Как китай переигрывает «роснефть» и «газпром»
Китайцы — партнеры, мягко говоря, непростые. В собственных отношениях с российской нефтегазовой отраслью они обосновывали это не единожды. Китай умело пользуется возможностями, каковые предоставляют ему неточности русских политических руководителей и лидеров национальных нефтяных и газовых компаний.
Сложный клиент
В 2004 г. «Роснефти» были позарез необходимы деньги, дабы профинансировать приобретение активов разбитого ЮКОСа. На выручку пришли лишь китайцы — никто второй принимать участие деньгами в заведомо вызывающей большие сомнения сделке не захотел. Подписав договор с китайцами, «Роснефть» взяла единовременно $6 млрд в виде предоплаты, а China National Petroleum Corp. (CNPC) — 48,4 млн т российской нефти с поставками по железной дороге, распределенными до 2010 г.
Но условия того договора, с которыми быстро дали согласие в Москве, обернулись для «Роснефти» потерянной пользой. На заседании у Владимира Владимировича Путина в августе 2007 г. тогдашний начальник компании Сергей Богданчиков пожаловался, что на продаже каждой тонны нефти в Китай компания теряет $40 если сравнивать с экспортом через Новороссийск либо Приморск.
В Кремле решили "настойчиво попросить" пересмотра контрактной цены, припугнув китайцам отказом и разрывом соглашения от строительства отвода от автострады нефтепроводной совокупности ВСТО до границы Китая. В Пекин с этим ультиматумом отправляли сперва помошника премьер-министра Александра Жукова, а позже премьера Виктора Зубкова. По свидетельству сторон, первому китайцы ответили что-то наподобие: «Какие конкретно смогут быть счеты между приятелями?
Разве не мы вас выручили с ЮКОСом?» Зубкова, но, выслушали, но в итоге дали согласие — как будто бы в насмешку — поднять цену всего на 67,5 цента за баррель, т. е. на $5 за тонну.
Следующий сюрприз китайцы устроили «Роснефти», самостоятельно пересчитав цену по договору, заключенному в 2009 г. Нефть отправилась в Китай уже не по железной дороге, а по отводу от ВСТО. Китайцы придрались к тому, что в цену включались транспортные издержки в виде тарифа ВСТО, но данный тариф был единым, сетевым, не зависящим от расстояния. Глава «Транснефти» Николай Токарев тогда жаловался, что данный тариф был льготным — не покрывал кроме того операционные затраты на прокачку нефти, не говоря уже о возмещении капитальных затрат на постройку совокупности.
Китайцы решили платить лишь половину льготного сетевого тарифа, потому, что до отвода к границе нефть проходила только половину автострады ВСТО. И только отчаянные переговоры на самом высоком уровне стали причиной тому, что самопровозглашенная скидка была мало сокращена, не смотря на то, что и не провалилась сквозь землю совсем.
Прыжок из засады
Метод нормально трудиться с капризными клиентами для того чтобы рода в далеком прошлом известен: диверсификация рынка. Монопсония — обстановка, в то время, когда имеется всего один клиент на пара продавцов, — ничем не лучше монополии продавца. Но для русских компаний данный вариант неприемлем сходу по нескольким обстоятельствам.
Во-первых, вывод экспортных потоков нефти и газа в Азию в противовес классическим рынкам на Западе стал частью геополитической стратегии русского управления. Для успехи данной цели Москва готова и поступиться экономическими мыслями (недостаточная рентабельность проектов), и взять на себя труд трудиться с непростым клиентом.
Во-вторых, условия уже давно диктуют китайцы, каковые придерживаются точной тактики, которую возможно назвать «прыжок из засады». Она предполагает выжидание моментов, в то время, когда не в полной мере продуманные действия (глупость и жадность) важных за принятие ответов лиц заводят российские государственной компании в тупик, из которого не выбраться без посторонней финпомощи. А уж долларов в Китае накоплено предостаточно. Именно таковой прием был использован при заключении первого нефтяного договора с «Роснефтью» в 2004 г.
В второй раз китайцы выручили «Роснефть» деньгами два года спустя, в то время, когда у нее не было средств на приобретение «Удмуртнефти» у ТНК-ВР. Как говорят госслужащие Минэнерго, самую большую цену предлагала венгерская MOL, но победила все равно заявка Sinopec. Разъяснялось это тем, что она дала обещание передать «Роснефти» 51% новоприобретенной «Удмуртнефти» с оплатой в рассрочку из будущих доходов.
В следствии большой пакет прибыльной нефтедобывающей компании был в распоряжении китайцев, не смотря на то, что в то время на возможность китайского проникновения в российский нефтегаз в Кремле наблюдали без особенного энтузиазма.
Очередная порция китайской помощи также поступила как запрещено своевременно. Сходу две государственной компании появились в 2009 г. в непростом денежном положении. Токарев выяснил, что его предшественник Семен Вайншток не оставил на корпоративных квитанциях денег, дабы завершить строительство первой очереди автострады ВСТО. Кончились свободные средства и у «Роснефти».
Китайцы внесли предложение перечислить $15 млрд «Транснефти» и $10 млрд «Роснефти» в качестве предоплаты поставок нефти в течение 20 лет (15 млн т каждый год). Столичные переговорщики приняли их условия.
В долгу, как в китайском шелку
Заболевание гигантизма, поразившая управление «Роснефти», вынудила компанию скупать все новые и новые активы — от «Итеры» до ТНК-ВР. Деньгами, как в большинстве случаев, оказывают помощь китайцы. В мае 2013 г. «Роснефть» достигла с CNPC очередной договоренности, практически заложив ей еще не добытую нефть (до 365 млн т в течение 25 лет).
Сумма предоплаты оценивается в $70 млрд. Данный ход быстро увеличил количество долга «Роснефти», что стало одним из факторов, сравнительно не так давно вынудивших главу компании Игоря Сечина искать помощи в правительстве.
Фактический обладатель главных количеств нефти, которую еще предстоит добыть в Восточной Сибири, Пекин может сейчас диктовать условия должнику. Китайцам обещано долевое участие в разработке таких больших и перспективных месторождений, как Ванкор и Среднеботуобинское. Эти доли разрешат CNPC осуществлять контроль в Российской Федерации извлекаемые запасы нефти по категориям С1 + С2 количеством 1,2 млрд т. Стоит отыскать в памяти, что доказанные запасы нефти Китая на конец 2013 г. составляли 2,5 млрд т.
Израсходовав большие средства на приобретение ТНК-ВР и других активов, «Роснефть» появилась в ситуации, в то время, когда занимать деньги в Пекине и дальше сложно, а чистый долг вырос до страшных размеров. Правительство планирует финансировать инвестпрограмму государственной компании из средств фонда национального благосостояния. Но этих денег не хватает, дабы оплатить новые приобретения.
За нефтью — газ
Следуя примеру «Роснефти», будущую добычу начал закладывать китайцам и «Газпром». В Пекине уже подтвердили согласие выделить до $25 млрд в качестве предоплаты за газ, дабы оказать помощь с финансированием проекта, что включает освоение газовых Иркутской области и запасов якутии и строительство оттуда газопроводной совокупности «Сила Сибири». Нельзя исключать и новые заимствования: капвложения в проект оцениваются в газпромовском инвестиционном обосновании к проекту более чем в $100 млрд, не смотря на то, что управление монополиста оптимистично сказало о $55 млрд.
В это же время рентабельность «Силы Сибири» приводит к серьёзным сомнениям. Если доверять тому же инвестиционному обоснованию, окупаемость проекта по чистому доходу превышает 16 лет, а по чистому дисконтированному доходу проект не окупается кроме того с прицелом на 2048 г.
Китайский маршрут в «Газпроме» пробуют оправдать тем, что газопровод якобы оживит экономику Восточной Сибири, но труба, проходящая по таежным сопкам, новых рабочих мест не формирует. Газоперерабатывающему предприятию около города Белогорск Амурской области также необходимы всего 3000 сотрудников. Газификация регионов? Но спрос на газ на протяжении автострады «Силы Сибири» кроме того в 2040 г. чуть превысит 3 млрд куб. м.
В том месте, где ответы принимаются из геополитических мыслей, не остается места для мнения экономистов. Но в данных событиях китайцам с их тактикой «прыжка из засады» в восточной части России полное раздолье, а уж в условиях денежных санкций Запада — тем более.
Михаил Крутихин
Случайная запись:
- Пол крейг робертс: россия и китай могли бы обрушить экономику запада до того как запад приведет мир к войне
- Писатель-китаист александр панцов: «мао цзэдун не смог изменить природу человека»
Партия Путина отказалась проверять премии Роснефти и Газпрома [30/05/2017]
Статьи по теме:
-
Китай может: как компания huawei захватывает российский рынок
Рвение угодить клиентам и санкции оказывают помощь китайскому телеком-гиганту вытеснять с русского рынка западных соперников. Как успешной окажется…
-
Китай и россия: история взаимоотношений
Генерал Куропаткин в начале XX века писал: «Если бы упразднить русско-китайскую границу и допустить свободное передвижение в Сибирь китайцев на равных с…
-
Китай получит российские недра
Российская Федерация готова разрешить войти китайских инвесторов в нефтегазовые проекты на территории страны, заявил Аркадий Дворкович. По словам…