На злобу дня

На злобу дня

Сейчас я желаю сделать пара необыкновенный выпуск. :о)

У меня особенное отношение к образованию. На мой взор, человек обязан обучаться всю жизнь, причем совсем различным предметам. Сам я имею спортивное, высшие техническое, экономическое и психотерапевтическое образования.

Сейчас мне бы хотелось поделиться с Вами собственными размышлениями «на злобу дня» с позиций экономиста (опираясь на выводы из статей профессора экономикиВ.В.Попова).

Недавно случилось знаковое для страны событие — В.В.Путин стал президентом.

По тому, как складываются события затем дня, появляется чувство, что нас вправду не так долго осталось ждать ожидают перемены. К примеру, уже на третий сутки собственного президентского срока (т.е. день назад) Путин сказал, что решил НЕ ЕХАТЬ на саммит G8 (встреча глав «золотого миллиарда»).

Это весьма на большом растоянии от прошлой политики. Достаточно отыскать в памяти, что еще совсем сравнительно не так давно участие в саммитах G7+1 воспринималось, как поразительно почетная привилегия.

Итак, кроме того уже по этому маленькому факту видно, что нашу страну определенно ожидают перемены.

Сейчас я бы желал порассуждать о том, какими эти перемены имели возможность бы быть.

Правильнее о том, к каким действиям подталкивает отечественную власть логика происходящих событий.

Но начну издали.

Не тяжело подметить, что на фоне общего падения экономик, имеется одна страна, которая с успехом проходит все кризисы последних лет — это Китай.

На сегодня китайская экономика официально стала второй в мире, уступая только США.

Стремительный экономический подьем Китая, ее устойчивость к кризисам — это предлог чтобы присмотреться к китайской модели более внимательно, и задаться вопросом — а запрещено ли у нас, в Российской Федерации, применять особенности данной модели?

В чем сходство Китая и России.

Китай шел приблизительно по тому же пути отказа от социализма и плановой экономики, как и мы. на данный момент китайская экономика, само собой разумеется, уже давно не плановая и не социалистическая:

— цены уже 20 лет как не контролируются, а также национальные фирмы трудятся не по замыслу, а на вольный рынок;

— порядка 75% всего, что производится на данный момент в Китае, произведено в частных компаниях;

— имущественное неравенство весьма сильное и увеличивается — по числу миллиардеров, в соответствии с перечню «Форбс», Китай занимает третье место в мире по окончании США и России.

В чем основная изюминка Китая.

В случае если по уровню экономразвития (ВВП на одного человека) Китай, конечно же, страна третьего мира, то по эффективности и силе власти он нисколько не уступает развитым государствам.

Сила и эффективность власти — это свойство страны проводить в судьбу предписания и свои законы.

Способов оценки эффективности власти большое количество — это индексы эффективности правительства, правопорядка, коррупции и т. д., но многие исследователи вычисляют их очень ненадежными.

Объективными же измерителями эффективности и силы власти являются, во-первых, уровень убийств как нарушение национальной монополии на принуждение и, во-вторых, часть теневой экономики как нарушение устанавливаемых страной налоговых и экономических правил.

Китай по обоим показателям находится на уровне самых развитых государств.

Так Китай выясняется в группе развитых государств по уровню убийств — менее трех на сто тысяч людей против одного-двух в японии и Европе и пяти в Соединенных Штатах.

(В большинстве других государств мира убийств больше на порядки. К примеру, в Гондурасе 82 убийства на 100 тыс. населения.

Западной Европе, кстати сообщить, пригодилось 400 лет, дабы снизить уровень убийств с сорока в четрандцатом веке до одного-двух в двадцать первом веке. Китай это сделал за 30-летний период.)

То же и с теневой экономикой: ее часть в Китае всего 17% — это ниже, чем в Бельгии, Испании, Португалии, в то время как в развивающихся государствах данный показатель в среднем 40%, а довольно часто доходит и до 60%.

В чем же секрет эффективности Китая?

Главные предпосылки для китайского «экономического чуда» были заложены в коммунистический период 1949-1976 годов.

Не будет преувеличением заявить, что без достижений правления Мао Цзэдуна рыночные реформы, начатые во второй половине 70-ых годов двадцатого века, ни при каких обстоятельствах не дали бы таких впечатляющих результатов. Последовавшая в 1980-ых экономическая либерализация была последним элементом, которая и привела в воздействие механизм ускоренного роста.

Дело в том, что построение успешной экономики напоминает приготовление кулинарного блюда, в которое все составляющие должны быть добавлены в верных пропорциях. Вкусный торт, которым не стыдно и гостей угостить, окажется лишь при условии верного сочетания ингредиентов. В случае если же муки, либо сахара, либо яиц добавлено в избытке (либо положено не хватает), то в следствии окажется не торт, а несъедобное месиво, годное лишь для свиней.

Для роста поизводства в обязательном порядке требуются следующие ингредиенты: образованное население, либерализация и сильная власть (т.е. отмена экономических ограничений).

В случае если чего-то не достаточно либо что-то в избытке, то спусковой механизм роста не сработает, экономического чуда не произойдёт.

Мир полон примеров, в то время, когда в различных государствах в одно да и то же время в одном и том же месте не сходились все нужные факторы роста, и чуда не происходило. Причем в каждой стране было по различному: время от времени не достаточно рыночной либерализации, время от времени — сильной власти, время от времени — грамотного населения.

В государствах, каковые пробовали совершить либерализацию не учитывая остальных компонентов, вместо ожидаемого экономического подъема случался экономический коллапс. Так было в 1980-е годы в Латинской Америке, в 1990-е — в южной Африке.

Из-за чего экономическая либерализация сработала в Центральной Европе и не сработала в Латинской Америке и в Африке?

По причине того, что в Центральной Европе для роста не хватало как раз либерализации. В Африке критически отсутствующим компонентом являлось грамотное население, в Латинской Америке работоспособная гос.власть.

Иначе говоря реформы, каковые требуются для ускорения роста, в различных государствах разны, и исходя из этого рецепты экономического чуда смогут быть прямо противоположными.

В Китае к 1980-ым годам готовьсяследующие ингредиенты экономического чуда:

1. Сильная власть. По окончании победы в гражданской войне во второй половине 40-ых годов XX века Компартия Китая организовала действенное правительство, которого в Китае не было как минимум с середины XIX века.

Авторитарными способами Компартия забрала под контроль всю национальную территорию, прекратив распри и внутренние войны, снизив преступность до одного из самых низких уровней в мире.

В первый раз в истории Китая власть дошла до каждой деревни и до каждого крестьянина, поскольку Компартия Китая опиралась на сеть сельских ячеек и имела возможность росчерком пера в центре поменять направление перемещения огромной страны с миллиардом населения — такая властная вертикаль не снилась и Сталину.

В следствии уровень преступности в Китае к 1970-м годам упал до одного из самых низких в мире показателей, а теневая экономика была сведена на нет.

2. Грамотность населения.

Во время правления Мао на протяжении «разумеется величайшего опыта в массовом образовании во всемирной истории» грамотность взрослого населения выросла с 28% во второй половине 40-ых годов XX века до 65% к концу 1970-х (в Индии, для сравнения, лишь до 41%).

Другими словами в Китае финиша 1970-х было все, что необходимо для роста поизводства, не считая экономической либерализации, которую, к слову сообщить, совершить намного легче, чем создать все другое.

Исходя из этого рыночные реформы 1980-х годов в Китае стали причиной ускорению роста поизводства с 5% в среднем в 1949-1979 годах до 10% во время с 1980 до 2010 года.

Отчего же у нас было в противном случае?

Как мы видим, Китай в начале реформ был весьма похож и на государства Восточной Европы, и на СССР, где так же были довольно большие и уровень грамотности населения, и существовала действенная вертикаль власти. Все необходимые предпосылки для ускорения роста в СССР были налицо.

Казалось, в случае если добавить мало экономической либерализации, то в СССР был бы воспроизведен китайский успех.

Но рыночные реформы в СССР, а позже и в Российской Федерации привели не к ускорению роста, а к огромному спаду, длившемуся почти десять лет.

Секрет китайского успеха пребывает в том, что экономическая либерализация в том месте не сопровождалась разрушением госинститутов, как это случилось в большинстве бывших советских республик.

Бесценное наследие коммунистического прошлого в виде свойства страны проводить в судьбу предписания и свои законы в Китае не растранжирили, как у нас, а сохранили.

Экономическая либерализация в Российской Федерации, к сожалению, сопровождалась подрывом национальных университетов: эффективность власти быстро упала, средства бюджета стали разворовываться, что сопровождалось ростом теневой коррупции и экономики. Уровень убийств вырос с 7 (на сто тысяч людей) в горбачевский период до более 33 в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Возможно сообщить смело, что вертикаль власти на протяжении правления Б.Н.Ельцина была полностью разрушена, что и явилось обстоятельством экономического коллапса России.

В отличие от России Китай преуспел в поддержании действенной вертикали власти. Об этом говорит уровень убийств в Китае, один из самых низких в мире: 2,4 (на сто тысяч людей) в 2006 году.

Итак, сейчас мы можем ответить на вопрос: «к каким действиям логика событий подталкивает отечественное правительство?».

Разумеется, что на данный момент единственным ингредиентом, которого не достаточно нам для роста поизводства, есть СИЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Вертикаль власти, которую начал строить Путин на протяжении собственного второго президентского срока, очевидно не достроена.

И не смотря на то, что хорошие трансформации уже налицо — уровень убийств в 2010 году в Российской Федерации составил 13 (на сто тысяч людей) — но это все еще больше китайского уровня в 5 раз.

А как мы не забываем, отличие числом убийств в различных государствах и разрешает сравнивать ЭФФЕКТИВНОСТЬ и СИЛУ ВЛАСТИ. Т.е. сейчас вертикаль власти в Китае в 5 раз действеннее отечественной, и правительство Китая намного лучше отечественного способно получать выполнения законов.

В случае если финансовые потоки — это кровь совокупности, то власть — это нервы. В случае если нервные волокна не трудятся и не выполняют импульсы от мозга, то как бы прекрасно ни снабжалось тело кровью, оно не сможет двигаться.

Исходя из этого, в случае если мы желаем добиться роста поизводства, то отечественное правительство должно главные силы направить на основное — на упрочнение вертикали власти (что приведет к предстоящему уменьшению количества убийств). на данный момент для страны нет ничего серьёзнее, чем действенная, сильная власть.

Помимо этого, как светло показывает статистика, на уровень убийств прямое влияние оказывает доступность алкоголя. К примеру, по окончании запрета ночной продажи алкоголя уровень преступности в Москве сократился на 23%. Это огромная величина.

Исходя из этого любое воздействие правительства в направлении антиалкогольной политики будет повышать эффективность власти, соответственно содействовать экономическому росту.

Фалеев Алексей

Случайная запись:

Fedor Comix и Соколовский на злобу дня


Статьи по теме: