Православие по-китайски
Годом ранее при храме Святителя Николая в Голутвине открылось Китайское Патриаршее подворье. До тех пор пока оно ничем не отличается от простого приходского храма, лишь на воскресной литургии кое-какие ектеньи возносятся по-китайски. Но предполагается, что со временем в определенные дни все богослужение на подворье будет совершаться китайском языке.
Как связаны между собой Православие и какие задачи и Китай стоят перед новым подворьем, выяснял обозреватель «НС«.
Миссионеры-дипломаты
Первый православный храм показался в Китае в 1685 году, по окончании того как китайцы штурмом забрали Албазинский острог — наибольшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре. Вместе с оборонявшими его казаками попал в плен и был доставлен в Пекин войсковой священник Максим Леонтьев. Император Канси принял военнопленных прекрасно, предоставил им возможность компактного проживания, а для духовных потребностей выделил строение бывшей буддийской кумирни.
Многие военнопленные албазинские казаки женились на китаянках, но оставались православными, и папа Максим окормлял их впредь до собственной смерти в 1712 году. По окончании его смерти Синод решил о направлении в Пекин официальной Духовной миссии.
Практически 150 лет Духовная миссия в Китае делала и дипломатические функции. Из-за национальных обязательств отечественные миссионеры не могли позволить себе активной проповеди среди китайского населения, исходя из этого проигрывали в эффективности протестантам и католикам. Но эта ненавязчивость снискала особенное, теплое отношение к ним власти и китайского народа.
В первой половине 60-ых годов XIX века в Китае открылось диппредставительство России, что высвободило миссию от национальных функций, и последовал миссионерский взрыв: были полностью переведены на китайский язык богослужение и Священное Писание, показались первые китайские православные священники (самого первого китайца, Митрофана Цзи, рукоположил в первой половине 80-ых годов XIX века в Токио равноапостольный Николай Японский), существенно увеличилось число православных китайцев.
Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века в Китае началось восстание ихэтуаней (известное кроме этого как боксерское) против зарубежного вмешательства в экономику, религиозную жизнь и внутреннюю политику Китая. Зарубежным вмешательством в религиозную судьбу партизаны в первую очередь вычисляли христианскую миссию. Начались преследованияхристиан.
Так показались первые китайские святые — 222 человека.
Восстание было подавлено, но русский власть склонялась к полному прекращению деятельности православных миссионеров в Китае. Как раз для ответа этого вопроса главы XVIII Духовной миссии архимандрита Иннокентия (Фигуровского) отозвали в Санкт-Петербург. Папа Иннокентий отстоял миссию, возвратился в Китай уже в епископском сане и прослужил в Пекине еще практически 30 лет. «Как миссионер владыка Иннокентий (Фигуровский) сопоставим с равноапостольным Николаем Японским, — вычисляет сотрудник Отдела внешних церковных связей Дмитрий Петровский. — Помимо этого, он был выдающимся синологом, составил русско-китайский словарь, с которым сверялись составители всех последующих словарей».
Вклад Русском духовной миссии в Китае в науку и дипломатию был столь велик, что советские китаисты не могли не писать о ней. Действительно, ни в одной советской книге либо статье о Духовной миссии в Китае не было ни слова о главном — миссионерстве. Сами миссионеры упоминались без сана, монашествующие — под мирскими именами: епископ Иннокентий (Фигуровский) — как Иван Фигуровский, второй дипломат и выдающийся китаист, глава IX миссии архимандрит Иакинф (Бичурин) — как Никита Бичурин.
Точно сами авторы знали о успехах миссии и духовном смысле, но не могли поделиться этими знаниями с читателями. Лишь в постсоветское время были изданы монографии и брошюры об истории Православия в Китае, составленные протоиереем Дионисием Поздняевым (сейчас настоятелем храма Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге), учителями Санкт-восточного духовной факультета и Петербургской академии СПбГУ, Отделом внешних церковных связей Столичного патриархата и Университетом Дальнего Востока РАН.
Последний китайский священник Пекина прот. Александр Ду (умер в 2003 году). Фото из архива Киры Поздняевой
Потерянные подворья
С 1903 года в Российской Федерации начали создаваться подворья Духовной миссии в Китае. В 1914 году такое подворье освятили и в Москве. Само собой разумеется, китайские подворья приносили миссии доход, но создавались они не только для этого. Феномен трудовой эмиграции существовал и тогда: по окончании Синьхайской революции 1911 года начался массовый выезд китайцев на работы в государства, граничащие с Китаем, в том числе и в Россию.
Помимо этого, при Российской миссии в Пекине открылось катехизаторское учебное заведение, в котором учились по большей части китайцы. Многие из них желали продолжить богословское образование. Российские духовные учебные заведения не совсем доходили для этого, не смотря на то, что, к примеру, в Казанской семинарии была весьма сильная кафедра востоковедения. Но миссионеры, прожившие несколько год в Китае, осознавали, что для китайцев нужно создать определенные условия.
Дело кроме того не в менталитете, но в бытовой культуре. К примеру, в Китае совсем вторая пища (об данной проблеме РПЦ отыскала в памяти в начале нулевых, в то время, когда пара китайцев в частном порядке приехали получать образование духовные школы Москвы, Белгорода и Петербурга — им было нужно организовывать отдельное питание). При подворье предполагалось открыть семинарию.
Но революция перечеркнула все замыслы.
В первой половине 20-ых годов двадцатого века Китайское подворье в Москве закрыли. Кроме этого были ликвидированы все остальные подворья в России, закрыты все миссии. Миссию в Китае продолжила РПЦ за рубежом, но массовая эмиграция из России в Харбин и Шанхай заставила миссионеров в основном заниматься не китайцами, а русскими эмигрантами.
Летом 1954 года в силу политических обстоятельств Священный Синод упразднил Миссию в Китае, покинув все православные храмы в Китае в ведении Экзархата Столичной Патриархии в Восточной Азии. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Восточно-Азиатский Экзархат был упразднен. Вследствие этого Священный синод Русской Православной Церкви в Москве даровал Китайской Церкви автономию. На протяжении Культурной революции (1965-1976) Китайская Церковь фактически свернула свою деятельность.
В Китае, как и в СССР, атеизм был неотъемлемым элементом национальной идеологии, и Мао Цзэдун боролся с религией не меньше ревностно, чем советские вожди.
Софийский собор в Харбине — недействующий храм Харбинской и Маньчжурской епархии Китайской Православной Церкви. Много лет собор пребывал в запустении. Некое время в храме размещалось рабочее общежитие.
на данный момент тут архитектурный музей. Фото из архива Киры Поздняевой
Что нас объединяет?
Во второй половине 80-х годов притеснение верующих закончилось, но это ненамного улучшило положение Китайской Православной Церкви. К 40-летию дара автономии во второй половине 90-ых годов двадцатого века Священный Синод Русской Православной Церкви решил, что до избрания предстоятеля Китайской Церкви Поместным собором первосвятительское попечение о ней несет Святейший Патриарх всея Руси.
Практическую деятельность поручено осуществлять главе ОВЦС в координации с китайским законодательством и китайскими властями. Командированные в Китай русские священники окормляют живущих в том месте отечественных соотечественников и время от времени с разрешения властей Китая совершают богослужения в местных храмах.
С 1986 года упрочнениями православных китайцев было открыто четыре храма, но из-за отсутствия местных священников регулярных богослужений в том месте нет — по воскресным и торжественным дням миряне планируют легко совместно помолиться. Сейчас в Шанхае живут два священника-китайца, рукоположенные еще до Культурной революции: 87-летний протоиерей Михаил Ван и 84-летний протодиакон Евангел Лу.
Они не смогут выполнять литургию, поскольку Китайская Православная Церковь не прошла предписанную законом перерегистрацию. Пара раз власти Китая разрешали им сослужить русским священникам.
Китайское Патриаршее Подворье было создано в Москве указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 февраля 2011 года. Настоятелем подворья назначен протоиерей Игорь Зуев, китаист по светской профессии. Ранее папа Игорь 12 лет служил в Хабаровске, был членом и духовником епархии епархиального совета, вернул и выстроил в том месте пара храмов.
В 2002 году на протяжении визита в Хабаровск главы Комитета обороны КНДР (КНДР) Ким Чен Ира как раз отцу Игорю поручили продемонстрировать высокому гостю православный храм. По окончании визита храма Святителя Иннокентия в Хабаровске Ким Чен Ир решил выстроить православный храм в Пхеньяне. В 2006 году сегодняшний Патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, освятил данный храм в честь Живоначальной Троицы.
До тех пор пока Китайское подворье ничем не отличается от простого приходского храма. Действительно, на воскресной литургии кое-какие ектеньи возносятся по-китайски. Предполагается, что в определенные дни на китайском языке будет совершаться все богослужение.
Папа Дионисий Поздняев сохраняет надежду, что открытие подворья начнёт возрождениемиссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди китайцев. До направления в Гонконг он довольно часто ездил в сибирские и дальневосточные епархии, пара раз в году не редкость в том месте и по сей день.
По его словам, пока такая деятельность не ведется. «Кое-какие китайцы, живущие в Российской Федерации, принимали Православие, но или через браки с россиянами, или через интерес к русскому языку, культуре, церковному мастерству, а не в следствии миссионерской деятельности», — говорит он. Для действенного миссионерства нужны средства, координирование и инициатива епархий этих инициатив. Создание центра при Китайском подворье в Москве — первый ход.
Согласно точки зрения отца Дионисия, такие же центры необходимы в Санкт-Петербурге, Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке.
В девяностые и начале двухтысячных годов в Столичной, Сретенской, Санкт-Петербургской и Белгородской духовных семинариях проходили обучение около двадцати китайцев. Но все они приехали обучаться как частные лица, исходя из этого в соответствии с китайским законодательством не могут служить на территории Китая. До тех пор пока, действительно, ни один из получавших образование русских семинариях китайцев (кое-какие из них ушли оттуда, не доучившись) не рукоположен.
Один с разрешения властей Китая стал старостой храма. Сравнительно не так давно между Пекином и Москвой было заключено договоренность — китайская сторона разрешила согласие присылать студентов. Быть может, со временем при подворье удастся создать особый учебный центр для китайцев.
Одной из задач подворья будет работа с китайцами, живущими либо временно трудящимися в Российской Федерации. на данный момент разрабатываются методические пособия для духовенства и епископата приграничных с Китаем епархий. «По окончании дарования Китайской Церкви автономии мы не осуществляем миссию на ее канонической территории, — растолковывает Петровский.— Сейчас РПЦ лишь оказывает помощь ей нормализовать положение Православия в Китае.
Китайцам же, пребывающим на территории России, мы можем продемонстрировать глубину и красоту Православия, растолковать, что это не чуждая Китаю традиция, что 300 лет Православия в Китае — наша общая история. И она объединяет нас больше, чем политические и экономические контакты».
Леонид ВИНОГРАДОВ
Случайная запись:
- Мировой столицей азарта становится макао
- Антон носик: китайский интернет гораздо свободнее, чем тот, что готовят для нас
Китайское Патриаршее подворье в Москве
Статьи по теме:
-
15 мая 2013 года по каналу «Культура» был продемонстрирован фильм главы Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона «Православие…
-
Камрад Kosarex пишет: Не следует удивляться холодному приему российского патриарха в Харбине….
-
Михаил дроздов: визит патриарха кирилла вселяет надежду в православных китая
С 10 по 15 мая проходит поездка патриарха всея Руси Кирилла в КНР. Каковы особенности православия в Китае и как предположительно может воздействовать…