Как китай догнал россию в космосе

Как китай догнал россию в космосе

Люди имеют свойство скоро привыкать к тому, что еще совсем сравнительно не так давно казалось немыслимым. Отыщем в памяти, что уже третий пилотируемый полет на Луну американцев в апреле 1970 года отказались показывать все ведущие телекомпании США, не смотря на то, что тогда с момента первого шага человека по поверхности естественного спутника Почвы прошло менее года.

Так же и с Китаем. Впредь до конца прошлого столетия отношение широкой публики к китайской космической программе возможно было выразить посредством карикатуры, размещённой в советской прессе в 1970-е годы: сто миллионов китайцев держат громадную рогатку, а другие сто миллионов ее натягивают. В рогатке – ядерная бомба.

Скрытый суть рисунка был очевиден: китайская ракетная техника по собственному техническому «совершенству» неподалеку ушла от «стеклобойных» устройств дворовых мальчишек. И это при том, что к тому времени Поднебесная уже удачно выводила в космос спутники на собственных носителях.

В то время, когда в первой половине 90-х годов двадцатого века Китай начал работать над осуществлением собственной пилотируемой программы, это также сначала не вызывало ничего, не считая шуток. По окончании очередного неудачного опробования прототипа корабля «Шеньчжоу», один американский специалист так незатейливо растолковал обстоятельство случившегося: «Некоторым государствам просто не разрешено научиться летать в космосе». И тут скрытый суть слов был очевиден: Китай изначально не может создать и освоить такую сложную технику, как пилотируемые космические суда.

Наступил 2003 год да и то, что когда-то было предметом насмешек и скепсиса, стало действительностью. На орбиту вышел «Шеньчжоу-5» с «тайконавтом» Яном Ливэем на борту. Первый орбитальный полет Поднебесной длился 21 час 14 мин. – практически в 15 раз продолжительнее, чем полет Юрия Гагарина за 42 года до этого.

С того времени прошло 10 лет. Очередной старт «Шеньчжоу» 11 июня уже никого не удивляет. За это время пять китайских космических судов побывали в околоземном пространстве.

В среднем один полет в два года – мало по меркам США/и СССР России. За тот же первый десятилетний период полетов собственных представителей в космос СССР запустил 19 космических судов (экипажи двух из них погибли), а Соединенные Штаты — 25.

Причем, при с СССР обращение шла о полетах двух различных типов космических судов –»Союз» и «Восток», а США – трех – «Меркурий», «Джемини», «Аполлон». Помимо этого, США менее чем за 10 лет достигли того, что и про этот сутки остается непревзойденным достижением – осуществили пилотируемый полет на Луну.

Тише едешь — дальше будешь?

Все суда, запущенные Китаем, относятся к одному типу – «Шеньчжоу». На фоне «ускорения» в космосе США и СССР в 1960-е годы (ускорения, которое, будем помнить, было придано «космической гонкой»), это не весьма впечатляет – ни с качественной, ни с количественной точек зрения.

И все же… Любой полет – радикальный ход вперед, которому в Советском Альянсе и Соединенных Штатов предшествовали пара однотипных пусков, призванных «закрепить пройденное». Следующий по окончании миссии Ливэя запуск, прошедший в 2005 году, вывел на орбиту уже двух тайконавтов. На протяжении полета третьего по счету пилотируемого корабля «Шеньчжоу-7» в 2008 году тайконавты вышли в открытый космос.

В 2011 году Поднебесная близко подступает к «обживанию» космоса. На орбиту выходит прототип модуля долгосрочной орбитальной станции (ДОС) «Тяньгун-1». К нему пара раз стыковался непроизвольный «Шеньчжоу-8», отрабатывая стыковки и манёвры сближения.

Четвертый – «Шеньчжоу-9», доставил в 2012 году в космос уже трех тайконавтов, включая даму. Экипаж этого корабля пристыковался к «Тяньгун-1» и совершил на его борту 10 дней. Отправившийся в космос 11 июня этого года «Шеньчжоу-10», экипаж которого кроме этого складывается из трех тайконавтов и включает в себя даму, призван закрепить успех «девятки».

Российская Федерация — Китай: «ноздря» в «ноздрю»

Так, с качественной точки зрения китайская космонавтика фактически сровнялась с российской.

Это утверждение способно вызвать у многих патриотов советской/русском космонавтики взрыв негодования. Разве возможно сравнивать китайский «огрызок» (протяженность «Тяньгуна-1» меньше десяти с половиной метров, а вес всего 8,5 тысячь киллограм) с «Миром», что складывался из 7 модулей, а весил более 120 тысячь киллограм? И это не говоря о том, что «Миру» предшествовали шесть удачно трудившихся на орбите советских ДОСов.

Возможно. И главное словосочетание тут «с позиций качества». Будем помнить, что именно ДОСы являются высшим достижением советской/русском космонавтики – то, чем Китай уже занимается близко на практике. Само собой разумеется, с количественной точки зрения Поднебесной до СССР/России до тех пор пока на большом растоянии, но количество, как и опыт, дело наживное.

К 2020 году Китай планирует уже собрать на околоземной орбите трехмодульный ДОС «Тяньгун-3» массой около 60 тысячь киллограм.

И на «десерт». Во-первых, путь от первого пилотируемого запуска до работы и жизни космоплавателей на борту космической станции Китай прошел на один год стремительнее, чем СССР. Отметим, что первый коммунистический экипаж заселил станцию «Салют-1» в первой половине 70-ых годов двадцатого века, другими словами через десятилетие по окончании полета Гагарина, а тайконавты «поднялись» на борт «Тяньгуна-1» в 2012 году, другими словами через 9 лет по окончании полета Ливэя.

А во-вторых, «Шеньчжоу», в базе конструкторской философии, которого, непременно, лежит «Альянс», есть так радикально переработанной и улучшенной версией «Альянса», что в самый раз сказать о новой машине. «Китаец» может сделать то, что российско-советскому кораблю, что через 4 года отметит собственный полувековой юбилей, кроме того не снилось.

К примеру, «Шеньчжоу» может разделиться на орбите. Один отсек с тайконавтами возвратится на Землю, а второй останется на орбите и будет трудиться в том месте в качестве автоматической лаборатории. Помимо этого, «Шеньчжоу» лучше энерговооружен, чем русский «долгожитель» и имеет намного больший внутренний количество.

Зацепило…

Возможно, это самое верное и правильное слово, передающее эмоции, каковые при известиях о космических удачах Китая испытывают те россияне, каковые все еще не равнодушны к отечественной космонавтике. Как же так – страна, большую часть технологической продукции которой в мире, включая Россию, обычно именуют «недорогими подделками», уже делает то, что есть высшим космическим достижением отчизны Гагарина? Космическая «моська» бежит вровень с космическим «слоном».

Для «слона» это достаточно унизительно.

Само собой разумеется, сравнивать начальные темпы развития космических отраслей СССР, США и Китая не совсем справедливо. Поднебесная применяет уже накопленный эксплуатации и опыт проектирования космической техники СССР/России и США. Помимо этого, как выделил в интервью «Голосу Америки» в прошлом один из основных проектантов РКК «Энергия» доктор наук Леонид Горшков, «в далеком прошлом известно – неизменно легче делать что-то, в то время, когда знаешь, что кто-то это уже сделал до тебя».

Во многом это психотерапевтический феномен: у конструкторов снимаются внутренние «тормоза», каковые при ходьбы по нетореному пути, неизбежно вынуждали бы их осторожничать, замедляя создание новой техники.

Но лишь ли в этом дело? В сутки запуска «Шеньчжоу-10» мне было нужно давать интервью одной из русских радиостанций, ведущий которой пробовал узнать ответ на один основной вопрос: чего не достаточно России, дабы двигаться вперед такими же темпами, как Китай: ума, денег, либо грамотного расходования средств, выделяемых на космонавтику? А возможно, сказал он с некоей надеждой в голосе, все разъясняется тем, что Китай у России космические разработки?

Ума хватает, денег выделяется достаточно

Вот к чему свелись мои ответы. Ума конструкторам и российским инженерам хватит для ответа самых инновационных и амбициозных задач в «дальнем» космосе, каковые возможно поставить на современном этапе развития науки и техники. Денег для этого также на данный момент выделяется достаточно для достижения данных целей, пускай и в «минимальном» количестве.

Что касается «не хватает грамотного расходования средств», то я попросил уточнить ведущего, не имеет ли он в виду элементарную коррупцию? Да, дал согласие он, поспешив добавить наряду с этим, что в Китае также крадут.

Это так, крадут. Лишь в том месте неосуществима обстановка, в то время, когда вору наденут на ногу электронный браслет, и он будет вольно ходить, посмеиваясь над «жаждущими справедливости», зная, что кроме того по закону он может отделаться штрафом, несоизмеримо малым если сравнивать с количеством похищенного, либо кроме того условным сроком.

Киньте камень, кто сам не грешил

Ну а что касается воровства чужих разработок… Китай этим, само собой разумеется грешит. По состоянию на 2005 год, как пишет газета Washington Times, в Соединенных Штатах действовали 3 200 компаний, так, или иначе связанных с китайскими вооруженными силами.

Компании эти, как утверждают американские должностные лица, созданы для сбора тайной информации, разработок, и конкретных образцов техники. И это не считая сотен тысяч китайцев, находящихся на территории США в качестве туристов, экспертов-стажеров либо студентов, каковые кроме этого не потеряют возможности «позаимствовать» у США какие-нибудь «продвинутые» разработки.

А сравнительно не так давно в Америке был осужден на 5 лет и 10 месяцев гражданин Китая Сиксинг Лиу, что в нарушении эмбарго США переправил в Китай тысячи файлов, содержащих данные о навигации и системе управления космических аппаратов.

Не обошел Китай «вниманием» и Россию. В том месте за шпионаж в пользу Поднебесной были осуждены генеральный директор компании ЦНИИМаш-Экспорт Игорь Решетин, а пара позднее – два доктора наук Балтийского национального технического университета имени Устинова (Военмех) Евгений Святослав и Афанасьев Бобышев.

Но лишь ли Китай «одалживает» чужие разработки? Отыщем в памяти, что коммунистический стратегический бомбардировщик Ту-4 есть всецело скопированным американским Б-29, а коммунистический пассажирский «сверхзвуковик» Ту-144 на Западе насмешливо именовали «Конкордским». Случайно ли то, что коммунистический «челнок» «Буран» снаружи практически неотличим от «Шаттла» – не смотря на то, что в «Энергии-Буране» были использованы хорошие от американских конструкторские ответы?

А в 1980-е годы Франция обвинила уроженку Ярославля Л. Варигину, вышедшую замуж за француза П. Вердье, в хищении разработки водородного двигателя для носителя семейства «Ариан».

Увы, реалии современного мира таковы, что промышленным шпионажем, как методом заполучить конкурентное преимущество, либо догнать вырвавшихся вперед, не занимается только тот, кто по техническим, либо денежным обстоятельствам неимеетвозможности этого делать. Очевидно, подобный вывод нисколько не оправдывает данную противозаконную деятельность, а только растолковывает ее обстоятельства.

Так что же «похитил» Китай?

Поднебесная вправду «похитила» у США и СССР две самых серьёзных вещи для успешного развития космонавтики. Первая – это познание того, что Сейчас у страны, не развивающего собственную науку и технику, нет будущего. Вторая – это познание той только ответственной роли, которую играется замечательная космическая отрасль в данном развитии.

Возможно упомянуть еще и третью «вещь». Это – подъем престижа и авторитета страны посредством важных космических достижений. Исходя из этого Китай планируетпо пилотируемым полетам на Луну, а по окончании – на Марс.

Но воспользоваться «ворованным» государство может только при одном условии – в случае если и управление страны, и управление космической отрасли видят сокровище этих вещей и желают применять их в интересах страны.

Причем, позиция тех, кто несёт ответственность за космонавтику, возможно кроме того серьёзнее, чем высшей власти. Отыщем в памяти, что премьер Никита Хрущев стал энтузиастом «внеземной» деятельности и начал оказывать ей всяческую помощь только по окончании того, как основной конструктор Сергей Королев убедил его в тех политических благах, каковые принесет СССР «освоение» космоса и прорывное исследование.

То же самое было и в Соединенных Штатах. Президент Джон Кеннеди – политический «папа» программы «Аполлон», отнюдь не был «Колумбом», одержимым идеей покорения внеземного пространства. Он поставил перед нацией цель «вперед, на Луну!» также только тогда, в то время, когда советники по науке убедили его в том, что у Америки нет лучшего метода показать собственный научное и экономическое преимущество над СССР, чем осуществить пилотируемые экспедиции на естественный спутник Почвы.

Увы, в современной России я не вижу стечения упомянутых условий и факторов для нового рывка в космическое будущее. И это основная обстоятельство, по которой американские политики, говоря о том вызове, что кто-нибудь может кинуть Америке в космосе, упоминают Китай, а не Россию.

Юрий Караш

Случайная запись:

Великий поход Китая в космос Тайконавты HD


Статьи по теме: