Понты дороже денег или китайский культ apple

Понты дороже денег или китайский культ apple

Компания Apple была вынуждена приостановить продажи собственного последнего смартфона – iPhone 4S – в китайских магазинах из-за ажиотажного спроса. Перед началом продаж у Apple Store’ов столпилось столько людей, проявлявших агрессии и признаки нетерпения, что администрация сочла за благо не открывать двери вовсе (заказать новый айфон сейчас возможно лишь через интернет).

Их можно понять: в прошедшем сезоне на старте продаж iPad2 разбивали стеклянные конструкции в магазинах, резались стеклом, давили соседей попеременно. Как следствие – пара важных травм. на данный момент народу было еще больше, и менеджеры испугались, что имело возможность дойти до смертоубийства со всеми вытекающими для Apple последствиями, и решились на невиданный ход. Очереди и давка перед Apple Store’ами – нередкое явление во всех государствах. Но в Китае все это получает гипертрофированные очертания.

Из-за чего?

Самый краткий ответ на вопрос – по причине того, что в Китае по большому счету все гипертрофировано. Ну а вдруг конкретней, то истоков неприятности три – экономический бум, политика Apple и менталитет китайцев. Всемирный кризис не очень сильно затормозил экономику Поднебесной – она растет на 8–10% в год. Девайсы от Apple – скорее предмет роскоши для среднестатистического китайца.

Но это не препятствие для распространения, а скорее стимул.

Китайцы весьма обожают роскошь, а iPhone, хоть и считается премиальным товаром, все же не Bentley и дешёв десяткам, быть может и сотням миллионов китайцев, даже в том случае, если многим для этого приходится пожить какое-то время впроголодь. Apple грамотно эксплуатирует эту тягу к премиальности, подобающим образом позиционирует собственные устройства и получает фантастических результатов: в прошлом денежном году продажи компании в материковом Китае взлетели шестикратно – практически до $9 млрд. Китай стал вторым по окончании США рынком сбыта для Apple.

Наряду с этим во всем Китае, включая Гонконг, всего 6 Apple Store’ов (это в самой населенной стране мира!). В одной лишь Калифорнии, для сравнения, больше 50. В Китае, само собой разумеется, очень много магазинов торгует продукцией Apple, но большая часть не являются официальными партнерами компании, а многие и вовсе выясняются фальшивыми Apple Store’ми (да, в Китае подделывают все, включая магазины).

И компании было нужно нанять известного борца с подделками – бывшего сотрудника FBI и главу работы безопасности Pfizer.

Прежде он избавлял мир от поддельной «Виагры», а сейчас выкорчевывает фальшивые магазины (как человек, совершивший новогодние каникулы в Китае, могу заявить, что до тех пор пока без видимых удач). Понятное дело, что все эти лавочки не поставляют новейшую продукцию. За ней миллионам китайцев приходится ломиться в те самые 6 Apple Store’ов. Не требуется владеть пророческим бесплатно Стива Джобса, чтобы выяснить, к чему это может привести.

Но почему-то менеджмент Apple не принял до тех пор пока решения о расширении собственной розничной сети в Китае. Вместо этого закрывают магазины перед носом разъяренной толпы и сетуют на разрушенные стеклянные двери.

Они в Apple что, правда идиоты? Совсем напротив. Они прекрасно знают китайского потребителя и умело играются на его слабостях. Основную слабость возможно обрисовать выражением «понты дороже денег», прекрасно привычным гражданам России.

Но мы так как не забываем, что в Китае все гипертрофировано. Он стал центром производства подделок (либо «реплик», как именуют поддельные Rolex их продавцы) не вследствие того что эта шелуха сбывается куда-нибудь в Россию, а потому что именно в Китае основной, громадный рынок таких подделок.

Для китайца крайне важно «держать лицо», казаться влиятельным и богатым, даже если ты совсем не таковой – а в этом случае несложнее всего приобрести что-нибудь дорогое на последние деньги (ну либо подделку, на худой конец). В Китае крайне важны вещи, которыми ты владеешь, в том месте встречают по одежке, и по часам и телефону. Культ подарков – составная часть данной особенности китайского менталитета.

На тему того, как преобразовать эту линии в денежный успех на китайском рынке, кроме того пишутся изучения.

Маркетологи яблочной компании эти изучения точно просматривали. Apple дает китайцам понты и приобретает большое количество, довольно много денег. Китайские Apple Store’ы – не просто магазины. Это дворцы из металла и стекла, расположенные в самых респектабельных местах. Весьма характерен шанхайский дворец Apple. Он находится на основной площади делового центра Шанхая, среди известных небоскребов.

Вообще-то на данной площади нет строений, все магазины находятся в торговом комплексе под площадью. И Apple Store в том месте же. Но он не скрыт под почвой: у него отдельный вход прямо среди площади, воображающий собой стеклянную башню с огромным светящимся яблоком. У входа стоит привратник, открывающий дверь и приветствующий клиентов.

Разве кто-то посмеет заявить, что это не роскошь? Так Apple удается реализовывать миллионы собственных устройств и наряду с этим позиционировать их как товар для избранных. Вряд ли они имели возможность добиться для того чтобы результата, если бы Apple Store’ы виделись в Китае кроме этого довольно часто, как в Калифорнии.

В Китае вправду создан культ Apple. В пресыщенном Гонконге редко заметишь у кого-нибудь телефон не от Apple, в более бедном Пекине также обожают айфоны и айпады, но те, у кого не достаточно денег, щеголяют девайсами наподобие APad либо APhone (превосходно то, что трудятся эти чудеса китайской инженерии на совокупности Android). А в совсем дальней провинции девушки ходят с розовыми «раскладушками» местных производителей, на каковые прилеплен логотип – надкусанное яблоко.

Apple, само собой разумеется, не единственная и отнюдь не первая компания, которая смогла достигнуть для того чтобы маркетингового успеха. Дорожку ей протоптали премиальные торговые марки наподобие Gucci и Louis Vuitton. Они еще до Apple строили бутики-дворцы из стали и стекла.

Они успели создать культ, в особенности заметный в богатом Гонконге, где, думается, каждая вторая сумка — от Louis Vuitton (а в городах несложнее, само собой разумеется, мелькает множество подделок различной степени похожести).

Но все же надкусанное яблоко на данный момент светит бросче всех на китайском рынке, и для нынешней обстановки нельзя найти знака лучше, чем та самая стеклянная башня с яблоком, которая господствует над основной площадью Шанхая. Она мне чем-то напомнила основной российский знак понтов – громадный логотип Mercedes-Benz на крыше «Дома на набережной», что все 2000-е господствовал над окрестностями и Кремлём. Его, кстати, демонтировали в конце прошлого года.

Александр Кияткин

Случайная запись:

ПОНТЫ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ! 11 НЕВЕРОЯТНО ДОРОГИХ ВЕЩЕЙ!


Статьи по теме: