Китай: взгляд изнутри — из полной задницы в блестящее будущее
Последние пара лет большое количество говорят о китайском экономическом чуде. О том, что Китай прямо на данный момент совершает огромный экономический рывок и о том, что Поднебесная не так долго осталось ждать может стать сверхдержавой.
Я только что возвратился из отпуска из Китая. Путешествовал с семьей своим ходом. Намотали по Китаю 5 тысяч километров.
Видели страну восьмизначных телефонных номеров и пятизначных пин-кодов без прикрас.
Желаю поделиться впечатлениями — 10 пунктов с фото. Это не глобальные выводы, а просто индивидуальные впечатления. В любом случае они нужны для понимания того, куда движется мир.
Туристические достопримечательности покинем в стороне.
1. Космополитичный Шанхай.
На русском «шанхаем» принято именовать ветхие, нечистые районы. В конечном итоге сегодняшний Шанхай — замечательно организованный ультрасовременный мегаполис. Это один из самых приятных и занимательных городов, где я когда-либо бывал.
Представьте себе Нью-Йорк либо Чикаго, лишь все новое, чистое и сверкает.
Не обращая внимания на то, что Шанхай есть наибольшим мегаполисом мира фактически по всем рейтингам (его население образовывает 18-23 млн в зависимости от методики подсчета), это внимание и чистый — город — без пробок. Проблему заторов решает действенная совокупность публичного транспорта и развитая сеть дорог. на данный момент в городе 12 веток метро. Не так долго осталось ждать, по замыслам, будет 22 ветки.
Развязки в пять уровней — норма.
Местная пресса, английская газета Shanghai Daily, с тревогой информирует, что экономический рост города замедлился в течение последних трех месяцев этого года и сейчас образовывает 9% если сравнивать с 10%-ным ростом ВВП, что показывал Шанхай в течении последних лет. Кстати, муниципальный ВВП сейчас образовывает 256 млрд дол, в два раза больше, чем всей Украины.
Стилистически Шанхай — это смесь Европы, Азии и Америки. Все-таки, ощущается, что большие части города продолжительное время были в концессии у французов и анличан. Внизу — набережная Банд.
Кроме этого радует, что в отличие от американских городов, тут нет открыто нехороших, страшных районов. Везде ощущаешь себя в полной безопсности.
У этого азиатского мегаполиса имеется не только деньги, но и чувство стиля. Тут имеется целые кварталы живописцев, галлерей, ресторанов — наподобие тех, что вы имеете возможность заметить в Берлине либо Лондоне.
Внизу- музей-ресторан в районе Тан Зи Фан и его визитёры.
Замысел развития Шанхая существует на 20 лет вперед. Внизу — громадный макет с утвержденными проектами строительства.
2. Денежный район Шанхая Пудун (Pudong).
Самое увлекательное в этом районе то, что 15 лет назад его не было. По большому счету. Тут были сельскохозяйственные лачуги и поля.
Небоскребы стали появляться здесь по окончании того, как правительство основало тут Свободную Экономическую Территорию в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Попытки ввести СЭЗы и т.н. ТПРы (территории приоритетного развития) в Украине заканчивались тем, что какие-то дети либо приятели государственныхы служащих в правительстве их, дабы уклоняться от налогов и беспошлинно ввозить какую-то курятину.
В Шанхае пошли пара иным методом. Курятину через СЭЗы в том месте не возят. Не тот уровень.
Сейчас высотных строений на Пудуне много.
Тут же находится и самое высокое строение Китая Шанхайский Глобальный Денежный Центр высотой 494 м. Самым высоким оно будет недолго. Уже начато строительство Шанхайской Башни, высота которой составит 565 м.
В то время, когда я осматривал Пудун на протяжении поездки на катере, познакомился с юношей из Саудовской Аравии. Учитель математики в университете. Он спросил у меня, большое количество ли в Киеве небоскребов? Столько же как в Шанхае либо нет?
Я заявил, что небоскребы нам в Киеве уже надоели, кошмар какой-то, легко на каждом углу, не так долго осталось ждать будем сносить и строить низкие двухэтажные дома, дабы дышалось полегче.
3. Красивое метро Шанхая и Пекина.
Все, кто были в Нью-Йорке, Риме, Лондоне и т.д, знают, что метро возможно достаточно неприглядным. Метро китайских мегаполисов выношу отдельным пунктом, по причине того, что оно замечательно — современно, чисто, стильно.
Дизайн станций, карт, вагонов и всего остального в Пекине и Шанхае выполнен в одном стиле. Трудились опытные дизайнеры. Хороший метод передвигаться по городу.
Цена одного проезда — 4 юаня, т.е. 5 грн.
Все дублируется на английском.
4. Транспортная инфраструктура будущего всей приморской полосы страны.
В нее положено много денег. Сложно кроме того представить себе, какое как раз. Причем, страной. Каждая страна Западной Европы и США позавидовали бы инфраструктуре Юга-Востока Китая, т.е. развитых районов страны.
Любой из жд вокзалов 15-20 городов, каковые видел я, стал бы украшением столицы Киева. (Внизу — Южнопекинский вокзал, не Центральный. Второй — аэропрот огорда Тянцзинь, о существовании которого в Украине мало кто догадывается. Третье фото — жд вокзал Шанхая).
Раздельно необходимо сообщить про скоростные поезда , т.н. bullet trains. Под выскоскоростными в Китае понимаются не поезда, каковые передвигаются со скоростью 80 км/ч, а составы, каковые идут с крейсерской скоростью более чем 300 км/ч. Их большое количество.
Лишь с Шанхая на Пекин и только вечером идут четыре таких поезда. Расстояние в 200 км от Пекина до Тяньцзиня — как от Киева до Винницы — таковой поезад преодолевает за 38 мин.. Путь от Шанхая до Пекина в 1100 км — как от Львова до Донецка либо от Киева до Симферополя — за 5 часов.
Не за 25 часов, а за 5 часов.
Девушки Китайзализныци одеты как стюардессы на отечественных интернациональных авиарейсах.
Внизу — вагон-ресторан. Сверху на табло скорость — 305 км/ч.
В другом вагоне через пара мин. — поезд притормозил.
Билет от Шанхая до Пекина вторым классом стоит недешево — около 90 дол, т.е. 720 грн.
В действительности, это не самые стремительные поезда Китая. Из центра Шанхая в аэропорт ходит поезд на магнитной подушке Maglev (magnetic levitation). Это самый стремительный поезд в мире. Он развивает скорость до 421 км/ч.
Доставляет до аэропорта за 8 мин.. Но я прилетал в второй аэропорт внутренним авиарейсом и поезд данный не видел.
Автобаны хороши, они платные. По большому счету в Китае за все нужно платить. Не обращая внимания на то, что у власти находится Компартия, коммунизмом в стране и не пахнет.
Китайцы шутят, что правительство заставляет их платить два раза — В первую очередь собирает с них налоги на дороги, а после этого берет плату за проезд по этим дорогам.
Везде по стране строят громадные современные аэропорты. Авиапарк China Shouthern Airlines, к примеру — несбыточная мечта Аэросвита и Игоря Коломойского, если он, само собой разумеется, о таком грезит.
Мой друг делал пересадку в аэропорту Урумчи, что в северной части страны. Это отсталый регион Китая. По его впечатлению, аэропорт в Урумчи раз в 20 больше бориспольского. Он подчеркивал, что это не преувеличение. В бортовом на одном из рейсов China Southern издании я прочел, что в Урумчи прошла выставка-форум для инвесторов. Результат — договоренности об инвестициях в 76 млрд дол в Уйгурский независимый район. Это намного больше, чем вся Украина привлекла за все годы независимости.
Я сперва поразмыслил, что это опечатка. Сейчас опасаюсь, что нет.
5. Нищие люди на страшной площади Тяньаньмень.
Хватит о хорошем. На самой громадной площади мира Тяньаньмень расположен мавзолей Мао, главного коммуниста Китая. Заметить воочию Великого кормчего ко мне съезжаются люди со всей страны. Они выстраиваются в многокилометровые очереди.
Это огромная черно-серая масса нищих людей, одетых в что-то похожее на то, что шили первые постсоветские кооперативы в началае 90-х. Красят их только оранжевые шапочки, каковые выдают им экскурсоводы, дабы они не затерялись в толпе. Отечественные гастарбайтеры — легко иконы стиля если сравнивать с этими юношами.
Внизу — часть очереди в Мавзолей к Мао, которую я — не обращая внимания на протесты дочери и жены — честно отстоял.
Ежегодно совместно с интернациональной компанией Hay Group мы делаем тему номера Рейтинг заработных платов, где сопоставляем зарплаты людей на аналогичных позициях в различных государствах. В списке государств мне виделись только две страны, где среднеарифметически вычеслить среднюю заработную плат по стране не представляется вероятным ввиду огромных вариаций по стране. Это Китай и Россия. В Российской Федерации вычисляют по Питеру и Москве, в Китае — по Шанхаю, Пекину и Гуанчжоу.
Так вот, на площади Тяньанмень, по всей видимости, планируют те, чью заработную плат посчитать нереально.
По большому счету, в Китае, само собой разумеется, визуально видно, что социальное расслоение громадно. В Пекине планирует большое количество бедных людей. В метро же — много людей среднего класса — модно одетых с недешевыми телефонами и возможно сообщить, достаточно культурными лицами.
О чем я большое количество просматривал до приезда в Китай, но не видел в самом Китае — это богатые люди, каковые кичатся собственными деньгами. Имеется хорошие районы и достаточно состоятельные люди, но для того чтобы кол-ва дорогих автомобилей как в Киеве ни в Пекине, ни в Шанхае нет.
6. Убитые районы, каковые один в один напоминают советские города.
Сложно поверить, как похожи кое-какие кварталы Пекина на запущенные массивы в бывших советских городах.
Чем не киевская Борщага?
В случае если поменять вывески с китайского на русский либо украинский, окажется вылитая Украина, какой-то город Орджоникидзе в Днепропетровской области. И по большому счету Пекин — не лучшее место для знакомства с Китаем. Нам он показался серым, советским и достаточно нечистым.
Имеется, само собой разумеется, хорошие районы, но в целом — ничего особого для того, кто вырос в СССР.
7. Громадный количество строительства.
Окраины всех огородов застраиваются многоэтажными зданиями этажей в 35-40 в немыслимых количестивах. Большая часть из этих новых домов в Украине классифицировались бы как элитное жилье.
Спальный район Сианя.
В прошедшем сезоне в первый раз в истории Китай обогнал США по количествам строительтсва выраженом в долларовом эквиваленте. Второй спальный район Сианя.
8. Японские автомобили.
Они имеется. Если вы спросите китайца об отношении к Японии, 95% из них сообщат, что не обожают ни японцев, ни их Японию. И это ясно — память об оккупации Японией тут все еще жива. Но в отличие от Республики Корея, где вы ни при каких обстоятельствах не заметите на улице японскую машину по обстоятельству той же нелюбви к японцам, тут японских автомобилей полно.
Само собой разумеется, респектабельнее всего в Китае, как и в Корее, ездить на германской машине, но и Мазд с Тойотами много.
Фактически все такси в Китае — неизвестные в Украине ветхие модели Фольксфагена, Сантана. Это единственная страна в мире, где они так же, как и прежде выпускаются. Цена проезда и посадки до трех километров — 20 грн.
Любой километр более чем — 2.5 грн.
9. В Китае мало туристов .
И это не обращая внимания на достопримечательности мирового уровня. На той же площали Тяньанмень я по большому счету, по-моему, был единственным некитайцем, кто стоял в очереди к Мао. За 14 дней встретил всего одного россиянина, в Сиане.
В Китае весьма развит внутренний туризм. И это неудивительно — население 1 млрд 300 млн человек.
10. Китайцы фактически не говорят по-английски. Ну, совсем.
Они не знают ничего из того, что знают во всех государствах. Dollar? Good? OK? Hotel? No? Airport? Ничего из вышеперечисленного 95% населения Китая не осознает.
Полный ноль.
Самое действенное средство коммуникации — записки с иероглифами, каковые нужно предусмотрительно просить на ресепшн отеля у персонала, что скверно, но осознаёт по-английски (в случае если приличный отель). Чтобы из Пекина добраться в Сиань через Тянцзинь мне пригодилось пара записок: для таксиста, дабы довез меня на жд вокзал в Пекине, для другого таксиста, дабы от жд вокзала Тяньцзиня довез меня до аэропорта Тянцзиня и т.д. Карты города — также хорошо.
Нужно тыкать пальцем в том направлении, куда желаешь попасть. Установлено — способ не срабатывает, в случае если немолодой таксист забыл дома очки и неимеетвозможности взглянуть на карту. Такое произошло с нами трижды. Возможно именовать улицы и районы по-китайски, но это сложно.
Мельчайшие неточности, и вас — верно! — снова не знают. Не обращая внимания на эти неудобства, каких-либо заметных сложностей с передвижением по стране у нас не было.
А по большому счету китайцы — трудолюбивый, предприимчивый и достаточно приветливый народ, за некоторым исключением, само собой разумеется, в основном в Пекине. И основное — не бухают.
ИТОГО: Не смотря на то, что в огромной стране все еще большое количество бедных людей, у меня такое чувство, что где-то на треть китайцы уже в будущем. Причем, недостижимом для нынешней Украины.
В случае если нынешние скорость увеличения китайской экономики сохранятся, а для этого имеется все основания, через 15 лет Китай вне всякого сомнения будет замечательной сверхдержавой с достаточно состоятельными людьми.
Если бы Мао вышел сейчас из собственного мавзолея, он был бы уже не на шутку удивлен.
Виталий Сыч
Вторую часть записок возможно прочесть тут.
Случайная запись:
- Как китайцы съели у корейцев всю рыбу
- «Китайское чудо» поможет российским банкам справиться с санкциями сша
Китай изнутри. Свобода и Правосудие. Часть 4.
Статьи по теме:
-
20010,0,3500, Начну с того, что в данном очерке я описываю исключительно собственные впечатления, накопленные, в общей сложности, за 10 лет, проведенных…
-
Камрад Green-odinn пишет: Ниже будет большое количество текста, но текста очень увлекательного для тех, кто интересуется Китаем. Это один из комментариев…
-
Очередную китайскую технологическую компанию оценили в миллиарды долларов. Китай запустил еще один спутник в космос. Китай вот-вот обгонит США по…