Дорогой «китайской мечты», от идей конфуция до технологий ххi века

Дорогой «китайской мечты», от идей конфуция до технологий ххi века

«Английский адмирал насильно кормит китайца опиумом». Французская карикатура времён второй «опиумной войны». В Китайской Народной республике повторения истории не желают

Китайская мечта Си Цзиньпина

29 ноября 2012 года, через 14 дней по окончании завершения XVIII съезда Компартии Китая, семеро только что избранных участников Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии, которая складывается из 90 миллионов участников и правит 1 млрд. 300 млн. китайцев, нежданно отправились в Национальный музей. Их бросились в глаза не коллекции старой латуни, древнего фарфора либо шедевры каллиграфии, а единственная выставка — «Дорогой восстановления».

«Семеро бессмертных» начали осмотр с экспозиции о ужасной странице истории — периоде Опиумных войн (1840–1842 и 1856–1860 годы), в то время, когда превосходящие силы французов и англичан разгромили китайские армии, захватили Пекин, обложили Поднебесную огромными контрибуциями, навязали ей неравноправные соглашения и после этого, вместе с другими державами Запада и Японией, практически перевоплотили Китай в полуколонию. Конечно, фавориты Компартии уделить время разделам выставки, в которых рассказывается о создании КПК в первой половине 20-ых годов двадцатого века, роли коммунистов в организации сопротивления Японии, в победоносном завершении гражданской войны и провозглашении КНР во второй половине 40-ых годов XX века, в открытости стратегии «и выработке реформ», которая обеспечила мирное возвышение Китая.

По окончании осмотра, генсек КПК и глава КНР Си Цзиньпин сказал краткую обращение. Начав с напоминания о тяжелом периоде истории китайской нации, он процитировал стихи Мао Цзэдуна, охарактеризовавшего времена перед вторжением чужестранцев словами «понапрасну уверены в том, что форпост прочен и крепок», а новую эру как «времена огромных изменений».

Оптимистическую тональность задали строки из произведения древнего поэта Ли Бо: «наступит время чтобы на всех парусах ринуться вперед». Перейдя к прозе нашей жизни, наследник Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао заявил: «Нескончаемая борьба, длящаяся со времен Опиумных войн вот уже 170 лет, открыла блистательные возможности великого восстановления китайской нации.

На данный момент мы, как ни в один исторический период ранее, близки к осуществлению отечественной цели — великому восстановлению китайской нации, и как ни разу мы уверены в отечественной способности достигнуть данной цели». Си Цзиньпин назвал и верный путь к цели — «отысканный в нелегких отыскивании В первую очередь открытости политики и проведения реформ социализм с китайской спецификой».

В конце выступления Си Цзиньпин наметил этапы успехи цели: «Я твердо уверен, что к столетней годовщине основания Компартии Китая (2021 год) неизбежно будет осуществлена задача создания общества средней зажиточности. Ко времени столетия создания КНР (2049 год.), без сомнений, будет выполнена задача по созданию богатого и могущественного, демократического и цивилизованного, гармоничного и современного социалистического страны. Мечта о великом восстановлении китайской нации обязательно осуществится».

В первом публичном появлении перед всем миром в качестве нового начальника КНР, Си Цзиньпин показал стратегическую глубину собственного видения текущего отрезка пятитысячелетней истории Поднебесной — 170 лет назад, от начала первой Опиумной войны (1840), и 37 лет вперед до столетия образования КНР (1949). Собственный десятилетнее правление он начал с постановки перед китайской нацией долгосрочной задачи. Для того чтобы до Си Цзиньпина не делал ни один правитель КНР.

Сердцевина китайского духа — патриотизм

Концепция Си Цзиньпина была призвана начать трудиться без всяких отлагательств. Об этом говорит не только ее активное обсуждение в массмедиа и блогосфере. «Китайская мечта» стала, по существу, центральной темой на сессиях ВСНПи НПКСК, каковые состоялись в середине марта 2013 года. Эти планирующие раз в году органы представительной власти оперативно произвели кадровые назначения, а также Си Цзиньпина на должность главы (президента) КНР, а Ли Кэцяна — на должность премьера Государственного совета (премьера) КНР, а после этого заслушали, обсудили и утвердили доклад только что ставшего главой Си Цзиньпина.

Поблагодарив за доверие и отыскав в памяти вклад собственных предшественников Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, он начал развивать концепцию «китайской грезы», назвав три основных условия ее осуществления.

1. В обязательном порядке идти по китайскому пути, другими словами по пути социализма с китайской спецификой. Китайская нация — это нация незаурядной креативности. Раз мы сумели создать великую китайскую цивилизацию, то, тем более, сможем продолжать и расширять путь развития, соответствующий китайским реалиям.

2. Нужно возвышать китайский дух, сердцевина которого — патриотизм, и дух эры, сердцевина которого — реформы и новаторство.

3. Нужно объединять силы нации, каковые рождаются великой сплоченностью 56 национальностей 1,3 миллиардного населения. Китайская мечта — это мечта всей нации и мечта каждого китайца в отдельности.

В последующие месяцы Си Цзиньпин обращался с просьбой осуществить китайскую мечту к различным слоям общества. В апреле 2013 года он виделся с представителями рабочего класса. Начальник компартии напомнил о необходимости «твердо продвигаться вперед по пути социализма с китайской спецификой и бороться за полное построение общества средней зажиточности («сяокан» — Ю.Т.), составными частями которого являются могущество, народовластие, цивилизованность, гармония, свобода, равенство, справедливость, главенство закона, патриотизм, преданность работе, честность, дружелюбие.

В мае наступил черед молодежи. Си Цзиньпин призвал молодое поколение не расслабляться на фоне достигнутых страной удач: «девяносто ли образовывает лишь половину пути длиной в сто ли», процитировал он старую книгу «Чжаньгоцэ» («Стратегии воюющих царств», 5-3 вв. до н.э.). Грядущий Китаю бурный рывок вперед на финальном участке забега длиной в 210 лет, потребует полной самоотдачи, но и предоставит молодым людям невиданные возможности для самореализации. «Одна волна Янцзы набегает на другую», — данной пословицей Си Цзиньпин украсил рассуждение о том, что долг молодости пребывает в том, дабы догнать и перегнать старшее поколение.

Весьма насыщенным выяснилось выступление в октябре 2013 года перед участниками Ассоциации китайских экспертов, взявших зарубежное образование и возвратившихся на Родину. Члены данной, созданной еще в 1913 году, патриотической организации вот уже целый век принимают активнейшее участие в жизни Китая.

Достаточно отыскать в памяти о роли «китайского Королёва» Цянь Сюэсэня, что возвратился из америки в Китае в 1955 году и руководил созданием первой искусственного спутника и баллистической ракеты Почвы. «Ценить мудрецов — сущность управления страной», — эта цитата из книги старого мудреца Мо-цзы (ок.470 — ок.391 до н.э.) стала основной мыслью в обращении Си Цзиньпина к бессчётным обучающимся (лишь в Соединенных Штатах в 2011–2012 годах обучалось 194 тыс., китайских студентов) и экспертам. Выделив познание Пекином мотивов как возвратившихся в Китай, так и оставшихся за рубежом, он призвал и тех, и других «твердо сохранять в себе патриотический дух и помогать Отчизне собственными знаниями».

У каждого китайца собственный сон, у всей нации — китайская мечта

Сначала концепция «китайской грезы о великом восстановлении нации» смотрелась как скупой рисунок каллиграфа, начертанный одним росчерком кисти. Каждое выступление автора додавало новые штрихи, а проработкой деталей и фона занялись партийные пропагандисты. В массмедиа показались выступления несложных и не весьма простых людей, маленькие интервью и пространные трактаты.

Многие пользователи Вэйбо, китайского Интернета, сравнивают китайскую мечту с американской мечтой и видят преимущество китайской в том, что она делает упор не на успехе индивидуума, а на коллективных упрочнениях всей нации. Партийный теоретик доктор наук Чжэн Бицзянь, попутно раскритиковав «американскую мечту», написал: «Китайская мечта пребывает в мирном, цивилизованном пути успехи целей социалистической модернизации и национального развития.

Мы не должны сводить собственные грезы о восстановлении к потреблению 25 баррелей нефти на одного человека, как в Соединенных Штатах, либо к завоеванию колоний». Кому-то снится, что в стране стало меньше коррупции. Кто-то желает видеть больше вежливости. «Полное объединение Китая». «Чистая окружающая среда, голубое небо, прозрачная вода». «Дешёвое жилье, образование и качественная медицина». Большая часть же авторов «дабы жизнь стала лучше»…

Новое вино для ветхого кувшина

Китайцы испокон столетий были добры, готовьсяпоклоняться своим и чужим всевышним. Они создали личные философские школы конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, но не возражали и против новых идей. По Великому шелковому пути к ним в начале 1 тысячелетия пришел буддизм, после этого ислам, иудаизм, варианты христианской веры — несторианство и манихейство.

Морским шелковым методом из Средиземноморья, Аравии, Индии, Южных морей в торговые города побережья прибыли католические пророка епископы и посланцы Мухаммеда. Монахи Русской духовной миссии с 17 века обосновались в Пекине, а миссионеры католических орденов обращали местных обитателей в южном Китае. Неспешно исконно китайские и пришлые учения перемешались и появилась т.н. синкретическая, народная религия, где индийский Будда стоял в алтаре рядом с китайскими Лао-Цзы и Гуань-ди.

Потянувшись в конце 19 века к реформам, китайцы заинтересовались учениями Запада. Они восприняли ленинизм и марксизм, но неспешно перевоплотили их сперва в «учение Мао Цзэдуна», а при Дэн Сяопине — в «социализм с китайской спецификой».

Взяв замечательную идеологическую, денежную и военную помощь от СССР, Гунчаньдан, компартия Китая во главе с Мао Цзэдуном, победила в гражданской войне партию Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Пассионарное учение Мао Цзэдуна победило безыдейный и коррумпированный режим.

Но каллиграф и поэт Мао Цзэдун, став практически единоличным правителем Китая, начал ставить «поэтические» опыты над китайским народом, принимая его как «чистый лист бумаги, на котором возможно писать самые прекрасные иероглифы». Надуманные им «громадный скачок», «великая пролетарская культурная революция» не только стоили десятков миллионов людских очередного ослабления и жизней Поднебесной, но и стали причиной падению престижа коммунистической идеологии.

Партия как единственная общенациональная управленческая «скрепа» вернула себе доверие нации лишь благодаря экономическим удачам последних 30 лет. Но коммунистические идеи остались в большой степени скомпрометированы. Сопровождавшая экономический подъем коррупция также не содействовала их популярности.

Действительно, сейчас левацкие, бунтарские элементы «идей Мао Цзэдуна» стали набирать популярность среди «новых красных» — части молодежи, несложного народа, в особенности в депрессивных провинциях. В мегаполисах и процветающих приморских провинциях также накапливается недовольство. Растущий средний класс уже не удовлетворяется возможностями приобретения новых костюмов, гаджетов либо машин.

Тем более, что современное жилье, качественное образование для детей и медпомощь остаются малодоступными для многих людей среднего достатка, в особенности для молодежи.

То и дело прорывающаяся в локальных беспорядках «красная идеология» в духе хунвэйбиновского лозунга «долой всех!» пока не способна стать главной. Но «новые красные» не являются единственными претендентами на заполнение «духовного вакуума». Активисты необуддийской секты «Фалуньгун», проповедники католических и протестантских учений, внедряемые через СМИ, кино и блогосферу мышления и западные стереотипы поведения не на шутку тревожат партийное управление.

Вопросам идеологии посвящались высокие заседания а также пленумы ЦК. Но выход из создавшейся обстановки отыскать не получалось.

Похоже, что прорывную идею отыскал Си Цзиньпин, предложивший концепцию «китайской грезы о великом восстановлении китайской нации». Уже в первом выступлении в Национальном музее формула «китайской грезы» состояла как бы из двух частей. Си Цзиньпин внес предложение практичным китайцам две понятные так именуемые «столетние цели». К 100-летию образования Компартии в первой половине 20-ых годов двадцатьпервого века обеспечить каждой семье средний достаток, совсем покончить с нищетой.

К 100-летию образования КНР во второй половине 40-ых годов XXI века поставить Китай по главным параметрам в ряд великих держав мира. Но в той же формуле были и такие определения будущего китайского общества: «демократическое, цивилизованное, гармоничное».

Забрать судьбу нации в собственные руки и быть гордым китайцем

Каковы же составные части идеологии «китайской грезы о великом восстановлении китайской нации»? Начнем с того, что сам термин «восстановление», по-китайски «фусин», забран не из глубокого наследия Конфуция, грезившего преодолеть раздробленность на враждующие царства и возродить могучую империю. Идейный отсыл идет к Сунь Ятсену, начальнику революционеров, свергших маньчжурскую семейство Цин, первому президенту Китайской Республики.

Сунь Ятсен провозгласил «три народных принципа»: национализм, народное благоденствие и народовластие. Под «национализмом» подразумевалось прежде всего свержение маньчжурского владычества, ставшего знаком отсталости, слабости, национального унижения. Скинув власть семейства Цин и провозгласив 1 января 1912 года создание Китайской Республики, приверженцы избранного президентом Сунь Ятсена скоро совершили выборы в парламент.

Так, они сходу реализовали первостепенные цели двух «народных правил» — народовластие и национализм. Значительно тяжелее была обстановка с народным благоденствием. Приступить к постройке национального социализма, выбранного Сунь Ятсеном, помешала долгая гражданская война.

Подзабытое в годы японской агрессии, монополии и внутренней смуты коммунистических идей наследие Сунь Ятсена выяснилось востребованным лишь по окончании провала режима Мао перехвата и Цзэдуна власти группой ветеранов во главе с Дэн Сяопином. Уже в первых реальных действиях и программных выступлениях «архитектора реформ» проглядывают установки Сунь Ятсена на достижение «народного благоденствия» прежде всего за счет раскрепощения земледельцев.

Выстроенная Дэн Сяопином и его преемниками либеральная экономическая модель при сохранении власти Компартии обосновывает правоту Сунь Ятсена, вычислявшего, что «народное благоденствие — это и имеется социализм либо, как он по-второму именуется, «коммунизм». В самой же «открытости и политике реформ», лежащей в базе «социализма с китайской спецификой», четко просматриваются приемы, обеспечившие еще в 70-80-е годы прошлого века статус «азиатского тигра» основанному на «трех народных правилах» капиталистическому Тайваню. Среди них и известные «особые экономические территории», в создании первых из которых, самое активное участие принимал папа Си Цзиньпина Си Чжунсюнь, соратник Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

В случае если обширно и удачно используются разработки в области экономики, то вряд ли будет крамолой применять и способы идеологической мобилизации обитателей Тайваня из арсенала Сунь Ятсена. Недаром на встрече в Пекине с почетным главой партии Гоминьдан Лянь Чжанем в феврале 2014 года Си Цзиньпин сообщил: «Забрать судьбу нации в собственные руки и быть гордым китайцем, которому везде и везде уважение и почёт, — это цель, которой получают дочери и сыновья китайской нации со времен новой истории. Осуществление великого восстановления китайской нации, процветания государства и достижение могущества, счастья народа и национального подъёма — это сокровенные чаяния Сунь Ятсена, всех китайцев и китайских коммунистов со времен новой истории».

Конфуций, «преподаватель десяти тысяч поколений»

В случае если применение термина «восстановление» (фусин) в концепции «великого восстановления китайской нации» отсылает к великому революционеру Сунь Ятсену, то термины «цивилизованное и гармоничное государство» — к великому защитнику консервативных сокровищ Конфуцию. Значение Конфуция для китайской цивилизации видно из его почтительных прозваний — Совершенномудрый, Преподаватель десяти тысяч поколений…

Смерть Мао Цзэдуна во второй половине 70-ых годов двадцатого века, арест Цзян Цин и ее соратников из «банды четырех», возвращение из ссылки Дэн Сяопина и других ветеранов открыли перед Китаем возможность нормализации публичной и экономической судьбе. Одновременно с этим в стране появился острый «идейный вакуум», потому, что коммунистическая мысль была скомпрометирована маоистскими репрессиями и экономическими экспериментами, а классические религии оставались под запретом.

политическая дальнозоркость и Большое мужество потребовались Дэн Сяопину, Е Цзяньину, Чэнь Юню и вторым ветеранам, дабы в этих условиях заговорить о «сяокан», означающем в конфуцианских книгах «общество малого благоденствия». Мысль применять понятие «сяокан» для открытости стратегии «и обоснования реформ» пришло к Дэн Сяопину не просто так. Он всегда был практиком и прагматиком, а не «книжником».

Да и времени на создание собственных философских и экономических концепций у него не было. Но Дэн Сяопин имел перед глазами примеры только успешного претворение в судьбу заветов Преподавателя. Фаворит лишенного природных ресурсов Сингапура Ли Куан Ю так растолковывал обстоятельство успеха собственного, населенного на три четверти китайцами, страны: «Мы не имели возможность преодолеть препятствия и наши трудности, если бы большинство населения Сингапура не вдохновлялось конфуцианскими сокровищами».

Еще одна действующая модель конфуцианского страны — Тайвань. Сбежав на данный остров по окончании поражения от коммунистов, фавориты партии Гоминьдан положили в базу экономического и социального развития все ту же концепцию «сяокан». К концу 70-х годов Тайвань превратился в одного из «азиатских тигров» наровне с Японией, Республикой Корея, Гонконгом и Сингапуром, кроме этого входящими в регион «конфуцианской культуры».

Дэн Сяопин провозгласил начало открытости «и политики реформ» в декабре 1978 года. Про ее тесную сообщение с понятием «сяокан» он официально заявил в будущем году, видясь с премьером Японии Масаёси Охира, очень сведущим в конфуцианстве. Дэн Сяопин дал собственную интерпретацию «сяокан» — «общество средней зажиточности».

В последующие годы концепция «сяокан» была развита китайскими экономистами как производства и специфическая модель потребления, которая отличается от западной. Президент Академии публичных наук КНР Ма Хун растолковывал: «Мы будем стремиться при не весьма большом уровне доходов относительно прекрасно удовлетворять потребности населения, непрерывно и неспешно увеличивать зарплаты, побуждать его создавать социалистическую модель потребления, китайский «сяокан».

Конфуций — советник Си Цзиньпина

С самого начала нахождения на высших постах Си Цзиньпин показал уважение к Конфуцию, знание его учения. Об этом говорит хотя бы нередкое цитирование в его статьях и выступлениях «Лунь юй» и других хороших книг Конфуция. Рекордное число цитат я отыскал в выступлении перед преподавателями и студентами Пекинского университета 4 мая 2014 года.

Отметив, что за пара тысячелетий у китайцев сложилась особенная система ценностей, Си Цзиньпин после этого перечислил эти ценности в 17 конфуцианских цитатах: «народ — база страны», «человек и природа едины», «достигать согласия при наличии разногласий», «как небесные светила движутся безостановочно, так и добропорядочный супруг обязан неизменно самосовершенствоваться», «в то время, когда осуществляются признанные обществом нормы, Поднебесная делается публичным достоянием», «на каждом человеке лежит ответственность за судьбу страны», «добропорядочный супруг думает о долге», «добропорядочный супруг в душе безмятежен», «добропорядочный супруг во всех делах вычисляет справедливость самым главным», «и слово должно быть верным, и дело решительным», «человек, которому нельзя доверять, ни на что не годен», «нравственный супруг не одинок — у него постоянно найдутся приверженцы», «добрый супруг постоянно любит вторых людей», «помогать вторым в хороших делах», «не делать вторым того, чего себе не захочешь», «быть со всеми в дружеских отношениях, оказывать вззаимопомощь в наблюдении и охране территории за неприятелем»,

Случайная запись:

История мировых религий. Часть 10. Китай. Конфуцианство. Леонид Мацих.


Статьи по теме:

Под китайским ножом

Списав Киргизии долг в полмиллиарда долларов и снабдив ее оружием еще на миллиард, Российская Федерация рискует взять в партнеры не единую страну, а с…

  • Конфуций как советник китайского политбюро

    В Китае происходит самая настоящая «идеологическая революция». Отодвигаются в тень Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин а также Мао Цзэдун, без ссылок на…

  • Андрей девятов: китайская мечта и стратегическая растерянность россии

    Китайская мечта – это «великое восстановление китайской нации» как могучей всемирный державы первого порядка. Это горизонт национального планирования…