Китайско-белорусский пасьянс: лукашенко идёт тропой каддафи?

Китайско-белорусский пасьянс: лукашенко идёт тропой каддафи?

"Наверное," еще в начале 1990-х, в то время, когда еще неискушенный в зарубежных вояжах депутат Александр Лукашенко в первый раз был в Китае, тот сразил его наповал. И грандиозный скандал, который связан с его возвращением к себе (неумело раздутый на протяжении президентской компании кебичевской пропагандой) лишь подтвердил, что отныне Китай осел в сердце Александра Григорьевича. Но это, как говорится, личное.

Что же касается самого Китая, то за менее чем два десятилетия с того времени он превратился в ответственного внешнеторгового партнера Белоруссии, заняв среди государств дальнего зарубежья к 2010 году четвертое место по импорту, восьмое по экспорту и пятое по количеству товарооборота, что превысил 2.2 млрд. долларов (для сравнения: в начале 1990-х товарооборот составлял менее 34 млн. долларов).

В октябре 2010 года, по окончании очередного, уже на наибольшем уровне, визита в Поднебесную, А.Лукашенко согласился, что внес предложение влияниям КНР создать «китайский островок в центре Европы — в Беларуси», потому, что Китай «может рассчитывать на Беларусь тут, в центре Европы, по всем направлениям». И «вы понимаете, правительство КНР приняло мое предложение» позже невинно удивлялся он.

В соответствии с заявлениям влиятельных белорусских должностных лиц, наподобие председателя Совета Республики Л.Крупца, как раз отношения с Китаем, а не Россией являются «главным приоритетом внешней политики Беларуси». Основания для аналогичных заявлений имеется.

Сейчас, по мере ухудшения взаимоотношений с Россией, белорусские власти принялись демонстрировать активизацию сотрудничества с КНР. Всего, на словах, речь заходит о примерно сотне китайско-белорусских инвестиционных проектов. К «первостепенным, по которым в скором будущем планируется начать конкретную работу» возможно отнести: строительство Витебской ГЭС, возведение в Минске жилого района и Чайна-тауна с торговой улицей, центром китайской медицины и пятизвездочной гостиницей «Пекин», где разместятся команды-участницы мирового чемпионата по хоккею 2014 года, строительство завода по производству кальцинированной соды, мощностью 300 тыс. тысячь киллограм в Гомельской области и др.

В марте 2009 года Национальный банк РБ и Народный банк КНР подписали своп-соглашение об обмене национальными валютами. С Россией ничего аналогичного заключено не было. В конце 2009 года была заключено соглашение об открытии Китаем для Белоруссии кредитной линии на 15 млрд. долларов под 2-3% годовых. С одной стороны это есть безотносительным рекордом прямых инвестиций в белорусскую экономику.

Иначе китайцы выделяют связанные кредиты, каковые сами же и осваивают. В их рамках в Белоруссию идут не деньги, а китайское, не всегда самое современное оборудование, техника, материалы и китайская же рабочая сила. Рабочий и инженерно-технический персонал из Китая, примененный в белорусских проектах существенно увеличивает численность и без того динамично растущей китайской общины в РБ, которая лишь за последнее десятилетие увеличилась более чем в 20 раз (1).

В отличие от русских, принимаемых как халява, китайские кредиты накладывают на белорусскую сторону последовательность важных ограничений и обязательств. Во-первых, китайские кредиты, как и кредиты МВФ, нужно будет возвращать (Россию попытаемся уболтать очередным братским проектом). Во-вторых, белорусы рискуют попасть в полную зависимость не от мифически «имперской» России, а от Китая, для которого словосочетания типа «братская дружба» — безлюдной звук.

В-третьих, китайские строители, работа которых оплачивается китайскими же деньгами из их же кредитов, оставляют без работы бессчётные белорусские строительные компании. В-четвертых, недорогой китайский ширпотреб способен совсем уложить белорусскую легкую промышленность (надежда, что из Белоруссии он потечет по всему Таможенному пространству, призрачна, потому, что Казахстан и Россия все-таки к Китаю ближе, и этого барахла у них уже и без того в избытке).

В-пятых, Минск лишает себя возможности выбора других партнеров в части поставок разработок, оборудования и т.п.. В-шестых, китайские кредиты не решают основной неприятности белорусских фирм — загрузки сырьем. В-седьмых, условия кредитования предполагают участие китайцев в приватизации белорусских фирм и, в первую очередь, тех, каковые увлекательны гражданам России, наподобие «Беларуськалия».

В-восьмых, приобретение-приватизация китайской стороной белорусских активов (к примеру, того же «Беларуськалия») неизбежно провоцирует конфликт продавца и интересов покупателя, потому, что первый заинтересован в низкой цене, а второй — в высокой.

Белорусская сторона уже имеет подписанное в сентябре 2011 года на протяжении визита в Минск главы парламента КНР У Банго межгосударственное соглашение «О денежном сотрудничестве в привлечении и приватизации китайских инвестиций в Беларусь в 2011-2013 годах», закладывающее юридическую базу участия китайцев в белорусской приватизации. Как и вышеупомянутое своп-соглашение об обмене национальными валютами, документ есть беспрецедентным. Аналогичного соглашения, дающего карт-бланш на приватизацию, Минск не подписывал ни с кем, включая Россию, с которой находится в прочих союзах и Союзном государстве (2).

Китайская сторона, заключая для того чтобы рода соглашения, идет по пути цивилизованных стран, стремящихся расширить собственный присутствие на внешних рынках. Согласно точки зрения белорусских комментаторов, китайцы действуют продуманно и понято, тогда как у управления РБ «нет ни экономической, ни архитектурной, ни, основное, национальной стратегии». В действительности это не совсем так. Именно «национальная стратегия» на восточном направлении проявляется во всей своей наготе.

С одной стороны белорусские власти рассчитывают применять китайцев, как это делали с россиянами — заменив российское финансирование китайским, изыскав метод оплачивать газ по мировым стоимостям из китайских кредитов и приобретя политическую помощь легитимности белорусского режима со стороны хоть какого-либо важного игрока в мире. И как инструмент давления на Россию — а также угрозой создания громадной китайской диаспоры у западных границ РФ. Иначе, белорусские власти совершенно верно кроме этого пробуют применять против китайцев россиян как соперников в приватизации.

Белорусские игроки рассчитывают сыграть на обострении и противоречиях борьбы между ведущими державами на Востоке. И по мере сил содействуют им. К примеру, пресс-служба белорусского правительства информирует, что китайские компании заинтересованы в участии в больших проектах в нефтехимической сфере РБ, забывая, что еще совсем сравнительно не так давно Белоруссия предлагала «право первой ночи» в приватизации русским компаниям.

В частности, в июле глава правительства М.Мясникович заявлял о переговорах по продаже гражданам России 7 больших госкомпаний, в число которых входили «Нафтан», «Белтрансгаз», «Азот» и др.

Сходные заявления, направленные, согласно точки зрения белорусских государственныхы служащих, на увеличение цен на активы, иногда делаются относительно компаний сотовой связи и сырьевых активов. О том, что все игры Минска на увеличение смогут скоро окончены несложной остановкой поставок дешевейшего русского сырья, никто не говорит. А напрасно.

Будущее Мажейкяйского НПЗ, реализованного назло логике не гражданам России, а полякам, в этом смысле очень показательна. Российская Федерация поставки сырья и «суверенный» литовский НПЗ скоро превратился в кучу никому не нужного хлама.

Тем временем, без модернизации, белорусские активы обесцениваются — пускай и не так скоро как упомянутый выше литовский НПЗ. Показателен пример гродненского «Азота». В соответствии с Прогнозом развития экономики России на 2007-й и период до 2009 года реализацией оцениваемого в 1,3-1,5 млрд. долларов инвестиционного проекта по модернизации предприятия должен был заниматься «Газпром». Но до этого дело не дошло.

Вместо этого белорусские власти поручили управлению «концерна» и Азота «Белнефтехим», в который входит предприятие, «проработать вопрос получения китайских кредитов под реализацию программы модернизации». По окончании «тщательной проработки» выяснилась элементарная, очевиднейшая вещь: китайские кредиты не решают основной неприятности — загрузки сырьем, которого предприятию необходимо каждый год более 1,2 млрд. куб. м.. В общем, госслужащие «прорабатывают вопросы», играются с Москвой и Пекином, заигрывают с Вашингтоном и Брюсселем, годы идут, а инвестиций и модернизации как не было, так и нет.

До тех пор пока белорусские власти заигрываются на Востоке, местные оппозиционеры преждевременно радуются тому, что «Запад готовит Лукашенко судьбу Пиночета». И дело вовсе не в том, что «в белорусских свободных СМИ показалось обращение инициаторов международного уголовного преследования А.Лукашенко», из которого явствует, что «юрфирма McCuePartners, воображающая жертв режима Лукашенко, их семьи и гражданскую инициативу Free Belarus Now, подготовила против белорусского правителя дело по обвинению в взятии и пытках заложников».

Так как и США, и ЕС с удовольствием готовы разрешить А.Лукашенко на китайские деньги начать открытую конфронтацию с Россией. И заодно привести Белоруссию (правильнее ее энерготранзитную нефтегазовую отрасль и сферу) на Запад «тропою Каддафи». Работа в данном направлении ведется важная. О том, как обстоит дело со стратегическими партнерами Минска на практике, красноречиво говорят официальные информацию о состоянии торговли с Востоком и Западом.

Товарооборот с европейским союзом за первые четыре месяца 2011 года перевалил за отметку 7,1 млрд. американских долларов, увеличившись на 70,5%, часть ЕС в экспорте РБ составила 38,2%. Одновременно с этим часть России снизилась до 35,3% (для сравнения: по результатам 2010 года часть ЕС в белорусском экспорте была 30,1%, РФ — 38,9%). Часть Китая кроме этого сократилась практически на 14%.

Что до Каддафи, то в отличие от белорусского, окружение ливийского фаворита создавало «китайский островок в Африке» не на словах. К началу событий в Ливии, совпавших с началом валютного кризиса в Белоруссии, Китай уже имел в этом государстве приблизительно 40-виды и тысячную диаспору на нефтегазовую отрасль. Чуть позднее показалось информация, что одной из главных целей НАТО была ликвидация китайского фактора в стране, имеющей стратегическое значение для энергообеспечения Европы…

(1) Эти переписи населения (2009 год). Речь заходит о численности китайцев, неизменно живущих в Белоруссии.

(2) Что дают эти альянсы русскому народу, не считая самодовольных, высокомерно-презрительных нахлебников неизвестно.

Николай Малишевский

Случайная запись:

Лукашенко ВЗБЕСИЛСЯ и устроил РАЗНОС. НИН #19


Статьи по теме: