Как тим кук перед китайцами извинялся — и почему нам стоит китаю позавидовать?

Как тим кук перед китайцами извинялся — и почему нам стоит китаю позавидовать?

Китайцы обожают и могут просить прощения. В случае если в английском языках и русском на все случаи демонстрации вины предусмотрено одно-два взаимозаменяемых слова, китайский имеет две раздельных градации: первую используют, демонстрируя стеснение, другую — дабы продемонстрировать осознание вины. Как раз вторым методом просила прощения перед китайскими клиентами компания Apple в данный вторник.

Та самая Apple, которая просить прощения не обожает и ожидать от которой повинной возможно только в вправду феноменальных случаях.

В современной истории, помнится, такое случалось трижды: из-за завышенных стоимостей практически сразу после выпуска первого iPhone, на пике «Антеннагейта» и по окончании выпуска очевидно сырых Карт. Что же для того чтобы ужасного случилось в Китае, что лично Тимоти Кук обратился к гражданам Поднебесной со словами раскаяния? Увы, дать правильный ответ на данный вопрос пока не смог никто, хоть тянется история уже третью семь дней. Всё, что у нас имеется — это пара возможных объяснений.

Но давайте по порядку.

В случае если в жизни раздельно забранной компании и бывают тёмные полосы, произошедшее с Apple в Китае за последние 14 дней может служить образцом периода неудач. Против «фруктового гиганта» была совершена целая серия масштабных PR-атак, а начало положило Центральное китайское телевидение (CCTV), обвинившее Кука и Ко. в дискриминации отечественных клиентов через необоснованное сокращение срока гарантийного обслуживания и некачественную работу работ техподдержки.

Позже к нападкам присоединилась пресса: подконтрольные компартии People’s Daily и Global Times назвали Apple жадной, заносчивой, нечистой на руку (выясняется, китайские Айфоны ремонтируются с применением запчастей, снятых с вторых бывших в потреблении Айфонов). Позже проснулись те, кому компания отказала в интервью. Позже своим недовольством через местный твиттер (Weibo) делились звёзды китайской сцены и кино.

А Ассоциация китайских потребителей (CCA) и Администрация по контролю индустрии и торговли призвали к усиленному надзору за деятельностью Apple, "настойчиво попросили" извинений за несоответствие гарантийных обязательств местным законам, и припугнули «последствиями».

По большому счету, в случае если честно, основания для недовольства у китайцев были. Как возможно делать выводы по публикациям китайской и западной прессы, чрезмерная закрытость Apple — манера вести дела ничего никому не растолковывая, решать все вопросы единолично, не раскрывать замыслов и т.д. — вправду оказывается время от времени болезненной для клиентов её продукции.

Ремонт смартфонов с применением запчастей от вторых, не подлежащих восстановлению аппаратов, Apple, как известно, практикует везде, в особенности для ветхих моделей — но китайцы, возможно, об этом не знали. Гарантию на ремонтированные аппараты компания продляет не на год, как того требует закон в Китае, а только на три месяца. Дозвониться до технической поддержки временами нереально. Интервью она раздаёт весьма нехотя.

Другими словами, хоть и не очень приятно, но в целом ничего особого, простая притирка зарубежного производителя к местным условиям.

Но, по мере того, как лавина недовольства в масс-медиа набирала силу, всё больше наблюдателей приходили к выводу, что происходящее — вовсе не случайность, а шепетильно спланированная акция. Пресса и телевидение трещали про Apple кроме того в ущерб ответственным национальным новостям, наподобие трагедии на одной из шахт. А в твите одной местной звезды обнаружилась забытая приписка: «опубликовать тогда-то» (синхронно с разоблачающей телепередачей).

Так что к концу марта никто уже не сомневался, что клиентом акции было управление КНР. Открытым оставался вопрос, за что именно коммунисты так быстро невзлюбили американскую компанию.

Но пока блоггеры гадали, Apple сделала собственный движение. Во вторник, 2 апреля, компания опубликовала направленное китайским клиентам открытое письмо за подписью Тимоти Кука. CEO Apple принёс извинения за неприятности и недопонимание, порождённые гарантийными их исполнением и обязательствами. Заверил, что «пренебрежение» и заносчивость отзывами — лишь кажущиеся.

И преподнёс настоящий сюрприз, отправившись на беспрецедентные уступки клиентам из Поднебесной. В частности, гарантия на ремонтированные iPhone сейчас продляется на год (и распространена задним числом на смартфоны, чинившиеся в последние 12 месяцев), а ремонтировать по гарантии модели 4 и 4S будут с применением новеньких запчастей.

Кука легко понять: он неимеетвозможности позволить себе утратить Китай. Кроме того, что всё производство компании сосредоточено тут, так Китай ещё и принёс ей каждый шестой американский доллар из вырученных в прошедшем сезоне, став вторым по важности рынком по окончании Соединённых Штатов. Что ж, извинения приняты: удовлетворённо констатировав победу в схватке, китайские СМИ помой-му покинули Apple в покое.

Но основной вопрос так и остался без ответа: какую цель преследовали организаторы PR-атаки?

Как отмечают китайские блоггеры, в случае если Apple совершить правонарушение, пускай перед законом и отвечает, потребности поднимать крик на всю территорию страны нет. И из-за чего не реагируют так же слаженно, так же деятельно газеты и каналы, в то время, когда в нарушении прав потребителей уличают отечественные компании (а примеров предостаточно: с качеством продуктов питания, загрязнением внешней среды и пр.)? Исходя из этого версия с виновностью Apple остаётся лишь для приличия, как эргономичный предлог.

Возможно, компания, наслаждающаяся в Китае стремительным ростом сбыта, вправду ослабила внимание к обучению персонала, к соответствию правилам и местным нормам, и в какой-то момент пересекла грань разрешённого.

Но более правдоподобно выглядят две вторых версии. Во-первых, давление на Apple возможно ответным ударом в торговой войне, развязанной Соединёнными Штатами против Китая. Вспомните, как непросто приходится Huawei, ZTE и вторым большим высокотехнологичным производителям, пробующим выйти на рынок американских.

Штаты всеми способами — впредь до прямого сопротивления законодателей — мешают, к примеру, применению китайского оборудования для сотовой связи отечественными операторами. И именно на март пришёлся очередной скандал: телекоммуникационных гигантов Sprint Nextel и SoftBank (планирующих слияние) заставили дать обещание удалить и не применять впредь продукты Huawei и других китайских вендоров. Обстоятельство прозрачная: хоть никаких доказательств до сих пор не отыскано, Штаты опасаются, что Китай сможет применять такое оборудование для шпионажа.

Во-вторых, усилившееся давление на Apple возможно следствием официальной политики КНР по устранению зависимости от зарубежных брендов. Не забывайте, с каким упорством Поднебесная трудится над собственной микропроцессорной архитектурой. И без того во всём, в каждой отрасли, в особенности в хайтеке: в случае если в прошедшем сезоне зависимость страны от зарубежных разработок оценивалась в 50%, уже через пара лет она может сократиться до одной трети.

Неприятность в том, что в случае если в стандартах сотовой связи, автомобилестроении либо кроме того фаст-фуде (Volkswagen и KFC также сравнительно не так давно почувствовали тяжёлую руку Компартии) отбить потребителя у зарубежных компаний более-менее получается, со смартфонами таковой номер с ходу не прошёл.

Продукты Apple стали для китайцев знаком статуса — и предложить адекватную замену отечественные компании, конечно, не в состоянии. А приказать китайцам брать лишь отечественные телефоны не в силах уже Партия, времена Мао всё-таки прошли.

Вот и давит государство на Apple, подготавливая к тому, что в случае если компания хочет остаться в Поднебесной (не просто продавать, а ещё и, к примеру, заключить желаемый договор с China Mobile, наибольшим оператором сотовой связи планеты), ей нужно будет поступиться весьма многим. Уступки по гарантии — лишь начало, дальше будут мониторинг поисковых запросов с мобильных устройств, госучастие в утверждении приложений для App Store, и тому подобное.

Так чисто по-человечески Тиму Куку возможно посочувствовать. Но китайским потребителям — позавидовать. Думаете, шучу?

Если бы! Откликаясь на зов партии, как будто бы грибы по окончании тёплого дождя в Китае растут проекты «национальных операционных совокупностей», от компьютерных до мобильных, ширятся продуктовые линейки известных лишь в стране электронных марок. Это игра один на один, Китая против Америки. Европа с её новым социализмом сидит на скамье запасных, а юная Российская Федерация, вспоминающая о коммунизме как о ужасном сне, по большому счету удалена с поля.

Хорошо хоть не запрещают замечать.

Евгений Золотов

Случайная запись:

Глава Apple извинился перед китайцами за… — corporate


Статьи по теме: