Институты конфуция как пятая колонна

Институты конфуция как пятая колонна

За хвост дракона не ухватишь

Начну издали: основополагающую методику мастерства фэншуй, даосской практики символического освоения пространства, её теоретик Ян И назвал очень поэтично — «Поиск дракона в том месте, где его тяжелее всего отыскать». И книжки мастера именуются кроме этого интригующе — «Мастерство пробудить дракона», «Удивление дракона «, и т.д. и т.п.

Заявляю со всей серьезностью: дракон уже давно не спит, чему поочерёдно и сообща поспособствовали Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян и Цзян Цзэминь, Чжу Жунци, Ли Пэн и У Банго, Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, а сейчас собственную домашнюю зверюшку всегда дёргают за хвост Си Цзиньпин и Ли Кэцян. Тут уж недоумевать не приходится.

Очень быть может, что всю землю обозримой перспективе перейдёт на разговорный китайский кроме того в домашнем обиходе. В последние года имя китайского философа Конфуция все чаще упоминается не только в докладах на узкоспециализированных конференциях востоковедов, но и в беседах простых людей. Начиная с 2004 года, Пекин стал деятельно учреждать в мире бессчётные Университеты Конфуция в сотрудничестве с центрами изучения китайского языка в зарубежных университетах.

Первый университет Конфуция был открыт 21 ноября 2004 года в столице Южной Кореи – Сеуле. Сейчас в мире действуют 328 университетов Конфуция в 88 регионах и странах мира. По оценкам Совета по интернациональному распространению китайского языка, в мире более 40 миллионов человек учат китайский язык.

По оценкам Министерства образования КНР, в ближайщее время около 100 миллионов человек в мире будут изучать китайский в качестве зарубежного языка.

27 сентября в Рязанском национальном университете имени Есенина прошло празднование Глобального дня университетов Конфуция. Таковой университет действующий при РГУ уже четыре года, всего этих организаций насчитывается более двадцати в Российской Федерации и более 400 в мире. Миссия Университетов какое количество — содействовать росту китайской культуры и понимания Китая во всем мире, развивать дружеские взаимоотношения Китая с другими государствами.

Это официальная декларация о намерениях. Также в задачи Университетов входит:

  • организация направлений культуры и китайского языка;
  • проведение научных конференций, посвященных Китаю;
  • культуры Китая и популяризация языка через мероприятия и различные конкурсы;
  • проведение квалификационного теста по китайскому языку (HSK);
  • издание и подготовка учебной литературы по китайскому языку;
  • студенческие и преподавательские стажировки в Китае, консультации по обучению в Китае.

Конфуцианство давным-давно для большинства не-китайцев прекратило быть чисто религиозно-философским учением, другими словами чем-то туманным, завуалированным, не прояснённым до конца: давным-давно Конфуцианство стало, пожалуй, самым раскрученным китайским брэндом, а это значит, что оно перевоплощено в локомотив, прущий за собою нескончаемые эшелоны с товаром, что необходимо, по всем законам экономики, реализовывать, так или иначе, на мировых рынках. И расширение сети Университетов Конфуция, по-любому, это маркетинговый движение.

Партнёром РГУ им. Есенина есть Чанчуньский университет. Как отметила новая директриссак университета Конфуция с китайской стороны, заведующая кафедрой зарубежных языков Чанчуньского университета доцент Шань Нина, на данный момент насчитывается больше людей, каковые в Китае говорят по-русски, чем тех, каковые в Российской Федерации говорят по-китайски.

— культура и Китайский язык принадлежат всему человечеству, — выделила Нина Шань. — Из-за чего было организовано так много университетов Конфуция в мире? Крайне важно учитывать не только то, что через университет Конфуция люди определят китайцев, но да и то, что китайцы, каковые трудятся в университетах Конфуция, определят другие народы и приносят эти знания в Китай.

Всё, на первый взгляд, выглядит очень безобидно, а также слова и.о. ректора РГУ имени С.А. Есенина Алексея Зимина раздались не претенциозно, но бравурно, в соответствии с торжественным настроем тех, кто отметил десятлетие Университета Конфуция.

— Сотрудничество между Чанчуньским университетом и Рязанским национальным университетом имени С.А. Есенина направлено на решение самой основной задачи: на осуществление качественного преподавания китайского языка на различных уровнях, что разрешит выпускникам стать конкурентоспособными. Сильнейшая методическая и научная школа, существующая в отечественном университете, окажет помощь Университету Конфуция в реализации всех замыслов.

Это преподавание, написание книжек, распространение китайской культуры и другое. Будем вычислять сегодняшний праздник подготовкой к пятой годовщине отечественного Университета Конфуция в следующем 2015 году, в году, что будет вправду знаковым – так как это год 100-летнего юбилея отечественного университета, 120-летнего юбилея Сергея Есенина, чьё имя носит отечественный университет, и год 920-летнего юбилея Рязани.

А также совместный перевод на русский «Сбора тутового страницы на лесной тропинке» — одного из стихотворений, сочинённого в классическом китайском поэтическом жанре юэфу, — доктором наук Чанчуньского Университета Ван Цзи Лином и доктором наук РГУ имени С.А. Есенина Яковом Колкером совместно перевели его на русский язык, и прочтение взятого продукта студентами второго курса вместе с китайскими зарубежными студентами Университета зарубежных было радостно-пафосным, но в меру.

А также интервью, забранное вторым Колкером — Михаилом — у новой (но, как говорится, со ветхими дырками — об этом позднее) директриссы рязанского отделения Университета Конфуция Шань Нины, на страницах «Вечерней Рязани» и на сайтах некоторых отечественных информационных агентств выглядит как в полной мере себе ничего. В смысле, ни о чём. Лишь только ясно, что Шань Нина — незаурядный человек, беспартийная, по наказу отца изучившая русский язык.

А сейчас о втором — о главном.

Основное — дракон во всеоружии

История мировых цивилизаций – история борьбы за выживание. Еще на заре времён, у истоков человечества, люди боролись за крышу и «пищу над головой». Со временем объекты споров изменялись, но, по солидному счёту, их сущность оставалась прошлой. Взять больше, дабы лишить собственных оппонентов преимущества – вот основная база, на которой строилось противостояние как между отдельными людьми, так и между целыми сформировавшимися цивилизациями.

Часто дело доходило до открытой конфронтации, которая вела к победе одних и поражению вторых. Но открытое противостояние с оружием в руках не всегда приводило к хорошим для определённой стороны итогам, а потому человечество старалось отыскать некие другие варианты давления на оппонентов для достижения определённых целей.

Одним из таких вариантов стал тот, что сейчас обширно употребляется и приносит некие плоды. Это применение на территории соперника группы людей, которая вела бы активную пропаганду, перемежающуюся со всякого рода подрывной деятельностью. «Подрывной» в этом замысле не всегда означает, что эти люди смогут решать те либо иные вопросы посредством «адских машинок» (не смотря на то, что довольно часто и ни без этого), а «подрывной» в смысле ведения достаточно прекрасно организованной совокупности действий, направленных на создание на территории соперника таковой среды, которая была бы на руку заинтересованным лицам.

самый употребительным вариантом для разглядываемой группы людей есть наименование «пятая колонна». В первый раз оно было использовано на протяжении гражданской войны в Испании, а автором фразы считается генерал Мола, являющийся сподвижником Франсиско Франко. Числительное «пятая», применительно к тем, кто сеет панику в стане оппонента, показалось не просто так.

Дело в том, что при наступлении на Мадрид в осеннюю пору 1936 года франкист Мола объявил, что у него кроме четырёх колонн верных ему солдат имеется и ещё одна колонна, которая ведёт подрывную деятельность конкретно в испанской столице и заставляет соперника паниковать. И, не обращая внимания на то, что деятельность той самой 5-й колонны, о которой с пафосом высказывался Эмилио Мола, не была опытной и действенной, термин закрепился и испытав необычный «ренессанс» (в случае если столь одухотворенное слово возможно применить для обрисовываемого явления) на протяжении Второй мировой, дошёл до наших дней.

Но целый вопрос в том, дошла ли как раз пятая колонна до отечественного времени и конкретно до России, либо это всего лишь догадки, каковые смогут быть использованы для очернения оппозиции, причем совсем в любом стране мира.

Словари дают пятой колонне достаточно однозначное определение: это сеть тайных агентов, террористов, провокаторов, саботажников и диверсантов, каковые готовы вести собственную деятельность только для расшатывания существующей власти. Существует ли такая сеть у нас? Воспользуемся таким математическим вариантом, как способ доказательства от противного.

Допустим, что пятая колонна у нас отсутствует как таковая, и нет у нас тех людей, каковые хотели бы стать дополнительным легионом для ответа задач, связанных со сменой насаждения и власти собственной идеологии.

И сперва посмотрим, как показал себя Университет Конфуция за пределами отечественного Отечества.

В 2013 году по США прокатилась новость: университеты Конфуция в Соединенных Штатах будут закрыты. Предлог — не правомерное применение виз J-1. Искать предлоги американцы могут, а что в действительности стало обстоятельством аналогичных новостей?

Социолог Стивен Мошер представил Комитету по зарубежным делам американского парламента доклад «Университеты Конфуция: троянские кони китайского пошива», в котором обвинил «конфуцианцев» в продвижении не столько китайской культуры, сколько государственной политики и политических интересов КНР.

— Существуют свидетельства, что университеты Конфуция подрывают отвлечённую свободу институтов, занимаются промышленным и армейским шпионажем, смотрят за китайскими студентами за границей и стремятся продвинуть позицию китайской компартии по вопросам Далай Тибета и Ламы, независимости Тайваня, демократических перемещений за границей и диссидентства в Китая, — заключает он.

Задолго до американцев, ещё в 2007 году Канадская работа разведки и безопасности опубликовала отчет, в котором обвинила университеты Конфуция в том, что они применяют «мягкую власть» для продвижения за границей политики Китая. Как заявил один из представителей иудейской организации в Канаде Брей-Брит, Дэйвид Мэйтас, кое-какие представительства сети Конфуция стали разведывательными резидентурами китайского правительства: «Номинально это легко обучение китайскому. Но неформально эти университеты употребляются для шпионажа в студенческих городах».

Об этом же пишет и журналист Фабрицио де Пирребурга в книге «Эти другие шпионы»: в Университетах Конфуция трудятся офицеры китайской разведки, каковые реализовывают контроль над китайскими студентами, разрабатывают тайные долговременные операции.

Идём дальше. Японский университет Осака Саньо закрыл по окончании года работы «Университет Конфуция» по окончании того, как один из бывших начальников института Шигесато Тошиюки официально назвал китайское учреждение «разведывательным агентством по проведению гуманитарного шпионажа».

На этом основании кое-какие институты расторгают соглашения с университетами Конфуция либо вовсе не вступают в отношения с ними, как сделали Университет Чикаго либо Университет Мельбурна.

В соответствии с публикации тайваньского политика Пенг Минмина в издании Taipei Times, университеты и колледжи, каковые учреждают на собственной базе университеты Конфуция, обязаны подписать договор, в котором признают «единство Китая». Это накладывает табу на каждые темы, которые связаны с независимостью Тайваня и оккупацией Тибета.

Профессорско-преподавательский состав "настойчиво попросил" отделить от Стокгольмского университета Швеции «Университет Конфуция» на том основании, что китайское консульство посредством последнего ведет политический надзор и подрывает отвлечённые свободы. По схожим обстоятельствам член австралийской партии «зеленых» Джейми Паркер собрал в 2012 году более 10 тысяч автографов под петицией о закрытии классов Конфуция в местных школах.

А вот и примеры из русского действительности — проверка прокуратурой китайских центров Конфуция, открытых при двух новосибирских вузах. В том месте распознали нарушения закона, каковые «противоречат правилам политики в части единства федерального культурного и образовательного пространства… требованиям законодательства и трудового законодательства о персональных данных, дискредитируют статус федерального национального образовательного учреждения высшего профобразования».

Неточностей прошлых мы уже не повторим?

И в Рязани правоохранительные органы заинтересовались «конфуцианством». Прокуратурой Советского района г. Рязани по итогам мониторинга информации в сети совершена проверка соблюдения требований законодательства об образовании при организации в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города занятий по изучению китайского языка. Об этом сообщалось на сайте прокуратуры Рязанской области.

Напомню, что по распознанным нарушениям, прокуратурой были внесены представления директорам пяти муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Рязани. По итогам рассмотрения внесённых мер прокурорского реагирования нарушения были кроме того устранены, два должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности. Ввиду отсутствия надлежащим образом оформленной организационно-нормативной документации занятия в школах были прекращены.

Плюс пара десятков китайцев была оштрафована за нарушения миграционного законодательства. К чему это я? Да легко все эти злоключения-треволнения произошли в эру первого пришествия госпожи Нины Шань на рязанскую почву. Весьма интересно, а второе управление скромной беспартийной (само собой разумеется!) китаянки рязанским Университетом Конфуция останется в рамках русских законов?

Дракоша-очаровашка

На сайте «Университет Конфуция он-лайн» заявлено

— Стремительное развитие Университета Конфуция во всем мире, – говорится на сайте, – делается необычной платформой для культурного обмена Китая с другими государствами, сотрудничества и укрепления дружбы между народами мира и китайскими народами. Тем самым университет всячески оказывает помощь выстраиванию гармонии в мире.

Но скептики разрешают себе усомниться, на самом ли деле все так легко и бесплатно? В качестве теоретической базы для собственных сомнений политические скептики выдвигают концепт «мягкой силы», что внес предложение и создал доктор наук Гарвардского Университета Джозеф Най сперва в собственной книге 1990 года, посвященной трансформациям во внешней политике США, а позже в книге 2004 года, которая уже так и именовалась «Эластичная сила. Как добиться успеха во всемирной политике».

Подобные мысли о том, как добиться желаемых результатов мирным путем и принуждения, высказывались и раньше. Так, еще в начале 30-х годов прошлого века об этом писал теоретик марксизма и итальянский революционер Антонио Грамши. В собственной работе, известной называющиеся «Тюремные тетради», он рассуждал об «интеллектуальных и духовных преобразованиях, каковые совершат на национальном уровне то, что либерализму удалось сделать только для блага узких слоев населения».

Говоря о гегемонии в различных ее проявлениях, Грамши утверждал, что господство в стране основывается на применении силы, в то время как в гражданском обществе господство достигается посредством достижения и убеждения согласия.

Позднее идеи об убеждении как о «мягкой силе» либо о «мягкой власти» были развиты в работах неоконсерваторов из западной Европы и США. В следствии к началу 21 века философы-политологи сошлись во мнении, что «мягкая сила» – самая законная форма господства, которая во многих случаях оказывает помощь компенсировать недостаток, к примеру, военного господства.

Джозеф Най обрисовывает «мягкую силу» как хорошую альтернативу неотёсанному насилию. Завоевать возможно не только посредством армейского оружия, но и посредством оружия идеологического, создавая привлекательный для окружающих образ, к примеру, страны либо власти. Это включает в себя оказание экономической помощи и развитие культурного обмена между государствами.

Как со всем сказанным выше соотносится деятельность университетов Конфуция? Их вовлечённость в экономическую судьбу вторых страны выглядит очень опосредованной. Всю деятельность университетов Конфуция за пределами Китая определяет и финансирует Штаб-квартира университетов Конфуция и Национальная канцелярия по распространению китайского языка за границей (сокращенно — Ханьбань).

Принимающая сторона не несёт никаких денежных затрат по обеспечению и организации деятельности университета. Всё берёт на себя китайское государство. Другими словами по сути, оно формирует рабочие места в самых различных государствах. Причем, в значительной мере эти места заполняются гражданами как раз этих государств, а не Китая.

Так что грубо говоря, это возможно разглядывать как усиление денежного присутствия Китая в самых различных регионах мира. Чем сложнее экономическая обстановка в той либо другой стране, тем больше будет смотреться такая «опосредованная» инвестиция в её экономику.

Университеты, каковые сотрудничают с университетами Конфуция, приобретают гранты от министерства образования Китая. Это сумма образовывает порядка 150 тысяч долларов в год, помимо этого Китай оплачивает работу учителей и занимается ярким обеспечением учебного процесса, предоставляя все нужные материалы.

Разбирая сообщения о глобальной денежной активности за последние годы, не тяжело сделать вывод, что Китай деятельно вкладывает деньги в государства, испытывающие неприятности с кредитно-долговыми обязательствами. Чем напряженнее экономический кризис, тем активнее начинаются беседы о том, может либо нет Китай оказать финпомощь той же Греции либо Португалии. Возможно ли вычислять, что Китай пробует приобрести себе друзей на Западе?

Возможно, возможно. Второй вопрос – берёт ли Китай друзей?

Китай подчеркивает собственные прочные союзнические отношения с этими государствами как Россия и Сирия, другими словами со государствами, где сейчас складывается достаточно напряженная ситуация в обществе. Но не следует забывать, что фактически все страны ЕС и те же США позиционируют себя как имеющие дружеские отношения с Китаем.

Занимавший ранее пост премьер-министра Государственного совета КНР Вэнь Цзябао посетил как-то с официальным визитов последовательность государств-членов Евросоюза. На протяжении визита он, например, объявил, что Китай окажет всемерную помощь научным изучениям Северного полюса, каковые выполняют Скандинавские государства. Заинтересованность властей Китая в расширении собственного присутствия в северной части Европы не имела возможности не позвать опасений в самих государствах этого региона.

Вам нравится ухмылка дракона?

Главным видом деятельности университетов Конфуция есть организация направлений культуры и китайского языка, и культуры Китая и популяризация языка через мероприятия и различные конкурсы. В какой степени эта полностью образовательная миссия соотносится с пугающим понятием «мягкой силы»? Из-за чего Китай заинтересован в том, дабы научить фактически целый остальной мир владеть китайскимязыком?

Интернет-издание немного Digital Times, которое выпускается на китайском и британском языках Калифорнийским университетом в Беркли, считает, что в вопросе распространения китайского языка в мире всё не так легко. По крайней мере, американские исследователи склонны видеть в этом все то же проявление «мягкой силы». Снаружи в полной мере безобидные направления китайского языка понимаются как «неотъемлемая часть осуществления китайской пропаганды за границей».

Подведём результат. «Мягкую силу» возможно назвать эксплуатацией в национальной политике культурных и моральных совершенств. Как и каждая эксплуатация, это явление неимеетвозможности приводить к одобрению. Попытки разобраться, как велика идеологическая составляющая в деятельности языковых направлений, пока еще достаточно редки, кроме того в отвлечённом сообществе.

Ну и для соблюдения объективности, нужно упомянуть, что создав совокупность университетов Конфуция, Китай не стал первооткрывателем. С 1991 года в самых различных государствах мира трудятся Университеты Сервантеса. С 1951 года действуют Университеты Гёте. В первой половине 30-ых годов XX века начал работу Английский совет. Все эти организации действуют под эгидой собственных правительственных структур.

И в уставах всех этих организаций в качестве основной задачи записано популяризация и продвижение в мире того либо иного культуры и национального языка и содействие интернациональному культурному сотрудничеству.

Возможно, и нам уже необходимо задуматься над вопросом: А не создать ли сеть Университетов Пушкина? Университетов Толстого? Университетов Достоевского?

И не продвигать ли «в мягкой форме» отечественные идеи в широкие иноземные веса?

Имеется вывод, что Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-Цзы либо «преподаватель Кун») и Лао-цзы (Ветхий Младенец, Умный Старец) это одно и также лицо. Так ли это в действительности либо же совсем напротив — всевышний его знает, но «небесный полномочие» на право обучения мудрости, согласно точки зрения китайцев, был выдан как раз представителям их народа. Не поспоришь, коль и «Ветхие младенцы» за Великой Стеной знают, что «Высказанная вслух истина перестаёт быть такой, потому что уже потеряла первичную сообщение с моментом истинности».

Стоит ли нам молчать, заткнувшись в тряпочку? По моему, нет. Нужно сообщить звучно: «У вас собственные мухи с котлетами, у нас собственные, и не нужно лохматить бабушку».

anttim.livejournal.com

Случайная запись:

10-летие Института Конфуция в БГУ #5


Статьи по теме: