Мифы о китае. часть 5. принцы, комсомольцы и xviii съезд кпк

Мифы о китае. часть 5. принцы, комсомольцы и xviii съезд кпк

Весьма мне не хотелось писать про смену поколений в китайском управлении. Потому, что не моя это епархия – ну не эксперт я по внутренней политике КНР. Но, как говорится, события вынуждают…

Увы, большая часть комментариев к XVIII съезду Компартии Китая свелись к анализу «борьбы кланов» и попыткам составить что-то наподобие прогноза на базе того, кто из представителей какого именно клана взял верх, а кто проиграл. Эта увлекательная игра берет начало от т.н. «гонконгской аналитики», потому, что как раньше – во времена главы Мао, так и сейчас материал для анализа аналогичной «борьбы бульдогов под ковром» предоставляет как раз гонконгская пресса.

Анализ внутрикитайской политики на базе борьбы кланов и группировок возможно разной степени проработанности и адекватности – от в полной мере профессионально подготовленных карточных пасьянсов от Александра Габуева из «Коммерсанта» до бредовых раскладов от известного нумеролога-китаиста Андрея Девятова. Отличие между ними – приблизительно такая же, как между кропотливо составленным личным гороскопом от опытного астронома и астрологическим прогнозом из настенного календаря.

Возможно не верить в ценность астрологии в целом как науки, но возможность сбыться у первого гороскопа, думается, в десять раз больше. Но те, кто склонен верить гороскопам, в большинстве собственном просматривают их в настенном календаре либо на последних страницах «Комсомольской правды».

Возможно разглядывать это как частный случай редукции гуманитарного знания (второй узнаваемый случай – превращение науки психологии в комплект рекомендаций по типу «как заполучить богатого мужа» либо «как добиться плодотворного секса с новым партнером»). Но, это тема для второй статьи.

Что мне лично не нравится в этих бессчётных раскладах? Я сообщу что – подмена содержательного анализа формальным. Как раз исходя из этого я бы предпочел за Фан Нином, статью которого «Три направления публичной мысли, оказавшие влияние на современный Китай» я в свое время переводил для издания «Основная тема», дробить представителей китайского политического бомонда на либералов, новых и «националистов левых» – условно говоря, приверженцев усиления социалистического начала в экономике и защиты и жизни Китая тех слоев населения, каковые пострадали в следствии рыночных реформ (но не только это – подробнее о взорах «новых левых» возможно прочесть в той же статье Фан Нина).

Как это деление соотносится с делением по формальным показателям – на «принцев», «комсомольцев», шанхайцев и т.п.? Что касается «принцев» – никак. Я уже писал на форуме, что наличие у того либо иного китайского начальника влиятельных своих родителей либо родственников не есть определяющим причиной для принадлежности его к тому либо иному лагерю.

Это – сугубо формальный показатель, и подробный анализ Габуева только подтверждает данный факт.

Другое дело – совместная работа в прошлом с одним либо вторым фаворитом либо в том либо втором месте. Тут основания чтобы делать выводы о некоей общности взоров, помой-му, в десять раз больше. По крайней мере, при с т.н. «комсомольцами», которых объединяют по обстоятельству того, что они трудились или с Ху Яобаном и позже с его протеже Ху Цзиньтао лично, или в руководящих органах китайского комсомола, что и тот, и второй одно время возглавляли.

Но наряду с этим «комсомольцев» то вычисляют либералами (потому, что как раз за либеральные настроения поплатился в свое время Ху Яобан, да и события на площади Тяньаньмэнь в 1989-м году начались как раз с того, что студенты собрались почтить память Ху Яобана), то, напротив, «левыми» (см., к примеру, соответствующую статью Александра Габуева: «считается, что комсомольцы лучше знают всю остроту неприятностей глубинки, а потому будут поддерживать курс на наращивание социальных затрат и рост инвестиций во внутренние депрессивные регионы страны»).

«Шанхайцев» объединяют по обстоятельству их близости к Цзян Цзэминю, что руководил Китаем до Ху Цзиньтао. А до того был главой горадминистрации Шанхая – одного из самый динамично развивающихся городов КНР. Что же касается взоров представителей данной «группировки», то тут сведения еще более противоречивые.

В случае если суммировать вышесказанное, то окажется, что формальный анализ персоналий не дает фактически ничего для прогноза внутриполитического развития Китая. Не считая как гадания о том, какая из группировок имеет больше влияния сейчас. Это полезно знать для того, кто планирует делать карьеру в среде китайского чиновничества, но малополезно чтобы осознавать, в какую сторону движется Китай.

Перейдем при таких условиях к содержательному анализу документов съезда (в первую очередь Отчетного доклада Ху Цзиньтао и нового варианта Устава КПК). Желаю сходу заявить, что они всецело подтверждают прогноз, сделанный уже упоминавшимся Фан Нином еще в 2006 году – как раз взоры «новых левых» совсем становятся в сегодняшнем Китае мейнстримом. Наряду с этим новые положения продолжают те, каковые были выдвинуты ни кем иным как Ху Цзиньтао во время правления.

Недаром такие формулировки как «научный взор на развитие» и «гармонизация общества» вписаны в Устав КПК как основополагающие наровне с идеями Мао Цзэдуна, теорией социализма с китайской спецификой Дэн Сяопина и концепцией «трех представительств» Цзян Цзэминя. В том же направлении вписана и цель «построения экологической цивилизации», которая вошла в число самых серьёзных приоритетов именно с подачи Ху Цзиньтао.

Наряду с этим в преамбуле Доклада присутствуют слова о том, что Китай «ни за что не должен копировать западные модели развития». Последняя фраза – собственного рода кредо «новых левых» в середине и начале 2000-х, деятельно употреблявшаяся ими в борьбе с либералами. Да и то, что она вошла в Отчетный доклад, совсем неудивительно – Китай собственными удачами сейчас, в то время, когда богатые страны полностью испытали влияние очередного экономического и экономического кризиса, доказал, что предлагаемая им модель развития по крайней мере в праве на существование.

Второе ответственное новшество, опять-таки продолжающее выдвинутые на прошлом съезде положения о переходе от экстенсивных способов развития к интенсивным – это выдвижение в качестве цели двукратного повышения ВВП не в целом, а на одного человека (с 5 000 долларов до 10 000). Иначе говоря переход от количественных показателей к качественным декларируется на уровне съезда.

И, в полной мере конечно, сопровождается признанием необходимости понижения количественных темпов роста, как я уже писал, до 7,5%. Как раз ускорение темпов роста благосостояния трудящихся есть для китайского управления средством не только гармонизации взаимоотношений в обществе, но и повышения внутреннего спроса, дабы избежать чрезмерной зависимости экономики от экспорта. Кстати, что касается количественных показателей, то, по утверждению китайских сотрудников, по количеству фактически производства (другими словами не учитывая финансов и одолжений) Китай обогнал США уже в прошедшем сезоне.

Еще одной целью, отмеченной в качестве главных приоритетов в Докладе, есть ликвидация дисбаланса в развитии восточных и западных районов страны. В этот самый момент возможно также заявить, что это не только чтобы гармонизировать отношения между населением разных регионов (ликвидировать «заболевание красных глаз» – зависть), но и чтобы без шуток уменьшить сепаратизм в Тибете и Синьцзяне – опережающее увеличение уровня судьбы в этих (западных) районах должно снизить накал борьбы национальных окраин.

Тут же и проведение налоговой реформы для ограничения разделения между бедными изменения и – богатыми в налоговых ставках для преодоления разрыва в доходах обещаны уже на данный момент.

Усиление влияния идей «новых левых» совсем четко отмечается и в пропаганде. К примеру, как свидетельствует пребывавший в Пекине на протяжении съезда Александр Ломанов, уличные средства массовой пропаганды деятельно упоминают «место и» (дух, где пребывало управление КПК во главе с Мао Цзэдуном на протяжении антияпонской войны) и цитаты Мао того периода, снова поднимают на щит лозунг «обучаться у Лэй Фэна» (один из храбрецов труда, с которого брали пример в годы Культурной революции) и его последователей. И без того потом…

Что же касается внешней политики, то тут, наверное, не обошлось и без влияния националистов (рост их влияния кроме этого отмечался фактически всеми специалистами все последние годы, в особенности по окончании экономического и экономического кризиса на Западе – я писал об этом в издании «Но»). И, кстати, вряд ли возможно их полностью вычислять наследниками Дэн Сяопина, потому, что как раз его лозунг – «не высовываться» – они подвергают сомнению.

На смену этому основополагающему указанию Дэн Сяпина (в соответствии с которым Китай обязан на мировой арене быть тише воды ниже травы, не выпячивать собственную мощь и не брать на себя через чур много ответственности) приходит «цянго вайцзяо» – «внешняя политика замечательной державы». А в раздел, посвященный постройке экологической цивилизации, включили лозунг «увеличения свойств освоения морских строительства» и «ресурсов сильной морской державы».

Ясно, что тут не обошлось и без влияния армейских, в далеком прошлом ратующих за то, дабы у Китая был личный современный замечательный флот, необходимый не только для вероятного армейского ответа Тайваньской неприятности, но и для контроля за доставкой ресурсов и морскими коммуникациями. Действительно, согласно точки зрения специалистов (того же Александра Ломанова, к примеру), с лозунгом «сильной морской державы» может случиться то же, что случилось в свое время с лозунгом «мирного возвышения Китая» – по окончании того, как он привёл к серьёзной критике в мире, он был заменен на «развитие и мир». А вот лозунг «сильной культурной державы», "Наверное," останется как китайский вариант «мягкой силы».

Что касается взаимоотношений с отечественной страной, то сейчас, как подчеркивали китайские сотрудники на протяжении видеомоста в РИА «Новости», посвященного итогам съезда), Российская Федерация входит во все три категории государств, с которыми Китай собирается поддерживать приоритетные отношения (большие державы, соседи, страны третьего мира). Кстати, не могу не упомянуть, что на видеомосте в Москве находились единичные представители СМИ, да и те по большей части китайцы, воображающие газеты, издающиеся у нас на китайском.

Или сотрудники китайских же информационных агентств. Ни одного вопроса в студии в Москве никто не задал. Запись видеомоста в сети просмотрели 47 человек, включая меня.

Однако, возможно констатировать, что до тех пор пока нам Китай не угрожает. А что будет позже, будет прежде всего зависеть от того, как успешны в собственном постройке сильной державы мы окажемся. Кстати, на протяжении того же моста китайцы подчернули, что в предвыборных статьях Путина ставилась цель успехи ВВП на одного человека (в те же сроки, что и Китай) в 35 000 долларов.

Что в 3,5 раза больше, чем цель, поставленная КПК. Отметили, как мне показалось, с уважением. Но, средняя температура по поликлинике, как мы знаем – не показатель…

Андрей Виноградов. Появился в 1955 году в Москве. Заканчивал ИСАА при МГУ. Китаист в третьем поколении. Трудился на радио, телевидении, в газете «Сейчас», изданиях «Основная тема», «Профиль», «Апология» и др.

Ведущий научный сотрудник ИДВ РАН.

Случайная запись:

В Пекине открылось 7-е пленарное заседание ЦК КПК 18-го созыва [Age 0+]


Статьи по теме: