно заботится о диверсификации поставок. Более беспристрастные наблюдатели разглядывают Китай как один из полюсов сил, в определённой степени нейтрализующих дестабилизирующее влияние США.

Так, инициативу сотрудничества в сфере энергетики возможно лишь приветствовать, в то время как военно-техническое сотрудничество кроме этого нужно развивать, и нет никаких оснований его беспокоиться. Синергетика русских природных творческого потенциала и ресурсов, с одной стороны, и хорошей организации производства в Китае и больших средств для инвестиций — с другой, раскрывает неоценимые возможности.

Что касается частностей достигнутых договорённостей. Совместный проект тяжёлого гражданского вертолёта, без сомнений, хорошая мысль, поскольку один только китайский рынок в состоянии оправдать его экономически. А вот автомобилестроения и вопросы самолётостроения, полагаю, требуют дополнительного дискуссии.

Степень сложности выхода на всемирный рынок в этих отраслях напоминает выход в финал мирового чемпионата по футболу, и не в финальный турнир, а в финальный матч. Для этого не хватает наличия времени для тренировок, поля, мяча, игроков а также громадного количества денег.

Китайцы замечательно обучились «передирать» машины, и производят в полной мере приемлемые копии «Мерседесов» Е и С-класса. Но на мировые рынки с этим не отправишься, через чур много защищённых патентами компонентов, в особенности в двигателях. Однако, хорошую дорогу проложил Никола Тесла.

По ней уже идут ведущие германские производители «BMW» и «Mercedes-Benz», необходимо лишь не разбрасываться.

направляться присмотреться, к примеру, к «Project i». Немцы положили в разработку огромные средства, но как выяснилось, мало чем рисковали. Собираемые в Лейпциге муниципальные BMW i3 востребованы как тёплые пирожки, идаже громадный спортивный электромобиль BMW i8 стал хитом продаж.

За весьма маленькое время заказы на модель будущего 2015 года уже на 10 000 штук превысили запланированный количество выпуска.

Немцы нашли красивые конструкторские ответы, но их фактически нереально действенно обезопасисть патентами. Речь заходит об изделии, ненамного превышающем по сложности миниатюрный троллейбус, но владеющем громадным потенциалом внедрения на ранее недоступные рынки, что со своей стороны может вдохнуть новую судьбу в фирмы оборонки, создающие ткани и углеродные волокна из них.

Не следует затевать с конкуренции на рынке классических автомашин. Сотрудничество с КНР в отрасли автомобилестроения лучше начать с электромобилей. Конкурентоспособный эквивалент BMW i8, расходящегося в Германии за баснословные 140 тысяч евро, будущие российско-китайские производители имели возможность бы, возможно, предложить за цену, не превышающую 40 тысяч евро.

Переход на расчёты в национальных валютах — мера, о которой следовало задуматься в далеком прошлом, но американское лобби в отечественном правительстве не разрешало совершить эту, и ряд других аналогичных, в судьбу. Но благодаря американским санкциям и тут открылись возможности, каковые нельзя упускать.

И наконец, дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт. Нужно учесть, сколько времени ушло у «Airbus» на то, дабы потеснить на рынке «Boeing». Мысль толкаться локтями на этом пятачке с обоими гигантами в один момент выглядит чересчур амбициозной.

Путин много лет шёл к Шанхаю. В деле Ходорковского он воспользовался силой американцев, сыграв на их стороне против Китая, и отправился Китаю навстречу лишь по окончании того, как укрепил собственные позиции. Быть может, в бизнесе необходимо воспользоваться той же стратегией?

Не лучше ли на разрешённом этапе попытаться совместить производство и китайское финансирование с компонентами и российскими ресурсами — с маркетингом и немецким контролем качества?

Как бы то ни было, нынешнее сближение с Китаем происходит как запрещено своевременно. Не напрасно отечественные толерантные либералы то и дело сбиваются на ксенофобские комментарии.

Татьяна Волкова

Случайная запись:

Однажды в Шанхае (2014) Достойный Криминальный Боевик .


Статьи по теме: