Китайская бизнес-школа: учись там, где будешь работать

Китайская бизнес-школа: учись там, где будешь работать

Вопросы качественного образования неизменно в центре внимания бизнеса, чувствующего острый недостаток опытных кадров. Агентство стратегических инициатив (АСИ) предлагает создать государственный фонд, что будет оплачивать обучение граждан РФ в ведущих зарубежных университетах. До тех пор пока концепция программы согласовывается с Министерства экономики и Министерства образования, по окончании чего ее обязан будет одобрить наблюдательный совет агентства, что управляет Владимир Владимирович Путин.

Постоянное внимание проблеме подготовки кадров уделяет ТПП РФ. Сравнительно не так давно прошла I Общероссийская конференция «Корпоративное и бизнес-образование: кадры для инновационной экономики», организованная Торгово-промышленной палатой.

Сейчас слушатели довольно часто выбирают не столько теоретическую подготовку, сколько умения и практические знания. Этим и разъясняется большой спрос на обучение в бизнес-школах. Но необходимо ли для этого ехать в другие страны?

Об этом мы задали вопрос предпринимателя Георгия Аршавского, выпускника совместной интернациональной программы МВА (Эм-Би-Эй) шанхайского университета Фудань и Гонконгского университета.

– Кому необходимо задуматься о получении степени МВА в Китае?

– Степень МВА имеет суть приобретать в той стране, где менеджер потом собирается работать. Так как программы МВА не ставят собственной задачей сделать из слушателей опытных финансистов, экономистов либо бухгалтеров. Целью МВА есть подготовка управленцев в сфере экономики и финансов, обладающих базами этих дисциплин в количестве, нужном для управленческой либо предпринимательской деятельности.

Само собой разумеется, очень принципиально важно учитывать специфику страны либо региона, поскольку разумеется, что подходы к ведению бизнеса либо управлению в Европе либо США будут очень сильно различаться от того, как это делается в государствах Азии либо в арабском мире. Иными словами, в Китае имеет суть приобретать степень МВА тем менеджерам, чья жизнь и карьера тесно связаны с данной страной, тем, кто постоянно работает в Китае.

– Где вы получали образование Китае? Как высоко, на ваш взор, котируется китайское образование?

– У меня имеется опыт учебы лишь в одной китайской бизнес-школе – совместной интернациональной программе МВА шанхайского университета Фудань и Гонконгского университета.

В самих китайских бизнес-программ и школ МВА существуют качественные различия. Так, к примеру, личная программа МВА университета Фудань изначально была ориентирована на топ-руководителей и менеджеров больших китайских фирм, исходя из этого неудивительно, что в число необходимых вступительных экзаменов входят история марксизма-и теория ленинизма КПК.

Возможно, к неспециализированным чертам всех бизнес-школ, включая и китайские, возможно отнести следующие: приблизительно однообразный комплект дисциплин, таких как «Деловое общение», «Лидерство», «Анализ рисков и принятие ответов», «Экономика для управленцев», «Бухучёт для бизнеса», «Организационное поведение», «инновации и Креативность в бизнесе», «Корпоративные финансы», «Стратегический маркетинг», «Макроэкономика», «Конкурентная стратегия», «Деловое право и этика» и др. Обширно употребляется способ case study, при котором слушателям предлагается проанализировать какую-то конкретную управленческую обстановку и предложить оптимальный выход из нее.

Сейчас в полной мере возможно сказать о конкурентоспособности китайского образования. К примеру, шанхайская China European International Business School (CEIBS), в соответствии с рейтингу программ МВА, иногда публикуемому Financial Times, всегда занимает лидирующие позиции. Либо, скажем, рейтинг Гонконгского университета как лучшего в Азии был выяснен в соответствии с изучениям английской социологической компании Quacquarelli Symonds.

Лично для меня это сыграло не последнюю роль при выборе программы-и бизнес школы МВА.

– Каковы стоимость и длительность обучения?

– На совместной интернациональной программе МВА Университета Фудань и Гонконгского университета существует два потока. Так, на General Stream принимаются абитуриенты с опытом работы от трех лет на позициях управленцев среднего звена. На Executive Stream принимаются лица, имеющие опыт руководящей работы и управления более семи лет.

Наряду с этим время обучения на обоих потоках одинаково – 24 месяца.

Продолжительность программы CEIBS в Шанхае образовывает 18 месяцев, а китайско-французской программы Shanghai International MBA(SIMBA) – два года. Цена обучения зависит от программы может составлять от 20 до 70 тыс. долларов.

– Сложно ли вам было поступить в эту школы? На каких языках ведется обучение?

– Для поступления на любой из двух потоков данной программы нужно было вместе с заявлением представить резюме с описанием мест и опыта работы, две советы: одна – от начальника, вторая – от любого другого топ-менеджера, имеющего постоянные деловые контакты с абитуриентом. Наряду с этим для поступающих на General Stream дополнительно нужно было представить свидетельство о сдаче GMAT (Graduate Management Admission Test), с неспециализированным баллом не ниже 550.

На Executive Stream аналогичного требования нет, но при предоставления для того чтобы свидетельства абитуриент освобождается от сдачи письменного теста по английскому. Документы подаются на китайском либо британском языках.

Вступительные экзамены на оба потока проводятся в один из воскресных дней в последних числахМарта. Они складываются из собеседования, обсуждения и анализа некой бизнес-обстановки в составе письменного теста и группы по английскому. Не могу заявить, что они были чересчур сложными.

Мне показалось, что их главной целью была проверка свойства абитуриента к восприятию как следует новой информации и как следует иным подходам к преподаванию.

Вопрос о том, на каком языке ведется преподавание, относится к одним из принципиальных моментов для чужестранца. На сайте программы было указано, что преподавание ведется на английском, официальном языке Гонконгского университета. Но первая же лекция была прочтена на китайском.

В целом кураторы программы не погрешили против истины – все доктора наук из Гонконга просматривали собственные направления на британском. Но имеется много предметов, каковые читаются докторами наук Фуданя на китайском.

– Кто преподает в китайских вузах? Каков уровень преподавания?

– Один из ее учителей привел достаточно любопытное сравнение: «Процесс обучения в большинстве бизнес-школ возможно сравнить с продукцией компании IKEA: при покупке стола либо стула вы постоянно получаете четкую инструкцию, как их собрать. Отечественная же программа, скорее, похожа на продукцию LEGO – имеется различные кубики, каковые возможно собирать по-различному, все зависит от фантазии и опыта. Мы не даем инструкции, мы даем кубики, а как их сложить и что из этого окажется – уже ваша задача».

В моем случае часть учебных направлений читалась китайскими учителями, а часть –гонконгскими. Помимо этого, последовательность предметов преподавался приглашенными докторами наук, к примеру, из университета Цинхуа. Все подряд учители владели богатым практическим опытом бизнес-консультаций.

У большинства из них имеется и личный бизнес, что делает их лекции особенно полезными.

– Как строится учебный процесс? Что для европейца может оказаться самым сложным либо необыкновенным?

– Сам учебный процесс является во-первых, чтение лекций, время от времени – с применением материалов, во-вторых – обсуждение в классе, ответы на вопросы учителя, подготовка презентаций по конкретной бизнес-обстановки в контексте учебного курса. Описания бизнес-обстановок берутся из разных источников, преимущественно из учебных материалов Гарвардской школы бизнеса.

– Каков среднестатистический портрет слушателя программы МВА?

– Возраст слушателей на моем потоке Executive Stream составлял в среднем от 35 до 45 лет, мужчин около 60%. Все они были менеджерами высшего звена, занятыми в банковской, денежно-инвестиционной сферах, в области IT-разработок. Среди них были и обладатели собственного бизнеса, и сотрудники ведущих мировых компаний.

Чужестранцев было мало.

– Глядя на то, как обучаются китайцы, возможно ли сделать вывод, что в этом один из секретов удач китайской экономики в целом?

– Возможно, да. При общении с сокурсниками меня поразило пара моментов. Во-первых, это стойкий дух коллективизма, рвение делать все совместно, поддерживая и поддерживать друг друга.

Еще поражало искреннее желание китайских сокурсников оказать помощь мне, единственному чужестранцу на потоке. Никто и ни при каких обстоятельствах из них не отказал мне в помощи, за что я им весьма благодарен. Обычно они предлагали помощь сами, видя мое замешательство либо удивление.

– Вероятно ли завести новые деловые связи на протяжении обучения?

– Да, непременно. И это, кстати, также можно считать неспециализированной чертой для всех бизнес-школ. Отнюдь не секрет, что, поступая на программу МВА, кроме расширения новых и получения знаний собственных возможностей, менеджеры кроме этого стремятся купить и новые деловые связи в лице собственных сокурсников.

В Китае же это делается особенно актуальным: как раз в бизнес-школах существует хороший шанс установить те самые «гуаньси» – особенные отношения, характерные китайскому миропониманию.

– В чем для вас был получения степени и главный опыт обучения МВА в Китае?

– Обучение на программе МВА в Китае – это бесценный и во многом неповторимый опыт. Лично для меня сокровище содержится в погружении в китайскую деловую среду, возможность посмотреть на нее изнутри, а также в упрочнении либо, напротив, разрушении определенных стереотипов и взглядов, сложившихся за время моей работы в Китае. И, непременно, нельзя сбрасывать со квитанций и полученные знания, что разрешает приблизиться к осуществлению целей, каковые я ставил перед поступлением.

Сергей Тюрин

Случайная запись:

Шок от стоимости обучения. Русская школа в Гуанчжоу — Жизнь в Китае #108


Статьи по теме:

  • 8 Причин начать учить китайский прямо сейчас

    Для большинства людей, что уже знают английский язык , изучение нового языка думается не только сложным и трудозатратным делом, но довольно часто не…

  • Дети, учите китайский!

    Сравнительно не так давно заполнял одну анкету. В том месте требовалось указать владение языками. Написал: «немецкий, британский». И набрался воздуха….

  • Как я работал переводчиком с китайского

    Туманным июнем 2006-го я нежданно уволился из бара и начал думать, че делать дальше. Замысел в общем был таков. Сперва еду к мальчикам на Сахалин – в том…