Линия партии: чего ждать от китайского бизнеса в россии

Линия партии: чего ждать от китайского бизнеса в россии

Forbes изучил, как трудятся китайские предприниматели в Российской Федерации и что в итоге приобретают их партнеры из России.

Кульминационным моментом майского визита президента Владимира Владимировича Путина в Пекин стало подписание договора «Газпрома» с CNPC на $400 млрд. За три дня визита были подписаны документы по четырем десяткам проектов. Церемоний было так много, что организаторам приходилось оптимизировать процесс. «Нас собрали всех в одном помещении.

Подписывали попеременно: сперва государственной компании, типа «Роснефти» и РЖД, позже — глубокоуважаемые компании наподобие «Сибур» и ОАК, в конце — совсем маленькие, типа конного завода. Вся процедура заняла два с половиной часа», — говорит участник мероприятия.

Госслужащие вычисляют Китай основной надеждой русском экономики. Китайский бизнес уже полным ходом трудится в Российской Федерации: строительные компании приобретают большие национальные и частные подряды, телекоммуникационный гигант Huawei теснит западных соперников. Forbes взглянул, как трудятся китайские предприниматели и что в итоге приобретают партнеры из России.

«Синтез» с китайцами

Андрей Королев, занимаюший ранее пост главы «Синтеза» (на данный момент генеральный директор ТГК-2), вспоминает, как, хотя осознать менталитет китайских партнеров, изучал трактат Сунь Цзы «Искусство войны». Перед одной серьёзной встречей китайский банкир задал вопрос его об отношении к распаду СССР. «Я ответил, что думал: мы проиграли в холодной войне, и все последующее возможно обрисовано фразой «горе побежденным», — говорит Королев. — Сразу же почувствовал уважение со стороны собеседника за то, что высказался без обиняков».

Строительство современной ТЭЦ на базе Тенинской котельной в Ярославле — совместный проект ТГК-2, которую осуществляет контроль несколько «Синтез» сенатора Леонида Лебедева, и корпорации Huadian, входящей в пятерку наибольших генерирующих компаний Китая. Основной банк КНР ICBC выдал на проект в Ярославле кредит на $399 млн (на китайцев приходится 85% финансирования). Генподрядчик стройки — зарегистрированная в Ярославской области в июле 2012 года «Хэйлунцзянская компания «Энерго строй»: 99% компании в собственности «Третьей инженерной компании «Теплоэнергостроймонтаж» из провинции Хэйлунцзян, основанной еще в первой половине 60-ых годов двадцатого века и применявшей при постройке собственных первых энергоблоков российское оборудование, 1% — у гражданина КНР Линь Чуньцина.

Для «Синтеза» меморандум о сотрудничестве с Huadian и банком ICBC стал спасательным кругом. Электроэнергетикой несколько, получавшая на торговле нефтепродуктами, занялась весной 2008 года, приобретя 43% акций ТГК-2 через собственную структуру «Корес инвест». ТГК-2 — один из наибольших производителей электричества и тепла на Северо-Западе и в Центральном федеральном округе.

Стратегическим инвестором готов был стать германский энергоконцерн RWE, «Синтез» рассчитывал поделить затраты на приобретение с немцами. Но по окончании полугода дискуссий RWE, основываясь на экономическом анализе ТГК-2, посчитала участие в проекте нецелесообразным. К тому же «ситуация для таковой сделки негативна в связи с рискованной обстановкой на денежных рынках», отмечал концерн в официальном сообщение на эту тему.

Кризис 2008 года «Синтез» встретил с управляющим пакетом акций ТГК-2 и обязательством выкупить более 40% бумаг миноритариев по необходимой оферте. За те полгода, что ушли на выяснение взаимоотношений с RWE, цена энергоактивов упала в разы, так что тратить на предъявленные к выкупу акции 15 млрд рублей компания не захотела и начала оспаривать условия сделки в суде.

Обрисовывая обстановку, в 2009 году основной владелец «Синтеза», сенатор от Чувашии Леонид Лебедев в интервью Forbes не скупился на эпитеты: «Вам что-нибудь говорит термин «кабальная сделка»?

Война с миноритариями длится до сих пор.

Искать стратегического инвестора в таких условиях непросто. Делегация «Синтеза» побывала в ОАЭ, виделись и с большими энергокомпаниями в Китае — «Годянь», Genertec, China Yangtze Power, Sinohydro, Huadian. Переговоры с последней тянулись два года.

Денежное положение ТГК-2, показывающей до 2010 года лишь убытки, и ее отношения с миноритариями китайскую сторону не остановили. Менеджеры ТГК-2 были терпеливы — компания нуждалась в деньгах. И не только для урегулирования взаимоотношений с миноритариями. Компания подписала с страной контракты на предоставление мощности, по которым давала слово израсходовать 42 млрд рублей на инвестпрограмму, в которой 20 млрд рублей составляют затраты на постройку Тенинской ТЭЦ.

Диалог с Huadian начался с предложения создать в Ярославле СП, говорит Королев.

В 2010 году был подписан меморандум о сотрудничестве, к концу 2011 года ТГК-2 и Huadian создали СП ООО «Хуадянь — Тенинская ТЭЦ». Стройку должны закончить в 2014 году.

У ТГК-2 громадные замыслы в отношении китайских партнеров: создание совместного предприятия в Новгородской, Вологодской и Архангельской областях. «Одна из опций в переговорном ходе — получение китайской стороной контрольного пакета», — говорит Королев. Он уверяет, что договоренности смогут быть оформлены в ближайшие два-три месяца, но не раскрывает вероятную сумму сделки. «ВТБ Капитал» оценил активы ТГК-2 в Российской Федерации, по словам Королева, в 35 млрд рублей. В Huadian на запрос Forbes не ответили.

на данный момент в «Хэйлунцзянской компании «Энерго строй» около 400 работников, по большей части китайские эксперты. По словам генерального директора Ли Чуньгуана, строители столкнулись с «большими расхождениями в стандартах и технических нормах двух стран», но богатый опыт материнской компании снабжает стремительные темпы стройки. «Китайцы не вкладывают в проекты только из расчета на рост прибыли — они максимально заточены на создаваемый продукт. И банки КНР дают финансирование лишь в двух случаях: или вы трудитесь с китайским оборудованием либо подрядчиком, или вы поставляете продукт в Китай», — растолковывает Максим Соков, генеральный директор En+ Олега Дерипаски 20, запустившей первые проекты с китайцами еще в 2008 году.

Положение ТГК-2 до сих пор сложное. Но внешнеполитическая обстановка очень подходящая для сделки: на пятый год сотрудничества «Синтеза» с Huadian партнерство между Китаем и Россией начало покупать «стратегическое значение». «В российских национальных кругах укрепилась идея, что в ситуации, в то время, когда западные инвесторы от конструктивного диалога отказываются, стоит максимально развивать контакты с восточными», — рассуждает Андрей Королев. «Публичные заявления руководителей страны — это замечательный психотерапевтический фактор, воздействующий на воздух отечественных переговоров», — додаёт он.

Китайский квартал

Квартал «Балтийская жемчужина» — наибольший в Российской Федерации строительный проект китайских инвесторов вне энергетики — зажат между Дудергофским каналом, Петергофским шоссе и Финским заливом. За трамвайной линией, по которой дачники с 1915 года ездят в пригород, — огромная парковка трехэтажного развлекательного центра «Жемчужная плаза». По обе стороны от ТРК высятся сданные жилые комплексы — «Жемчужная симфония» и «Жемчужная премьера».

В соседнем «Жемчужном фрегате» еще кипит стройка. Ближе к Финскому заливу — пустыри, заросшие бурьяном. Их предстоит освоить до 2016 года.

Консорциум пяти китайских корпораций во главе с Шанхайской индустриально-инвестиционной компанией дал согласие положить в проект застройки заболоченного пустыря (205 га) $1,25 млрд. По ходу стройки смета больее чем двоекратно увеличилась. На площадку вышли в 2005 году, на данный момент готово 60% от рассчетных количеств.

Застроить жильем 205 га намытой еще в советское время территории власти Петербурга грезили в далеком прошлом, сдерживало отсутствие инфраструктуры. В первый раз предложение привлечь инвесторов из Китая было озвучено еще в 1995 году, но китайцы сочли вложения через чур рискованными. К этим замыслам возвратились в 2003 году.

Китайская пословица гласит: «Сперва необходимо стать приятелями, а позже уже совместно вести бизнес». Петербург и Шанхай — побратимы с 1988 года, но первый значимый совместный проект, торговый комплекс «Шанхай» с китайскими товарами, показался только в 2002-м. На церемонии его открытия в 2003 году вице-мэр Шанхая сам внес предложение питерским влияниям поразмыслить о постройке многофункционального комплекса.

обсуждение и Переговоры подробностей проекта продолжались около полугода — необходимо было одобрение и властей России, и ЦК компартии Китая.

«Это специфика проектов с национальными инвестициями. В остальном переговоры были простыми, а кое-какие вопросы, как мне показалось, решить с ними было кроме того несложнее, чем с инвесторами из вторых стран. Возможно, в силу неспециализированного идеологического прошлого», — говорит Игорь Метельский, бывший в то время главой Комитета по управлению муниципальным имуществом Петербурга.

Управление «Балтийской жемчужины» от общения с Forbes отказалось, ссылаясь на политическую обстановку.

В июне 2006 года Владимир Владимирович Путин лично осматривал макет, в июле глава КНР Ху Цзиньтао вместе с Валентиной Матвиенко инспектировал строительную площадку, наказав инвесторам сделать «Балтийскую жемчужину» «примером российско-китайского сотрудничества». В осеннюю пору началось строительство первого строения — в деловом центре, похожем на раскрытую раковину со стеклянным куполом-жемчужиной, разместился отдел продаж и офис компании.

Согласно расчетам авторов проекта «Балтийская жемчужина» (1,7 млн кв. м неспециализированной застройки) обеспечит жильем более 35 000 горожан. Цена аренды участка для инвестора была символической — $10 млн (тогда еще не было закона о тендерах). Но за собственные деньги он должен был выстроить еще дороги и инженерные коммуникации (на $115 млн) и не меньше 63 000 кв. м социальной инфраструктуры (всего на $40 млн).

Госслужащие дали обещание ручное сопровождение. «Для российских девелоперов в начале 2000-х таковой проект был непосильным — пугал и размер территории, и громадные инвестиции. А в Китае именно сильно развивалось строительство и были деньги», — поясняет Андрей Тетыш, начальник исследований и Агентства развития в недвижимости.

В течение всего 2006 года «Балтийская жемчужина» занималась поиском местных подрядчиков (строителей из Китая на объекте вправду мало, большинство строительных материалов — из России, лишь лифты китайские). Как говорит топ-менеджер компании, участвовавшей в переговорах, в большинстве случаев китайцы пара месяцев присматриваются к потенциальному партнеру, ездят к нему в офис и на выстроенные объекты, изучают документацию. «Переговоры ведут как и каждые бизнес-партнеры, — говорит он. — Разве что все происходит продолжительнее из-за необходимости и переводчиков согласовывать действия с китайскими собственниками».

На родине Шанхайская индустриально-инвестиционная компания вводит в год около 4 млн кв. м жилья, в русском проекте все выяснилось значительно медленнее. «Из-за менталитета и разницы культур иногда у нас появляются спорные обстановки, — признавался в интервью Forbes в 2010 году Су Линь, управлявший тогда «Жемчужину», — но мы постоянно пытаемся отыскать ответ, которое удовлетворит всех». В начале 2007 года муниципальные власти дали согласие поменять часть соглашения — головные источники водоснабжения, теплоснабжения и канализации взял на себя город, инвестор же перечислил в бюджет 1,3 млрд рублей на «развитие муниципальный инфраструктуры».

Первые продажи квартир в строящихся жилых зданиях стартовали на год позднее срока — в осеннюю пору 2008 года. Управляющие «Балтийской жемчужины» решили привлечь соинвесторов со стороны. Финская SRV Group подключилась в 2010 году к постройке развлекательного центра, питерские девелоперы Setl City и КВС забрали почву в субаренду под жилые комплексы. «Приобрести либо взять в аренду участок с всецело подготовленной инфраструктурой — громадная успех.

Возможно сходу затевать работу», — растолковывает пользу Сергей Ярошенко, генеральный директор КВС, которая инвестировала около 5 млрд рублей в ЖК «Линейный корабль». Но, он утвержает, что работа с партнерами из Китая ставит питерских девелоперов в твёрдые рамки: в многостраничных соглашениях четко прописаны штрафы за срыв сроков.

«Они обучили нас всех трудиться ночью и в три смены», — смеется Ярошенко.

Участие в знаковом проекте того стоит: в эксплуатацию «Линейный корабль» введут лишь в 2014–2015 году, а 70% квартир уже раскуплено. Квартал пользуется спросом, подтверждает Андрей Тетыш: «Жемчужина» выглядит как проект, не испытывающий никаких экономических сложностей».

В августе 2014 года совет по инвестициям одобрил проект строительства трех линий легкорельсового трамвая, а также от Кировского завода до «Балтийской жемчужины». Среди интересантов — три китайские корпорации.

Деньги подземелья

Летом прошлого года, инспектируя строительство самого большого в Подмосковье торгового центра «Лотос Сити» в поселке Мамыри, глава горадминистрации Москвы Сергей Собянин детально расспрашивал чиновников и менеджеров про транспортную инфраструктуру. Выяснив, что рядом с торговым объектом на 1,5 млн кв. м будет станция метро «инвестиции» и Коммунарка будут частными, глава горадминистрации достаточно улыбнулся. «Лотос Сити» с того времени поменял обладателей (сейчас это актив Зараха Илиева и Года Нисанова), концепцию (вместо вещевого рынка будет сельскохозяйственный) и наименование (сейчас это «Food сити»). И станцию метро вместо частных русских инвесторов выстроят, вероятнее, китайские.

В мае 2014 года на протяжении китайского визита Путина принадлежащая столичному правительству компания «Мосинжпроект», которая делает функции генподрядчика на постройке новых станций Столичного метро, подписала меморандум о намерениях с корпорацией China Railway Construction Corporation (CRCC) и инвестфондом China International Found (CIF). Партнеров правительство Москвы искало продолжительно. «К нам в очереди никто не стоял, — говорит Эльдар Оруджев, помощник генерального директора «Мосинжинвеста», дочерней структуры «Мосинжпроекта». — Это сверхсложный проект с высокими требованиями по безопасности».

В апреле китайская делегация посетила Москву. Оруджев вспоминает, что переговоры шли в пара раундов: «Начинали строго в девять и заканчивали в семь вечера. До тех пор пока вопрос не решен, из-за стола никто не поднимался».

По вечерам — культурная программа.

Больше всего китайцам понравился борщ в «Тарасе Бульбе». Впечатлила и экскурсия на ВВЦ, в особенности статуя «колхозница и Рабочий», которую они видели в ветхих советских фильмах.

Город оценивает строительство ветки в $2 млрд. Один из вариантов финансирования — строить недвижимость около новых станций. Китайские инвесторы смогут взять под застройку 2 млн кв. м, это смогут быть и торговые комплексы, и конторы, и жилье. «Дабы окупить $2 млрд инвестиций, нужно застроить не 2 млн кв. м, а в несколько раз больше», — вычисляет Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International Russia.

Почву, выделяемую под застройку, специалист оценивает в $500 млн.

CRCC, которой отводится роль подрядчика, — вторая по размеру строительная компания в Китае, она в собственности стране, строила транспортную инфраструктуру в Пекине и Шанхае. С ней, согласно заявлению главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, «вопрос о постройке недвижимости кроме того не рассматривался». Предполагается, что привлечением финансирования будет заниматься CIF, которую Хуснуллин именует «ведущей инвестиционной компанией в Китае».

Но, по словам важного секретаря российско-китайской палаты Сергея Санакоева, фонд не входит в число фаворитов рынка азиатских инвестиций. «Это необычное сочетание CRCC и CIF, — говорит Санакоев. — В Китае имеется более важные и влиятельные университеты развития, к примеру Госбанк развития Китая, Экспортно-Импортный банк, Торгово-промышленный банк, каковые занимаются инвестициями в различные государства мира». Запрос Forbes в CIF покинули без ответа.

Фонд со штаб-квартирой в Гонконге создан в 2003 году. Как декларируется на сайте, его главный бизнес — масштабные инфраструктурные проекты в развивающихся государствах, разрешающие применять китайский опыт. По словам специалиста по азиатским инвестициям, захотевшего сохранить анонимность, CIF участвует в проектах, где яркое участие официальных структур нежелательно «и инвестиционные процессы должны быть скрыты от внешнего внимания».

В 2009 году фонд стал объектом расследования Конгресса США из-за помощи Роберта Мугабе, президента Зимбабве, санкции против которого со стороны США и Европейского союза действуют с 2002 года.

Обладателем CIF считается несколько частных гонконгских инвесторов, которых именуют 88 Queensway Group — по адресу, где зарегистрировано три десятка связанных с фондом компаний. География проектов — Ангола, Танзания, Гвинея, Зимбабве. Начальник фонда Сюй Цзинхуа, более узнаваемый под именем Сэм Па, лично знаком и с Уго Чавесом, и с Робертом Мугабе, и с президентом Анголы Хосе Эдуардо де Сантосом — согласно данным The Economist, в первый раз они встретились 40 лет назад еще студентами, оба получали образование Баку.

В «Мосинжинвесте» подтверждают тот факт, что в качестве начальника фонда переговоры вел человек по имени Сэм Па, что запомнился собственной экспрессивностью.

«Он так очень сильно тряс руку Хуснуллину и все время повторял, как желает выстроить хорошее метро для людей, что он весьма переживает за москвичей и все делает для них», — вспоминает собеседник Forbes.

По стечению событий Сэма Па не включили в перечни приглашенных на прием, где находился Сергей Собянин, он ожидал за закрытыми дверями.

По окончании нескольких раундов переговоров «Мосинжпроект» подготовил техзадание и денежное обоснование проекта. Китайская сторона на данный момент занята расчетами. По словам Владимира Лещикова, обладателя рынка «Славянский мир», на чьей территории будет станция метро, они весьма дотошно подходят к любой подробности и «торгуются очень долго».

Он имеет опыт переговоров с китайскими партнерами. «Это настоящие биороботы, в баню их водить безтолку», — говорит он. «Они не будут применять все китайское лишь для китайского. Они предприниматели и весьма четко просчитывают пользу», — подтверждает Оруджев.

В Москве сохраняют надежду, что не позднее октября договор будет подписан. Соперников у китайского фонда, наверное, нет.

forbes

Случайная запись:

Свой бизнес #1: Первые шаги. Заказ в Китае, продажа с лотка на улице


Статьи по теме: